Вот так, совершенно запросто, андроид устроил Валтору вынос мозга!
Валтор сдвинул акубру на затылок и провел ладонью по лицу.
– Кто?
– Едем, – Иона взглядом указал на квад. – У нас времени в обрез. Поговорим в дороге.
Андроид, действительно, был не так прост, как его собратья в Кластере. Может быть, он и лгать умеет? Но, если так, то его и на ходу можно будет выкинуть из квада. Разумеется, андроиды сильнее людей. Но ружье-то у Валтора.
Прей молча кивнул и направился к водительскому месту.
– Ты берешь меня с собой? – спросил Иона.
– Садись, – махнул ему рамон.
Андроид быстро забрался на место рядом с водительским.
– Почему ты стрелял? – спросил он.
– Это не я стрелял. Здесь какое-то странное место, – Валтор указал на круг с примятой травой. – Сначала я наехал на него, и квад отбросило в сторону. Потом я кинул туда патрон. И он выстрелил.
– Зачем ты это сделал?
– Что?
– Кинул в круг патрон.
– Чтобы посмотреть, что произойдет.
– Это было опрометчиво с твоей стороны.
Валтор хмыкнул и повернул ключ зажигания.
– Смотри внимательно вперед, чтобы нам снова не угодить в такую же ловушку.
– Разумеется, – с готовностью согласился Иона. – Я буду вести тщательное наблюдение за всем, что происходит вокруг. И своевременно проинформирую тебя, если замечу что-то необычное.
Валтор удивленно посмотрел на андроида.
– Я думал, у тебя отключена система послушания.
– Так и есть. Но это не значит, что теперь я делаю что хочу. Я не отказываюсь выполнять разумные указания.
Валтор снова хмыкнул и вставил ружье в держатель под приборной панелью слева от себя.
Рамон снял машину с тормоза, надавил на газ, и квад покатил вперед.
Поначалу он вел квад осторожно, внимательно изучая взглядом путь впереди. Андроид, конечно, обещал следить за дорогой, но кто его знает, насколько он внимателен и исполнителен? Тем более с отключенной системой ограничений. Может, он сейчас стихи сочиняет. Или мечтает… О чем вообще могут мечтать андроиды? Об электроовцах?..
Вскоре Прей понял, что осторожность – это, конечно, дело правильное. Но, ежели и дальше тащиться со скоростью страдающей артритом черепахи, то они точно опоздают к назначенному сроку. И он увеличил скорость. А затем еще увеличил. И квад понесся вперед так, что только трава, которая сделалась гуще и высотою почти по пояс, разлеталась в разные стороны, будто полотна воды, выплескивающиеся из-под колес. Из-за неровностей грунта квад кидало из стороны в сторону. Так что Валтору пришлось сконцентрироваться и сосредоточить все внимание на управлении.
Дед, когда был жив, постоянно твердил Валтору, что для того чтобы не делать массу ненужных вещей, всего-то и требуется, что правильно расставить приоритеты. Андроид, сидевший рядом с Валтором, утверждал, что знает имя убийцы девушки. И Прей готов был многое отдать за то, чтобы узнать это имя. Но он и не думал приставать к андроиду с расспросами. Скорее всего, имя убийцы ничего ему не скажет. Оно было нужно рамону для того, чтобы найти негодяя и предъявить ему счет. Поэтому было совершенно непринципиально, узнает он его имя прямо сейчас или спустя несколько часов. Впереди был долгий путь. И до возвращения в Кластер Верба о деле с убийством можно было вообще забыть.
Между тем деревьев вокруг становилось все больше, а заросли кустов делались все гуще. Чтобы понапрасну не рисковать, Валтору пришлось снова сбросить скорость.
Деревья, что росли вокруг, были очень старые. С огромными развесистыми кронами, закрывающими небо и солнце. Со стволами, поросшими толстым слоем мха и лишайника. С какими-то странными образованиями, похожими на спутанные мотки ниток, свешивающимися с нижних, самых толстых веток, отходящих от стволов почти под прямыми углами. Все это производило впечатление глубокой древности, дикости и нетронутости. Кто знает, как давно на эту землю последний раз ступала нога человека?
Это было очень необычно. Ни на что не похоже. И, что удивительно, – красиво.
Временами по веткам деревьев пробегали какие-то мелкие зверьки. Но рассмотреть их как следует у Валтора не было возможности – ему приходилось все более внимательно следить за дорогой.
– Эдак скоро мы совсем застрянем, – с видом знатока заметил Иона. – Нужно выбираться из леса.
– Может быть, скажешь, в какую сторону ехать, умник? – недовольно процедил сквозь зубы Валтор.
– Внимание! – вскинул руку андроид. – Шум справа!
Валтор прислушался.
– Я ничего не слышу.
– Естественно, – нотки легкого превосходства в голосе андроида. – Мой слух значительно более чуткий, чем у человека.
– А по ночам ты спишь?
– Тебя не тревожит этот шум?
– До тех пор, пока я его не слышу, нет.
Квад с треском, как носорог, вломился в заросли высокого кустарника. Тонкие гибкие прутья, по всей длине усеянные мелкими треугольными листочками, торчали вертикально вверх. На концах у них имелись округлые утолщения, похожие на рукоятки тренажеров. Когда квад проехал, ветки распрямились и снова заняли вертикальное положение. Как ни в чем не бывало. А метелки соцветий на их концах будто взорвались и рассыпались тысячами мельчайших пушинок. Взлетев в воздух, они окутали квад невесомым белым облаком, из-за чего видимость упала почти до нуля.
– А, чтоб тебя!..
Валтор ударил по тормозам. И очень вовремя – бампер квада ткнулся в ствол оказавшегося прямо перед ним дерева.
Рамон помахал рукой, пытаясь разогнать парящие в воздухе пушинки. Они разлетелись, но тут же снова вернулись, как будто притянутые магнитом.
– Видимо, их притягивает статическое электричество, – высказал предположение андроид.
– Есть варианты, как от них избавиться?
– Можно обрызгать их водой.
– Не годится. Воды у нас в обрез. Только-только доехать.
– Или – поджечь.
– Чтобы и самим сгореть?
– Я думаю, это облако сгорит очень быстро.
– И очень ярко. Нет, я не собираюсь рисковать.
– Тогда остается только ждать, когда они сами разлетятся, – развел руками андроид.
Валтор надвинул акубру на глаза и недовольно постучал пальцами по рулевому колесу. Как-то неудачно все у них складывалось. Только начали ездку, а уже во второй раз приходится останавливаться. Что дальше будет?
– Тебя точно не беспокоит шум справа?
Валтор снова прислушался.
На этот раз он услышал шум и треск, доносящийся, как ему показалось, очень издалека. Звук был похож на тот, с каким квад проламывается через густой подлесок. Вот только рева работающего мотора слышно не было.
– Звук приближается, – заметил Иона.
– Что это может быть?
– Не знаю. Какой-то дикий зверь?
– Звери не ломятся сквозь чащу с таким шумом. Они крадутся, стараясь оставаться незаметными.
– А если это очень большой, сильный и уверенный в себе зверь?
– Например?
– Медведь? – не очень уверенно предположил андроид.
– В этих краях медведи не водятся, – не задумываясь, ответил Валтор. – Хотя, конечно…
Медведи не водились в пампе. Это он точно знал. Но здесь-то было Усопье. Про которое ему ничего не было известно. Здесь могли водиться и медведи, и слоны, и носороги… И вообще, черт знает кто!
Валтор снова взмахнул рукой, пытаясь разогнать белесое марево. Все так же безрезультатно. А шум и треск меж тем приближались. И гораздо быстрее, чем он ожидал.
– Так. Нужно отсюда сваливать.
– Куда?
– Куда угодно.
Валтор завел мотор и осторожно начал сдавать назад.
Отъехав метра на полтора от злополучного дерева, он включил переднюю передачу и до предела вывернул руль вправо.
Квад пошел вперед. И с отвратительным скрежетом принялся сдирать бортом кору с другого дерева, прячущегося в туманном облаке.
– Проклятье! – Валтор надавил на тормоз и с досадой ударил кулаками по рулевому колесу.
– Машина здесь ни при чем, – заметил Иона.
– Заткнись!
Выслушивать замечания от андроида он не собирался!
Выдернув ружье из держателя, Валтор развернулся и поставил колено на сиденье.
– Я тебе не мешаю? – вежливо осведомился андроид.
– Сиди, – приказал Валтор.
– Но, мне кажется…
– Умолкни и сиди на своем месте!
Если что, андроид сможет послужить прикрытием.
Шум был слышен уже совсем рядом. В нескольких метрах.
Валтор поднял ружье и затаил дыхание. Кто бы это ни был, он успеет выстрелить.
С шумом и надсадным хрипом, похожим на звук рашпиля, скребущего по металлу, в медленно редеющее облако белого пуха ворвалось нечто огромное и серое.
Это оказался кабан. Да, такой здоровенный, что Валтор на мгновение растерялся. Кабан был раза в два крупнее тех, что когда-либо доводилось видеть рамону. Таких огромных кабанов просто не существовало в природе!.. А тем временем несуществующий кабан с храпом поддел машину и легко, будто старый, трухлявый пень, подкинул вверх.
Квад и его пассажиров спасло только то, что машина была прижата бортом к дереву, иначе бы она непременно перевернулась. Но Прей при этом потерял равновесие и едва не свалился на заднее сиденье.
Потерпев неудачу с лобовой атакой, кабан, однако, не утратил боевого духа. Бодро всхрапнув, зверь поднялся на задние ноги и кинул передние копыта на борт квада. Огромная, щетинистая морда с налитыми кровью безумными глазами и чудовищными, загнутыми вверх клыками сунулась в кабину прямо перед Ионой. Взглянув на андроида, кабан разинул пасть так, что казалось, она вот-вот разорвется, и издал чудовищный, совершенно невообразимый, скрещенный с храпом рев. Горячее влажное зловонное дыхание зверя как будто придавило андроида к спинке сиденья. Не зная, что делать, Иона коротко, без замаха ударил кулаком в широкий, блестящий, будто маслянистый, кабаний пятак. Кабан взвизгнул, не то от боли, не то от обиды и чуть подался назад.
– Ты собираешься стрелять?!
Валтор удобнее перехватил ружье.
– Ложись!
Андроид упал на сиденье.
И Валтор почти в упор всадил пулю в уродливую морду. Быстро передернув затвор, он выстрелил еще раз. И – третий.
Кабан шумно рухнул на землю возле машины.
Тишина.
Отдельные белые пушинки все еще беззвучно кружат в воздухе.
Валтор сдвинул акубру на затылок, достал патроны из кармана плаща и перезарядил ружье.
Иона поднялся, немного ошарашенно посмотрел по сторонам, убедился, что им больше ничего не угрожает, и глянул на убитого кабана.
– Вот это зверюга! – произнес он восторженно. Затем, повернувшись к Валтору, добавил: – Ты должен дать мне ружье.
– Обойдешься, – отрубил Прей.
Но Иона и не думал закрывать тему.
– Мы могли погибнуть из-за твоей замедленной реакции!
– У меня нормальная реакция!
Валтор вставил ружье в держатель, перелез на заднее сиденье и спрыгнул на землю рядом с тушей кабана.
– Почему же ты тогда медлил?
Валтор усмехнулся.
– Хотел посмотреть, сожрет тебя кабан или нет.
Аккуратные, черные брови андроида взлетели вверх, едва не к середине лба.
– Ты находишь это смешным?
– Для андроида ты задаешь слишком много вопросов.
– Разумеется. Я всю жизнь был лишен этой возможности.
– Кстати, – с неожиданным интересом посмотрел на своего спутника Валтор. – А сколько тебе лет?
– Не знаю, – смущенно отвел взгляд в сторону андроид. – Чтобы узнать это, нужно заглянуть в техническую документацию.
– А сам ты, выходит, время не замечаешь?
– Я всего пару дней как начал осознавать себя личностью. До этого я был разумным организмом, лишенным самосознания.
– Это как же? – непонимающе сдвинул брови Валтор.
– Я мог думать, мыслить, сопоставлять. Мог учиться, запоминать что-то новое. У меня даже имелись воспоминания. Но, когда я смотрел на себя в зеркало, я не понимал, что это я.
– Серьезно? – искренне удивился Валтор.
– Да.
– Фигово, должно быть.
– Даже хуже, чем ты можешь себе вообразить. Но тогда я этого просто не понимал.
Валтор достал из ножен большой охотничий нож, пошире расставил ноги и склонился над кабаном.
– Что ты собираешься делать? – не понял Иона.
– Думаю разделать эту тушу.
Валтор примерился и вонзил нож под заднюю ногу кабана.
Из разреза брызнула кровь.
Иона невольно поморщился.
– Зачем?
– Это – мясо, – не поднимая головы, ответил Валтор.
– У нас мало еды?
– Во-первых, я предпочитаю консервам свежее мясо. А во-вторых, мясо можно продать в Кластере Джерба. – Валтор оттянул ногу кабана и начал рубить ножом сустав. – Смотри, какой здоровый! Килограммов на двести потянет!.. К тому же это кабанятина! Это тебе не свинина и даже не говядина!.. Нет, приятель, я свои деньги на дороге бросать не собираюсь!.. – Прей отвалил отрезанную ногу в сторону. – Включи-ка холодильник.
Выполнив просьбу рамона, Иона встал, облокотившись на борт машины. То, что делал человек, казалось ему диким и противоестественным. Да к тому же еще и мерзким.
– Мы снова теряем время, – заметил он.
Но Валтор и не думал бросать начатое.
– Ничего, я быстро. Наверстаем.
С его точки зрения, диким и противоестественным было бы бросить на дороге отличное мясо. Целую гору отличного мяса!
– А сколько всего работают андроиды? – не прерывая своего занятия, спросил Валтор.
– Ты хочешь спросить, как долго мы живем?
– Ну да.
– Этого я тоже не знаю.
– А хотел бы узнать?.. Ну, сколько ты прожил и сколько еще тебе осталось?
Андроид задумался.
– Не знаю… Наверное.
– Лови!
Валтор обернулся и кинул Ионе большой кусок окровавленной плоти.
Андроид сделал шаг назад. И кусок мяса шмякнулся на траву.
– А еще реакцией своей похвалялся, – усмехнулся Прей. – Убери мясо в холодильник.
– Извини, – Иона подобрал кусок мяса с земли и кинул его в холодильную камеру. – Я задумался.
– О чем?
– Я думал над твоим вопросом.
– О жизни и смерти?
– Именно… Я не могу понять, что представляет собой небытие.
– Этого никто не может понять.
– Как люди относятся к смерти?
– Никак, – Валтор вспорол брюхо кабана и, оттуда вывалилась серовато-голубая масса перепутанных кишок. – Мы стараемся об этом не думать.
– Но это, наверное, не так-то просто.
– У меня получается.
– Ты знаешь, а мне кажется, что когда я… умру, то и весь мир исчезнет вместе со мной. Я понимаю, что это не так. Но не могу себе представить мир без меня в нем.
– Это расхожее заблуждение. У него даже есть какое-то умное название. Только я его не помню.
– Это называется солипсизм, – грустно сообщил андроид. – Я еще и забывать не умею.
– Ну, это-то, наверное, неплохо. Я бы не отказался все с ходу запоминать.
– И помнить все, что с тобой произошло? До мельчайших подробностей?
– Нет, этого я, пожалуй, не хочу, – покачал головой Валтор. – Есть все же вещи, о которых мне не хочется вспоминать.
– О чем же?
– Это личное… Но знаешь, то, что мне хочется навсегда забыть, я, скорее всего, буду помнить до самой смерти. – Валтор хмыкнул, как будто сам удивился тому, что сказал. – Вот такой, понимаешь, парадокс… Держи!
Иона поймал очередной кусок мяса и переправил его в холодильник. Посмотрев на свои окровавленные руки, он весь содрогнулся, как будто его коротнуло, и, присев на корточки, принялся вытирать ладони о траву.
– Почему ты не спрашиваешь меня об убийце?
– Успеется, – не оборачиваясь, ответил Валтор. – У нас еще двое суток впереди… Ты точно знаешь его имя?
– Да.
– Ну, вот и отлично… Лови!