Глава 6. Собрание старост

В середине октября, когда Эйна уже почти закончила читать архивные документы, на неё обрушилась очередная новость. Тарий сказал, что приближается ежемесячное собрание старост в Первом. В конце каждого месяца старосты всех тридцати посёлков подводят итоги, пишут отчёты о выполненных задачах и в назначенный день едут в Первый, где в большом зале правления зоны все по очереди выступают с отчётами, а потом обсуждают задания на следующий месяц.

Эйна чувствовала, что уже готова познакомиться с другими старостами и выступить от имени Семнадцатого посёлка. Теперь, когда она внимательно изучила работу Тария, она ощутила уверенность: «Конечно же, я справлюсь. И не с таким справлялась!» – её даже не пугала необходимость руководить жителями Семнадцатого. Отчасти в этом была заслуга Аниши, которая убедила Эйну, что жители посёлка её уважают и готовы признать своим лидером. И всё же Эйна хотела как следует подготовиться к первой встрече со своими будущими соратниками. Она спросила Тария:

– Вы сможете меня отвезти в Первый? Покажете мне, куда идти. Может, познакомите с кем-то.

Он критически оглядел Эйну с ног до головы и сказал:

– Отвезу, конечно! Время у меня есть. Только тебе нельзя в таком виде туда ехать!

– В каком? – не поняла Эйна.

Тарий замялся, он боялся обидеть Эйну, но и промолчать не мог.

– Ну… Ты как будто только что с полей. На собраниях надо прилично выглядеть. Там все хорошо одеты.

Эйна почувствовала, что краснеет. Она уже была в похожей ситуации, когда хотела попасть на Биржу труда в Третьей зоне, а туда пускали только нарядных и аккуратных людей с хорошими манерами. В тот раз ей пришлось долго учиться, чтобы не казаться грубой замарашкой. Сейчас – после того как Эйна почти год прожила во Второй зоне – ей будет проще, если дело только в одежде. Но какие тут правила? Что Тарий имел в виду?

– Хорошо – это как? – спросила Эйна.

– Не в балахонах, как у тебя. Если уж платье, так строгое, деловое.

– Где же я его возьму? В Семнадцатом ведь нет магазинов. А если бы и были – всё равно у меня нет жетонов.

Эйна горько пожалела, что все её нарядные платья остались во Второй зоне – брать их с собой в степь было незачем, ведь Эйна даже не знала, выживет ли она. Тарий не сразу ответил на её вопрос. Нахмурился, пытаясь найти решение.

– Я свой костюм купил в Первом. Мне тогда выдали премию жетонами за то, что мы урожай собрали быстрее всех. А до того носил костюм попроще, мне тут местные женщины его сшили. Могут и тебе сшить приличное платье. Поспрашивай, кто этим занимается!

Сразу после этого разговора, несмотря на поздний час, Эйна побежала к Анише. Та уже собиралась спать, встретила подругу в ночной рубашке, закуталась в шаль и провела Эйну в полутёмную кухню, где в печке догорали последние поленья.

– Помоги мне, пожалуйста! Мне надо платье сшить. Через пару недель поеду в Первый на собрание, а Тарий говорит, что нельзя туда ехать в таких балахонах, как у меня. Может, мы с тобой вместе сошьём? Или кто-то может быстрее справиться?

Аниша сразу всё поняла, кивнула, немного подумала и сказала:

– Попросим Лесию. Это моя подруга. Она и шьёт, и вяжет. Всё умеет. Приходи ко мне завтра, сразу после работы. Я её тоже ко мне позову. Придумаем, что можно сделать!

У Эйны отлегло от сердца. Она боялась, что не успеет так быстро решить проблему с платьем. Она обняла Анишу, поблагодарила и ушла.

Лесия оказалась совсем молодой девушкой, ненамного старше Эйны. Она всё ещё жила со своими родителями, хоть и достигла брачного возраста. «Куда торопиться?» – отшучивалась Лесия, когда Аниша начинала расхваливать знакомых мужчин и намекать, что надо бы Лесии к ним присмотреться.

Эйна раньше не видела Лесию, потому что в рабочие дни в школу заходили только те, у кого были дети. Но и на занятия для взрослых Лесия почему-то не приходила. Эйна решила, что потом выяснит у новой знакомой, почему она не хочет научиться читать.

Первым делом Лесия спросила, из какой ткани надо сшить платье. Эйна посмотрела на Анишу:

– У тебя есть что-нибудь? Я понятия не имею, где взять ткань…

Аниша вытащила из шкафа большой ящик с разными материалами для шитья и вязания – обрезками тканей, мотками шерсти, катушками ниток.

– Только это. Но можно ещё из старых платьев что-то перешить!

Лесия долго и придирчиво рассматривала каждый лоскут, но в конце концов сказала, что на целое платье тут не хватит. Значит, придётся придумать что-то необычное. В кухню заглянул Килик, ему было интересно посмотреть, что тут делают его дарительница знаний и мамина подруга. Эйна его окликнула:

– Килик, можешь принести нам альбом и карандаши?

– Рисовать будете?

– Немножко.

Эйна постаралась по памяти нарисовать наряды, которые видела во Второй зоне. Там часто шили одежду из двух-трёх разных тканей, но не из экономии, а ради оригинальности. Несколько фасонов, где сочетались крупные квадраты и треугольники разных цветов, Лесия сразу забраковала:

– Там всё собрание будет на тебя глазеть, если ты в таком платье явишься!

– А если так? – спросила Эйна, набросав несколько вариантов поскромнее.

– Так лучше, – кивнула Лесия. – Сейчас мерки сниму с тебя, тогда и посчитаем, на что хватит ткани, а на что – нет.

Просидели до ночи, Лесия выкроила все детали, причём для этого ей пришлось разрезать одно старое платье Аниши, потому что иначе не хватало ткани на рукава.

– Хорошо ещё, что ты худая! Была бы полная, как Аниша, ничего бы не получилось! – Лесия с улыбкой посмотрела на Анишу; знала, что подруга не обидится. – Эйна, ты приходи завтра прямо ко мне, а то Аниша уже устала от нас.

Она сложила материалы в сумку, и Эйна пошла проводить её до дома, чтобы узнать её адрес. Несколько вечеров Эйна провела у Лесии, и за день до собрания платье было готово. Эйна оделась, встала перед зеркалом и ахнула:

– Лесия, у тебя талант! Почему ты не швеёй работаешь?

Платье получилось трёхцветное. Длинные светло-серые рукава с зелёными манжетами, узкий зелёный лиф с серыми пуговицами, длинная юбка, волнообразно расширяющаяся книзу, из плотной ткани с извилистыми зелёными и серыми полосками.

– А юбка! Я таких никогда не видела!

– Это называется «годе», – пояснила Лесия.

– Какое необычное слово! Откуда ты его узнала?

– Бабушка рассказывала. Она меня учила шить и вязать. У неё были старинные схемы, она всё это мне оставила.

– Она ещё жива?

– Нет, умерла несколько лет назад.

– А схемы у тебя? Покажешь?

Лесия достала из шкафа пачку альбомов. Выкройки одежды и образцы вязаных узоров пестрели цветными карандашными отметками.

– Что это за значки? – спросила Эйна.

– Это я рисовала, – смутилась Лесия. – Чтобы запомнить, что в каком порядке делать.

– Ой… Да ведь тут всё написано! Можно же просто читать…

Теперь и Эйна смутилась, она совсем забыла, что Лесия не читает. Чтобы загладить неловкость, она быстро сказала:

– Слушай, если ты не хочешь ходить ко мне на занятия вместе с другими взрослыми, я могу сама к тебе приходить! Я тебя научу читать, тебе будет проще всеми этими схемами пользоваться!

– Ты готова столько времени на меня потратить? – недоверчиво спросила Лесия.

– Но ты же своё время на меня тратишь! Столько дней шила это платье! Я тоже хочу что-то хорошее для тебя сделать!

– Ладно. Давай попробуем! А я, если хочешь, научу тебя шить и вязать!

– Договорились! – радостно согласилась Эйна. – Я всегда мечтала это уметь!

Так у Эйны появилась ещё одна близкая подруга.


За пару дней до поездки на собрание Тарий предупредил Эйну, чтобы она отменила занятия в школе; он заедет за ней ровно в девять.

– Спасибо! Я вам так благодарна! – улыбнулась Эйна, а потом погрустнела.

– Что с тобой? Боишься ехать?

– Да нет! Просто я подумала, что нельзя же каждый месяц вас просить меня подвезти. А что делать – непонятно. Автобусы тут не ходят. И машину я не вожу.

– А ты найди себе велосипед! – неожиданно предложил Тарий.

Эйна хорошо знала из книг, что это за устройство, и даже видела велосипедистов на дорогах Четвёртой зоны. Но ей не приходило в голову, что она тоже может ездить на этом пугающем двухколёсном механизме. Ведь он в любой момент может упасть! Ей даже думать не хотелось об этом. Чтобы не показаться невежливой, она сказала:

– Я не знаю, где его найти. Здесь же нет магазинов. Да и жетонов у меня пока нет.

Но эта отговорка не сработала, Тарий возразил:

– Магазин для этого не нужен! У Дильяна в мастерской есть велосипеды. Он их даёт всем желающим.

– Но, может, их все уже забрали… – В голосе Эйны звучала надежда.

– Давай прямо сейчас к нему заедем!

Эйна неохотно забралась в машину Тария и всю дорогу мысленно повторяла: «Хоть бы мы никого не застали». Но мастерская была открыта. Тарий окликнул Дильяна, тот вышел, вытирая руки грязной тряпкой.

– Машина сломалась? – спросил Дильян.

– Не дождёшься! – засмеялся Тарий. – Я за своей старушкой хорошо ухаживаю!

– Тогда в чём дело?

– Велосипед нужен! Для Эйны. Есть подходящие?

Дильян смерил взглядом Эйну, словно прикидывал её рост и вес.

– Поищем. – И скрылся в глубине мастерской, за полуразобранным трактором. – Вот, нашёл!

Он выкатил старенький велосипед с облупившейся краской, подвёл к Эйне.

– Попробуй сесть. Надо седло подогнать по росту.

– Как я сяду? – растерялась Эйна. – Он же упадёт!

– Я подержу. Не бойся, – сказал Дильян и действительно крепко ухватился за руль и за раму.

Эйна слегка толкнула велосипед, он не покачнулся, и тогда она решилась вскарабкаться на седло.

– Ноги поставь на педали. Удобно?

– А как я пойму, удобно или нет?

Дильян вздохнул и посмотрел на Тария, как будто хотел сказать: «Что за недотёпу ты ко мне привёл?»

– У тебя одна педаль внизу. Дотягиваешься ногой до неё? Нога выпрямлена? Значит, всё нормально. Забирай.

– Я помогу, – вмешался Тарий, взял велосипед и отнёс в кузов своей машины.

Довёз Эйну до её дома, поставил велосипед под навес у крыльца.

– Пока тут оставь. А завтра начинай учиться.

Тарий уехал, а Эйна села на ступеньки, обхватила себя руками – вечерами уже было совсем холодно – и уставилась на металлическое чудовище, которое ей предстояло укротить. Но как? Кто ей объяснит? Сейчас ей было некого спросить, жители уже ложились спать. Эйна ушла в дом и решила, что разберётся с этой проблемой завтра.

Ученики, увидев у входа в школу велосипед, пришли в восторг. Некоторые из них – те, что постарше – умели кататься и стали просить Эйну, чтобы она разрешила им попробовать. Она охотно согласилась: заодно и посмотрит, как они это делают.

Со стороны казалось, что это очень легко! Высокий двенадцатилетний мальчик по имени Севан перекинул одну ногу через раму, опустился на седло, начал крутить педали. Эйна даже не успела заметить, в какой момент Севан оторвал от земли ту ногу, на которую опирался вначале. Он лихо проехал несколько кругов по двору, притормозил, и вот уже он снова стоит одной ногой на земле, а вторую перекидывает обратно.

После Севана ещё несколько ребят покатались рядом со школой, а потом Эйна позвала всех внутрь. Проверила, как они сделали домашние задания, дала всем новые упражнения, а сама села у окна и задумалась: «Может, и у меня получится? Я же видела, как они это делали!»

Тихо вышла во двор, откатила велосипед от стены, перекинула ногу через раму, как Севан, села. Но как только Эйна оторвала от земли другую ногу, велосипед накренился, упал, а Эйна вскрикнула. Ребята, услышав её крик, выбежали из дома, помогли Эйне подняться.

– Ты не ушиблась? – спросил Килик.

Эйна помотала головой.

– Что же ты нас не позвала? – сказал Севан. – Давай мы тебя научим!

Всего через пару часов Эйна уже смогла проехать несколько метров без поддержки, и она так гордилась этой маленькой победой, как будто сдала трудный экзамен.

Но она так устала, что отпустила учеников пораньше, а Севана попросила развести по домам малышей – сама она не смогла бы обойти несколько соседних улиц и вернуться домой. Руки дрожали от перенапряжения, ноги тряслись, Эйна едва ковыляла. А завтра надо ехать на собрание!

Эйна поднялась в свою комнату, рухнула на кровать, закрыла глаза. В голове прокручивались сцены сегодняшних занятий. Сначала двое крепких мальчишек – Севан и его друг Прикс – держали велосипед, пока Эйна устраивала обе ноги на педалях, а потом, когда она трогалась с места, бежали рядом, продолжая держать. Проехав несколько метров, Эйна кричала:

– Всё! Останавливаемся! – И переставала крутить педали.

Севан и Прикс останавливались и ждали, пока Эйна упрётся одной ногой в землю. Так, стоя, она отдыхала пару минут, и всё повторялось. Потом Эйна почувствовала, что велосипед под ней почти не качается, как будто она интуитивно нашла именно то положение тела, при котором удаётся удерживать равновесие. Эйна попросила мальчишек ненадолго отпустить велосипед, дать ей проехать самой метра два или даже три, а потом снова ухватиться за раму и руль, чтобы Эйна не упала сразу после остановки.

Это упражнение они тоже повторяли снова и снова. Наконец, Эйна решилась попробовать остановиться сама, без поддержки. Проехав несколько метров, она перестала крутить педали, наклонилась всем телом вправо и быстро выставила правую ногу так, чтобы коснуться земли. Это получилось у Эйны с первого раза, и все ученики радостно захлопали в ладоши, а Эйна слезла с велосипеда и церемонно поклонилась.

Дети засмеялись, подбежали к ней, стали хлопать её по спине, загалдели:

– Ты молодец! У тебя так хорошо получается! Так быстро научилась!

– Да я ещё не научилась, – возражала Эйна, раскрасневшаяся от долгой учёбы и довольная, что дети оценили её усилия.

– Ничего, совсем немножко осталось! Завтра продолжим!

– Ой! Нет, завтра не получится! Я же завтра поеду в Первый! Школы завтра не будет!

– Ну ладно, тогда послезавтра!

Наутро после тренировки у Эйны болели мышцы, походка была неестественной, поэтому пришлось сделать полную телесную разминку – набор упражнений, которым Эйну научили в школе. После этого ходить стало чуть легче. Эйна приняла горячий душ, растёрлась жёстким полотенцем, причесалась, надела новое платье. Вскоре подъехал Тарий, и они отправились в Первый.

По дороге Эйна рассказывала ему про свой вчерашний урок езды на велосипеде, Тарий одобрительно хмыкал, иногда смеялся, иногда восклицал: «Ну ты молодец! Я в тебе и не сомневался!»

Остаток пути они молчали. Эйна украдкой поглядывала на Тария. Наверное, он задумался о том, что в последний раз едет на собрание – уже не как староста, а просто как наставник Эйны, чтобы показать ей всё и познакомить с другими. Она решила не приставать к нему с разговорами, отвернулась и тоже предалась размышлениям.

Эйна вспоминала своё вчерашнее катание на велосипеде. Самым сильным впечатлением от него стало не то, что она неплохо справилась, а то, насколько свободно вели себя с ней дети. Когда Эйна ещё только попала в Четвёртую зону, она сразу заметила, что люди почти всегда обращаются друг к другу на «ты», и даже дети так разговаривают со взрослыми. В других зонах она такого не видела. Но вчера это проявилось особенно ярко: дети общались с Эйной как с равной.

Во время занятий в школе это было не так заметно, ведь там она знала и умела намного больше, чем её ученики, и они воспринимали её как дарителя знаний, а не как обычную девушку. Но велосипед – это другое. В этом дети были лучше Эйны и считали, что это нормально.

Она вспомнила, как они вчера веселились, добродушно подсмеивались над Эйной, а она отшучивалась и хохотала вместе с ними. Никогда раньше она не видела таких отношений между дарителем знаний и учениками. В Третьей зоне Эйна могла свободно общаться только с Дарительницей Лианорой и Дарителем Кирианом, которых считала своими старшими друзьями, но никогда не позволяла себе никакой фамильярности. Ей бы и в голову не пришло подшучивать над ними, даже если бы они чего-то не умели.

«А может, всё дело в том, что здешних детей никто не муштрует ежедневным повторением законов и правил? Может, поэтому они растут более свободными, чем дети в Третьей зоне?» – подумала Эйна. Но когда она попыталась сравнить детей Четвёртой с детьми Второй зоны, её мысли зашли в тупик. Отличия казались слишком сильными, и Эйна совсем запуталась: что же считать свободой и откуда она берётся?

А в это время Тарий сказал:

– Приехали.

Перед началом собрания Тарий представил Эйну нескольким старостам. Она приветливо улыбалась, пожимала протянутые руки, но от волнения не могла запомнить ни лиц, ни имён. Позже, когда участники расселись в зале и начали по одному подниматься на сцену, Эйна стала делать записи в блокноте:

«Маргус, из 12-го, птицеферма, курочки. Полный, высокий, с пышной седой бородой. Весёлый, всё время шутит.

Ритана, из 7-го, фруктовые сады. Загорелая, чёрные волосы гладко зачёсаны назад, лицо в морщинах. Очень серьёзная, хмурится, взмахивает рукой, когда говорит.

Грегул, из 21-го, злаковые поля. Никаких особых примет, очень коротко подстрижен, не могу разглядеть цвет волос. Кажется, седые. Лицо спокойное, расслабленное».

Тарий наклонился к Эйне, заглянул в её блокнот, улыбнулся:

– Молодец! Так проще будет всех запомнить.

Кроме старост всех тридцати посёлков, в зале сидели десять членов правления, глава правления Санат и несколько руководителей крупных предприятий. Женщин среди них было немного, не больше десяти. А таких юных, как Эйна, вообще ни одной. Когда подошла очередь Семнадцатого выступать, Тарий позвал Эйну с собой на сцену.

– Знакомьтесь, это наш новый староста! Эйна Семь пятьсот тридцать семь. Мне пора на отдых, и жители выбрали Эйну.

– Не рано ли ей в старосты? – выкрикнул пожилой мужчина.

– Думаю, не рано, раз за неё все проголосовали!

– Чем же она так хороша?

Тарий повернулся к Эйне и шепнул:

– Расскажи о себе. Очень коротко.

Эйна от неожиданности кашлянула, сглотнула, вспомнила уроки дикции, которые ей давала Армина, и заговорила, чётко и уверенно:

– У меня большой опыт работы с людьми. Я выросла в Третьей зоне, там училась в школе, работала на заводе, а в свободные часы – ещё и сиделкой в семье. Потом переехала во Вторую, работала детской помощницей, общалась с людьми разных профессий. Видела, насколько по-разному всё устроено в разных зонах.

Эйна замолчала, но Тарий легонько подтолкнул её:

– А главное-то? О школе?

– Когда я поселилась в Четвёртой, я подумала, что оставлять детей неграмотными во всех посёлках, кроме Первого – это не очень хорошее решение. Устаревшее. Когда-то это было разумной мерой, но времена изменились. Грамотность позволит людям лучше работать. Они смогут читать учебники. Да и кругозор будет шире. Поэтому я предложила открыть начальную школу в Семнадцатом и теперь учу детей читать, писать и считать. А самых способных надеюсь потом отправить в Первый, чтобы они могли учиться дальше.

В зале зашумели. Эйна поняла, что многие впервые об этом слышат. Те, у кого есть знакомые и родственники в Семнадцатом, знали, что детей там учат читать, но вряд ли интересовались подробностями. О разрешении открыть школу знали только шестеро представителей зоны, которые в октябре ездили на конференцию. Сейчас они тоже сидели в зале, и Эйна легко узнала их по загадочным улыбкам – для них слова Эйны не стали неожиданностью.

В перерыве Эйну окружили старосты, теперь уже её возраст не казался им неподходящим. Они наперебой задавали вопросы о школе, и Эйна едва успевала отвечать.

На обратном пути Тарий с довольной улыбкой сказал:

– Ты им понравилась! Значит, дальше и без меня справишься. На следующее собрание поедешь одна.

Загрузка...