Сразу должен предупредить, что это довольно объемистая книга, для читателя думающего. Мне, как прозаику, импонирует, что автор, словно не договаривая, побуждает читателя к тому, чтобы тот сам делал выводы. Список любимых авторов Милы Яниной (хотелось бы надеяться, что и я в их числе) начинается с Сенеки Младшего и Секацкого, который с недавних пор стал доступен. Прозаик любимый – Фейхтвангер, историк – Хёйзинга, философ – Фромм.
Это лишь для того, чтобы читатель не блуждал по книге в поисках знаний от лидера какого-либо маркетинга.
Впрочем, Янина – практик и маркетингом занималась довольно-таки удачно. Но в этой области ей повезло как раз из-за природы своих намерений – свободных от желания получать благодарности за старания и страдания. Но во всех ретейлах она была не то чтобы чужой, но не своей. Как, впрочем, везде она «не своя», поскольку выпало ей быть мостом для встречи талантливого и простого, бедного и богатого, возвышенного и обыденного. И оттого, что ей выпало высоким показывать, что и внизу есть возвышения, а низким – что есть возможность подняться, она не грустит, и это вызывает подозрение, что она знает, зачем с ней все так.
Я много ездил в поисках историй о необычной жизни обычных людей и, разговаривая с Милой, нет-нет да подосадую, что не доехал до ее деревни на Алтае с подходящими для меня персонажами. Ее прабабка Мария Даниловна, жена купеческого сына, после раскулачивания стала поварихой и выполняла обязанности священника (довольно частая история со времен революции и до самых девяностых). Она рассказывала правнучке ветхозаветные истории, которые могли сойти за «бабкины сказки», а о новозаветных молчала. Бабушка Анна Ивановна была целительницей – этот дар ей в свое время достался от ее бабки по матери, которую еще до отъезда из Малороссии все звали мамой Катей. Третий персонаж – дед Яков Тимофеевич – хозяин этого, так сказать, религиозного царства, не верующий в Бога плотник.
Жила бы она там очень счастливо, да вот проститься ей с этим краем рано пришла пора.
Может быть, для того, чтобы мы сейчас читали о том, как жить свободными от тех желаний, которые не иначе как для процветания и без того процветающих или еще для чего…