У многих людей, слышавших о том, что в юности Чингисхану доводилось бедствовать и носить на шее кангу[36], сложилось неверное впечатление о простом человеке, бедняке и рабе, сумевшем возвыситься до великого хана всех монголов. На самом же деле все было не совсем так, точнее – совсем не так. Простой человек, не имевший отношения к знати, не мог стать предводителем кочевников. Разумеется, первоочередное значение имели личные качества, но наряду с ними обязательно учитывалось происхождение. Незнатный человек мог возвыситься до крупного военачальника, как это не раз случалось при Чингисхане, но племенным вождем он стать не мог. Что же касается самого Тэмуджина из монгольского рода Борджигин, который весной 1206 года был провозглашен Божественным Чингисханом[37], то он был сыном Есугей-багатура, который, в свою очередь, был внуком Хабул-хана, объединившего в первой половине XII века монгольские племена под своей властью. В «Сокровенном сказании монголов» говорится: «Всеми Монголами ведал Хабул-хаган».
Река Онон осенью. Место, где родился и вырос Чингисхан
Таким образом, Тэмуджин был правнуком всемонгольского хана. Есугей-багатур умер (его отравили враги), когда Тэмуджину, старшему из сыновей, шел десятый год. От двух вдов Есугея отвернулись сородичи и тем пришлось выживать без чьей-то поддержки. «Оэлун-учжин[38] [мать Тэмуджина] мудрой женой родилась. – Воспитывая своих малых детей, крепко прилаживала рабочую вдовью шапочку, коротко поясом платье подбирала, бегала по Онон-реке[39] и вниз и вверх, по зернышку собирала с диких яблонь и с черемухи, день и ночь кормила. Смелая… от роду мать-учжин, пестуя своих благословенных детей, брала с собой лыковое лукошко, копала коренья судуна и кичигине[40] и кормила. У матери-учжин черемухой да луком вскормленные дети доросли до ханского достоинства».
Тэмуджин провозглашается великим ханом на всемонгольском курултае и становится Чингисханом. Миниатюра из «Джами ат-таварих». XIV век
Битва между монголами и китайцами 1211. 1430-е
Что же касается истории про кангу, то ее надел на Тэмуджина его родственник Таргутай-Кирилтух, предводитель племени тайчиутов. Но Тэмуджин бежал, а в 1200 году «вернул долг» Таргутай-Кирилтуху, заодно покончив со всей тайчиутской знатью.
«У нас повсюду враги, от места, где заходит солнце и до того места, где оно восходит», – говорил Чингисхан. В его представлении монголы должны были завоевать весь мир, до последнего моря. Надо признать, что в этом начинании им долго сопутствовала удача. Однако «до последнего моря» монголам так и не удалось дойти.
Монголы начали свои завоевания в 1207 году, а в 1218 году войско монгольского полководца Джебе вторглось в Семиречье, где на тот момент правил предводитель найманов Кучлук-хан, бежавший на запад от монголов. Последний кара-киданьский гур-хан Елюй Чжулху надеялся с помощью Кучлук-хана укрепить свою власть, но вышло иначе – Кучлук-хан забрал власть в свои руки. Впрочем, монголам было все равно, с кем воевать и кого побеждать. Как говорится, не имеет значения цвет шерсти овцы, главное, чтобы она была жирной.
«Ключом» к Центральной Азии[41] служил Хорезм, могущественное государство, в котором правила кипчакская знать. В частности, из влиятельного кипчакского рода канглы происходила Теркен-хатун, мать хорезмшаха[42] Мухаммада, которую некоторые историки склонны считать истинной правительницей Хорезма.
При всей своей суровости, Чингисхан предпочитал договариваться, а не воевать. Он отправил хорезмшаху послание, в котором было сказано следующее: «Я – хан земель восходящего солнца, а вы – султан земель заходящего солнца. Давайте заключим твердое соглашение о дружбе и мире». Мухаммад ответил казнью монгольских послов, чем нанес Чингисхану серьезное оскорбление, поскольку статус посла у монголов считался неприкосновенным и все то, что чинилось послу, имело отношение к его повелителю.
«Хорезмшах стал жалеть, что убил их [монголов] соплеменников и захватил их имущество, – пишет в “Полном своде всеобщей истории” арабский историк Ибн аль-Асир. – Он весьма озаботился и вызвал к себе [старшего хаджиба][43] Шихаб ад-дина ал-Хиваки, почтенного законоведа. Он занимал при хорезмшахе высокое положение, и тот прислушивался к его советам. Законовед явился, и хорезмшах сказал: “Произошло ужасное дело. Следует обдумать его, и мне надо узнать твое мнение, относительно того, как нам поступить. А дело это заключается в том, что на нас идет враг из тюркского края в несметном количестве”. Ал-Хиваки сказал: “У тебя в стране много воинов. Напишем во все земли и соберем войска. Это будет всеобщий сбор. Все мусульмане должны помочь тебе деньгами и людьми. Затем пойдем со своими войсками в сторону Сайхуна [Сырдарьи], а это большая река, разделяющая страны тюрков и ислама, и расположимся там. Когда прибудет враг, пройдя большое расстояние, мы встретим его отдохнувшими, тогда как он и его воины будут изморенными и уставшими”. Хорезмшах собрал своих эмиров и главных советников и стал советоваться с ними. Они не согласились с этим мнением и предложили другое: “Дадим им переправиться к нам через Сайхун и войти в те горы и ущелья. Они не знают дорог через них, а мы знаем. И тогда мы одолеем и уничтожим их, и никто из них не спасется”… Неожиданно к хорезмшаху прибыл посол этого проклятого Чингисхана со свитой. Он начал угрожать: “Вы убили моих людей и забрали их добро. Готовьтесь к войне! Я иду к вам с войском, которому вы не сможете противостоять”. А к тому времени Чингисхан уже отправился в Туркестан и занял Кашгар, Баласагун и все остальные города… Когда хорезмшах услышал это, то приказал убить посла, и тот был убит. Тем, кто сопровождал посла, он приказал отрезать бороды и вернул к их хозяину Чингисхану»[44].
Монгольские всадники. XIV век
На завоевание владений хорезмшаха монголам потребовалось два года. Оно завершилось в 1221 году, после падения столицы Хорезма города Гурганджа (Ургенча), который монголы осаждали около шести месяцев. Далее монголы пришли на территорию современного Казахстана, где разгромили кипчаков. Завоевание кипчакских владений завершилось к 1232 году. Монголы не собирались останавливаться на достигнутом, ведь до «последнего моря» было еще очень далеко.
Историки часто говорят о разделе монгольского государства между сыновьями Чингисхана, но, на самом деле, раздела как такового не произошло. Государство оставалось единым, а после смерти Чингисхана новым правителем стал третий сын Угэдей, назначенный ранее в преемники. Речь шла о принятом у монголов наделении сыновей владениями-улусами. Чингисхан не дробил государство, а передавал его части под прямое управление сыновей при условии подчинения их великому хану.
Согласно монгольским традициям, наследниками отца считались сыновья от старшей жены. Старшей женой Чингисхана была Борте из монгольского рода конграт. Она родила мужу четырех сыновей – Джучи, Чагатая, Угэдэя и Толуя. Выбор в преемники третьего сына объяснялся историей рождения Джучи, который появился на свет после того, как его мать побывала в плену у монгольского племени меркитов и делила ложе с одним из меркитских нойонов[45]. Чингисхан признал Джучи своим сыном, но второй сын Чагатай попрекал брата сомнительным происхождением. Во избежание разрастания дальнейших раздоров в преемники был выбран Угэдэй, главным достоинством которого было умение ладить с людьми. Но для истории казахов имеют значение Джучи-хан и Чагатай-хан, поскольку территория будущего Казахстана была частью их владений.
Хан Джучи. Статуя в монгольском дворце. Гачуурт
Чингисхан умер во второй половине 1227 года, но наделение сыновей улусами произошло задолго до этого. У монголов существовал обычай, согласно которому старшие сыновья получали дальние уделы, а ближний к родительскому юрту[46] удел доставался младшему сыну.
Улус Джучи находился на западе монгольского государства. Восточной его границей служили верховья реки Иртыш, а западной, по замыслу Чингисхана, должно было стать «последнее море», к которому монголам когда-нибудь предстояло выйти.
На юго-востоке улуса Джучи проходила граница с Улусом Чагатая, простиравшимся от Амударьи до Алтайских гор. Применительно к современности, можно сказать, что в улус Джучи входили центральные, северные и западные области Казахстана, а южные и восточные относились к улусу Чагатая. В целом же монгольское государство было разделено по принципу принятого у монголов построения войск – в центре находился Голун улус («Коренной юрт»), который отошел младшему сыну Чингисхана Толую, улус Джучи составлял левое крыло государства, а правым крылом были владения Чагатая и Угэдэя.
Старший сын Чингисхана Джучи умер годом или двумя раньше своего отца, так что первым правителем улуса Джучи стал его старший сын Бату. Некоторые историки склонны считать старшим сыном Джучи Орду-ичена, которому приписывают добровольный отказ от прав старшинства и наследования в пользу Бату. «Первый сын Джучи-хана, Орда, появился на свет от его старшей жены по имени Сартак из рода кунгират, – пишет Рашид ад-Дин. – При жизни отца и после него он был весьма уважаем и почитаем. Хотя заместителем Джучи был [его] второй сын, Бату, но Менгу-каан[47] в ярлыках[48], которые он писал на их имя по поводу решений и постановлений, имя Орды ставил впереди. Орда был согласен на воцарение Бату, и на престол на место отца [именно] он его возвел». Но тот же Рашид ад-Дин пишет и другое: «Монгольский обычай таков, что младшего сына называют “ичен”, потому что он остается в [отцовском] доме и ему отходят имущество и хозяйство». Опять же, улус Орду-ичена находился в восточной части Улуса Джучи, то есть в родовом юрте, расположенном близко к Монголии, а родовой юрт по обычаям монголов отходил к младшему сыну.
Бату-хан, средневековый китайский рисунок
Орду-ичен важен для нашего повествования тем, что его считают предком первого казахского хана Керея и соправителя Керея Жанибек-хана. Но есть и другое мнение, согласно которому предком Керея и Жанибека является тринадцатый сын Джучи Тука-Тимура. «У Чингиз-хана сын Джучи-хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан, его сын Коирчак-хан, его сын Барак-хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек-хан. У этого было девять сынов в таком порядке: Иранджи, Махмуд, Касим, за ним следовали Итик, Джаниш, Канабар, Тениш, Усук, Джуак», – пишет в «Истории туркмен» чингизид Абульгази-хан[49], правитель Хорезма.
Улус Джучи был не только наиболее крупным из владений сыновей Чингисхана, но и весьма перспективным в плане приумножения территорий, поскольку его северные и западные границы были открытыми для новых завоеваний. В 1235 году монголы, под предводительством Бату-хана, предприняли Западный поход – суть которого заключалась в покорении территорий, лежавших к западу от улуса Джучи. «Когда каан [великий хан Угэдэй] во второй раз устроил большой курултай[50] и назначил совещание относительно уничтожения и истребления остальных непокорных, то состоялось решение завладеть странами Булгара, асов и Руси, которые находились по соседству становища Бату, не были еще окончательно покорены и гордились своей многочисленностью, – пишет в “Истории завоевателя мира” иранский хронист Ала ад-Дин Джувейни. – Поэтому в помощь и подкрепление Бату он [Угэдэй] назначил царевичей: Менгу-хана и брата его Бучека, из своих сыновей Гуюк-хана и Кадагана и других царевичей: Кулькана, Бури, Байдара, братьев Бату – Хорду и Тангута, и нескольких других царевичей, а из знатных эмиров был Субатай-бахадур. Царевичи для устройства своих войск и ратей отправились каждый в свое становище и местопребывание, а весной выступили из своих местопребываний и поспешили опередить друг друга»[51].
Западный поход монголов завершился в 1242 году во владениях венгерского короля Белы IV. С одной стороны, в Западной Европе монголы встретили жесткий отпор, а с другой – Бату призвала обратно необходимость – в конце 1241 года умер великий хан Угэдэй и нужно было принять участие в выборах нового правителя монголов. Западная граница Улуса Джучи установилась по нижнему течению Дуная. Дальше монголы уже не продвинулись.
У Бату сложились неприязненные отношения с двоюродным братом Гуюком, сыном великого хана Угэдэя, и некоторыми другими чингизидами. После взятия города Магаса, столицы находившегося в предгорьях Северного Кавказа Аланского государства, было устроено пиршество, во время которого Гуюк и внук Чагатая Бури оскорбили Бату и насмехались над ним. О важности произошедшего можно судить хотя бы по тому, что рассказ о нем попал в «Сокровенное сказание монголов»: «Из Кипчакского похода Батый прислал Огодай-хану [Угэдэй-хану] следующее секретное донесение: “Силою Вечного Неба и величием государя и дяди мы разрушили город Мегет [Магас] и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов и, собираясь повернуть к дому золотые поводья, порешили устроить прощальный пир. Воздвигнув большой шатер, мы собрались пировать, и я, как старший среди находившихся здесь царевичей, первый поднял и выпил провозглашенную чару. За это на меня прогневались Бури с Гуюком и, не желая больше оставаться на пиршестве, стали собираться уезжать, причем Бури выразился так: «Как смеет пить чару раньше всех Бату, который лезет равняться с нами? Следовало бы протурить пяткой да притоптать ступнею этих бородатых баб, которые лезут равняться!». А Гуюк говорил: «Давай-ка мы поколем дров на грудях у этих баб, вооруженных луками! Задать бы им!» Эльчжигидаев сын Аргасун добавил: «Давайте-ка мы вправим им деревянные хвосты!». Что же касается нас, то мы стали приводить им всякие доводы об общем нашем деле среди чуждых и враждебных народов, но так все и разошлись непримиренные под влиянием подобных речей Бури с Гуюком. Об изложенном докладываю на усмотрение государя и дяди”».
Венгерский король Бела IV. Миниатюра из рукописи. XV век
Бату не отличался богатырским здоровьем и не принимал участия в сражениях. Да и вообще, походом он командовал номинально, как старший из отправившихся на Запад чингизидов и владетель улуса Джучи. Реальным командиром монголов был прославленный полководец Субэдэй-багатур. Примечательно, что насмехаться над Бату позволил себе и Аргасун, сын Эльчжигидая, племянника Чингисхана. Среди монгольской знати потомки четырех старших сыновей великого завоевателя стояли выше прочих, пусть даже, и находившихся в «боковом» родстве с Чингисханом.
Можно представить, в каком сложном положении оказался Бату. На волоске висела не только его репутация, но и его жизнь, а также и будущее всего улуса Джучи. Оказавшись в такой непростой ситуации, выбирая между честью и долгом, Бату принял единственно верное решение – не стал разжигать конфликт вокруг своей попранной чести, но обратился к великому хану Угэдэю. Он понимал, что существовала опасность передачи территорий между потомками других сыновей Чингисхана, так как воля великого предка не гарантировала неприкосновенность границ. В «Сказании» говорится, что Угэдэй был возмущен случившимся: «У кого научился этот наглец [Гуюк] дерзко говорить со старшими?.. Осмелился даже восстать на старшего брата… Наглый ты негодяй!». Но наказание виновных Угэдэй оставил на усмотрение Бату, поскольку еще при Чингисхане сформировалось понимание необходимости разделения вопросов государственного значения и локальных семейных. «полевые дела решать в походе, а домашние дела дома решать». Неизвестно, что предпринял Бату, скорее всего он удовольствовался тем, что великий хан подтвердил его главенство.
Бату-хан на троне Золотой Орды. 1300-е
Угэдэй умер в конце 1241 года. Дело шло к тому, что следующим великим ханом монголов должен стать Гуюк. Ссылаясь на слабое здоровье, Бату уклонялся от поездки в столичный Каракорум для участия в выборах нового хана. Обошлись без него и в сентябре 1246 года Гуюка провозгласили ханом. Придя к власти, он сразу же начал готовиться к походу на улус Джучи. Он начался ранней весной 1248 года. Бату со своим войском выступил навстречу Гуюку и остановился на границе Семиречья, у Джунгарского Алатау[52]. Однако до войны не дошло, потому что Гуюк внезапно умер в пути. Нельзя с уверенностью сказать, что Бату был причастен к смерти Гуюка. Великого хана могли отравить его приближенные, которым не хотелось, чтобы в государстве вспыхнула гражданская война.
Преемником Гуюка стал сын Толуя Менгу, с которым у Бату были хорошие отношения. Настолько хорошие, что Бату можно считать соправителем Менгу. Великий хан совершенно не вмешивался в дела улуса Джучи, предоставив Бату полную самостоятельность.
Бату-хан умер в 1256 году, немного не дожив до пятидесятилетия. Главной его заслугой можно считать расширение границ и укрепление улуса Джучи, которому вскоре предстояло стать самостоятельным государством, известным под названием Золотая Орда.
Улус, выделенный Чингисханом его второму сыну Чагатаю, значительно уступал по размерам елусу Джучи. В так называемом Чагатайском улусе преобладало оседлое население, стабильно платившее подати, занимающееся ремеслом, что в политико-экономическом отношении было гораздо выгоднее по сравнению с устройством елуса Джучи. Восточной частью улуса был Моголистан, включавший в себя Восточный Туркестан, Семиречье и Притяньшанье, а на западе находился богатый Мавераннахр.
После смерти Чагатая, который умер в середине 1241 года, улусом стал править его внук Хара-Хулагу. На момент его прихода к власти, великим ханом монголов был сын Угэдэя Гуюк, который решил поставить во главе улуса сына Чагатая Есу-Менгу. Формально ханское решение было продиктовано соображениями старшинства, но истинной причиной были хорошие отношения между Гуюк-ханом и Есу-Менгу.
Есу-Менгу совершенно не занимался делами правления, препоручив их своим приближенным. «Правил» он недолго, потому что великий хан Менгу сразу же по приходу к власти в 1251 году восстановил Хара-Хулагу в его правах. Однако Хара-Хулагу умер, не успев добраться до своего улуса. Новым ханом стал малолетний сын Хара-Хулагу Мубарек-шах, от имени которого правила его мать Эргэнэ-хатун.
Можно представить, в какой упадок пришли дела Чагатайского улуса за годы отсутствия «твердой руки». Но это было только начало… Преемник и младший брат Менгу-хана Хубилай в 1260 году назначил правителем улуса правнука Чагатая Абишку, старшего сына Бури, который вместе с Гуюком насмехался над Бату. Но в тот момент в монгольском государстве было два правителя, потому что часть знати провозгласила великим ханом младшего брата Хубилая Ариг-Бугу. Он убил Абишку и выдал ярлык на правление улусом внуку Чагатая Алгу. Ради укрепления своих позиций Алгу взял в жены Эргэнэ-хатун, родная сестра которой была женой хана Хубилая. Затем новый правитель Чагатайского улуса перешел на сторону Хубилая и стал воевать с Ариг-Бугой.
Чагатайский улус в Каталонском атласе. XIV век
Весной 1265 года Алгу умер и правителем Чагатайского улуса снова стал считаться Мубарек-шах, которому Хубилай, явно не доверявший ни Мубареку, ни Эргэнэ-хатун, назначил в соправители своего сына Есун-Тувы Борака. Борак забрал в свои руки всю власть, а Мубарек-шаха изгнал.
Дальнейшая история Чагатайского улуса непосредственно связана с событиями, происходившими в другом территориальном делении – Улусе Угэдэя, правители которого приняли управление Улусом Чагатая, когда там случился кризис власти. Большинство потомков Угэдэя было противниками Менгу-хана. На курултае 1251 года расклад сил был таким – потомки Толуя и Джучи поддерживали кандидатуру Менгу, а потомки Угэдэя и примкнувшие к ним потомки Чагатая, хотели сделать великим ханом одного из сыновей Гуюка. В отношении Чагатайского улуса Менгу-хан ничего не предпринял, поскольку законный правитель улуса Хара-Хулагу был его сторонником, а вот с потомками Угэдэя расправился сурово – многих предал казни, а бо́льшую часть земель Угэдэйского улуса поделил между собой и Бату.
Одним из внуков Угэдэя был Хайду, о котором Рашид ад-Дин сообщает следующее: «Этого Кайду [Хайду] вырастили в ставке Чингиз-хана. После Угедей-каана он находился на службе у Менгу-каана, а после того был с Ариг-Букой и старался возвести его на ханский престол. Когда Ариг-Бука отправился к Кубилай-каану и покорился его приказу, Кайду был осведомлен об опасности, [грозящей] от Кубилай-каана, и… стал мятежником… Вначале у Кайду не было много войска и подданных, так как, когда члены дома Угедей-каана задумали изменить Менгу-каану, войска захватили и роздали… [но Кайду] был очень умным, способным и хитрым человеком. Все дела он устраивал коварно и хитро. Разумными мерами он набрал отовсюду две-три тысячи [человек] войска, и вследствие того, что Кубилай-каан ради покорения Мачина [Южного Китая] остался жить в Китае и расстояние [до него было] дальнее, Кайду оказал неповиновение. Когда [Кубилай-каан] потребовал его и членов его дома на курултай, они три года подряд приводили [разные] предлоги и не ехали. Мало-помалу он собирал из всех мест войска, завел дружбу с домом Джучи и с его помощью захватил некоторые области».
Хан Хубилай. Портрет, написанный вскоре после его смерти. 1290-е
Однако спустя время Хайду удалось частично восстановить елус Угэдэя. Его владения простирались от Забайкалья до верховьев Иртыша, а вскоре он добавил к ним часть чагатайских земель, отвоеванных у Борака, распространив свою власть до северо-запада современного Кыргызстана. Сделав это, Хайду примирился и даже побратался с Бораком. Весной 1269 года был созван курултай, на котором Хайду и Борак закрепили разделение территории Чагатайского улуса между собой.
После того, как в 1271 году Борак скончался, Чагатайским улусом стал править Хайду, который за тридцать лет сумел укрепить шатающиеся основы и навести порядок в улусе, готовом вот-вот распасться на части. Помогал ему в этом сын Борака Дува.
В 1301 Хайду умер от раны, полученной в сражении с войском внука и преемника Хубилай-хана Тэмуром, второго императора династии Юань. Новым правителем объединенного улуса с подачи Дувы был избран старший сын Хайду Чапар, человек недалекий и слабовольный. Другой сын Хайду – Урус, которого отец прочил себе в преемники, развязал войну против брата, но не сумел захватить власть.
Дува не только продолжил дело, начатое Хайду, но и задался целью восстановить единое монгольское государство, которое к тому моменту уже распалось на несколько самостоятельных частей при номинальном главенстве великого хана. Дува замыслил создать нечто вроде федерации улусов. Идея была хорошей, но нежизнеспособной – дальше обсуждения дело не пошло.
В 1307 году Дува умер. После него правили его сыновья, внуки и правнуки, таким образом, власть над улусом снова вернулась к потомкам Чагатая, которые показали себя плохими правителями – к 1340 году Чагатайский улус распался.
Моголистан, территория которого в XIV веке включала Семиречье, предгорья Тянь-Шаня и Восточный Туркестан, также называют Восточным Чагатайским ханством. Необходимо уточнить, что Чагатайским улусом назывались западные чагатайские земли, а отколовшуюся восточную часть западные чагатаи называли Моголистаном, что переводится как «страна моголов». Моголами назывались тюркизированные монгольские племена, жившие на востоке Чагатайского улуса. Западные чагатаи, обитавшие на территории «цивилизованного» Мавераннахра, считали моголов невежественными дикарями и потому название «Моголистан» содержало в себе презрительный оттенок.
Для нашего повествования история Моголистана важна не только тем, что отдельные территории превратились в юго-восточную часть современного Казахстана, но и тем, что частично именно тут происходило формирование казахской нации. Именно в Моголистан бежали от Абулхайр-хана, правителя Узбекского ханства, основатели Казахского ханства Жанибек и Керей… Впрочем, не будем забегать вперед, всему свое время.
В 1347–1348 годах[53], могущественный предводитель могольского племени дуглат Пуладчи поставил во главе восточной части Чагатайского улуса восемнадцатилетнего внука Дувы Туглук-Тимура. Легитимность правителей-чингизидов признавалась всеми племенами, а вот если бы Пуладчи решил провозгласить правителем себя, то вряд ли с этим согласились бы правители других племен, так что разумнее и выгоднее было править из-за спины Туглук-Тимура.
В 1353 году, в возрасте двадцати четырех лет, Туглук-Тимур принял ислам. Могольский историк Мирза Мухаммад Хайдар в своем трактате «Рашидова история» упоминает любопытный факт, что хан сам совершил над собой обряд обрезания. Принятие ислама было обусловлено политическими соображениями – большинство подданных Туглук-Тимура были мусульманами.
В 1361 году Туглук-Тимур завоевал Мавераннахр при помощи Тимура, также известного как Тамерлан, восстановив тем самым целостность Чагатайского улуса. Но вскоре Тимур, бывший предводителем тюркизированного монгольского племени барлас, отвоевал его себе, подобно тому, как тигр отбирает добычу у волка. Восстановленный Чагатайский улус просуществовал около двух лет и снова был расколот, теперь уже навсегда.
Бюст Тимура. Реконструкция М. М. Герасимова
Тридцатичетырехлетний Туглук-Тимур умер зимой 1362–1363 годов. Ему наследовал несовершеннолетний старший сын Ильяс-Ходжа, при котором фактическим правителем был Камар ад-Дин, предводитель того же племени дуглат, самого могущественного в Моголистане.
Нескончаемые внутренние распри, а также натиск Тимура и его преемников во второй половине XV века привели к распаду Моголистана, а в середине XVI века казахи с киргизами полностью вытеснили моголов из Семиречья и Притяньшанья.
Правнук Бату Узбек-хан, также известный как султан Гийас ад-Дин Мухаммад, родился примерно в 1283 году, а правителем улуса Джучи стал в 1313 году.
«Когда этот правитель [Тохта-хан] умер, то после него пришел к власти Узбек-хан, человек годами около тридцати, – говорится в “Летописи Шейха аль-Бирзали”. – Он был приверженцем ислама, отличался умом, красивой внешностью и статью… Он был юношей прекрасной наружности и прекрасного нрава, истинным мусульманином и храбрецом»[54].
Согласно другому, более позднему, источнику, а именно – анонимному «Родословию тюрков» (XV век), Узбек-хан принял ислам после восьми лет правления: «В течение восьми лет после обретения ханской власти, он [Узбек] проводил жизнь со всем своим племенем и улусом в северных пределах Дешт-и-Кипчака [Половецкой степи], поскольку ему нравились вода и воздух тех мест, а также богатая охота. По прошествии же восьми лет, под руководством святого шейха… Зенги-ата и главнейшего сейида…[55] святого Сейид-ата, преемника Зенги-ата, он [Узбек] в месяцах 720 года хиджры…[56] удостоился чести принять ислам»[57].
Ислам был широко распространен в Золотой Орде, но именно при Узбеке он стал государственной религией, несмотря на сопротивление монгольской знати, которая не собиралась следовать примеру своего хана. Дело дошло до заговора, целью которого было убийство хана, но заговор был своевременно раскрыт и его участники (сто двадцать чингизидов, если верить хроникам) преданы казни. Можно предположить также, что этот заговор мог быть причиной административной реформы, проведенной Узбек-ханом в западной части улуса Джучи. Суть реформы заключалась в том, что многочисленные улусы монгольской знати перешли под руку хана, который перекроил границы, разделив территорию на семьдесят туменов[58], которыми стали управлять назначенные им улусбеки (улусные начальники). Столь полезное для государства начинание следовало бы распространить и на восточную часть улуса, но по каким-то причинам этого не произошло.
Хан Узбек. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век
Правление Узбек-хана стало периодом наивысшего расцвета Золотой Орды, правда территориальных приобретений при нем сделано не было. Еще в 1262 году между Улусом Джучи и государством Иранзамин, созданным сыном Толуя Хулагу, началась война за Закавказье. В свое время Чингисхан поручил завоевание Закавказья Джучи, но вышло так, что этот регион завоевал Хулагу. Джучиды не раз пытались «вернуть законное». Узбек-хан совершил с этой целью три похода, но Восточное Закавказье смог присоединить к своим владениям только сын Узбека Джанибек-хан, правивший с 1342 по 1357 год.
Правда, пользы от долгожданного приобретения было мало, поскольку в середине XIV века Золотая Орда начала «трещать по швам». На местах усиливались сепаратистские тенденции, центральная власть слабела, а следующие одно за другим бедствия указывали на то, что высшие силы не благоволят правителям государства, которые сменялись один за другим. В 1346 году с востока пришла чума, унесшая великое множество жизней. Следом за чумой потянулись засушливые годы. Однократную засуху можно кое-как пережить, используя запасы продовольствия, но если засухи растягиваются на добрых тридцать лет, то выход только один – бежать из проклятых мест. Племена откочевывали из засушливых регионов, нарушался привычный уклад, устоявшиеся отношения, и чуть ли не каждый эмир[59] начинал задумываться о том, почему бы ему не стать ханом Как говорится, «родиться вместе не означает того, что и умирать нужно вместе».
Помимо чумы и природных бедствий, ордынцев настигло еще несчастье – непобедимый Тимур, стремившийся превзойти самого Чингисхана.
В 1376 году в Самарканд к Тимуру, который тогда правил Мавераннахром, бежал из Золотой Орды Тохтамыш, сын правителя Мангышлака Туй-Ходжи. Поводом к бегству стала казнь его отца, осуществленная по приказу Урус-хана, пожалуй, единственного из ханов второй половины XIV века, пытавшегося укрепить распадающееся государство.
Тимур поддержал Тохтамыша и помог ему стать ханом Золотой Орды. Тимур рассчитывал через Тохтамыша подчинить себе Золотую Орду, но вышло иначе – Тохтамыш утвердился у власти и совершил в союзе с правителем Хорезма Хусейном Суфи набег на Бухару в 1387 году… Под руководством Хусейна Хорезм незадолго до этих событий обрел независимость от Золотой Орды, но Тимур выглядел опаснее Тохтамыша и потому Хусейн поддержал последнего.
Тохтамыш на троне Золотой Орды. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век
Наказанием для Тохтамыша стал поход Тимура на ордынские земли, предпринятый в 1391 году. Войско Тимура дошло до Верхнего Поволжья, где 18 июня 1391 года у реки Кондурчисостоялось сражение, в котором Тохтамыш потерпел сокрушительное поражение. Тимур не стал преследовать бежавшего за Волгу Тохтамыша и вернулся обратно. Потеря войска сопровождалась разорением ордынской территории – Тимур оставлял за собой руины поселений и вытоптанную землю. Однако Орда была большим государством, и кое-какие резервы у Тохтамыша оставались. Ответным ходом хана стал набег на Восточное Закавказье, незадолго до того захваченного Тимуром.
15 апреля 1395 года Тимур вновь вторгся в Орду и разбил Тохтамыша уже на берегах Терека. Последнему удалось бежать. В этот раз Тимур решил основательно разорить владения Тохтамыша, для чего сначала двинулся в Нижнее Поволжье, оттуда повернул на запад и дошел до Ельца, а затем пошел обратно через донские степи. Арабский историк Ибн Арабшах, посетивший Золотую Орду вскоре после нашествия Тимура, пишет в своих «Чудесах предопределения в превратностях судьбы (в известиях) Тимура» следующее: «Караваны не возили с собою ни продовольствия, ни корму для лошадей и не брали с собою проводника вследствие многочисленности (тамошних) народов, да обилия безопасности, еды и питья у живущих там людей. Ныне же в тех местностях, от Хорезма до Крыма, никто из тех народов и людей не движется и не живет, и нет там другого общества, кроме газелей и верблюдов… Дела племен Дештских стали ухудшаться да расстраиваться и, вследствие малочисленности убежищ и крепостей, подвергались разъединению и розни… Большая толпа их ушла с Тимуром, которому она стала подвластной и у которого находилась в плену. От них отделилась часть, которая не поддается ни счету, ни исчислению… она ушла к румийцам [византийцам] и русским и, по своей злополучной участи и превратной судьбе своей, очутилась между христианами, многобожниками и мусульманскими пленниками… По этим причинам живущие в довольстве обитатели Дешта дошли до оскудения и разорения, до разорения и безлюдства, до нищеты и совершенного извращения»[60].
Праздник Тимура в Самарканде. Миниатюра из «Книги побед». 1620-е
Моголистан Тимур тоже не обделял своим вниманием. Впервые он вторгся сюда в 1371–1372 годах, и этот поход можно считать своеобразной подготовкой к покорению региона. Речь шла не об установлении прямого правления, а о подчинении Тимуру эмира племени дуглат Камар-ад-Дина, который в то время был фактическим правителем Моголистана. В 1375, 1376, 1377 и 1389 годах были предприняты новые походы, однако Камар-ад-Дин не спешил покоряться. После похода 1390 года никаких упоминаний о Камар-ад-Дине в хрониках больше не встречается, но Моголистан так и остался непокоренным. В 1404 году Тимур выступил в очередной поход на Семиречье, ставший для него последним крупным событием.
Самым болезненным последствием походов Тимура на Золотую Орду для ордынцев стало перенаправление торговых путей между Западом и Китаем через Ближний Восток, в результате чего ранее великое государство лишилось важного источника доходов. Помимо этого, усилились сепаратистские настроения.
Силы Тимура под руководством его сына Умара разбивают силы Камар-ад-Дина. Миниатюра из «Зафар-наме». 1620-е
Для нашей истории имеет значение государство, основанное в 1428 или 1429 году Абулхайр-ханом, потомком Шибана, пятого сына Джучи. Улус Шибана, который выделил своему младшему брату Бату-хан, включал в себя восточную часть современного Казахстана и южную часть Западной Сибири. Столицей улуса был город Сарайшык (Сарайчук), выстроенный в XIII веке на правом берегу реки Урал. Сегодня об этом городе напоминает одноименное село, находящееся в Атырауской области на северо-западе Казахстана.
Абулхайр добавил к родовым владениям сопредельные земли так, что в период расцвета государство простиралось от озера Балхаш на востоке до реки Урал на западе, а на севере начиналось от места слияния Тобола и Иртыша и тянулось до Аральского моря.
Примечательно, что Абулхайр стал ханом в шестнадцатилетнем или семнадцатилетнем возрасте, но, несмотря на свои юные годы преодолел все междоусобные конфликты, приумножил владения и сумел удержать власть в руках.
Историки часто называют государство Абулхайра «Узбекским ханством», но понятие «узбек» было в то время не этнографическим, а политическим, оно означало подданного Узбек-хана, авторитет которого среди кочевников был весьма велик. Что же касается населявших государство племен, то среди них были аргыны, буркуты, дурманы, канглы, карлауты, карлуки, кенегасы, конграты, кыпчаки, маджары, мангыты, таймасы, уйсуны, утарчи, чимбасы, шадбаклы и другие. Названия многих племен сохранились в названиях казахских и узбекских родов.
При всем могуществе Абулхайр-хана, далеко не все племена, находившиеся на подконтрольной ему территории, повиновались ему. Собрать земли под свою руку – это только полдела, надо еще и суметь удержать собранное, а для этого требуется сильный, хорошо организованный государственный аппарат, являющийся проводником воли правителя. У Абулхайра не имелось хороших советников, да и в средствах он был изрядно стеснен, поскольку торговля в его государстве была развита слабо, а пополнение казны за счет набегов на соседей большой прибыли не приносило, поскольку набеги носили нерегулярный характер, да и соседи были весьма воинственными. Кроме того, кризис центральной ордынской власти, во многом обусловленный сепаратистскими тенденциями, усугубил ситуацию, а заодно и ударил по авторитету чингизидов, как единственно легитимных правителей. Нередко наместникам Абулхайр-хана приходилось делить власть с местными беками и эмирами, а зачастую хан попросту подтверждал власть предводителей местных племен в обмен на формальное признание его сюзеренитета. Говоря о «едином государстве Абулхайр-хана», нужно понимать, что это единство во многом было условным. Так как наличествовало полное отрицание ранее установленных правил наследования и придворных традиций. Хана подобное положение дел не устраивало, и он стремился всячески упрочить свою власть, а давление побуждало племенную знать к отложению от улуса. Кочевникам проще, чем оседлому населению – снялись с места и ушли подальше от неугодного хана.
К внутренним проблемам добавлялись внешние, наиболее крупной из которых стала ойратская экспансия. Принято считать, что ойраты, испокон веков заселяли западные монгольские земли. Но это не совсем так. Изначально ойраты жили в горных районах Монголии и Восточной Сибири, не самых удобных для жизни областях. В 1204 году ойраты добровольно признали власть Тэмуджина-Чингисхана и поддержали его в походе против найманов. Чингисхан ценил преданность, особенно если она выказывалась без принуждения. Именно при нем ойратские вожди заняли привилегированное положение, а ойратские племена смогли перекочевать со своих гор на равнинные земли. Но во второй половине XIV века, когда власть великих монгольских ханов ослабла, ойраты отказались подчиняться хану и образовали собственный союз племен во главе с родовой аристократией.
Принц торгутов (одного из племени ойратов) с женой. XVIII век
В 1399 году, после распада Монгольского государства, ойраты образовали конфедерацию, которую принято называть «Ойратским ханством». К началу XVII века часть ойратов, называемая «хошут», откочевала в Тибет и создала там Хошутское ханство. Другая часть (торгуты) ушла на запад и основала в Прикаспийской низменности Калмыцкое ханство. Оставшиеся в родных местах ойратские племена (главным образом – дербеты, цоросы, олёты и хойты), объединились в Джунгарское ханство. Слово «джунгар» означает «левый». Племена, о которых идет речь, получили такое название, потому что составляли левое крыло ойратов.
Но пока еще Ойратское ханство было единым и правил им амбициозный Уч-Тэмур-тайши[61] В 1457 году Уч-Тэмур разгромил войско Абулхайр-хана под городом Сыгнаком, который впоследствии станет столицей Казахского ханства. Основательно разграбив Узбекский улус, Уч-Тэмур навязал Абулхайр-хану крайне унизительный мирный договор, согласно которому восточнотуркестанские земли улуса перешли к ойратам. Эти события сильно ударили по авторитету Абулхайр-хана и спровоцировали очередной всплеск сепаратистских настроений в Узбекском улусе, который вынудил хана пойти на жесткие меры, а они, в свою очередь, еще сильнее провоцировали центробежные настроения. В 1468 году Абулхайр-хан скончался, после чего его государство распалось.
В середине XV века из владений Абулхайр-хана откочевали в Могулистан племена, находившиеся под властью султанов[62] Жанибека и Керея.
С этого момента начинается история казахов, а все, что было раньше, являлось предысторией.