Минойская цивилизация, чьей колыбелью стал остров Крит, оставила после себя огромный культурный пласт, повлиявший на формирование более поздних культур Восточного Средиземноморья. Она оставила свой след в легендах древних греков, в контексте чьей культуры и изучается в первую очередь. И действительно, как показывают исследования ученых, эта общность имеет место быть. Минойская островная цивилизация и микенская континентальная (в Греции XVII-XII вв. до н.э.) имели много общего. Однако, культурный обмен этих двух цивилизаций происходил уже на закате исконной минойской культуры. И здесь мы можем говорить скорее о заимствовании греками-ахейцами, впервые высадившимися на Крите примерно в XV в. до н.э., отдельных элементов минойской культуры.
Первичное заселение острова Крит произошло уже в 7 тыс. до н.э. Но вопрос о том, откуда приплыли на остров первые реформаторы, которые дали толчок к развитию культуры, до сих пор остается открытым. На данный момент самой популярной версией является гипотеза о переселении народов с востока – конкретно с западно-анатолийского побережья (территория нынешней Турции). Предполагается, что именно жители этого региона дали толчок к развитию минойской культуры. До этой поры островная культура Крита мало чем отличалась от других островных культур региона, таких как кикладская культура островов Эгейского моря, культура острова Кипр и др.
Резкое увеличение населения повлекло за собой появление поселений в трех регионах острова. Во-первых, это восточное побережье острова, где больше всего проявляется сходство с культурами востока. Во-вторых, это северное побережье с древнейшим центром в Кноссе, где прослеживается связь с кикладской островной культурой и отдельные элементы, заимствованные из Ливии и Египта. Но наибольшее влияние культур этих регионов, можно найти на юге острова, где уже в далекие времена неолита (нового каменного века) существуют прибрежные поселения с удобными гаванями. Западная часть острова с самых древних, до самых поздних времен остается слабозаселенной, хотя поселения и захоронения на северном побережье все же встречаются. Это может быть обусловлено тем, что эту часть острова покрывали густые леса и горы, изрезанные узкими ущельями.
Большинство неолитических поселений находятся в непосредственной близости от моря. Внутри острова крупные поселения начинают появляться гораздо позже. Таким образом, мы можем говорить о том, что на заре минойской цивилизации появилось три отдельных очага, которые развивались одновременно друг с другом, имея при этом тесные связи уже с неолитического периода.
Минойская цивилизация представляет собой процветающую культуру на перекрестке путей древних мореплавателей Средиземноморья. Не смотря на многие сходства с материковыми культурами, она развила свою самобытность и необъяснимую красоту, которая не встречается в соседних регионах. Прямые заимствования начинают постепенно вливаться в жизнь этих людей и приобретать свои уникальные черты после перехода к эпохе бронзы.
Изделия из металла, первые поселения, на месте которых потом возникнут дворцы и уникальная в своем роде керамика, знаменуют начало минойской цивилизации, и так называемого Раннеминойского или Додворцового периода. Вся история минойского периода на острове Крит вкладывается в полторы тысячи лет и заканчивается упадком культуры и заселением Крита племенами греков-ахейцев. Достижения минойцев будут использоваться ими, как наследие их богов-предков. Вся история Крита обрастет легендами и мифами. И даже свое название минойская цивилизация получит именно в честь мифического царя Миноса, чья резиденция – Кносский дворец, будет найден и реконструирован английским археологом Артуром Эвансом. Именно его исследования позволили разделить историю минойской цивилизации на периоды. Позже, уже греческий археолог, Николаос Платон усовершенствует ее, для удобства взяв за основу периоды дворцового строительства.
Рис. 1 – Крит в эпоху расцвета минойской цивилизации и хронология минойского периода
Уже до строительства дворцов в РМ периоде начинают появляться отличительные черты цивилизации. Среди них расписная керамика и каменные сосуды. Техника росписи, которая совершенствуется со временем, достигает эстетической красоты в СМ периоде (керамика стиля Камарес), распространяется по всему региону Восточного Средиземноморья и находится даже в Египте и на Ближнем Востоке.
Рис. 2 – Сосуды с росписью стиля Камарес (1900-1628 гг. до н.э.)
Маленькие кувшины и огромные пифосы (большие цилиндрические кувшины) служили минойцам для перевозки и хранения товаров: зерна, оливкового масла и благовоний. Распространение минойской керамики говорит о широких торговых связях и характеризует ее как морскую цивилизацию. Удобное расположение острова позволило минойцам завоевать господство в Восточном Средиземноморье и процветать в течение сотен лет.
В том же РМ периоде на Крите появляются глиняные и каменные печати, которые служили для маркировки и в качестве отличительных знаков. Обилие этих печатей отражает важность имущественных отношений на острове, которые развивались на протяжении всей истории минойской цивилизации.
Рис. 3 – Печати Додворцового периода из Кносса, Калатианы и Мохлоса
В СМ периоде на печатях начинают появляться иероглифические знаки, которые являются первым образцом письменности. Позже эта система знаков развивается в систему письменности, известную как Линейное письмо А. Эта письменность встречается на глиняных табличках, предметах культового значения и на керамических изделиях. В ПМ периоде во время появления пришельцев-ахейцев на острове она эволюционирует в Линейное письмо В, которое используется в хозяйственных и бытовых документах, для подсчета товаров и других обыденных целей.
В отличии от Линейного А, письмо В было расшифровано М. Вентрисом. Им было доказано, что язык этой письменности являет собой архаичный древнегреческий язык. Но не смотря на то, что Линейное А имеет множество аналогичных знаков в Линейном В, подстановки по сути не дают никакой информации. Это говорит нам о том, что минойский язык не был схож с древнегреческим, и ахейцы, судя по всему, лишь переняли письменную систему жителей Крита, которые говорили совсем на другом языке. Увы, этот вымерший язык оставил очень мало следов и пока не будет найден хотя бы аналогичный язык или двуязычные надписи, подобные египетскому Розеттскому камню (трехъязычная надпись, позволившая некогда расшифровать египетские иероглифы), он обречен на молчание.
Рис. 4 – Иероглифические надписи на печати из Малии
Рис. 5 – Таблички с Линейным письмом А
Однако, не только язык может рассказать нам о жизни минойцев. С появлением первых дворцов в СМ периоде, культура древнего народа острова Крит оживает на печатях, вазовой живописи и на фресках, которые украшают залы совершенно нового типа построек, которые отличают минойцев от всех жителей Средиземного моря. Самые важные дворцовые центры начинают развиваться в Кноссе и Малии (север острова), Фесте (юг острова), Като Закро (восток острова). Все дворцы имеют идентичную планировку с большим центральным двором и многоэтажными домами, строящимися на протяжении всех периодов их жизни. Коридоры и комнаты этих построек порой примыкают вплотную друг к другу, создавая целый лабиринт, окружающий неширокие улицы и площади.
Рис. 6 – Кносский дворец в наши дни
Факт строительства этих дворцов говорит о социальной революции, ведущей к тому, что знать и жречество становятся обособленным сословием. Однако у нас не так много доказательств того, что на острове существовала правящая верхушка в виде царя. Так же и трудно понять были ли все дворцы и поселения Крита единым целым или это был некий союз городов-государств. Тем не менее, все говорит о том, что эти крупные и мелкие поселения мирно сосуществовали на острове. Отсутствие серьезных оборонительных укреплений и, напротив, развитие системы дорог, связывающих отдельные регионы острова, говорят о том, что внутри минойского сообщества не было войн. О внешних конфликтах можно только догадываться. Не смотря на спокойную жизнь на самом острове, многие фрески и печати говорят о том, что воины среди минойцев определенно были, как было и оружие.
Многие бронзовые орудия, найденные на Крите, тем не менее, относятся и к церемониальным предметам. Таковым по праву могут считаться секиры с двумя лезвиями (лабрисы). В качестве культовых предметов иногда выступали и длинные конусообразные мечи и кинжалы.
Рис. 7 – Церемониальные секиры. ок. 1700 г. до н.э.
Что касается жречества, то, по-видимому, огромную роль в обрядах и ритуалах играли женщины. Мы можем это понять по великолепным фрескам, которые появляются в основном во времена Новодворцового периода (СМ III). Эти красочные фрески изготавливались из всевозможных красок и сырой штукатурки, став величайшим достижением минойцев в искусстве. Они изображают природу, жителей острова, животных, игры и состязания. Порой их мотив оказывается воистину фантастичным. И везде, где проявляется частичка сверхъестественного, мы видим женщин, одетых в длинные колоколообразные юбки. Их тонкие стройные талии перетянуты поясами, грудь обнажена, прически и макияж – вполне могут сравниться по красоте с египетской традицией. Очень часто они изображаются несущими двойную секиру – несомненно, культовый атрибут. Иногда среди них появляется величественная особа огромного роста. Порой она стоит среди фантастических грифонов, порой сидит на троне или появляется в окружении других женщин.
Рис. 8 – Статуэтки женщин (жрицы или богини) найденные А.Эвансом в Кносском дворце
Все это говорит о том, что в религии минойцев женщина играла первостепенную роль, а жречество, несомненно, существовало как профессия прекрасного пола. Мужчины же были воинами, рыбаками, охотниками и, возможно, принимали какую-то роль в управлении государством или отдельными городами.
Еще один символ, который завоевывает популярность в СМ период, это критский бык. Куда бы мы не взглянули, будь то дворец, кольцо-печатка или роспись на вазе, мы встретим бычьи рога или самого быка. Игры с быком были одним из излюбленных мотивов в искусстве минойцев. Очень часто можно увидеть, как атлеты перепрыгивают через его спину, словно укрощая это мощное животное. Бык, как и двойная секира, тоже был одним из культовых символов, тем более, что зачастую эти два атрибута изображаются вместе. И, судя по всему, в религии минойцев он был символом мужского начала.
Минойцы любили природу. Они пользовались ее плодами и обожествляли ее. Животные мотивы являются неотъемлемой частью искусства. То же можно сказать и о растениях, главенствующую роль среди которых приобретают цветы шафрана.
Рис. 9 – Три в одном. Бычья голова с двойной секирой и цветком шафрана между рогами. Роспись на сосуде. Ок. 1700 г. до н.э.
Кроме того, что минойцы облюбовали остров Крит, следы их влияния и даже колонизации присутствуют на других островах Эгейского моря. Среди них: Кипр, Милос, Наксос, Парос и др. Легенды говорят нам о могуществе царя Миноса, который имел влияние и на материковую Грецию, а отдельные археологические артефакты намекают на путешествия минойских мореплавателей на Сицилию и Сардинию.
Особняком в вопросе минойского влияния, с самого момента открытия, стоит погребенное под многометровым слоем продуктов древней вулканической деятельности поселение Акротири на острове Санторини.
В XVII в. до н.э. в Средиземном море произошла настоящая катастрофа. В наше время это ужасное бедствие называют Минойским извержением. Это извержение уничтожило целый остров – Фиру (Санторини). От острова остался лишь малый осколок в форме полумесяца. Отголоски катастрофы прозвучали по всему Средиземному морю. Все это сопровождалось землетрясением и потоками лавы, отложениями пепла и пемзы, которые осели на дне за многие километры вокруг острова. Считается, что именно эта катастрофа послужила толчком к упадку минойской цивилизации и изменению климата.
Долгое время считалось, что эта катастрофа уничтожила практически все свидетельства прошлого, но в 1967 г. греческий археолог Спиридон Маринатос наткнулся на настоящую жемчужину древней истории. Под слоями окаменевшей лавы и пемзы были обнаружены многоэтажные дома и улочки. Это был город с яркой культурой, застывшей на стенах зданий. Это были вторые Помпеи, с той лишь разницей, что жители этого древнего города покинули его, прежде чем он был погребен под потоками лавы.
Рис. 10 – Общий вид на раскопки в Акротири
Артефакты (в особенности фрески), найденные в Акротири имеют параллели как с кикладским искусством (острова Эгейского моря), так и в большей степени с искусством минойского Крита. Только 30 процентов существующего поселения сейчас может увидеть турист, посетив этот город-музей. В каком смысле был связан этот город, существовавший параллельно с СМ периодом, с минойской цивилизацией с первого взгляда определить трудно. Был ли это обособленный центр с местным самоуправлением, метрополией Крита, пограничным форпостом или колонией? Если жители этого острова покинули его перед извержением, то не отправились ли они на Крит? И быть может фрески Акротири даже древнее фресок Кносса?
Более подробно рассмотрев все аспекты минойской культуры и в частности поселения Акротири, мы приоткроем завесу тайны над некоторыми вопросами, касающимися древнейшей цивилизацией Европы, о которой не говорят письмена, а лишь прекрасные археологические находки и легенды, которые оставило нам неумолимо бегущее время.