Новые переживания входят в жизнь ребенка, когда он поступает в школу, независимо от того, посещал ли он дошкольные учреждения или нет. Он беспокоится, примут ли, полюбят ли его ребята в классе; он рвется доказать учителям, что сделает все, что они скажут, – словом, он хочет поступать правильно. К шести годам у него уже сложился характер, и теперь малыш должен на практике проверить нравственные нормы поведения. Он уже изучает людей не только живущих в его семье, их привычки и их окружение. Его любознательность, сконцентрированная до этого на собственном теле и на себе как на личности, теперь обращается во внешний мир, и он накапливает информацию о людях и вещах.
Его прежние тревоги, кажется, начинают отступать. В своем желании быть на высоте ребята иногда прячут свои переживания, подавляют свое беспокойство. Тревожное состояние ребенка упрятано где-то глубоко, но родители замечают его по таким симптомам, как раздражительность, неспокойный сон, потеря аппетита, а иногда агрессивность или чрезмерная робость. Вдруг ребенок отказываться идти в школу, жалуется на головную боль, склонен полежать. Родителям и учителям следует задуматься. Может быть, кто-то подразнил его в школе или он не уверен, что ответит на вопрос учителя? А может быть, тревожится за маму, не случилось бы что с ней, пока он в школе? До причины следует докопаться, какой бы незначительной она ни была.
Школьников беспокоит, насколько они соответствуют общепринятым меркам. Мальчики хотят казаться мужественными, девочки – хорошенькими. Им не терпится поскорее стать старше, сильнее, умнее. Ребенку трудно довериться в этих ощущениях своим родителям, которые, если бы знали, что тревожит их детей, сразу бы помогли им. Дети же предпочитают страдать молча. Многие делают вид, что им все равно, что думают о них родители, но это только уловка; на самом деле им хочется чувствовать силу и ум своих родителей, знать, что в нужную минуту они будут рядом. Некоторые родители, почувствовав в детях желание независимости, охотно предоставляют ее им. А дети, не имея необходимого жизненного опыта самостоятельно решать новые проблемы, начинают ощущать страх. Поэтому школьникам нужна помощь родителей, хотя принимают они ее не всегда.
У совершеннолетних свои тревоги: у них физиологическое развитие порой опережает нравственное, а старые переживания остаются. Молодого человека волнует, любят ли его, принимают ли его сверстники, готов ли он к будущей работе, достаточно ли широка его эрудиция, правильно ли он решает свои физиологические потребности, насколько он соответствует тем из своих друзей и персонажей книг, которыми восторгаются, и в то же время насколько ему удается сохранить свою самобытность. Он лезет из кожи вон, чтобы оказаться таким, как все, в поисках задушевного друга он (чаще она) быстро меняет друзей; он очень озабочен своими сексуальными проблемами, поэтому делает неуклюжие выпады против противоположного пола или нарочито делает вид, что не интересуется им; стараясь четко отделить правильное от неправильного, он ведет борьбу со своей совестью. Родителям важно помнить, что если приступы беспокойного поведения слишком продолжительны, то есть основания для беспокойства. В остальных случаях терпение, благожелательность, честность и помощь – вот что нужно от вас ребенку.