Если вы уже кого-то презираете, то вам не нужна шкала тонов, чтобы увидеть, что что-то не так (с ним, конечно), но она укажет на причину ваших чувств и даст оправдание для того, чтобы не приглашать его на вашу следующую вечеринку.
Есть некоторые люди, любовь к которым мы сохраняем, несмотря на то, что они постоянно нас расстраивают. По мере того как обед стынет в печи и суфле тает, превращаясь в липкое месиво, мы удивляемся, как спутались с тем, кто даже не думает позвонить, когда опаздывает. Редко мы понимаем, что, возможно, ожидаем слишком многого от тех, кому дарим нашу бесценную любовь.
Есть люди, которые обитают в переходной области нашей дружбы. Они довольно приятны – никогда не забывают прислать открытку на день рождения и вытирают ноги перед дверью – но мы не испытываем особого удовольствия, проводя с ними вечер.
В следующих главах мы пройдемся по каждому уровню шкалы тонов. Если повезет, мы обнаружим полный набор характеров в нашей жизни и (наконец!) мы узнаем, что конкретно можно от них ожидать. (В конце книги краткое описание каждого тона.) Перед тем, как мы примемся за отдельные тона, давайте рассмотрим общую информацию об этой шкале.
ИСТОЧНИКИ
Так как каждая книга должна иметь последнюю страницу и желательно, чтобы она была на достаточном расстоянии от первой, я не буду пытаться излагать здесь все, что известно о шкале тонов и эмоциях.
Основные данные в этой книге, так же, как и цитаты (за исключением особо выделенных), взяты из «Таблицы Хаббарда Оценки Человека», «Таблицы Отношений Хаббарда» и книги Л. Рона Хаббарда «Наука Выживания». Я рекомендую их для дальнейшего изучения.
Примеры взяты из моих собственных набегов в джунгли.
СПАДЫ И ПОДЪЕМЫ
Люди двигаются по эмоциональной кривой. То есть, каждый человек колеблется на шкале от часа к часу, день ото дня. Он поднимается, если выигрывает пари. Падает, когда теряет выгодную сделку. Он влюбляется и воспаряет к вершине. Его девушка уходит к другому, и он сваливается в Горе.
Дети часто перемещаются вверх и вниз со скоростью света. Когда они взрослеют, вершины срезаются, кривая расширяется, и они часто закрепляются в одном тоне (или узком диапазоне), в котором и находятся большую часть времени. Иногда они падают и перемещаются в другой диапазон по мере того, как жизнь бьет их. Человек, которого мы называем высокотонным, не оседает на шкале. Он сохраняет энтузиазм и интерес к жизни. Хотя он может расстроиться и упасть на низкотонное дно, он гибок и быстро восстанавливается, как только оказывается свободным от такого воздействия.
Высокотонный человек проявляет эмоцию, соответствующую обстоятельствам. Когда у него тяжелая потеря, он чувствует Горе. Если он становится жертвой коварного обмана, он обычно сердится. Он испытывает нужную эмоцию в нужное время. Поэтому человек, который хорошо выживает, колеблется по всей шкале, он меняется. Чем лучше его состояние, тем больше он подвижен. Когда он сердится, он действительно сердится, не вытесняет эмоции. Иногда он может быть необъяснимо подавлен, но он быстро восстановится.
Если вы пытаетесь улучшить человека, вы не пытаетесь вырвать его из шкалы тонов (так называемый «неэмоциональный» человек определенно находится на этой шкале). Мы улучшаем его в большей мере, когда даем ему возможность приобрести управление, действие, способность и опыт по всем тонам.
Когда бы мы ни говорили, что высокотонный человек имеет «управление» над своими эмоциями, всегда находится кто-нибудь, кто возражает: «Эмоции тогда настоящие, когда они стихийные. Контролировать эмоции просто нечестно!» Наоборот, именно низкотонный человек действительно фальшивит; он не испытывает нужную эмоцию, соответствующую обстоятельству. Этот человек, скорее всего, будет плакать на свадьбе или дико смеяться, когда кто-нибудь упадет и сломает ногу. Это честная эмоция?
Когда мы называем человека низкотонным, мы не имеем в виду начальника, который рассердился на днях, когда увидел в мусорной корзине невыполненный заказ. Это не делает его человеком в 1.5 (тон Гнева). Человек в 1.5 – это человек, который сердится почти постоянно. Когда мы упоминаем Страх, мы не имеем в виду охотника, который убегает от набросившегося на него медведя, когда его ружье заклинило. Мы говорим о фиксированном состоянии – неспособности изменить свое отношение и свое окружение.
Способный человек может действовать и реагировать, низкотонный же человек произносит одни и те же реплики для каждой сцены в пьесе. Это аберрация[1]. Все, что не так с низкотонным человеком – это его негибкость. Когда он напуган, может ли он отойти от страха? Когда человек сердится и ругает кого-нибудь, может ли он отпустить недовольство? Высокотонные люди возвращаются на верхнюю часть шкалы. Низкотонные люди остаются хронически зафиксированными. Хотя они могут сдвинуться на уровень вверх или вниз, они никогда не выходят из нижнего диапазона надолго.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЗНАЧЕНИЕ ЗДРАВОМЫСЛИЯ
Легко сказать, что человек сумасшедший, если он утверждает, что он – Наполеон, или бешено носится по улицам, убивая людей. Но у умных людей есть подозрение (особенно людей из новых реформаторских движений), что гораздо более тонкое, едва различимое сумасшествие пропитывает сегодня всю нашу культуру. Мы видим общество, которое допускает беспорядочное уничтожение людей и разрушение окружающей среды (через войны и загрязнения), общество, вливающее миллионы в «исследования» умственного здоровья, в то время как заведения для душевнобольных переполнены, и количество самоубийств растет. Мы видим правительственных агентов, которые конфискуют мед с полок магазина здоровой пищи из-за «неверной маркировки» и смотрящих сквозь пальцы на маркировку «витаминизированный хлеб» на продукте, содержащем непроизносимые химикаты, смешанные и запеченные в пенистый, пластмассовый ком. По закону человек считается душевнобольным, если он не может отличить правильное от неправильного, но это мы вряд ли можем использовать для наших искусных суждений и для выбора в повседневной жизни.
Вместе с другими полезными возможностями, шкала тонов дает нам надежный инструмент для измерения душевного здоровья.
Чем ниже человек зафиксирован на шкале, тем менее он разумен. Нет четкой границы между здравомыслием и безумием. Человек может быть рациональным в одной области жизни и совершенно помешанным в другой.
В большинстве своем именно сила [проявления][2] тона побуждает общество сажать человека в сумасшедший дом. То есть, когда попадается кто-нибудь в низком тоне, который проявляется в полную силу, он обычно считается безумным. Это значит, что один человек в гневе может побить свою жену бейсбольной битой, тогда как другой в гневе (с меньшей силой проявления этого тона) разрушает ее словами. Они оба безумны, но общество признает только первого опасным.
СОЦИАЛЬНЫЙ ТОН
Большинство людей прикрывают свой хронический тон приятным социальным тоном, который используют для того, чтобы управлять внешними изменениями в повседневной жизни. Конторский служащий вежливо улыбается, даже когда ему хочется дать нам в зубы. Когда мы встречаем на улице случайного знакомого, мы, как правило, говорим, что с нами все в порядке, даже если нам плохо.
Однако, немного попрактиковавшись, вы сможете быстро определять хронический тон, несмотря на это защитную маску.
НЕДОСТАЮЩИЕ ЭМОЦИИ
Скорее всего, вы будете думать об эмоциях, не показанных на этой шкале. Многие из них будут синонимичны имеющимся эмоциям, либо выступят как различные проявления глубины тона. Например, опасение, замешательство, беспокойство, ужас и робость – все это различные оттенки и глубина диапазона Страха.
Есть чувства, такие как любовь, ненависть и зависть, которые проявляются через тон человека. Человек в Сочувствии любит совсем по-другому, нежели человек в Гневе. Завистливый человек может застрелить соперника или просто тихо напиться в зависимости от его тона.
Некоторые из этих особых чувств будут рассмотрены подробнее в следующей главе.
ДРУГИЕ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В любом исследовании поведения человека фигурируют эмоции, однако без использования шкалы тонов такие материалы сложно применить.
Любой человек, рекомендующий, советующий или пытающийся помочь людям (при условии, что он действительно хочет помочь) одобрит и примет эту шкалу тонов, потому что его собственные наблюдения покажут ее обоснованность.
Есть интересный пример профессионального исследования, который подтверждает расположение эмоций на шкале. Психиатр из большого университетского госпиталя на Среднем Западе [США] недавно закончила пятилетнюю исследовательскую программу, в которой она опросила более четырехсот смертельно больных пациентов, чтобы найти способ, который поможет умирающим больным справиться со своим положением. Результат исследований показал, что большинство людей проходят «пять психологических этапов перед смертью: отрицание, гнев, соглашение, горе и принятие». Доктор заметила, что в течение первых четырех периодов пациенты все еще надеяться выжить. В финальной стадии «большинство пациентов готово спокойно встретить смерть».
После того, как вы прочитаете следующие несколько глав, вы поймете, что такими пятью этапами, о которых говорит доктор, являются: Антагонизм, Гнев, Страх (в форме Задабривания), Горе и Апатия.
ВЫВОДЫ
Низкотонные люди дадут вам множество обоснований своего отношения к чему-либо, они будут использовать интеллект, чтобы оправдать свои убеждения, хотя они пытаются объяснить эмоциональное отношение, которым они не могут управлять. Человек в Гневе скажет: «С людьми надо быть жестким». Человек в Страхе убеждает вас «быть осторожным…», а Апатичный индивидуум скажет вам (если вообще потрудится это сделать), что «в любом случае ничего нельзя сделать». Каждый верит в то, что говорит. Если он живет в каком-нибудь тоне долгое время – это его дом, и он убежден, что имеет неотъемлемое право там находиться.
Нет нужды не любить людей из-за того, что они находятся низко на шкале. Но мы и не должны «думать о них хорошо», когда видим нечто совершенно противоположное. Самым лучшим действием (для них и для нас) будет точная их оценка. Только после этого мы имеем шанс поднять их по шкале.
Вы можете начать обучать шкале тонов детей, когда им четыре или пять лет. Они обычно приходят в восторг при виде цветной таблицы со шкалой тонов. Вы вряд ли сможете лучше подготовить их к жизни. Обучив этому моих мальчиков, я знаю, что они не будут работать, нанимать, голосовать или влюбляться в низкотонного человека (а это избавляет от порядочного числа беспокойств).
Не говорите другому человеку, где он, по вашему мнению, находится на шкале тонов. Вы можете ошибиться, и это подавит его. Вы можете оказаться правы, и это заставит его беспокоиться. В любом случае это ему не поможет. (Конечно, когда-то вы встречали и чувствовали отвращение к парню, который самодовольно улыбался вам и говорил: «Я тебя раскусил». Мы, между прочим, раскусим его в главе про 1.1.) Поэтому не делайте этого. Если он прочитает эту книгу и найдет себя на шкале, это будет большой шаг к его собственному улучшению. Большинство людей значительно поднимаются по шкале, просто понимая ее.
Используйте шкалу тонов, чтобы выбирать своих людей, обнаруживать слабые места в семье, офисе и группах. Научитесь быстро определять людей, и вы не будете ожидать от них больше, чем они могут дать. Вместо этого вы сможете помочь им поднять тон.
Постарайтесь не слишком беспокоиться по поводу вашей позиции на шкале тонов. Мы на самом деле обнаруживаем себя в странных местах, заворачивая за угол и видя лицо в шероховатом зеркале, мы восклицаем: «Кто этот незнакомец? О, нет! Неужели это действительно я?»
Это расстраивает, но по мере того, как вы будете продолжать читать, вы обнаружите себя наверху, около вершины. Я вам обещаю.
В любом случае, эта книга о других людях, помните? Не о вас и не обо мне. Ну, давайте взглянем на этих героев…