Жизнь минойского Крита оживает не только на керамике и каменных сосудах. Существуют, хоть и более миниатюрные, но не менее интересные изделия из камней и глины. Речь идет о разнообразных печатях, появляющихся уже на самом раннем этапе развития минойской культуры. Традиция глиняных и каменных печатей, скорее всего, пришла с востока. В ранние периоды эти предметы получают широкое распространение в Месопотамии и долине Нила. Но если в этих регионах большую массу составляют образцы цилиндрической формы, то на Крите формы печатей уже в ранний период настолько разнообразны, что можно судить о том, что традиция развивалась без особого влияния извне.
Помимо самих печатей можно обратиться и к многочисленным оттискам на глине. С глубокой древности печати использовались для маркировки различных товаров, личных предметов и представляли собой особые знаки принадлежности. Наблюдая за тем, как изменялись узоры на этих печатях, мы можем предположить, что для минойцев печати получили куда более широкое применение. От простых геометрических узоров на печатях Додворцового периода, до целых сюжетов, изображенных на золотых перстнях-печатках, это искусство было развито за несколько веков. На печатях Новодворцового периода мы можем видеть сакральные символы, животных, людей и мифических персонажей. Эти предметы дают нам отличное представление не только об окружающем мире минойцев, но и об их религиозных представлениях.
Самые ранние печати относятся ко времени ок. 3000 г. до н.э. Они изготавливались из мягкого камня и костей животных. Судя по их распространению, можно предположить, что эта традиция возникла на Юге или на Востоке острова. Хотя и отдельные печати встречаются в Кноссе, большинство из них происходит из ранних поселений в Айя-Триаде, Кумасе, Платаносе (на юге) и из Мохлоса, Сфунгараса и Трапезы (на востоке). По своим формам и узорам южная и восточная традиция мало чем отличается, поэтому можно судить о связи этих регионов уже в те времена. Этим связующим звеном мог быть север острова и центральные области.
Многообразие форм печатей Додворцового периода не сравнится с более поздними. Многие из них имели форму голов животных, конусов, стопы, четырехлистного клевера. Одна из уникальных печатей из Фурни имеет форму ступенчатой пирамиды, печати из Айя-Триады в то время часто делали в форме головы львицы или сидящего кота. Исходя из этого, можно предположить о существовании тесных связей с древнеегипетской культурой на юге острова.
Рис. 24 – Печати Додворцового периода из разных регионов
В отличии от форм, узоры на рабочей части печати не отличаются многообразием и искусностью. В основном это геометрические узоры, спирали и в редких случаях грубые изображения животных. Преобладающим является решетчатый узор, спирали и завитки различных конфигураций, которые иногда интерпретируются как растительный мотив. Однако спирали могут и иметь тесную связь с морем, как и быть одним из сакральных символов, распространенных, как и в еще более раннюю, так и в эту эпоху в Средиземноморье и связанных с круговоротом жизни и богиней-матерью. Среди животных встречается крупный и мелкий рогатый скот, в одном единственном случае на печати из Мохлоса изображены странные существа с собачьими или волчьими головами.
Животный мотив получает развитие в Раннедворцовом периоде. В это же время впервые на печатях появляются изображения людей. Это может говорить о том, что помимо маркировки, печати получили и другое назначение. Судя по изображениям отдельных животных, можно судить, что в этот период на Крите были одомашнены собаки, стали широко известны крупные животные семейства кошачьих и обезьяны, которые на самом острове не встречались. Среди животных особую популярность получают дикие козы (кри-кри) и олени. Впервые появляются такие фантастические образы, как женщина-птица (женщина с птичьей головой и крыльями вместо рук) и грифон.