Люди заселили территорию современного Казахстана в палеолите, первом периоде каменного века. Известные стоянки древних людей, такие, например, как Борыказган или Танирказган, содержат артефакты, относящиеся к раннепалеотической ашельской культуре, зародившейся более полутора миллионов лет назад.
Чоппинг (каменное орудие) ашельской культуры, найденный в Мадриде
Некоторые авторы начинают рассказ об истории казахов и Казахстана с каменного века, что вряд ли уместно, поскольку невозможно протянуть нить от жителей Борыказгана к казахам. Вместе с тем, неверным будет и противоположный подход, при котором история казахов начинается с образования Казахского ханства. В первом случае корни уходят настолько далеко в прошлое, что становятся невидимыми, а во втором им вообще не уделяется внимания. Истина, как всегда, лежит между крайностями, где-то посередине. Историю казахов, тюркского народа, потомков кипчаков, лучше всего начинать с Тюркского каганата. Так удастся обнаружить корни, не запутавшись в исторических фактах.
Периодически кочевые племена Центральной Азии объединялись в племенные союзы-протогосударства позволяющие сообща выживать и обороняться от врагов в суровых степных условиях. Со временем в племенных союзах начинали доминировать центробежные настроения. Вожди племен (в особенности – крупных) всегда стремились к полной самостоятельности и жертвовали ею только в такие моменты, когда становилось ясно, что другого выхода у них нет, что в одиночку им не выжить. Но стоило обстоятельствам измениться, как племенные союзы сразу же начинали раскалываться.
В первой половине IV века представители древнемонгольского племени жужаней основали свое государство, называемое Жужаньским каганатом, поскольку глава его носил титул кагана. В подчинении у жужаней находилось племя ашина, жившее на юге Алтая и платившее дань в натуральной форме – железом. Ашина и еще несколько близких им алтайских племен называли себя «тюрк», что соответствует появлению первых тюрков на этой территории.
Предками ашина принято считать хунну, древний кочевой народ, живший с III до н. э. по II век н. э. в степях к северу от Китая.
В середине VI века Бумын-каган, правивший племенем ашина, заключил союз с императором государства Западная Вэй, недолго существовавшего в Северном Китае. Следом Бумын-каган принял под свое покровительство телесские племена (предки современных уйгуров), которые желали освободиться от власти жужаней. Совершив два этих дерзких для вассала поступка, Бумын-каган спровоцировал конфликт с жужаньским правителем Юйцзюлюй Анагуем, попросив отдать ему в жены одну из дочерей кагана. «Ты плавишь для меня [железо], как посмел ты сделать мне такое предложение?» – ответил Анагуй. Таким образом, «оскорбленный» Бумын-каган получил повод для восстания.
Бумын-каган. Бюст в городе Сёгют
В первой половине 552 года он разгромил жужаней, что повлекло за собой и смерть их правителя, оказавшегося в безысходном положении. Бумын-каган стал властителем огромной территории. Однако он стал лишь номинальным властителем. Одной победы над жужанями было недостаточно – необходимо оказалось утвердить свою власть над всеми народами, покоренными ранее Анагуем. Это сделал сын Бумына Мукан-каган, правивший с 553 по 572 год. Из китайских хроник известно, что Мукан-каган имел властный характер и любил воевать. Об этом можно догадаться по тому, что в его правление площадь Тюркского каганата существенно увеличилась – владения простирались от Желтого моря на востоке до Черного моря на западе, на севере они доходили до южного предгорья Саян, а на юге соответствовали примерно тридцать седьмой параллели.
Огромное государство было разделено сначала на два, затем на четыре удела, а в конечном итоге – на восемь. Каган правил всем каганатом, а также одним из его уделов, расположенным на востоке. Прочими уделами правили наместники – родственники кагана, имевшие титул «ябгу-каган».
Население Тюркского каганата делилось на четыре категории – знать и чиновники-беки; основная масса кочевников, именуемая «кара-будун»; оседлое население, которое называли «татами» – рабы-кулы, захваченные во время военных походов.
Основой благосостояния Тюркского каганата был контроль над важнейшими участками Великого шелкового пути, караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем. Значительную статью доходов каганата составляла прибыль от взимаемых пошлин, а также непосредственно торговля.
Сам собой напрашивается вопрос – как кочевникам удавалось за короткий срок создавать огромные государства? В чем заключался их секрет?
Мобилизационный потенциал кочевников был невероятно высок – всегда на коне, всегда при оружии. Стоит бросить клич, и разом собирается огромное войско. Иногда кочевники двигались так быстро, что опережали слухи о своем приближении.
Изображения тюрков из монгольского аймака Завхан. VI–VIII века
Чингисхан. Портрет-репродукция времен династии Юань. XIV век
Полная опасностей кочевая жизнь закаляла гораздо лучше оседлой. Кочевник был умелым, закаленным воином.
Кочевники с успехом использовали тактику маневренного дистанционного боя, при которой противнику сначала наносился большой урон непрерывным обстрелом, а затем оставшиеся в живых враги уничтожались (точнее – сметались и растаптывались) в ближнем бою.
Основным видом дани для вассалов каганата, был так называемый налог кровью – обязательство по предоставлению определенной численности воинов в случае необходимости. Иначе говоря – воинская повинность. Во время боевых действий «вассальные» войска использовались в качестве вспомогательных или отвлекающих отрядов, целью которых было жертвовать собой ради сохранения численности тюркских войск, составлявших костяк армии каганата. Тем, кто восхищается полководческим гением Чингисхана, надо понимать, что все основные гениальные наработки великого монгольского хана берут начало от военной тактики тюрков.
Не все знают о том, что у древних тюрков существовала своя письменность, которую по первым местам находок в долине реки Орхон и верховьях реки Енисей называют орхоно-енисейским письмом. На протяжении многих веков древнетюркские письмена оставались нерасшифрованными, но в конце XIX века датчанин Вильгельм Томсен сумел их прочесть, и с этого момента в истории тюркской истории открылось много новых страниц.
Наследование власти в Тюркском каганате определялось так называемой лествичной системой – власть наследовал старший мужчина в роду. Иначе говоря, власть передавалась не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему и от младшего дяди к старшему племяннику. Подобная система оказалась чем-то вроде мины замедленного действия, заложенной под основы власти. Старшие сыновья правителей часто были недовольны тем, что власть уплывает из их рук к дядьям или двоюродным братьям, но, с другой стороны, каждый взрослый мужчина из правящего рода имел возможность стать ханом, что приводило к многочисленным конфликтам.
В 581 году в Китае, земли которого тюркские каганы мечтали прибрать к рукам, началось правление новой династии Суй. Основатель династии Ян Цзянь, он же император Вэнь-ди, хорошо осознавал причины могущества каганата. Для того чтобы лишить опасного врага главного источника благосостояния, Вэнь-ди запретил экспорт шелка, а заодно начал сеять раздор среди тюркской знати. Семена раздора падали на благоприятную почву, поскольку начало правления Вэнь-ди совпало по времени со смертью Таспар-кагана, третьего сына Бумын-кагана и младшего брата Мухан-кагана. Таспар, также известный как Тобо-хан, показал себя достойным наследником отца и брата – при нем Тюркский каганат достиг наивысшего расцвета. Достиг для того, чтобы вскоре распасться…
Император Вэнь-ди
В подобных неустойчивых формах государственности ключевую роль играла личность правителя. После смерти Таспар-кагана события развивались следующим образом. Сам Таспар назначил своим преемником старшего племянника Торэмен Апа-хана, как и полагалось по лествичному праву, но тюркская знать поставила каганом сына Таспара – Амрака, сославшись на низкое происхождение матери Торэмена. «В утешение» Торэмен получил большой удел на севере каганата.
В 581 году Амраку пришлось уступить власть своему двоюродному брату Шету. Есть мнение, что именно Шету усадил на престол слабовольного Амрака вместо Торэмена для того, чтобы впоследствии без особого труда стать каганом. Разумеется, обойденный наследством Торэмен, представлял для Шету, правившего под именем Бага-Ышбара-хана, определенную опасность. В 584 году каган напал на аймак (стойбище) Торэмена и убил его мать и многих родственников. Торэмен бежал в западную часть каганата Кара-Чурин-Тюрку. Предоставление убежища Торэмену положило начало расколу каганата.
Между Кара-Чурин-Тюрком и Бага-Ышбара-ханом началась война, в конце 599 года Кара-Чурин-Тюрк провозгласил себя каганом без созыва собрания тюркской знати, которой полагалось одобрить его кандидатуру. В 603 году Кара-Чурин, потерпевший несколько крупных поражений в войнах с империей Суйи, был убит своими подданными, восставшими против него. Он не сумел восстановить единый каганат, поскольку значительная часть местных правителей не признала его власть. В восточной части каганата, находившейся в то время под влиянием империи Суй, каганом был провозглашен правнук Бумына Жангар, а номинальная власть над западной частью после смерти Кара-Чурина перешла к его малолетнему правнуку Таману, за которым стояла знать племенного союза дулу, кочевавшего в окрестностях озера Балхаш.
Фрагменты здания из мемориального комплекса в Орхонской долине. Тюркский период 555–745
Западно-Тюркский каганат, земли которого простирались от Черного моря до восточных отрогов Тянь-Шаня, имеет важное значение для нашей истории, поскольку часть его территории в будущем стала местом обитания казахских племен. Судьба определила этому государству недолгий срок существования – чуть более полувека. В 655 году китайская империя Тан, пришедшая на смену империи Суй, начала большую кампанию по завоеванию «западных окрестностей», в ходе которой танский протекторат ненадолго распространился вплоть до Согда и Герата[1]. Таким образом, империя Тан получила контроль над всем восточным отрезком Великого шелкового пути, а Западнотюркскому каганату был нанесен значительный урон, от которого он уже не смог оправиться, – то, что не было захвачено китайцами к 658 году, распалось на множество осколков.
Помимо территориальной общности необходимо говорить о преемственности поколений – западные тюрки были одними из предков современных казахов. Они унаследовали самые характерные особенности тюркизма, комплекс морально-этических ценностей, называемых имандылык, воинственный дух, дисциплинированность и пря молинейность.
Область Семиречья
На территории Западно-Тюркского каганата преобладало нетюркское население, тюрки-завоеватели составляли здесь меньшинство. В области Семиречья[2], колыбели казахского народа, преобладали потомки кочевников-усуней, переселившихся с севера современного Синьцзяна[3].
Происхождение усуней по-прежнему остается неразгаданной, но большинство историков склонны приписывать им индоевропейские корни. Память об усунях сохранилась в названии одного из девяноста двух узбекских племен[4] – «ойшон», а также в названии крупнейшего из родовых объединений Старшего жуза[5] – «уйсун». С одной стороны, усуни пополняли армию каганата, а с другой – вражда между двумя крупными усуньскими племенными союзами Семиречья и Тянь-Шаня, существенно ослабляла каганат. И, надо сказать, что эта междоусобица была далеко не единственной. Каган мог заставить платить дань и служить в его войске, но он не имел возможности положить конец междоусобицам, которые вспыхивали то там, то здесь по самым разным причинам. А нередко бывало так, что взаимная неприязнь становилась традицией – никто уже не помнил, с чего началась вражда, но продолжал ее, следуя примеру отцов и дедов. Представители правящего рода тоже не ладили между собой, и возле престола шла постоянная борьба за власть.
Чем слабее становился Западно-Тюркский каганат, тем больше племен отделялось от него. В частности, от западных тюрок отделились приуральские угры, предки современных венгров, а также волжские булгары, создавшие свое государство в Среднем Поволжье. Но главную опасность представляли не внутренние раздоры и сепаратистские настроения, а стремление империи Тан к установлению контроля над всем Великим шелковым путем. К 660 году бо́льшая часть территории Западно-Тюркского каганата была захвачена китайцами.
В заключение нужно упомянуть о главной особенности Тюркского каганата, который состоял из двух взаимосвязанных частей – кочевой и оседлой, поселений и степей. Придет время, и монголы снова совместят эти, казалось бы несовместимые, элементы культуры и быта в своих улусах[6]. Но первым на этом пути стал Тюркский каганат. Именно во времена Тюркского каганата кочевые племена окончательно осознали все те блага, которые может приносить власть над оседлым платежеспособным населением. Кочевники поняли, что эпизодические набеги оседлых жителей приносят гораздо меньше выгод по сравнению с данью, выплачиваемой регулярно на протяжении многих лет. Как говорят казахи: «Если зарежешь овцу, то на приплод от нее не рассчитывай».
Танская власть оказалась гораздо хуже власти тюркских каганов. Каганы не были идеальными правителями, но все же они не стремились выжать своих подданных досуха, а китайцы вели себя с покоренными народами именно так. Старинная китайская пословица гласит, что «когда император всем доволен, то и народ счастлив», но то, что император сыт, еще не означает, что сыты его подданные. Налоговая политика Танской империи была рассчитана таким образом, чтобы оставлять «невежественным дикарям», к которым относилось большинство покоренных народов, ровно столько, сколько нужно для поддержания жизни. Непосильное налоговое бремя сопровождалось военной и трудовой повинностями – одним приходилось участвовать в бесконечных завоевательных походах империи, а другим – трудиться на земляных и строительных работах. Отдельным угнетающим фактором было презрительное отношение китайцев к «дикарям». Тюрки, еще вчера считавшиеся элитой в своем государстве, весьма болезненно переживали подобное унижение.
В 679 году, практически одновременно, восстали кочевники в Монголии и Семиречье. Костяк восстания составляли тюргеши, входившие в крупный племенной союз дулу. Тюргеши делились на кара-тюргешей («черных тюргешей») и сара-тюргешей («желтых тюргешей»). Восстание в Монголии, в конечном итоге подавленное китайцами, позволило победить повстанцам в Семиречье. В 699 году тюргешский вождь Ушлик (Уч-элиг) сверг китайского наместника, захватив столицу западных тюрков Суяб, и отправил танскому императору послание с требованием признать его каганом.
Для китайцев, и в особенности для императоров, важное значение имело сохранение своего достоинства и уважения в глазах окружающих. Это соответствовало китайским представлениям о поддержании баланса и гармонии общественных отношений. Если вождь готов был признавать себя «недостойным сыном великого Сына Неба»[7] и послать ему дары, которые можно истолковать как дань, то император десять раз подумает о том, во что ему обойдется приведение к покорности окраинных «дикарей» и долго ли просуществует эта покорность.
Помимо даров в танскую столицу Чанъань был отправлен в качестве «почетного гостя» (то есть – заложника) один из сыновей Ушлика. О том, что отношения Ушлика с танским двором были хорошими, можно судить хотя бы по тому, что незадолго до кончины, наступившей в 708 году, ему был пожалован титул «цзюньван», который получали сыновья наследника танского престола. Присвоение этого титула «стороннему» человеку свидетельствовало об особом расположении к нему императорского двора.
Поскольку новый каганат возглавили представители рода тюргешей, а не ашина, каганат принято называть Тюргешским, а не Тюркским, несмотря на то, что тюргеши были тюрками. Границы Тюргешского каганата простирались от Шаша[8] на западе до Турфана[9] на востоке. Территория каганата делилась на двадцать тутуков (областей). Столицей был город Суяб, где находилась большая, то есть – зимняя, ставка кагана. Малая, или летняя, ставка Кунгут была расположена в долине реки Или. В 705 году Ушлик-каган при поддержке Танской империи и согдийских городов-государств дважды нанес поражение арабам, вторгнувшимся в Среднюю Азию. От полного разгрома арабское войско спасли разногласия между каганом и согдийскими правителями, вызвавшие определенную несогласованность действий.
Сын Ушлика Согэ, ставший каганом после смерти отца в 708 году, продолжил бороться против арабов и достиг на этом поприще определенных успехов, но они стали для него первыми и последними. Далеко не всю тюргешскую знать, в том числе и младшего брата нового кагана Чжена, устраивала кандидатура Согэ. Чжен обратился за помощью к Капаган-кагану, восстановившему в 693 году Восточно-Тюркский каганат (восстановленное государство просуществовало до 715 года, а затем распалось на множество частей). Вдобавок против Согэ востал один из его вассалов – хан Кули-Чури.
В 710 году восточно-тюркское войско вторглось в пределы Тюргешского каганата и в первом же сражении разбило тюргешские силы. Согэ-каган попытался собрать новое войско, но интервенты не дали ему завершить начатое дело. В 711 году Согэ лишился тех сил, которые успел собрать, а заодно – и жизни.
После смерти Согэ обескровленный Тюргешский каганат находился на грани распада, и этим не преминули воспользоваться арабы, которые в 712 году снова вторглись в Среднюю Азию и сумели взять Самарканд, а в следующем году захватили Ходжент и Фергану. Дело шло к полному завоеванию региона, но к власти в каганате пришел Сулук, один из военачальников Согэ. Новый каган не только остановил распад государства, но и сумел в кратчайший срок собрать под своим предводительством двести тысяч воинов, с которыми дал успешный отпор арабам, отбил у них Фергану и намеревался полностью освободить от них всю Среднюю Азию, как это сделал Согэ-каган. Однако арабам удалось закрепиться в Согде, где агенты Сулук-кагана поднимали одно восстание за другим, но успеха эта затея не имела. В 738 году, когда Сулук-каган вел войны на западе с арабами, а на востоке с китайцами, его убили предводитель сары-тюргешей Бага-тархан и предводитель кара-тюргешей Думочжи. Убийство кагана стало последним совместным делом двух тюргешских кланов, после этого между ними вспыхнула вражда, которая привела к падению Тюргешского каганата, а именно к смене правящей тюркской династии. С 759 года в Семиречье и некоторых сопредельных областях к власти пришли карлуки, считающиеся одними из предков современных казахов, узбеков, уйгуров и туркмен.
Изначально карлуки кочевали между Алтаем и восточным побережьем озера Балхаш, но со временем начали расселяться по сопредельным областям. «К ним [тюркам] относятся карлуки, – пишет уроженец Мерва[10] Шараф аз-Заман Тахир ал-Марвази в своем трактате “Естественные свойства животных”. – Они обитали на горе Тунис [Алтай], а эта гора из золота. Они были рабами тогуз-гузов [тогуз-огузов][11] и восстали против них. Они вышли к стране тюргешей и захватили ее. Они подчинили их и сломили их власть. Оттуда они вышли в мусульманские страны. Их девять групп [племен]. Три [группы] – джигиль[12], три – баскиль, одна – булак, одна – кукыркин и одна тухси[13]».
Уйгурские князья из пещеры 9 «Тысячи будд» Безеклика. Синьцзян. VIII–IX века
Свободолюбивые карлуки не раз поднимали восстания против западно-тюркских каганов. У них имелся достаточный потенциал для того, чтобы обрести свободу, но до определенного момента не было возможности сохранить ее. Освобождение из-под власти западно-тюркского кагана впоследствии, сопровождалось переходом на более выгодных условиях под руку его восточного собрата. На некоторое время карлуки стали вассалами империи Тан. Она была скорее номинальной, нежели реальной и выражалась лишь в признании главенства Сына Неба.
Переселившись в Семиречье, карлуки стали союзниками арабов, и именно благодаря их поддержке арабам удалось разбить танское войско в сражении у реки Талас, состоявшемся в 751 году. Эта победа положила начало распространению ислама в Центральной Азии, а заодно способствовала усилению позиций карлуков в Семиречье. Но при всем том карлуки оказались между двух огней – с востока им угрожал Уйгурский каганат, пришедший в 744 году на смену Восточно-Тюркскому каганату, а с запада постоянно нападали арабы, не привыкшие отказываться от того, на что они положили глаз.
В 812 году карлукский правитель, носящий титул джабгу (ябгу) потерпел сокрушительное поражение от уйгуров, которые смогли дойти до Ферганы. Арабы не остались в стороне – их натиск вынудил джабгу спасаться бегством. В результате карлуки оказались под властью уйгуров, но Уйгурский каганат оказался таким же недолговечным, как и прочие государства кочевников – в 840 году он пал под натиском енисейских киргызов. Карлуки вернули себе свободу.
Но, как известно, трава растет повсюду[14]. Избавившись от одного врага, карлуки получили другого – недавно укрепившуюся в Средней Азии иранскую династию Саманидов. Саманиды теснили карлуков с запада, а с востока на них постоянно нападали восточные тюрки. В 960 году карлукская столица Баласагун, находившаяся близ современного киргызского города Токмака, была захвачена восточными тюрками. Это событие ознаменовало падение Карлукского каганата. В том же году бо́льшая часть карлуков приняла ислам.
Одно государство кочевников служило фундаментом для другого. Карлукский каганат стал основой для Караханидского каганата, которым управляла еще одна тюркская династия.
Караханиды были первыми тюрками-мусульманами, правившими в Средней Азии. Происхождение династии не совсем ясно, но предположительно Караханиды происходили от карлуков, а по другой версии – от тюрков Тянь-Шаня. Но для нас важнее принадлежность Караханидов к тюркам, нежели то, к какой именно ветви тюркских народов они относились.
Возвышение Караханидов совпало с упадком Саманидов. Собственно, так всегда и бывало – упадок сменялся возвышением, а возвышение упадком.
Неизвестно, как именно называли свое государство и династию Караханиды. Общепринятое название было придумано русским востоковедом Василием Григорьевым, образовавшим его от титула правителя Сатука Бограхана Абдулкерима, который после принятия ислама стал называться «Кара-ханом». Арабский географ X века Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ал-Макдиси в своем трактате «Лучшее разделение для познания климатов» пишет о том, что в каждом городе государства Караханидов были мечети.
Мавзолей Сатук Абдукерим Бограхана в Кашгарии. Артуш
Караханидские города, как и вообще все города в государствах с преобладанием кочевого населения, имели две особенности, отличавшие их от европейских городов. Первой особенностью было то, что часть горожан вела полуоседлый-полукочевой образ жизни, перебираясь в теплое время года со скотом на кочевья. Вторая особенность заключалась в малой доле ремесленников, которые в европейских городах составляли бо́льшую часть населения.
К концу X века владения караханидов простирались от Амударьи и нижнего течения Сырдарьи на западе до Семиречья и Кашгара на востоке. Большое государство делилось на два удела – восточным управлял верховный правитель Кара-хан, пребывавший в Баласагуне, а западным – его наместник богра-хан[15], резиденция которого находилась в Таразе[16]. Монеты Караханидов радуют историков обилием титулов, встречающихся у тюркских народов – каган (хан), илек, тегин, ога (ага) и бег, которые предваряются различными эпитетами – арслан-каган, богра-каган, алп-тегин, арслан-тегин, богра-тегин, ака-ога и др. Титулы «илек» и «тегин» носили независимые (относительно) правители на местах, а «ога» и «бег» были титулами племенных вождей, некоторые из них были настолько самостоятельными, что чеканили собственную монету.
Кидани используют орлов для охоты. IX – X века
В конце X века в государстве Караханидов установилось двоевластие, точнее говоря, государство разделилось на две части. На востоке, в Кашгаре, правил Али ибн Сулейман в титуле Арслан-хана, а на западе, в Баласагуне – его младший брат Хасан ибн Сулейман в титуле Богра-хан. Надо ли упоминать о том, что между потомками Али и Хасана очень скоро начались раздоры? И надо ли упоминать о том, что ослаблением государства от внутренних распрей воспользовались внешние враги? Врагами были кочевые монгольские племена киданей, образовавшие в Центральной Азии могущественную конфедерацию. В 1017 году кидани пришли в Семиречье и едва не захватили Баласагун, но Караханидам удалось им противостоять.
Вторжение киданей существенно ослабило Караханидское государство, отчего междоусобицы разгорелись с новой силой. Кидани угрожали Караханидам с востока, а на западе появился другой опасный враг – агрессивные тюрки-сельджуки, колыбелью которых был бассейн реки Сырдарьи.
Сельджукские султанаы Алп-Арслан и Мелик-шах. Памятник в Ашхабаде
В 1089 году западная часть Караханидского каганата перешла под руку сельджукского султана Мелик-шаха. Восточная часть каганата (Семиречье) оставалась независимой до тридцатых годов XII века, когда сюда снова вторглись кидани. В 1141 году восточная часть каганата перешла под власть киданских правителей, а в начале XIII века кидани установили здесь прямое престолонаследие. На западе в то же время остатки караханидской государственности были уничтожены правителем Хорезма[17] Ала ад-Дином Мухаммадом II.
Историческое значение Караханидского каганата заключается не только в распространении ислама среди тюркских племен, но и в переходе тюрков-кочевников к оседлому образу жизни и началу формирования такого понятия, как городская тюркская культура. При Караханидах тюрки заметно прогрессировали как в социально-экономическом, так и в культурном смыслах. Наблюдался и определенный политический прогресс, суть которого заключалась в разделении военного и административного управления государством.
Караханидский филолог Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад ал-Кашгари в 1074 году закончил работу над созданием одного из основных литературных памятников тюркской культуры, с которого, собственно, и началась тюркоязычная литература.
Восковая фигура Махмуда аль-Кашгари
Его «Собрание тюркских наречий» стало первым энциклопедическим словарем древнетюркского языка. ««Аллах Всевышний вознес светило удачи к созведиям тюрок, царство их расположил среди небесных сфер, назвал их ат-турк и наделил могуществом, сделал Правителями Века и вложил им в руки бразды правления миром, возвысил над [остальными] людьми, усилил тех, кто был им близок и предан, направив к истине»[18], говорится в предисловии к «Собранию». которое представляет собой больше, чем словарь, ведь в него вошло большое количество разнообразного фольклора, начиная с песен и заканчивая поговорками. Казахи вправе гордиться тем, что классический перевод «Собрания тюркских наречий» на русский язык был сделан внучкой одного из основоположников современной казахской литературы Мухтара Ауэзова, известным тюркологом-арабистом Зифой-Алуа Ауэзовой.
Завоевание началось в середине VII века с набегов, которые арабы совершали из Ирака, имея в Средней Азии единственный форпост в городе Мерве, захваченном в 651 году. Но недаром же сказано, что сесть на лошадь труднее, чем скакать на ней[19]. Целью набегов было не только обогащение, но и разведка – арабы выбирали слабые места в обороне противника и разрабатывали планы своей будущей экспансии. Первой серьезной пробой сил стало вторжение в область Согда, предпринятое арабами в 676 году. Были захвачены Самарканд и ряд более мелких городов, а правительницу Бухары Хутак-хатун[20] арабы вынудили подтвердить вассалитет, принятый двумя годами ранее. Если прежде кто-то надеялся на то, что арабы придут и уйдут, подобно воде, которая весной стекает с гор, то теперь стало ясно, что арабы пришли надолго и так просто от своего намерения завоевать Среднюю Азию не отступятся.
Как уже было сказано выше, тюргешские правители Ушлик-каган и Согэ-каган давали достойный отпор арабам. Однако, как известно, кинжалом невозможно вырыть глубокую яму – единичные победы не могли изменить сложившейся политической ситуации. Главное преимущество арабов заключалось в их единстве, а их настойчивость в распространении ислама была таким же действенным оружием, как саифы[21], копья и стрелы. В 704 году наместником Хорасана[22] стал Кутейба ибн Муслим, обладавший как организационными, так и стратегическими способностями. В 708 году он захватил Шахрисабз[23], годом позже Бухару. В 712 году были взяты Хорезм и Самарканд, в 713 году – Шаш, а в 714 году арабы завладели Ферганской долиной. Арабской экспансии в Семиречье воспрепятствовал каган Сулук. Таким образом, арабам не удалось расширить свои владения дальше, несмотря на победу над танским войском, одержанную в 751 году у реки Талас. Для продолжения завоеваний нужно иметь крепкий тыл, а в Согде то и дело вспыхивали антиарабские восстания. Кроме того, в Праведном халифате в 750 году произошла смена правящей династии – вместо Омейядов стали править Аббасиды. Смена стала итогом гражданской войны, существенно ослабившей халифат, который вскоре начал распадаться.
«Булгарами» называли западно-тюркские племена, которые изначально обитали между Северным Причерноморьем и северо-западным побережьем Каспийского моря. В 630 году вождь булгарского племени оногуров Кубрат основал на Таманском полуострове Великую Булгарию, которую уже в 660 году разгромили тюрки-хазары. Часть булгар перекочевала с этой территории в Среднее Поволжье, где основали Волжскую Булгарию, а другая ушла на запад, к берегам Дуная, где была основана Дунайская Булгария, впоследствии превратившаяся из тюркского ханства в славянское царство.
Д. Гюдженов. Кубрат и его сыновья. 1926
Хазары в 650 году основали свой каганат, земли которого простирались от Днепра на западе до северо-запада современного Казахстана на востоке. На севере хазарские владения доходили до Среднего Поволжья, а с юга были ограничены Кавказскими горами. Столицей каганата сначала был город Семендер, находившийся в прикаспийском Дагестане, а в середине VIII века столицей стал город Итиль, расположенный в дельте Волги. Более точное местоположение обеих хазарских столиц на данный момент неизвестно.
С момента основания каганата хазары начали воевать с арабами, которые надвигались на их земли с юга. Военные действия разворачивались неоднозначно для обеих сторон конфликта и продлились до конца шестидесятых годов VIII века. Закончились они практически на том, с чего и начались – границей между арабскими и хазарскими владениями, проложенная по Главному Кавказскому хребту. Она почти соответствовала изначальному территориальному делению противников.
На территории Хазарского каганата находилось довольно много еврейских общин, так что в распространении иудаизма по каганату нет ничего удивительного. Примерно в 740 году иудаизм принял один из влиятельных хазарских военачальников Булан, сын которого, Обадия, в начале IX века стал править государством как бек при кагане из правящей династии. Таким образом, в каганате сложилась система «двоевластия», при которой номинальной или, скорее, представительской властью пользовался каган, а всеми делами заправляли беки из рода Буланидов. При Обадии иудаизм стал официальной религией каганата. Надо отметить, что монотеистические религии, к которым относится и иудаизм, более привлекательны для правителей, нежели языческое многобожие, поскольку идее единого бога соответствует идея единого правителя, что способствует укреплению центральной власти.
Во второй половине X века Хазарский каганат стало теснить Древнерусское государство. Каганат начал приходить в упадок и к началу XI века распался.
Племена Северо-Западного Казахстана не испытали на себе особого влияния хазар, так как они не притесняли покоренные племена, но обязывали лишь выплачивать дань и принимать участие в военных походках. Единой административной системы, охватывающей все государство, в каганате не существовало – племена и народы жили словно бы сами по себе.
Если из территории современного Казахстана исключить земли, находящиеся в Семиречье и Мангистау[24], то останется территория, которую с середины VII века по середину VIII века контролировал Кангарский племенной союз. Вассалами кангаров были тюрки-огузы Южного Казахстана, кимаки, жившие на Прииртышской равнине, кипчаки Северного Казахстана и куманы, кочевавшие в предгорьях Мугоджар[25].
В первой половине VII века кангары успешно воевали с империей Тан, отбивая у китайцев недавно захваченные ими земли, но непрекращающиеся междоусобные раздоры быстро ослабили Кангарский союз. Освободившись от власти кангаров, огузы вытеснили их на запад и около 766 года создали свое государство, пролегавшее от восточных берегов Каспийского моря до Чуйской долины. Вектор огузской экспансии был направлен на юго-восток, на завоевание Ирана и Малой Азии, история которой не связана с событиями становления казахской нации. Население Семиречья и среднего течения Сырдарьи попало под власть кипчаков.
Кимакский каганат, созданный в середине VIII века на территории, простиравшейся от низовья Иртыша на востоке до бассейна реки Урал на западе, тоже оказался недолговечным – в конце X века каганат прекратил свое существование и на его землях стали править кипчаки. Схема распада государства была все та же – распад вследствие внутренних раздоров плюс натиск воинственных соседей. О происхождении кимаков и по сей день ведутся споры. Само название «кимак» образовано от «еки-имак» – «два имака» или «два племени имеков». Но не столь важно название, сколько участие кимаков-имаков в этногенезе казахской нации.
Также есть мнение, будто название «кипчак» породила кимакская знать. Перейдя к оседлому городскому образу жизни, знатные кимаки стали называть сородичей-кочевников «кипчаками», то есть – «ничтожными». Как могла презрительная кличка превратиться в самоназвание? Довольно просто – со временем, при частом употреблении, изначальный смысл слова словно бы «стирается» и остается только название. Прелесть древности и всего, что с ней связано, заключается во множестве толкований одного и того же факта или понятия, что создает интерпретационный простор. Недаром же говорят, что чем больше углубляешься в древность, тем интереснее она становится.
Вот что пишет в своем «Сборнике летописей», созданном в начале XIV века, иранский историк Рашид ад-Дин: «Когда Огуз [легендарный прародитель огузских племен] потерпел поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался. В это время некая беременная женщина, муж которой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила. Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: “Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребенок будет моим сыном”. [Действительно], он стал на положении ребенка Огуза; последний назвал его Кипчак. Это слово производное от [слова] “кабук”, что по-тюркски означает “дерево со сгнившей сердцевиной”. Все кипчаки происходят от этого мальчика»[26]. Это, конечно же, легенда, но и в легендах-преданиях есть определенная научно-историческая ценность, надо только уметь ее видеть. «Кипчаки были ветвью огузов», – сообщает нам Рашид ад-Дин. Жили они в Дешт-и-Кипчак – Кипчакской или Половецкой степи, которая простиралась от низовий Дуная до Иртыша.
Статуя половецко-кипчакского воина с вырезанным у ног музыкальным инструментом
Исход огузов из родных мест принято связывать с давлением кипчаков, которые активно вытесняли из своего ареала обитания не желавшие покориться племена. К середине XI века кипчаки контролировали всю территорию современного Казахстана, за исключением Жетысуской области. Могло ли большое государство кипчаков сохранить целостность? Конечно же нет. К началу XII века кипчаки, жившие на территории современного Казахстана, подчинились правителям из рода ельборили, а западными кипчаками стали править представители рода токсоба, они же – куны. «Среди них есть группа [людей], которые называются “кун”, они прибыли из земли Китай, боясь китайского хана, – пишет ал-Марвази. – Они христиане несторианского[27] толка. Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ… Их преследовал народ, который называется кай[28]. Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. [Тогда куны] переселились на землю шаров, а шары ушли в землю туркменов. Туркмены переместились на восточные [земли] гузов [огузов], а гузы переселились в землю печенегов, поблизости от берета Черного моря».
На рубеже XI и XII веков восточно-кипчакское государство разделилось на две части – процесс дробления продолжался, что делало кипчаков легкой добычей для враждовавших с ними правителей Хорезма. Аналогичные процессы наблюдались и на западе, где кипчаки испытывали сильный натиск русских князей. Но конец кипчакским государствам положило нашествие монголов, о котором будет сказано в следующей главе.
Вы еще не запутались во всех этих племенах? Потерпите – осталось совсем мало, а дальше наше повествование пойдет по прямой и ровной дороге.
Найманы являются одними из предков казахов, киргизов, монголов, бурятов, каракалпаков, узбеков и ряда других народов. Происхождение найманов покрыто мраком, но, скорее всего, они имели тюркские, а именно огузские корни. В «Сокровенном сказании монголов», хронике XIII века, ставшей первым монгольским историко-литературным памятником, можно встретить следующие имена – Алтун-Ашук («Золотой шлем»), Йеди-Туглук («Семизнаменный») или Кучулук-хан («Могущественный хан»), указывающие на явно тюркское, а не монгольское происхождение своих носителей. «Монгольская» версия, согласно которой найманы ведут свое происхождение от киданей, базируется на одних лишь умозаключениях, не имея никаких документальных подтверждений. В качестве аргумента указывают на этимологическое родство названия «найман» и монгольского слова «найма», означающего число «восемь», то есть восемь найманских племен, несмотря на то что племен было больше десяти. Эту версию можно «подтянуть» к тюркоязычному племенному объединению «сегиз-огуз», которое упоминается в древних уйгурских надписях. «Сегиз-огуз» переводится как «восьмиплеменный [народ]». Хорошо, пусть так, но все равно получается, что найманы – это тюрки.
Страница «Сокровенного сказания монголов». В левых столбцах китайская транскрипция монгольского языка, а в правых – перевод на китайский язык и глоссарий. 1908
В середине IX века после падения Уйгурского каганата, расположившегося на территории современной Монголии и сопредельных землях, в степях Центральной Азии, начала складываться конфедерация кочевых племен, названных в китайских хрониках «цзубу» – «кочевники». Найманы были западными цзубу, а северными цзубу называли их собратьев кереитов, о которых будет сказано ниже.
В 1143 году найманы основали в Западной Монголии и Восточном Казахстане государство, правителем которого стал Инанч-Бильге-Буку-хан, о котором в «Сокровенном сказании монголов» говорится, что он «Инанча-Билге-хан, равный врагу, не показывал ни молодецкой спины, ни конского тылу»[29]. Как это часто бывало, после смерти основателя, случившейся в 1198 году, государство распалось на две части, каждой из которых правили враждовавшие между собой сыновья Инанч-хана. Этими раздорами воспользовался Чингисхан, покоривший оба найманских улуса в конце XII века.
«У них были уважаемые государи из своих племен, – пишет о кереитах Рашид ад-Дин. В то время в тех пределах они имели больше силы и могущества, чем другие племена. До них дошел призыв Иисуса, – мир ему! – и они вступили в его веру. Они [представляют] собою род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Керулену, земля монголов. Те округа близки к границам китайской страны. [Кереиты] много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов».
Происхождение кереитов не вызывает сомнений – корни их были монгольскими, а название, как принято считать, образовалось от монгольского слова «хэрээ», означающего «ворон». Племена довольно часто назывались по своим тотемам. С одной стороны, крик ворона считался дурным предзнаменованием – он приносил дурные вести или предвещал смерть. Отсюда и избрание ворона в качестве покровителя племени.
Надо сказать, что до определенного момента кереитам сопутствовала удача – Кереитское ханство было настолько могущественным, что на равных соперничало с империей Цзинь, существовавшей на северо-востоке Китая и Дальнем Востоке России с 1115 по 1234 год.
Принятие кереитами христианства было продиктовано объективными условиями, иначе говоря – было вынужденным. В противоборстве с киданьской империей Ляо[30], расцвет которой пришелся на конец IX – начало X века, хану кереитов потребовалась идея, способная сплотить народ вокруг престола. Около 1007 года хан отправил послов к митрополиту Мерва, под руководством которого кереиты приняли христианство, а сам хан получил имя Маргуз (Маркус). Часть найманов и ряд других монгольских племен последовали примеру кереитов. Надо сказать, что смена религиозного убеждения на государственном уровне не отменила поклонения в народе Небесному Богу Тенгри. В отношении религии монголам всегда был свойственен прагматизм, предписывающий поклоняться всем известным богам – хуже ведь от этого не будет. Тем не менее христианство не укоренилось среди монгольских племен – оно было забыто так же легко, как и принято.
Кидани готовят еду. Ляоская могила в Аохань. X век
Хан кереитов Тогрил (Тогорул), правивший во второй половине XII века, был побратимом отца Чингисхана Есугей-багатура и в свое время оказал большую поддержку самому Чингисхану, который тогда еще звался Тэмуджином[31]. Однако хорошее начало не всегда гарантирует хороший конец – со временем Тогрил-хан и Тэмуджин стали враждовать. В 1203 году Тогрил-хан был убит, а кереитские земли вошли в состав Монгольского государства, которое методично создавал Чингисхан. Владения кереитов были обширными. Они простирались от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор[32] на западе до Халхин-Гола[33] на востоке.
Кереиты и найманы не сыграли заметной роли в истории, но для нашего повествования они важны, так как являются одними из многочисленных предков казахского народа. Этногенетические процессы, приведшие к формированию казахской нации, сложны и многогранны. Процесс формирования растянулся почти на три столетия – с XIII по XV век включительно, и бо́льшая часть его пришлась на эпоху Золотой Орды, о которой и пойдет речь в следующей главе.
В начале X века кочевые монгольские племена киданей объединились в конфедерацию, которую принято называть «киданьским государством Ляо». Территория этого протогосударства была огромной – от Японского моря до Восточного Туркестана.
Абаоцзи, вождь племени киданей Елюй Амбагай
Основателем династии Ляо стал племенной вождь Елюй Амбагай, более известный как Абаоцзи, который в апреле 916 года повысил свой статус до императора и стал править под девизом «Шэньцэ», что означает жалование Небесного мандата на правление[34].
Дела Абаоцзи шли настолько хорошо – государство крепло, а его владения преумножались, – что в начале 922 года он сменил девиз правления на «Тянь-цзань» («Небесное покровительство»). Верховный правитель киданей не пользовался неограниченной властью, ему приходилось согласовывать свои действия с юйюэ, вождями племен. Императоры Ляо происходили из киданьского рода елюй, а их старшие жены – из уйгурского рода сяо. Таким образом, государством руководило два клана – елюй и сяо.
Однако успехам государства Ляо воспрепятствовал чжурчжэньский вождь Ваньянь Агуда, который в начале XII века сумел собрать под своей рукой все родственные племена. Чжурчжэни, предки современных эвенков и удэгейцев, жили на севере Китая. В 1115 году они основали собственное государство, павшее под натиском монголов в 1234 году. Агуде удалось заручиться поддержкой империи Сун, которая была сильно обеспокоена усилением киданей. Объединившись, чжурчжени и китайцы в 1125 году уничтожили Ляо и вытеснили киданей на запад. В Восточном Туркестане киданям не позволили закрепиться Караханиды, а вот в северо-восточном Семиречье им удалось основать новое государство – Каракитайское (Кара-киданьское) ханство. «Кара-киданями» («черными киданями») называлась ветвь основателей ханства. Во главе его встал потомок Абаоцзи Елюй Даши, принявший титул гур-хана. Под руководством Елюя Даши кара-кидани воевали с сельджуками и Караханидами, подчинив себе в короткое время Мавераннахр[35] и Хорезм. Эти завоевания позволили Елюй Даши принять в 1141 году императорский титул.
Столицей Каракитайского ханства был город Баласагун. В непосредственном управлении гур-хана находилась лишь небольшая часть ханства, включавшая в себя юг Семиречья и северо-восток современной Сырдарьинской области Узбекистана. На остальной территории правили вассалы гур-хана. Единой системы управления в ханстве не существовало.
Судьба отвела Каракитайскому ханству недолгий срок существования. В 1218 году его завоевали монголы. Ханство было ослаблено внутренними раздорами, не только политического, но и религиозного характера – против гнета язычников-киданей периодически восставали мусульмане Семиречья.