В «Избранных историях из Книги побед», авторство которых приписывается правившему в Бухаре внуку Абулхайр-хана Мухаммаду Шейбани-хану, говорится: «У Барак-хана было три сына. Их имена – Мир Сайд, Мир Касым, Абу Сайд, которого еще называли Жанибек-ханом».
Барак-хан, внук Урус-хана, правил Золотой Ордой в двадцатых годах XV века и был убит недоброжелателями. Принадлежность Барак-хана к потомкам старшего сына Чингисхана Джучи не вызывает сомнений, спорной является только дальнейшая генеалогия. Согласно первой версии, Барак-хан был потомком упоминавшегося выше Орду-ичена, а по второй – вел свой род от другого Джучи – Тука-Тимура. Вторую версию приводит в своей «Родословной туркмен» правитель Хорезма Абульгази-хан (еще один чингизид на престоле): «У Чингиз-хана сын Джучи-хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан, его сын Коирчак-хан, его сын Барак-хан, его сын Абу-Саид по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять сынов в таком порядке: Иранджи, Махмуд, Касим, за ним следовали Итик, Джаниш, Канабар, Тениш, Усук, Джуак»[63]. Авторитетный историк из Балха[64] Махмуд ибн Вали в «Море тайн относительно доблестей благородных» также упоминает о том, что Жанибек и другой основатель Казахского ханства Керей, приходившийся Жанибеку двоюродным братом, были потомками Тука-Тимура.
Ханы Керей и Жанибек на казахской монете. 2015
Мятеж, поднятый султанами Кереем и Жанибеком в конце пятидесятых годов XV века, был спровоцирован поражением, которое в 1457 году нанесли Абулхайр-хану ойраты. Правителям не прощают слабости – какой смысл подчиняться тому, кто не может защитить своих людей? Братья-султаны откочевали в Моголистан, которым продолжали править дулгатские эмиры из-за спины Эсен Буга-хана. Вряд ли в момент своего отложения от Узбекского улуса Керей и Жанибек задумывались об основании своего ханства – в первую очередь им было нужно обеспечить безопасность своих племен.
«В те дни Абу-л-Хайр хан целиком овладел Дешт-и-Кипчаком, – пишет в своем трактате «Рашидова истории» уже упоминавшийся выше Мирза Мухаммад Хайдар. – Он нападал на султанов-джучидов – Джанибек хан и Кирай хан бежали от него и прибыли в Моголистан. Исан Буга хан хорошо принял их и отдал им Козы Баши, которое находится на западе Моголистана, на реке Чу. Пока они спокойно пребывали там, улус узбеков после смерти Абул-Хайр хана пришел в расстройство, там возникли большие разногласия и большинство [людей] ушло к Кирай хану и Джанибек хану, так что число их достигло двухсот тысяч человек и их стали называть “узбек-казаками”. Начало правления казахских султанов пошло с 870 [1465–1466] года, <а Аллах знает лучше>, и до 940 [1533–1534] года казахи имели полную власть над большей частью Узбекистана [Узбекского улуса]»[65].
Слово «казак [казах]» означает «вольный», «свободный». «Узбек-казаки» – это вольные узбеки. Со временем термин «казах» стало названием нации.
Расположение местности Козыбасы (Козы Баши), ставшей колыбелью казахской государственности, спорно, но наиболее вероятной из всех существующих версий представляется та, согласно которой она находилась в Жамбылском районе на юго-западе Алматинской области современного Казахстана[66].
После распада Узбекского улуса Жанибек и Керей контролировали Западное Семиречье, центральную часть современного Казахстана и земли, лежавшие в среднем течении Сырдарьи.
«Случается так, что друзья расходятся из-за щепотки насыбая»[67], гласит казахская пословица. К счастью, Жанибек и Керей сохраняли хорошие взаимоотношения на протяжении всей жизни. Со временем Моголистан, в который братья откочевали из Узбекского улуса, начал распадаться и возникла необходимость создания собственного государства для успешного противостояния натиску ойратов.
Существует легенда, историчность которой вызывает сомнения, но почему бы не приправить наше серьезное повествование толикой романтики? Ведь от хорошей приправы блюдо становится только вкуснее…
Почтовая марка Казахстана. Кобланды-батыр. 1998
Среди приближенных Абулхайр-хана было два человека, которых хан отличал выше прочих. Первым был Кобланды-батыр из племени кыпшак, берущем свое начало от древних кипчаков. Кобланды был могучим воином и победоносным полководцем, величие которого нашло свое отражение в народном эпосе. Вторым был Дайыркожа-бий из рода аргын[68], прославившийся как справедливый судья, которого в народе прозвали «Ак жол» – «Белый путь», т. е. светлый путь.
Кобланды пожелал жениться на дочери Абулхайр-хана, красавице Гульбахрам, которая была обещана Акжолу. Последний публично осудил поведение Кобланды, покушавшегося на чужую невесту, а тот вызвал его на поединок и убил. Бойцовые качества закаленного в боях великана Кобланды, у которого, если верить преданиям, плечи походили на казан, а пальцы были тверды, словно рога архара, значительно превосходили бойцовые качества судьи, которому редко приходилось брать в руки меч, так что поединок между Кобланды и Акжолом выглядел завуалированным убийством. Аргыны, во главе которых стоял Жанибек, возмутились поступком Кобланды и потребовали от Абулхайр-хана наказать убийцу – казнить его. Однако хан, не желавший лишаться лучшего своего батыра, повелел Кобланды лишь заплатить выкуп за кровь Акжола. Пораженные такой несправедливостью, племена, возглавляемые Жанибеком и его братом Кереем, откочевали от хана. Своего любимого батыра Абулхайр сохранил, но потерял десятки тысяч подданных. Такая вот легенда, а к Кобланды-батыру мы еще вернемся позже.
В 1465 году было провозглашено образование первого казахского государства. Впрочем, Мирза Мухаммад Хайдар сообщает, что Казахское ханство было создано в 1470 году. Для новейшей истории расхождение в пять лет имеет очень важное значение, но события XV века можно рассматривать с некоторой временной погрешностью.
Наличие крепкого государства, способного обеспечить безопасность торговцам в своих пределах, приносило значимые экономические выгоды, так что образование Казахского ханства нельзя объяснять одной лишь потребностью защиты от внешних врагов. Кроме того, после утраты Нижним Поволжьем его былого политико-экономического значения, кочевое население этого региона начало мигрировать на запад. Приток мигрантов мог изменить расклад сил в регионе, и это, в том числе, побуждало Жанибека и Керея не медлить с созданием своего государства.
Почтовая марка Казахстана, посвященная 550-летию казахского ханства. 2015
Известно, что Абулхайр-хан готовился к походу на Жанибека и Керея, но болезнь, исходом которой стала смерть в 1468 году, помешала хану осуществить это намерение. А если бы и не помешала, то неизвестно еще, на чью сторону выпала бы победа. К концу жизни влияние и могущество Абулхайра заметно уменьшились.
Точные даты рождения Керея и Жанибека неизвестны. Но есть сведения о том, что Керей был старше Жанибека примерно на три года. Старшинство обеспечило Керею ханский титул, однако Жанибек пользовался в ханстве бо́льшим влиянием, поскольку на подконтрольной ему западной части (правом крыле) проживало гораздо больше людей, чем в восточной, которой правил Керей. Несмотря на это Жанибек не оттеснял брата от дел правления, как это сделал его сын Касым с сыном Керея Бурундук-ханом. Если провести параллели с современностью, то Керей-хана можно сравнить с президентом, а Жанибека – с премьер-министром, тянувшим на себе рутину государственных дел.
К сожалению, до нас дошло очень мало сведений о ближайших предках Керея и Жанибека. Известно, что Керей-хан был сыном Болат-султана, отцом которого был второй сын и преемник Урус-хана Токтакия[69], пробывший ханом около трех месяцев и потому не успевший проявить себя. О Болат-султане не сохранилось практически никаких сведений, но по косвенным данным можно сделать вывод о том, что он был сильным правителем, иначе бы его сын Керей не пользовался таким положением среди соплеменников.
Жанибек был сыном Барак-хана, отцом которого был четвертый сын Урус-хана Койричак. Иранец Шараф ад-дин Язди, служивший в первой половине XV века при дворах сына Тимура Шахруха и внука Тимура Ибрагим-Султана, приводит в своей хронике «Книга побед» следующий рассказ о Кукйручук-хане: «Он [Тимур] назначил набег, двинулся в погоню за Токтамыш-ханом и чрезвычайно быстро днем и ночью шел по следам его. Прибыв к месту переправы через Итиль, называемому Туратурской переправой, он дал находившемуся при нем сыну Урус-хана, Койричак-оглану[70], отряд узбекских храбрецов, находившихся в числе слуг высочайшего двора, приготовил принадлежности падишахского достоинства, удостоил его шитого золотом халата и золотого пояса, велел ему переправиться через Итиль и передал ему ханство над улусом Джучи. Царевич Джучиева рода, согласно приказанию, перешел на ту сторону реки и занялся собиранием рассеянной армии и устройством улуса»[71]. О правлении Койричак-хана известно лишь то, что оно было недолгим, – стоило только Тимуру покинуть ордынскую территорию (дело было в 1395 году), как его ставленник был убит другим внуком Урус-хана Тимур-Кутлугом, который правил Ордой до 1399 года.
«Казакская Орда» на карте Себастиана Мюнстера. 1600
Барак-хан в битве с Куидатом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век
Что же касается Барак-хана, то он был храбрым воином и мудрым правителем, сражавшимся за власть над всей Золотой Ордой и погибшим в 1428 году.
Казахское ханство, простиравшееся от Урала до Иртыша, унаследовало от своих предшественников – Узбекского улуса и Золотой Орды – такую опасную болезнь, как сепаратистские настроения у местных правителей. Принцип «в своем юрте каждый сам себе хан» накрепко укоренился в сознании беков и эмиров, которые смотрели на сторону и могли отложиться от ханства сразу же, как только представится удобный случай. Ради сохранения целостности Казахского ханства следовало максимально укрепить центральную власть и превратить ханство их племенного союза, которым оно являлось на первых порах, в полноценное государство.
К северу от владений Керея и Жанибека находилось Тюменское (Сибирское) ханство, а на востоке их соседями были ойраты. В 1473 году Керей-хан скончался и новым ханом казахов стал его сын Бурундук (Мурундук).
Роль Жанибека при Бурундук-хане не вполне ясна. Шараф ад-дин Язди сообщает, что Жанибек «во всех делах слушался и подчинялся Бурундук-хану». В других источниках сказано, что Жанибек правил после Керея, но, скорее всего, сохранялся прежний принцип – Бурундука подняли на белой кошме, а Жанибек продолжал заниматься своими делами. Так было до смерти последнего, наступившей в 1480 году.
Племена мангытов[72], первоначально вошедшие в состав Казахского ханства, не пожелали подчиняться Бурундук-хану и отложились для того, чтобы примкнуть к расположенному на западе Ногайскому[73] улусу, также известному как Мангытский Юрт. Как говорится, лучше со своими есть катык[74], чем с чужими – мясо. Пример мог оказаться заразительным, но обошлось без продолжения.
Города, расположенные вдоль среднего течения Сырдарьи, имели огромное значение как развитые торговые центры и пункты Великого шелкового пути, так что нет ничего удивительного в той борьбе, которая развернулась вокруг них в конце XV – начале XVI веков. Одним из этих присырдарьинских городов был древний город Сыгнак, ставший столицей Казахского ханства. Сыгнак называли «торговой гаванью Кипчакской степи»[75]