Джанни, зевая, ходила по квартире, медленно размышляя, есть ли тут кофе, а если есть, то где, когда уловила отдаленный стук и поняла, что он идет снизу.
– Мама! – мысль ещё не успела толком оформиться, а Джанни уже бежала вниз.
Она стремительно открыла дверь на улицу – хотя, помня про типа с велосипедной цепью, только на цепочку.
Перед ней стояли двое – властные, подтянутые и деловые, удивительно неуместные в этом обшарпанном районе. Невысокий мужчина в дорогом и хорошо пригнанном костюме и женщина с толстой папкой для бумаг под мышкой. Они оглядели Джанни без всякого выражения и холодно осведомились.
– Комиссия. Мы можем войти? – они скорее приказывали, чем спрашивали.
Джанни растерялась. У нее мелькнула мысль, что дядя Джильс не платит за квартиру. Или за электричество? В этих двоих было что-то непоколебимо-чиновное.
– Прошу вас, входите – ответила она довольно робко и торопливо сняла цепочку.
Мужчина и женщина переглянулись – почему-то торжествующе – и вошли.
Они остановились посреди похожего на площадь холла и внимательно огляделись.
– Башня совсем плоха, – заметил мужчина сквозь зубы.
– Мсье Дони плохо её содержит. Как и следовало ожидать, – закончила женщина почему-то удовлетворенно.
Их едва укрытое ледяное презрение загнало Джанни глубоко в панцирь смущения, о существовании которого она обычно не подозревала – девушка всегда считала, что умеет и любит общаться с людьми. Джанни мельком подумала, что не понимает, кто из этих двоих главный.
– Я хотела бы узнать, кто вы и что… – начала она, надеясь найти уверенность в звуках собственного голоса.
Мужчина и женщина окинули её одинаково презрительными взглядами.
– Мы – Комиссия! – ответили они почти хором.
– Мы – Комиссия и прибыли сюда, чтобы разрешить противоправное…
За их спиной Джанни увидели Пака, который, сонный и всклокоченный, неспешно спускался по зеленой лестнице. Увидев Комиссию, он на миг застыл, распахнув и рот и глаза. На лице мальчишки мелькнул искренний ужас, и он умчался вверх по лестнице – да так, словно за ним гнались.
Джанни поняла, что впустив Комиссию, она совершила что-то ужасное. Может быть, они – соцработники и пришли забрать Пака из семьи? Или Джильс не платит за квартиру и их хотят выселить?
– …Джильса Дони, – продолжала Комиссия – неправомерно завладевшего Маяком. Помянутый Джильс отказывался освобождать Маяк, вразрез с неоднократно доводимыми до его сведения решениями Комиссии. Потому мы… – они говорили хором, голоса их нарастали, отдаваясь гулким эхом. Джанни подумалось, что это напоминает заклятие.
– Потому мы повелеваем Джильсу Дони покинуть Маяк. Волею Комиссии… – голоса их заполнили огромный холл до отказа, Джанни показалось, что воздух стал плотным и подталкивает её к дверям.
– Что же я наделала! – мелькнуло в голове.
За спинами мужчины и женщины пронесся Пак. Он метнул что-то на пол. С глухим треском оно упало. Те разом прервали речитатив и обернулись.
На полу лежало яйцо – по размеру похожее на страусиное, с бугорчатой буйно-алой скорлупой. От падения яйцо почти разбилось. Не нему шли широкие трещины; с грозным «Крак»! трещины стали расширяться. Джанни с удивлением поняла, что лица обоих визитеров потеряли надменность.
Из трещин в яйце вырвалось пламя. Один конец его окончательно треснул, и наружу высунулась маленькая голова, похожая на крокодилью, но с клювом. Только головы крокодилов не бывают сотканы из огня!
Джанни застыла, не в силах ни двигаться, ни даже толком удивляться.
Мужчина и женщина начали одновременно говорить что-то шепотом. Огненная голова стала высовываться наружу чуть медленнее. Зато из яйца поднялись два язычка пламени, напоминающие перепончатые крылья. В этот миг Джанни поняла, что Пак, стоя на лестнице, корчит ей страшные рожи и делает знаки уйти. Так она и сделала. Бросившись к ближайшей лестнице, Джанни взбежала на полэтажа как раз вовремя, чтобы оказаться лицом к вошедшим, когда все закончилось.
Огненная ящерка двигалась задом наперед, медленно скрываясь в яйце. Трещины с клацаньем закрылись. На напряженных лицах Комиссии проступило торжество. Но в этот миг Пак что-то сделал. Яростный порыв ветра ударил Комиссию, раскидал бумаги из папки женщины, разорвал узел её волос, бешено забил тусклой деловой юбкой – и в следующий миг обоих вынесло наружу в ворохе протоколов и постановлений!
Пак промчался мимо Джанни, словно и сам был из ветра, и захлопнул дверь, а потом дважды повернул ручку и закрыл цепочку.
Затем он уставился на Джанни взглядом, который не обещал ничего хорошего.
– Зачем. Ты. Впустила. Их? – отчеканил Пак железным голосом.
Джанни сама не помнила, как спустилась к нему. Яйцо лежало на прежнем месте, абсолютно целое.
– Зачем. Ты. Впустила. Их? – повторил Пак осуждающе. – Ты что, с ними заодно?
Тут Джанни взорвалась.
– Потому что никто ничего мне не сказал! Что за Комиссия! Почему Комиссия? Чем вы вообще тут занимаетесь? Что у вас тут за притон!
– Это не притон. – Сказал Пак обиженно и серьезно. – Это Маяк. Но ты права, – добавил он после секундного молчания. – Я сглупил, что тебе ничего не сказал. Это, наверное, моя вина, – признался он понуро и неохотно.
Вспышка Джанни остыла, больно уж потерян был Пак.
– Так что это за Комиссия? И вообще что это сейчас было? Я видела, как из яйца вылезало… что-то. Или мне показалось? – спросила Джанни с надеждой, которая её саму удивляла.
– Это не что-то, а Большая африканская саламандра, – буднично объяснил Пак.
– А Комиссия – это Комиссия Мироздания. Они следят, чтобы все часы в мире шли одинаково.
– Все часы в мире шли одинаково? – растерянно переспросила Джанни.
– Это не профсоюз часовщиков, – объяснял Пак с абсолютно серьезным видом. – Комиссия следят за тем, чтобы в каждой Координате секунда, минута, час и так далее продолжались одинаково. Это важно для Равновесия Вечности, – уточнил он.
– Прости, но либо я ничего не поняла, либо ты так объяснил, – ответила Джанни.
Пак тяжело вздохнул.
– Как папа мне объяснял, так я и говорю. Ну, в общем… – Пак некоторое время думал.
– Смотри! Во Вселенной есть пространство, а есть время. Одно не может без другого. Ту часть Вселенной, которая время, называют Вечностью. И за ней приглядывает Комиссия. Следит, чтобы все Координаты находились в равновесии. Координата – это, грубо говоря, такой кусочек времени. – Кирпичики, из которых сделана Вечность! – обрадовано подытожил он, видимо вспомнив определение из прочитанных книг.
– Вот! Но чтобы все секунды и минуты были одинаковой длинны, нужен эталон – что-то для измерения. Это что-то находится в центре всех Координат. Представь себе торт, поделенный на куски, а в центре воткнута свеча. Ну вот.
– Что: вот? – спросила Джанни, в глубине души догадываясь, что Пак сейчас ответит.
– Вот это вот, – объяснил Пак, обводя рукой все вокруг. – В центре всех кирпичиков времени находится наш Маяк. Ну, как свеча в центре торта. Им заведует папа. А Комиссия считает, что он для этого не годится. Уже много лет они хотели выселить его, но не могли. Никто не способен войти на Маяк без приглашения. А ты взяла – и их пригласила! – Пак осуждающе вперил взгляд в лицо Джанни.
Та окончательно растерялась.
– То есть мы… в центре всех времен? Да ты меня разыгрываешь!
– Ничего я тебя не разыгрываю! – обиделся Пак. – Смотри!
Он подбежал к ближайшей двери – естественно, не той, за которой осталась Комиссия – и открыл. За ней был тот же деловой район… Тот же, но другой. Мусора не было и следа. Здания – будто с иголочки. Окна сияли чисто вымытыми стеклами. Забавные пузатые машины фырчали на улицах. Люди были одеты как в старых кинофильмах.
Пак торжественно указал рукой на вывеску на здании напротив – это был не угрюмый склад из 80-х, как сейчас, а новенький, кокетливый кинотеатр. «Звездные войны. Премьера в Галлии»! гласила вывеска. Громадная очередь стояла от кинотеатра до угла – если бы Джанни не была так поражена, это было бы первое, что она заметила. Девушка ошалело вышла наружу. Она коснулась рукой стены, гидранта, стеклянной витрины – все настоящее! Пак наблюдал за ней из двери. Прохожие недоуменно разгадывали девушку в непривычно-узких джинсах и мальчишку в пижаме. Оглянувшись, Джанни поняла почему. Вывеска на здании, из которого они вышли, гласила: «Вина Прованса» – это был громадный универмаг. Кто-то из прохожих пытался заглядывать в их дверь.
Пак сердито поманил Джанни и захлопнул за ней дверь.
Потом прошел к соседней и открыл.
Бешеный рев и грохот заставили их отшатнуться. Почти в самую дверь ехал огромный грейдер. Когда железная гроза прогрохотала, они выглянули. Все вокруг было разрыто, словно на поле колоссальной битвы – фундаменты, стены, котлованы, вырванные с корнем деревья. Ревела техника, и суетились рабочие. Мимо проходил, погрузившись в планы стройки, прораб в пиджаке с накладными плечами по моде 50-х.
Здесь Пак задерживаться не стал и открыл еще одну дверь – грубую, добротную и неказистую. Они увидели тот же пейзаж немного из другой точки. Прямо от двери начинался огород. На нем копалось девочка в длинной домотканой юбке в полоску и чепце с оборками. Белый гусь деловито подошел и встал у двери, разглядывая их. Через пару мгновений девочка уловила боковым зрением, что она не одна. Джанни и Пак полюбовались её распахнутым ртом и ошалелыми глазами, потом Пак важно поклонился ей и закрыл дверь.
– Ну, убедилась? – спросил он торжествующе.
Джанни очень медленно кивнула.
Пак поглядел на неё и тяжело вздохнул.
– Ладно. Пошли тогда завтракать!
***
Жизнь более-менее налаживалась. Джанни обходила комнаты, выбрала себе пару интересных книг и удобное кресло. От чтения её отвлек странный звук.
Из коридора раздавались хлюпающий топот и противный визг. Вдобавок, что-то грозно хлопало. Джанни вспомнила тварь, жившую в яйце, очень осторожно пошла на звук. По дороге она прихватила прочный веник. Топот и визг раздавались из комнаты Пака, где она прежде не была. Чуть помедлив, Джанни решилась, покрепче сжала свое оружие – и открыла дверь.
Она сперва поморщилась, а потом тяжело вздохнула и отставила веник.
В этой части Маяка первозданный хаос явно ещё не кристаллизовался. Все более или менее ровные поверхности равномерным слоем усеивали раскрытые книги, журналы и комиксы, одежда занавешивала стулья, рядом с зашторенным окном была выстроена небольшая башня из носков. Пак восседал в центре хаоса и создавал те самые загадочные звуки, которые привели Джанни сюда – он, сосредоточено прикусив губу, играл на компьютере.
Джанни с интересом следила, как Пак лихорадочно размещает нагромождения пикселей и отбивает атаки на них размытых орд каких-то визжащих страшилищ. Потом обстановка видимо, наладилась – забухали танки, и орда чудовищ расплескалась по экрану алыми брызгами.
– Привет, Джанни, – сказал Пак через плечо, не отрываясь от экрана. – Видела, как их я? Целая толпа зерглингов и вот та-а-а-акенный кабан! Сейчас осадных танков наклепаю и в поход пойду! – Он обеспокоенно разглядывал курящиеся зеленым гейзеры, подле которых сновали работящие кучки пикселей.
Джанни хотела попросить его навести тут хоть какой-то порядок, но вспомнила, как Пак реагирует на замечания и задумалась. Пак ещё некоторое время увлеченно играл, потом стал поглядывать через плечо; а потом оторвался от пузатого монитора.
– Джании, ты чего? – спросил он обеспокоенно.
Джанни пятясь, вылезала из-под кровати.
– Где ты её держишь? – спросила она тревожным шепотом.
Чувствовалось, что Пак начал волноваться всерьёз. Зерги были поставлены на паузу и мальчишка вперился в Джанни.
– Кого, её? – спросил он шепотом, видимо размышляя, не сошла ли Джанни с ума, а если сошла – то что с ней делать.
– Свинью твою, – ответила Джанни как ни в чем не бывало.
Сперва Пак не понял. Потом улыбнулся и серьёзно упер палец себе в лоб.
– У меня внутренняя свинья. Думаешь, убраться надо? – спросил он неохотно.
– Думаю, – кивнула Джанни. – Книги хоть пожалей!
– Хорошие книги я закладками закладываю. – Серьёзно объяснил Пак.
Потом, к удивлению Джанни, вышел из игры и стал выбираться из-за стола. Добрую часть вечера он сновал по квартире, разнося книги по местам, потом в поисках тряпки для пыли, а в конце – торжественно вынес башню из носков и сложил её заново – около стиральной машины.
***
Остаток дня протек без приключений – по правде говоря, их на сегодня и так хватило с избытком. Когда Джанни легла, голова её была заполнена мыслями и вопросами, словно бассейн – водой. Она думала, что так и пролежит до утра. Неожиданно крючочки и выступы мыслей зацепились один за другой, и Джанни сделала удивительное открытие.
Утром она встала не рано и обнаружила, что Пак уже изжарил огромную яичницу с беконом. Он налил ей кофе; Джанни положила яичницу в тарелку и спросила.
– Скажи, Пак, а ведь Джильс не в больнице! Что на самом деле с ним случилось?
Отпираться Пак не стал.
– Он пошел спасать маму. И пропал. – Признался он понуро.
– От Комиссии? – уточнила Джанни.
– Да что ты – Комиссия таким не занимается! – возмутился Пак и пояснил. – Маму похитил Король времени. Понимаешь, – скромно уточнил Пак. – Мама из народа фейри.
– Фейри… – протянула Джанни. – Да ты меня…– хотя, если подумать, почему бы и нет. Нет причин верить в путешествия во времени и Комиссию Мироздания, но не верить в Волшебный народец.
– А если она из фейри, то где твои ушки?
Пак в ответ приложил ладони к ушам, тряхнул пышной нестриженой копной волос – и обнаружились длинные, слегка эльфоватые уши. Он стоически перенес то, как Джанни рассматривала их, и даже разрешил потрогать.
– Папа встретил маму в одном из Миров. Ну… а Король времени с самого начала был против их знакомства! Он имел на маму свои виды. Да, да, сейчас расскажу. Все по порядку! Ты ешь, ешь пока!
– Король времени это такой очень могучий волшебник, который получает силу прямо из Вечности. Ну, оборачивает время в энергию. Это – главный конкурент Комиссии. Целые эпохи она борется с ним – но не то, чтобы очень успешно. Некоторые считают его полубогом или вроде того. По сути, Комиссия контролирует Синюю сторону, а Король – зеленую.
Джанни снова потребовались объяснения.
– Ты заметила, наверное, что в башне две лестницы и стены внизу покрашены в два цвета – это не потому, что у папы краска кончилась! При создании нашего мироздания что-то… В общем, не так пошло. И поток реальности разделился надвое. В одной линии времени преобладает магия – это зеленая. Во второй магии никогда не было – это синяя. Наша линия – синяя, если что. Вот, с Маяка ведут двери в обе линии. Потому Король и Комиссия издавна спорят из-за него. Стражи Маятника Судеб не пускали в башню ни тех, ни других… до вчерашнего дня!
– Если честно, я не предоставляю, что мы будем делать баз папы – сказал Пак очень тихо. – Всю ночь думал и ничего не придумал!
И тогда Джанни сказала неожиданно даже для себя.
– А что если, Пак, мы сами поищем дядю Джильса?
Лицо мальчишки расцвело так, что Джанни поняла – он сам давно думал о том же, но ничего не решался делать.
– А, ведь теперь, когда нас двое, мы можем оставить на кого-то Маяк! – подсказала ему она способ сохранить лицо и объяснить, почему он не начал поиски сам.
Пак понимающе улыбнулся.
– Тогда пойдем-ка искать папу! Сперва обратился к волшебнику Шармиану Досточтимому – Джильс у него учился, – деловито планировал он.
– Папа ничего не сказал о том, куда собирается идти и что делать. Вернусь, говорит, к ужину… И не вернулся ни к тому ужину, ни к следующему, и ни к какому другому… – с обидой закончил Пак.