Глава 5. ГОРЕ (0.5)

Горе: сильное душевное страдание; глубокая жалость, острая печаль или нечто подобное.

Американский Словарь Наследия

Милдред постоянно жалуется на семейную жизнь: «Он не любит меня. Он так плохо со мной обращается, а я ради него бросила свою карьеру. Насколько все было лучше, пока я была одна».

Просто, чтобы сказать что-нибудь (это было, когда я была еще очень наивной), я спросила, почему она остается с ним, если все настолько плохо. Когда я встретила ее годом позже, она сказала: «Ну что, я следую твоему совету – я развожусь».

Это было для меня шоком, потому что я не советовала ей разводиться. Но Горе – такой гипнотический уровень; оно впитывает все, что ты говоришь ему, и использует избранные части из этого, чтобы стать жертвой.

Я не видела ее целый год после этой встречи, она все продолжала плакать. Теперь она развелась, ее сын отказался жить с ней, и она оставила желанную работу актрисы в давно идущей пьесе, потому что «все равно ничего не добивалась». Устроив себе все эти страдания, она говорила: «У меня были и муж, и сын, и деньги, и работа. Теперь у меня ничего не осталось».

Горе просит помощи, умоляет о сочувствии. Он – потенциальный самоубийца, нытик, человек, который постоянно чем-нибудь недоволен, и все это обернуто жалостью к себе. Он проиграл, его предали, он потерял все.

Он – сплошные неприятности.

Горе и Апатия – пересекающиеся тона, имеющие много общих черт. В действительности позиция 0.5 – это Апатия, ведомая Горем. Он немногим более жив, чем 0.05, заламывает руки. Чувствует, что вот-вот потерпит поражение, но имеет силы на единственный последний крик протеста.

Когда любой индивидуум страдает от потери (смерть, уход любимого человека, провал цели), он может на время упасть в Горе. Человек же застрявший в этом тоне – олицетворение потери, даже если для этого нет оснований: «Что я сделал не так?», «За что Бог меня так наказывает?»

Женщина в Горе может все время быть готовой расплакаться. Вы видите это по ее лицу. Если вы попытаетесь расспросить ее о чем угодно, она расплачется. Любое грубое слово может открыть водопроводный кран. Она слышит о маленьких бедных сиротах, умирающих в Тимбукту, и проливает столько слез, что в них может плавать Куин Мэри[4]. Однако не всякий человек в Горе плачет. Кто-то остается в сдерживаемом Горе, чуть ниже слез (что перемещает его ближе к Апатии).

Это наиболее распространено среди мужчин, так как в детстве их обычно учат, что «большие мальчики не плачут», поэтому они должны подавлять внешнее проявление своего страдания. Вы также увидите это на их лицах – недовольное выражение рта и опущенные вниз грустные глаза ищейки. Вы услышите их глубокие вздохи. Даже без физических проявлений вы узнаете Горе по его словам.

Хотя он не все время плачет, он все время ноет.

ПРОШЛОЕ ЭТО ВСЕ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ

Хронический 0.5 сидит на мели на очень узкой подводной скале; он не может ни подняться, ни спуститься, и он не сдвинется. Он не может оказывать помощь и не будет ее принимать. Он завис и пытается удержаться в прошлом, собирает различные вещи, напоминающие о лучших временах: театральные программки, перчатку, которая была на ней в день их первого поцелуя, засушенные цветы, старый стул, который принадлежал двоюродной бабушке Белинде. Замечание: коллекционеры антиквариата не обязательно находятся в Горе, они обычно являются находчивыми инвесторами.

Кроме вещей он также коллекционирует старые воспоминания. Большинство его разговоров тянутся в прошлое. Его истории обычно выражают прекрасную печаль и сильное желание вернуть «добрые старые дни».

Старый Люцифер скучает по собаке, которая сдохла, будучи уже старой. Он хранит ее поводок и миски для еды. Повсюду развешаны ее фотографии, и он постоянно твердит о прекрасном времени, которое они проводили вместе: «Он был моим самым лучшим другом. Он всегда был со мной».

Он решил, что потерял все. Если вы посоветуете взять другую собаку, он скажет в ответ: «Никто не заменит мне старого Джека. Кроме того, я не хочу привязываться к другой собаке. Она тоже когда-нибудь сдохнет».

Одиночество и ностальгия – это слабые проявления Горя. Когда человек возвращается в старую школу, родной город или офис, он видит, что все изменилось, все не так как было раньше – это немного печально. Испытывать ностальгию по старой школе довольно дорогостоящая штука, ассоциация выпускников ловит его движущимся в Задабривание и выжимает из него щедрое денежное пожертвование.

Когда человек впадает в уныние по поводу переезда, он выражает Горе – слабое или сильное – в своем нежелании расставаться с прошлым.

ЧЕСТНОСТЬ

Не полагайтесь на информацию, которую вам сообщает человек в Горе. Умоляя о жалости, он может рассказать вам невообразимые истории, чтобы оправдать свое несчастье.

Я слышала, как два мальчика-подростка разговаривали с девочкой в хроническом Горе. Жалуясь на свою мать, она сказала: «Она бьет меня».

Сочувствуя ей, мальчики стали расспрашивать ее об этом:

– Не шутишь? Сколько раз она тебя била? – спросил один из них.

– Ну, один раз.

– О! А сколько раз она тебя действительно ударила тогда?

– А… один.

– Она тебя ударила кулаком или ладонью?

– Ладонью, но было больно!

– Другими словами, она просто тебя разок шлепнула, так?

– Ну, да, наверное. Но, правда, было больно.

Это честность уровня 0.5. Одна пощечина становится «поркой».

Человек в хроническом Горе должен постоянно искать причины, чтобы объяснить свою эмоцию. Вдова Джонс всю жизнь изводила мужа постоянными стонами и жалобами. После его смерти она описывает его как безупречного человека, что делает ее потерю более существенной и оправдывает негативные эмоции.

«ЖИЗНЬ ЖЕСТОКО СО МНОЙ ОБХОДИТСЯ»

Высокотонный человек, который женится на Горе, раскается в этом, потому что он никогда не сможет «решить» ее несчастье. Жена в 0.5 требует огромнейшей привязанности и постоянных заверений в любви, но она никогда не поверит в это. Когда ей делают легкий выговор или отказывают (на самом деле или в воображении), она устремляется в направлении смерти. Она будет формировать паразитическую зависимость. Если вы, в конце концов, сдаетесь и оставляете ее, то будете злобным негодяем; она выдумает разные случаи жестокости, которые вы проявляли по отношению к ней, для того, чтобы добиться сочувствия окружающих.

ГРУППЫ

Иногда люди в этом тоне собираются в группы, умоляя о сочувствии и помощи и ничего не давая взамен. Никакие решение, вклад, уступка – никогда не является достаточными. Такие люди продолжают коллективно ныть. Полностью интровертированные, безответственные, поглощающие жалость, сочувствие и привязанность люди в Горе – ненасытные губки, жадно впитывающие ваше милосердие, но они никогда не улучшаются (настоящую благотворительность нужно было бы направить на повышение их тона, а не на поглаживание их по головкам и покупку леденцов).

СОБСТВЕННОСТЬ

Я знала много горе-птичек, которые безупречно содержали свои гнездышки, потому что он (или она) были научены поддерживать приятное, чистое окружение. Если же он не был научен этому, его стремление к смерти проявляется во всем, что его окружает. Его тянет к мрачному жилью, он водит старые, разваливающиеся машины, носит тусклую, поношенную одежду. Все это предлог для того, чтобы вызвать жалость, ведь он не позволит себе иметь лучшее. Иногда мы видим, как заново отстроенный район трущоб (когда он заселяется людьми в Апатии и Горе) вскоре опускается до состояния нищеты. Когда вы видите окружающую среду с явными признаками длительной запущенности, вы можете быть уверены, что о ней «заботятся» низкотонные люди – скорее всего Горе или Апатия.

ВНЕШНИЙ ВИД

Именно в области этого тона (может быть, на тон или два выше) мы находим девушку, которая была бы хорошенькой, «если бы только немного привела себя в порядок». Она отказывается использовать косметику, чтобы предстать в самом выгодном свете, не знает, что делать с волосами и покупает самую некрасивую одежду.

Когда вы видите женщину, одетую в то, что вышло из моды двадцать лет назад, можно с уверенностью сказать, что она – типичный представитель Горя. Вероятно, эта одежда была в моде перед тем, как умер дорогой Вилбур. Это еще один способ держаться за прошлое.

Я знала двух сестер одного роста, цвета волос и с похожей фигурой. Они были так похожи, что их можно было принять за близнецов, но было одно исключение: одна была высокотонной и ухоженной, тогда как другая была невероятно некрасивой, робкой и выглядела старше своих лет. Когда я отметила их сильное сходство, низкотонная девушка сказала в ответ: «Да, может быть, но всю красоту в семье унаследовала Марция».

Это был эмоциональный ответ. Она могла бы быть такой же сногсшибательной, как и ее сестра, но решила оставаться непривлекательной, стремясь добиться сочувствия за ту жестокость, с которой жизнь обошлась с ней. Горе предпочитает внимание в форме жалости, а не восхищения.

ДРУЖБА

В качестве друга такой человек – это обуза.

Он присоединяется без приглашения, ждет совета, руководства и заботы. Беззащитный, как ребенок, он будет полностью зависеть от вас, если вы ему это позволите. Иногда производя впечатление «скромного», он на самом деле убежден, что он – привилегированное лицо, о котором другие должны заботиться. Мир обязан обеспечить ему выживание.

Он теряет работу, потому что никогда не выполнял ее, и он ожидает, что вы будете кормить его. Его вышвыривают из дома, потому что он не платит за аренду, он говорит вам, что арендатор – очень жестокий человек, и ждет, что вы впустите его. Друзья покинули его, и он хочет, чтобы вы тратили свое время, утешая его в одиночестве. Он ворует ваше время, ваши деньги, ваше пространство, вашу доброту и вашу силу.

«ОНИ НЕ ПОЗВОЛЯТ МНЕ»

Может показаться, что Горе во всем обвиняет себя («Я был не прав»), но в действительности он обвиняет других. Если бы он был способен взять на себя ответственность за свои разрушительные действия, он бы поднялся по шкале. Если бы он смог сказать: «Я украл деньги у компании, не удивительно, что они уволили меня», он бы выкарабкался. Вместо этого он говорит: «Я старался сделать все, как можно лучше, но я не знаю, что я сделал не так. Они просто уволили меня. Кажется, я никогда не делаю ничего правильно».

Он держится за свои обиды.

ЛОВУШКА ДЛЯ СОВЕТОВ

0.5 легко вогнать в стыд и беспокойство. Он волнуется по пустякам, в разговорах он подробно останавливается на болезнях, смерти и трагедиях, но он ничего не делает. Единственное, для чего он использует беспокойство – установление ловушки советов для доверчивых. «О, что мне делать?» – причитает он. Если вы попытаетесь предложить решение или работу, он обмякнет и скажет, что это невозможно.

Однажды я получила письмо от школьной учительницы из Нью-Йорка, которая прочитала мою книгу по воспитанию детей («Чудеса за завтраком»). Она рассказала о работе в частной школе с трудными детьми. Она жаловалась на открытое сопротивление детей, на зловещую ненависть, бесконечные споры и бессмысленные взгляды во время контрольных. Она описывала разрушенное имущество – разбитые окна, сломанные парты, засоренный водопровод и сломанное оборудование, которое никогда не чинилось. Уроки проводились по хаотичному получасовому расписанию, которое не позволяет учащимся понять предмет и научить их чему-нибудь до окончания урока. У нее не было и половины необходимых учебников. «Я озлоблена и обескуражена. Что мне делать?»

Кто-то хорошо постарался, чтобы эта школа развалилась. Необходим сильный высокотонный человек, чтобы внести порядок в этот хаос. Моя собеседница могла бы подняться до тона Задабривания (именно поэтому она и нанялась на эту работу), но, вероятно, не выше.

Я написала: «Поменяйте работу. Вам нужно многому научиться, прежде чем пытаться преодолеть подобную ситуацию, а пока найдите работу, где вы сможете победить».

Если бы она могла двигаться по шкале, то уверена, она бы приняла мое предложение. Но она не могла и не приняла его. Ее ответ был типичным для того, кто застрял и ходит по кругу между Горем и Сочувствием (подробнее об этом в главе Сочувствие). Она написала, что не может уйти, потому что очень трудно найти работу, ей нужны деньги и «Я действительно хочу помочь этим детям».

Как и любой человек в Горе, она и не думала избавляться от проблемы, а хотела находиться в этом ужасе вместе с кем-то. Этот тон всегда считает, что для того, чтобы завершить что-нибудь, нужны неимоверные усилия. Мой ответ был, конечно, слишком прост. Ни один низкотонный человек не принимает простых решений, а человек в Горе не принимает никаких решений.

ВЫВОДЫ

Единственное действенное средство для Горя – поднятие по тону. Можете не беспокоиться по поводу причин для такого тона. Это, возможно, ложь или вымышленная ситуация, которую он навлек на себя. Если вам удастся убрать причину этой «болезни», он быстро найдет другую.

Каждый низкий тон пытается решать жизненные проблемы через эмоцию. 0.5 делает это, пуская сопли, держась за старые обиды. Он – коллекционер несправедливостей.

Загрузка...