Поселения на Крите

Как уже говорилось выше, мы можем разделить поселения острова Крит по трем основным регионам – Восточный Крит, Северное побережье с центром в Кноссе и Юг острова, где самыми крупными поселениями в минойский период можно считать Фест и Айя-Триада. Эти регионы, в отличие от поселений в глубине острова начинают развиваться уже в неолитическом периоде. Причем, если Северный и Восточный Крит имеет определенную связь друг с другом, Юг является более обособленным регионом, отделенным горными массивами Центрального Крита от остальных районов. Редкие неолитические поселения появляются так же и на Западе (например в Потистерии)

Остатки одного из древнейших неолитических поселений были найдены под центральным двором Кносса. Холм, на котором сейчас стоит дворец, формировался в течение сотен лет путем антропогенного воздействия (деятельности человека) и напластования одного поселения над другим. В РМ периоде поселение с множеством домов было найдено также в Василики.

Заселение Крита, которое во всех регионах происходило вдоль морского побережья, способствовало тому, что на расстоянии нескольких километров развивались древнейшие торговые порты. На востоке таким портом был Закрос, который имел тесные связи с Азией, На юге это был Комо, который позже стал считаться гаванью крупного города Феста и имел связи с Африкой. Что касается такого же портового городка, относящегося к префектуре Кносса, то он – Амниссос не смотря на свое положение, имел тесные связи не только с северными – анатолийской и кикладской культурой, но и с Древним Египтом.

На заре истории жители Крита искали убежища в пещерах, но позже стали строить дома из глины и известняка. Дома очень плотно примыкали друг к другу, создавая подобие общинного жилища с множеством комнат и пристроек, которые мы можем наблюдать у неолитических культур Западной Анатолии и Кикладских островов.

В РМ периоде население острова постоянно растет, особенно на юге, возникает все больше и больше поселений. Заселяется и центр острова, где появляются такие поселения как Аркалохори. Пещеры более не используются в качестве места жительства и становятся местами погребений, ушедших в иной мир предков минойцев. Такие места порой становятся и местами культового значения. Для поселения в Кноссе, местом священным становится гора Юктас. Среди таких же сакральных мест можно выделить горы Ида и Дикта, которые благодаря своей сакральности обросли легендами в древнегреческой традиции (пещеры в этих горах, претендуют на место рождения и дома детства бога Зевса).



Рис. 11 – Вид на гору Юктас. Внизу, в долине, автомобильная дорога, построенная на месте минойской «царской дороги», соединяющей Северное и Южное побережье острова.

Примерно к 1900 г. до н.э. в крупнейших поселениях Крита начинаются резкие изменения, которые связаны с ростом населения и социальным развитием общества. Возникают первые дворцы. Их стандартная планировка позволяет судить о том, что все части этого острова интегрируются вокруг определенной правящей верхушки, которая задает архитектурные стандарты этих дворцов.

Основное преобразование в Кноссе и Фесте – расчистка площади в центре поселения и создание большого двора, который замкнут со всех сторон многоэтажными домами (инсулами) со световыми колодцами, колоннами и проходами через крытые помещения.

Центральный двор имел четкое ориентирование по сторонам света. Он пересекался слегка-возвышающимися тротуарами. Для строительства использовались большие известняковые блоки, большинство колонн были деревянными, но покрывались красящими составами и штукатуркой. Внутренние помещения тоже покрывались штукатуркой, на которой уже начинали появляться первые фрески. Весь дворцовый комплекс окружала стена, и имелось несколько въездов во дворец. Стены имели неровности, небольшие выемки, предназначение которых до конца не определено.

Имели ли стены оборонительный характер или нет, общество Крита в этот момент имело уже нерушимые связи. Доводом к этому служит появление дорог, одна из которых тянется с севера на юг, соединяя Кносс с поселениями Южного Крита, главенствующее положение среди которых занимает Фест. Сейчас на отдельных участках этой «царской дороги» и ныне находится автомобильная трасса, пересекающая остров с юга на север, а на ее обочинах, находятся минойские гробницы и святилище с алтарем, которое имело важное значение для жителей Кносса.

Дворцовые комплексы не были статичны, они перестраивались в течении всего Раннедворцового периода, расширялись их границы, дома все теснее примыкали друг к другу. Они стали многофункциональными центрами, совмещающими в себе функции жилых кварталов, кладовых, общественных зданий и даже построек культового значения. В этом можно убедиться, если обратиться к небольшой площади в восточной части Кносского дворца, где на стене нанесены символы двойных секир, являющихся атрибутами культа. Многое говорит и в пользу того, что центральный двор использовался в качестве состязаний с быками и, возможно, для проведения ритуалов и празднеств. Само расположение центрального двора говорит о его обособленности от остального дворца и его сакральном значении.

В СМ периоде обозначилось два важнейших центра Минойской цивилизации – Кносс на севере и Фест на юге. Появляется система водоотвода под улицами и площадями дворцов. Жизнь бьет ключом. Внешние торговые связи позволяют городам Крита процветать. Восток острова тем временем постепенно начинает уступать в значимости, но в этом регионе появляются и новые не менее развитые поселения, такие как Паликастро и Гурния.

Примерно в 1700 г. до н.э. Крит становится жертвой первого стихийного бедствия. Этот переходный период характеризуется перестройкой старых дворцов и обозначает начало Новодворцового периода. Не смотря на потрясение (судя по всему сильного землетрясения на Крите) плотность населения на острове значительно увеличивается. Появляются новые крупные поселения – Тилиссос, Гортина, Кузы. И все постройки, возникающие в это время, как будто выходя из чертежей мифического Дедала, имеют одни и те же традиции, архитектуру. Города острова встречают новый расцвет.

Артур Эванс в ходе своей работы в Кносском дворце попытался реконструировать отдельные его части в том виде, в котором, как предполагалось, их видели минойцы. Многим из нас его работа покажется вычурной, многие скажут, что эти попытки нанесли вред эстетическому виду древних руин. Отчасти так и есть, потому как вольная интерпретация современного исследователя, порой оказывается далека от истины. Но если мы посмотрим на другие источники, которые представляют нам миниатюрную мозаику из Кносса, печати этого периода и фрески, то окажется, что Эванс не так уж и далек был от истины.




Рис. 12 – Участки Кносского дворца, реконструированные А.Эвансом



Рис. 13 – Вид на Кносский дворец с театральной площади в северо-западной части



Рис. 14 – Городская мозаика из Кносса, иллюстрирующая архитектуру домов минойцев



Рис. 15 – Кольца-печатки, демонстрирующие минойскую архитектуру



Рис. 16 – Фреска, реконструированная по отдельным фрагментам, иллюстрирующая жизнь во дворце

После второго своего расцвета минойскую цивилизацию ждало очередное потрясение. В конце Новодворцового периода на Крит обрушилась новая катастрофа, которая повлекла за собой разрушение новых дворцов. Многие исследователи связывают упадок Минойской цивилизации с извержением на острове Санторини, землетрясениями и цунами, которое обрушилось на северное побережье. Но как тогда объяснить упадок дворцовых центров на юге, таких как Айя-Триада и Фест?

Археологические данные говорят о том, что после бедствия Минойская культура продолжала существовать, и удар ей был нанесен не стихией, а переселением новых людей – воинственных племен греков-ахейцев, которые постепенно забрали первенство минойцев сначала на море, а потом и на самом Крите. Минойские города, такие как Кносс, продолжали существовать, но теперь они существовали уже на другой почве. И былое их могущество кануло в прошлое.

Поздний период характеризуется греческой колонизацией острова, и как будто напоминает нам греческие легенды о свержении богами олимпийцами старого порядка. Может быть и не даром все легенды о рождении Зевса, на острове Крит, где его прятали от отца Крона Куреты и вскармливала коза Амалфея, появились в греческой традиции. Культура минойцев была поглощена греками, их письменность стала толчком к появлению письменности на континенте, Крит же продолжал играть важную роль в морской торговле, но прошлое осталось прошлым, а минойская цивилизация стала легендой, истоки которой нашли уже в наше время археологи.

Загрузка...