Астрологические расчеты в «Журнале Самье Линга» за последние несколько лет – результат выдающейся работы Эдварда Хеннинга, который не только перенес тибетскую астрологию в цифровой мир XXI века, но также изучил ее историю и приблизил ее к истокам учения Калачакры времен более чем тысячелетней давности. Эдвард был одним из тех редких молодых людей послевоенного поколения, чья карма привела к раннему знакомству с тибетскими беженцами, их языком и буддизмом.
Со временем он стал экспертом по Калачакра-тантре, как можно видеть по его работам, опубликованным на сайте www.kalacakra.org. Он быстро установил связь с монастырем Бенчен и стал ключевым переводчиком Кьябдже Тенги Ринпоче, а также учеником Чиме Ринпоче. В повседневной жизни он писал и редактировал статьи для журналов по информационным технологиям и добился в этой сфере больших успехов, став сначала директором европейских лабораторий журнала PCMagazine, а затем и главным редактором публикаций 9.9 Media в Индии.
Объединив свои знания в области информационных технологий с тибетским языком и астрологией, Эдвард Хеннинг разработал великолепное программное обеспечение для Кармапы и монастыря Румтек, для Тай Ситупы и монастыря Шераб Линг, а также для традиции Джонанг, выполнив большую часть работы бесплатно и сделав ее результаты доступными для всех, кто в этом мог быть заинтересован. Благодаря его трудам многое в астрологических расчетах было пересмотрено и исправлено. Его смерть от рака в 2016 году стала настоящей трагедией и невосполнимой утратой для тибетского буддизма.
Тибетская астрология представляет собой скорее наложение разных традиций, нежели их сплав. В подробный ежегодный альманах включаются традиционные тибетские наблюдения, система лунных циклов и лунный год, более распространенная астрология с двенадцатью знаками и двенадцатью домами, пришедшая в Тибет из Индии, китайская система пяти первоэлементов, совсем не похожая на индийскую, – триграммы (или багуа), а также древняя тибетская нумерология мева.
В отличие от тибетской медицины, где Ютокмлад-ший объединил индийские, китайские и тибетские элементы в одну систему, тибетская астрология дает пространство для сосуществования всех направлений, давая возможность выбирать согласно собственному запросу. Я помню, когда в Самье Линге планировались важные мероприятия, мы с Аконгом Ринпоче неоднократно изучали альманахи, и он, сперва найдя день, наиболее благоприятный с точки зрения текущей задачи, затем поручал мне перепроверить по другим системам, таким как багуа и прочие, более тонкие аспекты – просто для уверенности.
Как и с тибетской медициной, вклад Индии в тибетскую астрологию перевешивает вклад Китая и Древнего Тибета. И здесь Калачакра играет ключевую роль, что неудивительно, поскольку само слово означает «круг времени», а учения по этой системе физически и ментально связывают микрокосм-человечество с макрокосмом великих часов планетарного движения. Тибетский календарь берет свое начало с 1027 года, когда, как считается, в Тибет прибыл пандит Соманатха, принеся тантру Калачакры[3].
Эдвард Хеннинг пишет: «История традиции Калачакры обширна. В XIII веке Кунпангпа составил первый тибетский текст по стадии завершения Калачакры. Этот наставник из долины Джомонанг классифицировал традиции, существовавшие в то время в Тибете, и выделил семнадцать разных, которые имели отношение к шести йогам. Помимо них, существовало много традиций иных аспектов Калачакры – процессы зарождения, посвящения, разъяснения тантры, астрономии, астрологии и так далее. Все они произошли от разных линий преемственности в Северной Индии, а их изложения переводились на тибетский язык разными людьми и расходились по различным школам в Тибете».
Описать историю всех традиций было бы затруднительно, но все они берут начало в ранних учениях цикла Калачакры и пришли в Индию, по-видимому, из загадочной страны Шамбалы, уже в начале XI века они появились в Тибете. Считается, что Будда Шакья-муни даровал коренную тантру Калачакры царю Шамбалы Сучандре у великой ступы Дханьякатака[4] в Амаравати. Эти учения хранились в Шамбале до X века, пока встреча одного из преемников Сучандры[5] и индийского йогина, часто называемого Чилупа, или Пиндо Ачарья[6], не положила начало распространению Калачакры в Индии.
Тремя-четырьмя поколениями[7] позже индийские и непальские наставники стали переводить тексты по Калачакре с санскрита на тибетский язык. В «Синей летописи» перечислено двадцать переводчиков, которые независимо друг от друга перевели тантру Калачакры, но двоих из них принято считать выдающимися. Это родившийся в начале XI века Дро Шераб Драг[8], который в основном обучался у кашмирского пандита Соманатхи[9], и родившийся в середине XI века Ра Чораб[10], который путешествовал в Непал и работал с неварским пандитом Саманташри[11], жившим в Патане, к югу от Катманду. Традиции, которые произошли от этих двух великих переводчиков, сегодня известны как традиция дро и традиция ра.
В 1318 году, в возрасте 35 лет, Третий Кармапа Рангд-жунг Дордже получил Калачакра-тантру и исправил систему астрологических расчетов, ставшую известной как традиция Цурпху (Цурци), которая используется и по сей день. Хеннинг занимался исправлениями этой системы в тесном сотрудничестве с Ципа Гелегом Дхардже, ныне покойным астрологом монастыря Рум-тек. После смерти последнего Румтек прекратил выпускать свой годовой календарь, и действующий Кармапа попросил Хеннинга разработать программное обеспечение для построения нового календаря, основанного на одном из ключевых анализов Цурци, проведенных Четырнадцатым Кармапой Текчо Дордже.
В конце XVII века, вероятно в 1685 году, регент Далай-ламы Деси Сангье Гьяцо провел пересмотр расчетов по системе Калачакры. Это привело к созданию системы вычислений Пхугпа, которая также называется Пуг-ци (Пуглуг) и чаще всего используется тибетцами в наше время.
Цурци и Пугци – две основные системы, применяемые в настоящее время, но есть и другие. Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться Хеннингу, – совершенное нежелание тибетцев менять древние обычаи в силу их огромного уважения к собственной истории и тем великим умам, которые дали им эти системы. Последнюю тысячу лет великие тибетские ученые снова и снова предпринимали попытки убрать погрешность, которая с каждым столетием становилась все очевиднее, то есть несоответствие между таблицами и данными наблюдений в результате эмпирического познания: продолжительность года, движение неба, затмения и прочее.
Как эксперт в области информационных технологий, имея под рукой данные NASA и другие точные астрономические данные, Хеннинг сумел обсудить многие из обнаруженных им проблем со своими учителями Калачакры традиции Джонанг, старшими астрологами Румтека и Шераб Линга, а также с Гьялвой Кармапой и Тай Ситупой. В конечном итоге был не только достигнут некоторый консенсус в отношении того, как двигаться дальше в долгосрочной перспективе, но также стало ясно, что в оригинальной системе Калачакры имеется своя, весьма актуальная, но отошедшая на второй план и редко применявшаяся система калибровки календаря. На выстраивание астрологической карты в первую очередь влияют данные астрономических наблюдений, поэтому нужно было просто отвлечься от расчетов и посмотреть на небо.
Несмотря на такой значительный прогресс, основной проблемой, не решенной из-за кончины ключевых фигур, а теперь и Хеннинга, было несоответствие информации в таблицах с данными, учитывающими погрешность на прецессию равноденствий, которая незнакома тибетцам, но становится очевидной при наблюдении из разных часовых поясов. Традиционные тибетские расчеты основывались на времени Центрального Тибета, которое не так уж разнится со временем Бихара, с его великими монастырскими университетами и ваджрным троном в БодхТае.
В журнале Самье Линга приводятся три таблицы для приблизительной корректировки часового пояса для Европы и Америки. Хеннинг по поручению Трангу Ринпоче и Кармапы создал программу, в которой для более точного расчета начала лунного дня учитывается долгота и широта местности. Таким образом, теперь расчет возможен для таких мест, как Бодх-Гая, Намо Будда в Непале и так далее. Лунный день (титхи) – время увеличения продольного угла между Луной и Солнцем на 12°.
Эти сложные вычисления астрологов, о которых здесь упомянуто вкратце, подробно освещены на сайте Эдварда Хеннинга kalacakra.org и в его книге Kalachakra and the Tibetan Calendar, опубликованной издательством Columbia University Press. Помимо сочинений по астрологии, Эдвард Хеннинг написал выдающиеся работы по тантре Калачакры и практике Ваджраяны. Но, как это случается со многими пионерами и великими умами, по большей части его труды остались незавершенными и неготовыми к публикации.
Первоначально моя работа над журналом Самье Линга, начатая Чодже Аконгом Тулку Ринпоче в 1994 году, заключалась в верстке той информации, которую предоставлял мне доктор Тубтен Пунцог. Прошло три года, и он уже больше не приезжал в Самье Линг. Удачная встреча с ламой Тенпой Гьялценом дала мне расчетные данные за три года, которые нужно было внести в журнал в конце девяностых. Понимая, что этот источник вскоре иссякнет, а также то, что Аконг Ринпоче был заинтересован в ведении журнала, я прошел краткий курс тибетской астрологии, достаточный для того, чтобы продолжить вычисления по системе Пуглуг, которая использовалась в то время. Благодаря доброте Мартина из Matrix Astrology (Великобритания) у меня уже были базовые знания по астрологии, а также отличное программное обеспечение.
В семидесятых годах у меня случилось шапочное знакомство с Эдвардом Хеннингом, но с его работами я начал знакомиться лишь десять лет назад. С самого начала он был отзывчивым и внимательным ко мне, а также радовался обратной связи от любого, кто тестировал его программное обеспечение и сообщал об обнаруженных ошибках, которые он тут же исправлял. Это привело к продуктивному сотрудничеству, что дало мне более четкое представление о состоянии дел с календарями Цурпху и Пуглуг, созданными в Румтеке и Шераб Линге.
Знание налагает ответственность, и календари с 2012 года стали одним сплошным экспериментом. Какой календарь будет выпускать Самье Линг – Цурпху или Пуглуг? Будут расчеты традиционными или исправленными? Что делать с теми годами, где есть дополнительный лунный месяц и перенос лосара на другое время, отличное от лосара по системе Пуглуг, принятой в Дхарамсале? В последние несколько лет без календаря Румтека и в отсутствие Аконга Ринпоче, с которым можно было бы проконсультироваться, я решил, что в журнале следует придерживаться системы Цурци, используя частично исправленные вычисления Цурпху, внедренные Эдвардом Хеннингом в его программное обеспечение. Записи дополняются моими комментариями из тибетской медицины и различных тибетских источников о днях выхода нагов и вывешивания молитвенных флагов. Я надеюсь, эта статья будет полезной для оценивания данных в журнале Самье Линга.
Возвращаясь к Хеннингу, стоит сказать, что Калачакра-тантра открывает нам знаменитые учения Шамбалы и ее царей. Я настаиваю на том, чтобы Хеннинг занял подобающее ему место в этом царстве. Я представляю его сидящим с нынешним царем Шамбалы за круглым столом с резной мандалой Калачакры, которую сам Эдвард так хорошо изучил и воспроизвел как в трехмерном виде, так и в двумерной проекции. Я желаю ему рождения в безупречной мудрости и любви Шамбалы и уверен, что к этому пожеланию присоединятся и все читатели.
Вечная ему память!
С почтением и благодарностью,
Кен Холмс,
опубликовано в журнале Самье Линга
за 2017 год