Как я осознал силу личного бренда

Ещё со школьной скамьи я не скрывал от окружающих свое желание научиться технологиям манипулирования общественным сознанием. Так когда-то я сформулировал свою цель. Мой профессиональный путь – это способ решения данной задачи в разных сферах деятельности: телевидение, реклама, госслужба, медиабизнес.

С персональным брендингом, как одним из ключевых инструментов на пути к своей цели я впервые столкнулся в конце девяностых.

Тогда меня магнитом тянуло в журналистику: в юношеский период я регулярно публиковался в молодежных изданиях, а немного позднее стал автором собственной рубрики в общественно-политической газете.

В 1997 году я впервые задумался о телевидении. Выбор моей дальнейшей профессии был спровоцирован банальной ревностью. Девушку звали Ирина. Мы познакомились в школе, когда мне было 14 лет, и это была первая любовь. С Иркой встречались четыре года, и прочность наших отношений была непоколебима до разговора о телевидении.

– Меня пригласили сняться в телевизионном сюжете для федерального канала. Помнишь Андрея с музыкального училища? Так вот, он теперь в «ящике» работает журналистом. Говорит, я очень подхожу по образу для его героини. И вообще говорит, что я очень телегеничная. Ты не рад разве?

Ирка демонстративно прошлась по комнате походкой модели. Сделав медленный разворот, будто перед камерой, она застыла возле зеркала, изучая свое отражение.

– Конечно, рад, дорогая. Ты у меня просто красотка.

Мы оба грезили работой на ТВ. Даже фантазировали, как было бы классно вести вдвоём какую-нибудь развлекательную программу. Вместе. Первый телевизионный опыт мы должны были пережить также вместе, а тут этот музыкантишка.

Через пару недель Ирка анонсировала свой дебют: «Включай завтра утром телевизор, в 8.30, и увидишь меня». На дворе был 98-й год, и попасть в «ящик» в те времена считалось большим достижением. Я, естественно, сообщаю новость своим родителям, начинаю обзванивать друзей – для нас это было грандиозным событием.

В эфире утреннего телешоу сюжет с Иркой был первым.

– Здравствуйте, меня зовут Андрей Нижников, и в этот ранний час я расскажу вам, как найти и очаровать девушку своей мечты…

С экрана вещал кудрявый блондинистый парнишка. Приветствие кудрявчик читал, лёжа на кровати, приспустив одеяло ниже своего оголенного торса. В первый момент режиссёрское решение мне показалось даже оригинальным.

– Что делать, если ваша ночь прошла так бурно, что вы желаете её продлить на всю жизнь?

Кудрявчик ехидно улыбнулся и подмигнул. Крупный план сменился на общий. Стало видно, что в кровати он не один. Блондин стянул остаток одеяла и быстро поцеловал девушку, лежащую рядом. Крупный план…

Да, это была моя Ирка. Протирает глаза, улыбается и отвечает поцелуем в щеку кудрявчика. Что за?.. В ушах появился гул, будто меня стукнули кирпичом по голове. Как она могла? На всю страну, такой позор!.. Я уже не слышал, что там говорил Нижников.

На экране кадр с постелью сменился на прогулку по березовой роще, где кудрявчик нежно обнимал Ирку, о чём-то весело болтая. Потом она кружилась в моём любимом белом сарафане на фоне фонтанов с огромным букетом в руках, всем своим видом демонстрируя неподдельное счастье. Следом шла сцена в ресторане: свечи, вино, романтика. Их двое.

Добил финальный кадр: Ирку в свадебном платье на руках выносит кудрявчик в смокинге. Акцент камеры на вывеске загса. Разодетая толпа кричит «горько». Непродолжительный поцелуй молодоженов на фоне дворца бракосочетаний. Ликование гостей. Крупно: счастливые Иркины глаза. Её неотразимая улыбка. Сюжет завершился напутственными словами кудрявчика, суть которых я уже не разобрал.

Гул в моих ушах усиливался. Казалось, лучшее, что могу сделать в такой ситуации, это спрыгнуть с девятого этажа или утопиться прямо сейчас в ванне.

– Ну что, поздравляем! Премьера удалась, – насмешливо комментировали сюжет мои друзья.

Это был вызов для меня. И дело не в выходке Ирки. Я впервые почувствовал силу манипуляций и влияния «людей из ящика». Лучшей моей реакцией на сюжет стало маниакальное желание любой ценой попасть в телевизионный эфир.

С этого момента телевидение стало темой моих исследований. Часами смотрел популярных телеведущих, пытался копировать их поведение и манеры в кадре. Я был уверен, что ТВ «рождает звезд пачками» и это самый быстрый путь к признанию и славе.

Я начал лихорадочно искать возможности «попасть в кадр» и однажды наткнулся на объявление о начале кастинга телеведущих. Этот шанс я не мог упустить. После многочисленных собеседований меня пригласили работать на местный телеканал.

Я пришел в индустрию в бурное время: создавались новые проекты, появлялись первые «звезды» экрана. Меня ожидало непрерывное общение с очень разными и талантливыми людьми. И прямые эфиры, к которым совершенно не был готов. Но шаг за шагом я всё больше осознавал, какую масштабную роль телевидение играет в формировании репутации и личностного бренда. И насколько оно меняет самих людей.

История моего появления на ТВ присутствует неслучайно. Когда мы говорим о личном бренде, в голове возникают образы успешных и популярных людей, на которых нам хотелось бы походить. Задумайтесь, кто из знаменитостей всплывает в вашем сознании первым? Маркетологи называют это top of mind.

Личному бренду нужны примеры и вызовы. Как это ни странно, но в моем случае, импульсом для осмысления позиционирования стал не популярный герой блокбастера, звезда сцены или успешный бизнесмен, а незаурядный выпускник музыкального училища, телерепортер, о котором мне и «Гуглу» теперь мало что известно.

По иронии судьбы, я стал телеведущим утреннего шоу. Той самой программы, в которой вышел злополучный сюжет с Иркой.

Свой первый эфир в качестве «говорящей головы» я провел крайне неудачно: забыл нужные слова, перепутал текст и жутко волновался. Продюсер запретила мне пользоваться телесуфлёром, ссылаясь на возможные технические проблемы. Поэтому трехчасовой текст пришлось выучить наизусть. Выходя из студии, я был недоволен собой и уверен, что это мой первый и последний опыт на ТВ.

Однако я ошибался. Работа «на телеке» затянула на несколько лет. Приходилось много учиться. С нами занимались специалисты по технике речи, невербалике и сценарному мастерству. Обучение – важная составляющая любой деятельности человека, и формирование личного бренда не исключение. Важно уделять достаточно времени и сил этому процессу.

Построение персонального бренда – процесс, который постоянно находится в развитии и не предполагает готовых практических решений на все случаи жизни.

Спустя пару лет утренних эфиров я принял приглашение от более популярного телеканала и стал диктором вечерних новостей.

Со сменой телеканала, времени эфира и студийных декораций произошло и изменение аудитории, к которой я ещё был не готов. В стремительно короткие сроки я стал довольно популярным и узнаваемым среди взрослого населения. Моими фанатками оказались пожилые женщины, которые регулярно узнавали меня на улицах, дарили подарки, от руки писали письма. Признаюсь, тщеславие зашкаливало, но звёздный статус среди бабулек был явно не тем достижением, о котором я мечтал.

В формировании личного бренда крайне важно понимать свою аудиторию и знать, что именно она отражает ваши ценности и послание.

Зарплата журналиста и диктора на ТВ в начале нулевых была скромной, несмотря на быстрорастущие аппетиты местных звёзд телеэфира. Денег не хватало даже на то, чтобы организовать уютный быт в арендованной квартире и приобрести подержанный автомобиль.

В поисках дополнительного заработка я оказался в офисе уважаемой нефтегазовой компании, где мне предложили солидную ставку за работу в должности советника президента по связям с общественностью.

Работа-мечта: свободный график посещения, тренинги и семинары, представительские расходы и утверждённая годовая смета расходов на PR-мероприятия. Когда «сидишь на бюджете», к тебе совершенно другое отношение, чем когда ты бегаешь журналистом в поиске информационных поводов. Пиарщиков регулярно балуют подарками подрядчики, приглашают на гламурные мероприятия, манят откатами – в общем, всячески жаждут твоего внимания (читай: денег, находящихся в твоем распоряжении).

Но и этого мне казалось недостаточно. Получив предложение от своего одноклассника, начал подрабатывать ночью в аэропорту. На международных рейсах у стойки регистрации я проверял паспорта и определял подозрительных пассажиров, стремящихся к нелегальной эмиграции. Три раза в неделю.

Мой день начинался рано в пресс-службе нефтегазовой компании, далее я стремился закончить все встречи до полудня, чтобы успеть во время обеденного перерыва выспаться. Вечером ждал часовой новостной эфир, и ближе к полуночи в форме сотрудника British Airways я встречал пассажиров международных рейсов в аэропорту. Домой возвращался не раньше пяти утра, так как за дополнительную плату развозил своих коллег по домам после ночной смены. И так – пять дней в неделю.

Как-то ночью в аэропорту встречаю Дмитрия Куцель, знакомого телеоператора из новостной службы.

– Давно наблюдаю за тобой, – говорит он. – Теперь мне понятно, почему сегодня с утра мы встретились с тобой на пресс-коференции у нефтяников, вечером на съёмках телепрограммы, а ночью – здесь в аэропорту. И давно ты стал на них работать? – Дмитрий ткнул пальцем в небо, хитро посмотрев мне в глаза.

Я не стал разочаровывать коллегу банальным объяснением. Лишь молча кивнул головой, переведя взгляд на рацию в руке. Этого было достаточно. Оператор уважительно посмотрел на радиопередатчик, аэропортовский бейдж и без прощания удалился восвояси.

Ночная встреча в аэропорту привела меня к мысли о том, что построение бренда требует фокусировки и не терпит размытого позиционирования.

Аудитории необходимо понимать исключительное преимущество человека, чтобы через доверие и принятие эксклюзивного опыта поверить в аутентичность бренда.

Важно уметь сосредотачиваться на чём-то главном, чтобы стать в этом главном лидером и экспертом. Умение эффективно и своевременно расставлять приоритеты, – пожалуй, одно из основных принципов успешности персонального бренда.

Осознав это, я решил сконцентрироваться на рекламном бизнесе. Казалось, что именно эта деятельность могла бы совместить мои творческие амбиции и финансовые ожидания. За последние тринадцать лет мне удалось получить масштабный опыт в области современных медиа и коммуникаций. Смог реализовать сделку по интеграции локальных агентств в состав глобальной рекламной группы, одного из международных лидеров на рынке медиа.

Эти события позволили мне сформулировать ключевую задачу личного брендинга: лидерство персонального позиционирования в узкой нише способствует масштабированию бизнеса. Это лишь вопрос времени.

Но вы ведь взялись за эту книгу не для того, чтобы слушать о моих успехах? Давайте уже перейдём к азам построения вашего собственного бренда. Тем более что пока ничего сложного не предполагается.

Загрузка...