Определенность, контроль и безопасность – предпосылки выбора внерелигиозной веры
Итак, что же я называю здесь «верой»? Как можно соотнести с ней «до-верие», «у-веренность» и «веро-ятность»? В чем основания, причины их появления и исчезновения?
Хотя эта книга не является научным трудом, для того чтобы моя публицистика не стала беллетристикой, обратимся к научным изысканиям в области психологии.
Краткий дайджест и качественную попытку анализа перечисленных здесь понятий я нашел в пятом выпуске научных трудов за 2020 год Московского гуманитарного университета у Анны Каневой и Натальи КоренковойXIII.
Остановлюсь на выводах этих ученых и рассуждениях лишь в той степени, которая поможет нам в дальнейшем понять главное. Для чего приведу представленную этими авторами вот такую наглядную схему:
Рисунок 6. Вера в системе других категорийXIV
В основу здесь положено соотношение неопределенности и контроля.
Понятно, что речь идет лишь об общем соотношении категорий. В жизни, по поводу разных явлений в один и тот же момент у нас существуют как разные уровни определенности, так и разные возможности контроля. В качестве пояснения этого моего высказывания приведу здесь собственное умозрительное видение распределённости некоторых явлений в нашем сознании по уровню определенности и контроля.
Рисунок 7. Примеры разного уровня веры и связанных с ней категорий для разных психологических явлений
На этой схеме цифрами обозначены:
1 – новости в СМИ
2 – ставки тотализатора
3 – право собственности в нестабильном обществе
4 – предвыборные обещания политиков в нестабильном обществе
5 – «искренняя» («фанатичная») религиозная вера
6 – «бытовая» религиозная вера (требует «чуда»)
7 – видимая нами реальность (явления контролируются только нашими органами чувств и мозгом, не исключена возможность иллюзий)
8 – принимаемое «всеми» право собственности в «стабильном» обществе
9 – цифровой рубль
10 – криптовалюты с использованием технологии «блокчейн»
11 – хозяйственное событие, зафиксированное в бухгалтерском учете
12 – хозяйственное событие, зафиксированное в управленческом учете
Так как приводимый здесь пример оценок распределения явлений и событий весьма субъективен – предлагаю вам провести эксперимент и подумать над собственным вариантом распределения этих и иных (как связанных, так и не связанных с финансами), но интересных вам событий и явлений…
Однако не только уровень возможности контроля и определенности важны при понимании сущности психологии финансов. Как я уже говорил, всегда важно наше врожденное стремление к безопасности. Поэтому для понимания категорий веры, доверия, уверенности, на мой взгляд, важно учесть также следующие выводы Анны Каневой и Натальи Коренковой.
«…для того, чтобы взаимодействовать с миром, есть необходимое условие, которое заключается в удовлетворении вашего уровня безопасности»XV.
Любая форма взаимоотношений с окружающим миром и людьми, включая насилие, имеет цель поддержание безопасности. Именно через это проявляется наша тяга к недостижимой на практике[34] гармонии! Именно это создает дальнейшие предпосылки возникновения обмена, в том числе обмена «экономического» и, как следствие, финансов.
«Доверие и недоверие регулируют отношения с окружающим миром, воспроизводят социально-психологическое пространство человека, способствуют развитию субъекта…
… Именно доверие создает условия для обмена и взаимодействия субъекта с окружающим миром. Недоверие же способствует сохранению и обособлению субъекта и его социально-психологического пространства. В этом проявляется его защитная функция. Таким образом, еще одной характеристикой, способной разграничить доверие и недоверие, является «ориентация на обмен и взаимодействие – ориентация на сохранение и обособление.»XVI
Говоря проще, чтобы взаимодействовать с окружающим миром и прежде всего с другими людьми без использования насилия или обмана, нужен определенный уровень доверия.
Этот уровень должен быть как-то сформирован и сохранен в сознании людей, участвующих во взаимоотношениях. Формируется он опытом. Собственным и/или предыдущих поколений. В идеале его сохранение обеспечивают субъект-субъектные отношения, о которых говорилось в первой главе.
При низкой неопределенности (см. рис. 5 и 6) того или иного события и при невозможности контроля за обеспечением его совершения мы уверены, что оно произойдет. «Так было и так снова должно быть».
Я бы сказал, что уверенность – это доверие, уровень которого приближается к 100 %.
При высокой неопределенности и при невозможности контроля мы можем в наступление события верить. «Сосед, с его слов, получил на купле/продаже этих акций прибыль, и я верю, что получу и я».
Веру мы привыкли оценивать как «слабую» и «сильную»[35]. Однако она всегда «включается» в наши действия при высокой неопределенности и отсутствии возможности контроля. Доверие (того или иного уровня) имеет место и в этом, и во всех остальных случаях.
Энциклопедическим словарем Брокгауза и ЕфронаXVII ве́ра определяется как «признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры». То есть вера и контроль или расчет мало совместимы. Если у нас есть возможность или мы пытаемся что-то проконтролировать или рассчитать, то вера (как психологический инструмент) теряет значение – есть другие, более точные инструменты оценки ситуации. «Доверяй, но проверяй» – это не о вере, а о том, что «до нее»…
При отсутствии определенности и возможности контроля верить или не верить – это просто наш выбор. Выбор, основанный на нашем личном опыте и принятии (или непринятии) опыта других.
В словаре Ожегова вера[36] определяется как «убеждённость, глубокая уверенность, в ком или в чём-либо».XVIII
То есть здесь это такая вера, в которой можно убедить или убедиться. В которой можно «разубедиться» или в которой можно «переубедить». Это хотя и глубокая, но не абсолютная вера. То, что рядом с такой абсолютной верой…
При высокой неопределенности, но при возможности контроля, мы уже можем произвести при достижении своих целей расчет[37]. «У меня есть данные биржи за последние годы и о курсе этих акций на сегодня, поэтому я могу рассчитать, когда мне их покупать, а когда продавать». (При этом и сам контроль основан лишь на нашей вере в его возможность, о чем поговорим в дальнейшем).
И, наконец, при высокой неопределенности, нам остается пытаться наладить контроль. «Я не знаю, что станет с акциями этой венчурной компании в моем портфеле, но я должен контролировать этот портфель так, чтобы венчурные вложения не вывели меня в убыток и не вкладываться в такие акции слишком много…»