– Готовность кухни к работе определяется в первую очередь порядком в ней. Наведение порядка и поддержание чистоты – неотъемлемая часть рутины, и если эта часть тебе кажется непростой, возможно, стоит ее пересмотреть.
– Кажется! Без «если»!
– Я тебе говорила свой девиз на этот счет?
– Не припомню.
– Я не генерал, чтобы регулярно «генералить»!
– Звучит интригующе! Это как?
– Во многих семьях наведение порядка принято планировать на выходные, чаще всего на субботу. С одной стороны, логично: в будни и так много забот. Но… Сухая и влажная уборка во всех комнатах, тщательная зачистка всех уголков, оттирание и натирание всех поверхностей… До или после этого – поездка в гипермаркет с длинным списком покупок или, что еще утомительнее, марафон по отдельным магазинам… Потом готовка и заготовка купленного… Вот уже и целый день прошел!
Кто-то выбирает только то, на что хватает времени и сил. Поскольку питание – вопрос понасущнее остальных, приоритет отдается ему, тогда как уборка откладывается. Чем дольше откладывается уборка, тем грандиознее становятся планы на нее, ведь с течением времени дом сам чище не становится. А чем грандиознее планы, тем сложнее решиться на их исполнение, и круг замыкается.
– Ну, а как еще?
– Кто-то научился делегировать, и благодаря помощи близких все дела делаются гораздо быстрее… Хотя все равно в выходные!
Но большинство застревает в этом субботне-воскресном цикле «уборка – закупка – готовка», который превращается в «генеральную рутину». Если ты уже ведешь дневник готовки, посмотри, что там записано насчет уборки.
– Только начала, пока только закупки описала и пару приемов пищи.
– Обязательно удели внимание и этому аспекту, ведь на кухне ты тоже убираешься.
Мой подход заключается в том, чтобы разбивать эту «генеральную рутину» на составляющие и выполнять мелкие задачи в фоновом режиме в течение рабочей недели, оставляя на выходные самый минимум или вообще ничего.
Поскольку наша тема – кухня, давай на ее примере посмотрим, как дробить «генеральную рутину». Этот же подход можно применять и ко всем делам по дому.
ТВОЕ ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ: если у тебя еще нет устраивающего тебя плана уборки, повтори весь процесс, описанный мной далее. Даже если ты не внедришь этот план потом полностью, отдельные его элементы помогут тебе облегчить ведение быта.
Сначала определяем объем работ. Давай осмотрим внимательно кухню, заглянем во все доступные и недоступные взору уголки! Отметим все зоны, требующие внимания, и задачи, требующие выполнения для того, чтобы кухня постоянно находилась в состоянии чистоты, порядка и готовности к работе.
Ты прекрасная хозяйка, я уверена. Но при этом мне кажется, что у любой из нас на кухне есть уголки, в которые мы не заглядываем, или поверхности, на которые мы не обращаем внимания до тех пор, пока они не покроются приличным (или неприличным?) налетом из жира или пыли. Давай-ка неторопливо осмотрим каждый сантиметр кухни и выпишем вообще все, за чем нужно следить.
У меня кухня небольшая, и я для себя выписала следующее:
1) протереть столешницу; 2) отмыть фасады; 3) отмыть фартук; 4) протереть плиту; 5) помыть духовку; 6) помыть противни и решетки в духовке; 7) навести порядок в шкафах с продуктами (каждый можно выписать отдельной задачей, если так удобнее); 8) протереть чайник снаружи и прокипятить с лимонной кислотой; 9) протереть микроволновку снаружи и внутри; 10) навести порядок в шкафу под раковиной; 11) сполоснуть мусорное ведро; 12) привести в порядок зону сушки вымытой посуды; 13) почистить тостер; 14) почистить вытяжку; 15) помыть раковину; 16) протереть холодильник снаружи; 17) помыть холодильник внутри; 18) помыть пол; 19) протереть пыль; 20) выбросить мусор; 21) помыть посуду; 22) протереть окна; 23) постирать занавески.
По отдельности большинство этих задач – минутные и пятиминутные дела, если выполнять их регулярно. Но если заниматься ими редко и планировать их все на один день, мы знаем, чем это закончится: либо мы переутомимся и не успеем отдохнуть, либо ничего вообще не сделаем.
– Это точно. Я постоянно мечусь между этими двумя крайностями.
– Вот! Поэтому следом нам нужно разбросать задачи по календарю.
Для каждого дела давай отдельно определим частоту, с которой оно должно выполняться, и время, которое мы готовы на него тратить. И распределим задачи по дням недели так, чтобы нам было комфортно их выполнять. Например, у меня вместе с другими бытовыми задачами – всего не более 10—15 в день; из них не более 2—3, занимающих больше 10 минут.
У меня на кухне получилось 23 задачи. Из них я определяю:
· 5 задач – как ежедневные: посуда, мусор, раковина, столешница и плита;
· 9 задач – как еженедельные: чайник, микроволновка и тостер, шкаф под раковиной и мусорное ведро, холодильник снаружи и внутри, пол, пыль;
· 5 задач – как выполняемые раз в две недели: фасады, фартук, духовка с ее противнями и решетками, зона сушки вымытой посуды;
· 2 задачи – как ежемесячные: вытяжка, порядок в шкафах;
· 2 задачи – как выполняемые каждые 2 месяца: окна и занавески.
Это мой пример; частоту для каждой задачи в своем доме ты определишь самостоятельно в зависимости от имеющихся условий и своего энтузиазма.
Далее распределяем задачи по календарю. Кстати, данной ситуации я не оперирую понятиями «месяц» и «неделя», потому что в месяце бывает разное количество дней, а в неделе их – нечетное число. Неудобно.
Как тебе известно, я из околопрограммистской тусовки, поэтому переняла оттуда идею «спринтов» – так называют временной интервал, в который выполняется определенный объем работы. В айти-проектах спринт чаще всего длится две недели, и мне этот промежуток кажется удобным для оптимизации быта: в нем четное количество дней и недель, в него можно уложить большинство наиболее частых задач по дому, плюс в спринтах удобно рассчитывать промежуток между задачами более редкими (если, конечно, это вообще нужно).
Основываясь на этой модели, распределяем на ближайшие две недели основной пул задач: это задачи, которые должны выполняться чаще одного раза в неделю, каждую неделю и каждые две недели. Для кухни у меня таких 9 + 5 = 14. Распределяем их так, чтобы их плотность нас не напрягала. Какие-то можно ставить на один день, потому что зоны рядом, какие-то – только на определенные дни недели, если так комфортнее для психики. На выходные стараемся не ставить сколько-нибудь затратные по времени или силам задачи. Выходные нам очень нужны для отдыха, поэтому оставляем только то, что можно выполнить, что называется, между делом.
Когда основной пул внесен, можно распределить остальные задачи. На этом этапе мне было удобнее распределять, переходя от самых редких задач (раз в два месяца для кухни, то есть каждые четыре спринта) к более частым (раз в месяц, то есть каждые два спринта). То, что основную массу задач мы вписали в спринт, позволяет нам примерно понимать занятость в каждый день недели и вносить более затратные по ресурсам задачи так, чтобы было удобно.
Ежедневные задачи можно вписать как после заполнения первого спринта, так и оставить напоследок. Все равно с ними ничего сделать не получится (разве что пересмотреть, насколько нам правда необходимо выполнять их каждый день). Еще у меня в целом по дому есть задачи ни туда ни сюда – например, полотенца я меняю раз в три дня. Но так, как в целом эта задача почти не отнимает времени, я спокойно вношу ее в график именно с таким интервалом.
Да! Задачи вносим в любой инструмент, которым пользуемся ежедневно для организации своих задач. Хоть бумажный ежедневник (что не так удобно, впрочем), хоть Google Календарь или специальное приложение.
– Ты чем пользуешься?
– У меня бесплатное приложение для домашних дел, в котором реально удобно распределять задачи по календарю и назначать для них интервалы. Если интересно, то у меня в блоге на Дзене есть заметка «3 приложения, с которыми я контролирую всю свою бытовую рутину», там я описала сразу все, чем пользуюсь.
– Ок, гляну. Что дальше?
– Рядом с названием задачи обязательно указываем время ее выполнения, однако, подчеркну, не то, которое мы должны или можем потратить на эту задачу, но то, которое морально готовы на нее потратить. Если полноценное мытье кухонных фасадов может отнимать 20 минут, а мы не готовы выделить на него больше 5 минут – пишем «Отмыть фасады (5)». В любом случае 5 минут каждые две недели лучше, чем 0 минут каждые ∞ недель.
– Я вообще не помню, когда в последний раз мыла фасад кухни. Хотя в последние дни думаю о том, что пора бы: пятна от томатного соуса уже мозолят глаза.
– Значит назначь эту задачу одной из первых. Лирическое отступление: впиши туда же заботу о себе, раз обычно оставляешь это напоследок! Это важная задача, не пренебрегай ей.
Но пойдем дальше… Не позволяй уборке управлять своими ресурсами: мы выделяем конкретное время на задачу, а не задача определяет, насколько мы в ней увязнем. Что не успеваем сделать за отведенное время, смело оставляем на другой раз; просто назначаем этот следующий раз пораньше, чем предполагалось. Все равно станет чище, чем было, а в следующий раз будет легче – это хороший результат.
Когда подошло время выполнения задачи, я сначала оцениваю ее необходимость и наличие у себя ресурсов. Сегодня выходной после утомительной рабочей недели? Мытье полов запросто можно перенести на любой другой день. Если те же фасады не испачканы слишком заметно, вот честно, можно отменить эту задачу до следующего раза, она потерпит. Я не стесняюсь отменять или переносить выполнение задач, однако, конечно, и не отношусь легкомысленно к этой возможности. В конце концов, я и организовала свою систему затем, чтобы мой уютный дом не погрузился во мрак и хаос.
– Мне кажется, я буду либо отменять задачи, либо закапываться с их выполнением…
– Приступив к задаче, ты можешь поставить таймер на то самое количество минут, которое для нее указала. Если увлекаешься, можно отключить таймер, чтобы уже доделать задачу, а если желание доделать не появилось – завершай выполнение и решай, когда тебе удобно продолжить. По расписанию или чуть раньше.
Часть задач можно и нужно делегировать: протирать нижние шкафы или выбрасывать мусор могут твои дети, а задачу «снять занавески» можно поручить мужу – он справится даже лучше, чем ты.
– Лучше?
– Возможно, тебе сложно будет в это поверить, но все, что тебе не приходится делать самой, на самом деле делается прекрасно. Просто отстань от людей и не мешай им тебе помогать.
– Том, принять это будет очень сложно!
– И тем не менее это очень сильно упростит тебе жизнь.
Мелкие задачи, которые не вносятся в календарь, и подзадачи лучше делать сразу. Приучи себя не откладывать то, что можно сделать меньше, чем за минуту, и все, что сейчас займет меньше времени, чем потом.
– Сполоснуть терку проще сразу, чем тогда, когда к ней присохнет еда, ты об этом?
– В том числе. Или вот полить растение – минута; получила уведомление или прочитала об этой задаче в своей записной книжке – сразу сделай, и уже одной задачей в списке станет меньше.
Потом, абсолютно большую часть кухонных мелких дел – помыть посуду, сполоснуть раковину, протереть столешницу или те же фасады – можно делать, пока готовится или разогревается еда. Задача будет выполнена, а впечатление в памяти останется только о более приятном процессе.
Ты же знакома с системой «флайледи» Марлы Силли, раз интересуешься оптимизацией?
– Конечно! Эта женщина чистую раковину чуть ли не в культ возвела.
– Именно. Как мне кажется, для нее и для всех ее последовательниц чистая раковина стала своеобразной точкой отсчета, «маячком», сигнализирующим о том, что все под контролем.
Но на самом деле нам можно самим выбирать свой «маячок». К примеру, в съемной квартире, где мы сейчас живем, белая столешница – боже, никому не советую! И меня слегка угнетает, когда она чем-то заляпана и выглядит неаккуратно. То, что лежит в раковине, скрыто от моих глаз до тех пор, пока я к ней не подойду, а вот столешница каждый раз притягивает мое внимание, когда я пробегаю мимо кухни. Поэтому принципиальнее для меня белизна столешницы, чем чистая раковина.
– Она бережет твое душевное равновесие, ха-ха!
– На данном жизненном этапе – да!
В общем, я хочу сказать, что когда переходишь на такую систему, задачи становятся мелкими, посильными, не вызывающими сопротивления. Процесс уборки плавно переходит в фоновый режим, и мы можем посвящать своим делам больше времени.
И кстати! Поскольку большинство кухонных (да и бытовых) задач не требуют от меня интеллектуального вовлечения, в процессе их выполнения я слушаю аудиокниги или подкасты по интересующим темам. Например, недавно прослушала подкаст про инвестиции. Еще легче слушать художественные книги, если не успеваешь за новинками. Или любимую музыку, которая подарит настроение… Если хочешь, можно пританцовывать или подпевать!
– Танцуй, будто никто не видит!
– Пой, будто никто не слышит, да!
– Бедный Влад…
– Не правда, все у него хорошо! Короче, если не практикуешь это, начни со следующего раза. Время, проводимое непосредственно за уборкой, перестанет казаться тебе потраченным впустую. Будет легче балансировать между бытовыми задачами и жизнью в свое удовольствие.
– Постараюсь. Странно, почему не делаю это постоянно.