Каменные сосуды и керамика

Древняя керамика для археологов является одним из важнейших маркеров для определения уровня развития, культурных связей и даже для определения относительной и абсолютной хронологии цивилизации. Основателем методов досконального изучения и систематизации керамических изделий можно считать британского археолога Ф. Питри. При изучении памятников Додинастического периода Древнего Египта (4 тыс. до н.э.) он проделал огромную работу по каталогизации и систематизации керамики, которая позволила установить временные рамки развития этого ремесла и региона в целом. Подобную работу для Крита провел Дж. Пендлбери. Благодаря этому мы можем относить отдельные слои поселений и останков к тому или иному временному периоду. Смотря на то, как изменялась техника, отдельные черты, узоры и мотивы, находя аналогии с другими регионами, мы можем судить о том, как развивалось искусство Крита и с какими регионами оно, возможно, имело связь.

Керамика неолитического периода на Крите еще не имеет ярко выраженных особенностей. Сосуды имеют форму блюда, чаши или кубка. Изредка встречаются ручки сосудов. По технике эта керамика ручного изготовления, жители Крита еще не знали гончарного круга. Сосуды почти не имеют никаких сложных украшений, узоров, кроме редких насечек, геометрических фигур. Однако, примерно к 2200 г. до н.э. намечается заметный прогресс.



Рис. 17 – Неолитическая керамика из Феста (слева) и Кносса (справа)

В середине Додворцового периода в Василики появляется первая ремесленная традиция, которая находит отражение в типах сосудов с удлиненными горлышками и вертикальными ручками. Они не имеют даже геометрических узоров, но зато сосуды украшены пятнами красного и черного цвета, напоминающие окрас морских камней. Судя по всему, аналогия не случайна, поскольку первые сосуды изготавливались из камня. И только после появления гончарного круга каменные сосуды начинали постепенно уходить в прошлое. Сосуды из Василики имеют более гармоничную форму по сравнению с неолитическими сосудами, их разнообразие увеличивается.



Рис. 18 – Керамика из Василики ок. 2200 г. до н.э.

В этот период можно наблюдать ввозные сосуды с Кикладских островов и каменные сосуды, имитирующие египетские образцы.



Рис. 19 – Кикладские кубки (слева) и каменные сосуды в египетском стиле (справа)

Помимо таких стандартных форм керамика в других частях острова начинает проявлять признаки имитации форм тех или иных животных. В таком случае керамика окрашивалась редкими полосами светлой краски или не окрашивалась вовсе.

Все эти сосуды использовались минойцами в бытовых целях и при торговле, но некоторые могли быть культовыми предметами, которые использовались при совершении ритуалов. Тем более, что животные, которые имитируют сосуды, как выясняется позже, имели определенное сакральное значение на Крите.

Помимо сосудов минойцы начинают использовать обожженную глину для лепки статуэток, заменив на этом поприще каменные материалы.

К 1900 г. до н.э., возможно, благодаря связям с кикладской культурой, минойская керамика вбирает в себя особенности украшения керамики символами, свойственными большинству островных культур Восточного Средиземноморья. На керамике появляется множество спиральных и круговых узоров и впервые символы определенно религиозного значения. Таким мы можем считать кувшин из Кносса, украшенный изображениями двойных секир. Форма сосуда по-прежнему повторяет традицию, пришедшую из Василики, но красочность линий говорит о развитии мастерства и техники художника, украшавшего сосуд. Сосуды начинают расписываться светлыми красками по черной отполированной поверхности. Даже сосуды из Василики, напоминающие ранее шкуру пятнистого леопарда, теперь изобилуют несложными узорами, нанесенными мастером с учетом всех изгибов сосуда. Появляется гармония и красота, которую потом мы не увидим даже на греческих вазах. Некоторые экземпляры расцветают цветами, другие и вовсе материализуют перед нами целые образы и сюжеты. Внутри некоторых чаш начинают появляться глиняные фигурки людей и животных (в одном случае целое стадо с пастухом). Эта традиция явно говорит о культурных связях с Древним Египтом, где была распространена такая же необычная черта.



Рис. 20 – Разные типы сосудов начала Раннедворцового периода

Стиль росписи светлым по темному постепенно совершенствуется в течении Раннедворцового периода, узорами начинают заполняться все пустоты, вместо гладкой поверхности на вазах начинают появляться выпуклости в виде маленьких шишечек, углубления. Этот стиль достигает пика своего совершенства и становится настоящим достижением минойцев, визитной карточкой в регионе Восточного Средиземноморья. Взяв за начало кикладские и египетские образцы островитяне создали нечто непревзойденное и уникальное, при этом использовав простейшие на первый взгляд, узоры. Этот стиль получил название Камарес (по названию пещеры, где впервые была найдена керамика) и его образцы встречаются даже в могилах важных персон в Передней Азии и Египте.



Рис. 21 – Сосуды стиля Камарес

После первой катастрофы, потрясшей остров Крит, ориентация древних ремесленников отчего-то резко меняется. Техника светлым по темному в Новодворцовый период заменяется техникой темным по светлому. Достоверно неизвестно, что повлекло за собой такие изменения в искусстве, но новый расцвет минойцы встречают уже с керамическими изделиями совершенно иного типа. Керамические изделия уже не выглядят так эффектно, но теперь на них появляются богатые образами росписи. Если во времена Раннедворцового периода украшениями чаще служили стилизованные узоры, то теперь на вазах появляются морские и сухопутные животные, возвращаются растительные мотивы и сакральные символы. Многие керамические сосуды, особенно кубки, теперь заменяют сосуды из бронзы или камня. Именно такие сосуды мы можем видеть на настенных росписях в гробницах Древнего Египта в руках людей, обозначенных как «послы Кефтиу» (так называли древние египтяне остров Крит), такие же сосуды будут найдены и в усыпальницах богатых вождей греков-ахейцев.



Рис. 22 – Керамика Новодворцового периода

В этот же период появляются каменные сосуды, которые отражают настоящее совершенство минойских зодчих. Они вырезают целые сюжеты на небольших чашах и конусовидных кубках. На многих из них изображены мужчины-воины, животные, архитектура. Они являются бесценным материалом для реконструкции жизни минойского общества в самый поздний период. Они не пестрят красками, но их рельефы настолько тонки и аккуратны, что мы можем видеть мельчайшие детали и даже эмоции людей, изображенных на них.



Рис. 23 – Каменные сосуды Новодворцового периода

Таким образом, мы видим, как совершенствовалось ремесло на острове Крит. Не смотря на то, что соседи оказывали некоторое влияние на минойских мастеров, за несколько веков им удалось превратить обычные бытовые сосуды в предметы настоящего искусства, не уступающие предметам искусства других развитых цивилизаций того времени. Им удалось превратить простейший геометрический узор в пестрое буйство красок. Жизнь уже начала оживать на этих сосудах за тысячу лет до привычного греческого искусства, являя собой то, что было ценно для людей. Обычные глина и камень в руках человека показали нам, наконец, как выглядели минойцы и мир вокруг них в те далекие времена.

Загрузка...