Составляя план для рилс, продумываете заранее, какие темы и форматы роликов будут не просто помогать вам получать большие охваты, а и будут хорошо продавать вас, как эксперта, ваши продукты/ услуги. Такие ролики могут не набирать миллионные охваты. Главное, чтобы после просмотров этих рилс, ваша аудитория как минимум заинтересовалась вами, как экспертом, а в идеале – захотела у вас купить продукт или заказать услугу.
Чтобы ваши рилс были интересны пользователям, в них нужно поднимать темы, которые и относятся к сфере вашей экспертности, продукту/услуге, нише и актуальные и интересны для вашей целевой аудитории (отвечают ее запросам и болям). И даже ваши личные ролики, где вы раскрываете себя как личность, должны попадать в боли/запросы/мечты вашей целевой аудитории.
Любые ролики, которые вы делаете, должны так или иначе относится к вашей профессиональной сфере. Если вы публикуете какие-то приколы и мемы, то пусть они будут с шутками, которые относятся к вашей нише, и чтобы их понимала аудитория, которую эта тема интересует и которую вы хотите привлечь.
С шутками, кстати, не сильно заигрывайтесь, иначе получится как с одним известным стоматологом: он делает очень смешные рилс с липсинками, набирающие десятки тысяч просмотров. Но у людей не возникает мысли, во время просмотра его роликов, «а где он работает, может пойти к нему на лечение?». А во-вторых, даже если бы он и стал предлагать записаться к нему на приём, желающих будет мало – всё-таки у нас врач ассоциируется с серьёзным специалистом, который может пошутить, но лишь иногда.
Все темы в рилс можно, условно, разделить на широкие и узкие. Ролики на широкие темы рассчитаны на массового зрителя, неподготовленных людей, которые не разбирается в вашей теме, или даже не задумываются о том, что у них есть какие-то проблемы. Но при этом тема ролика их может зацепить. Чем шире тема ваших рилс, тем больше просмотров вы будете собирать.
Узкая тема рилс – это когда ролики понятны и/или интересны небольшому числу зрителей, то есть только тем людям, которые уже читали статьи, смотрели рилс по этой теме, владеют некой базовой информацией и хотят идти в глубину и детали. Понятие «большая и небольшая аудитория» – относительны. Если для блогера миллионника 70 000 просмотров будет «небольшой аудиторией», то это же количество просмотров для начинающего блогера будет суперуспехом. Поэтому оценивать этот показатель надо относительно статистики только ваших охватов.
Какие темы всегда будут «широкими»? Это любая информация для новичков. Снимайте «базу» – это ответы на вопросы, которые чаще всего задают вам, в комментариях конкурентам, вводят в поиск в Яндексе или Google. И да, как правило, это будут одни и те же вопросы. Здесь важно не уходить в банальности («Как быть всегда здоровым», «Как стать счастливым», «Как заработать миллион с нуля за неделю»).
Например, широкой темой для стилиста будет «С какой обувью носить пуховик» или «5 самых модных юбок сезона». А узкой темой будет «Композиция в костюмном ансамбле» или «Как сочетать 3 принта в одном образе». Здесь широкие темы доступны для понимания любой аудитории, даже далекой от стилистики, а значит – их будет смотреть большее количество людей. А узкие – только тем, кто уже прошел базовое обучение и хочет составлять образы на более высоком стилистическом уровне.
Другой пример: фотограф снимает ролик на узкую тему о том, как настроить выдержку с диафрагмой на камере вместо того, чтобы раскрыть широкую тему «как сделать размытие фона».
Как вы теперь понимаете, одна из проблем, почему ваши рилс могут не набирать больших охватов – это узкая тема. Так почему же новичков все равно «тянет» на узкие темы? Первое – они уверены, что в их нише невозможно придумать темы роликов для массового зрителя.
Второе – это убеждение, что ответы на простые вопросы их аудитория и так знает. Отслеживайте глубину знаний ваших зрителей по комментариям, вопросам и спускайтесь на их уровень.
Третье, когда уважаемые специалисты с опытом бояться показаться слишком «попсовыми», «простыми», думая, что им наоборот, надо показывать свои знания и глубокое владение материалом. Такой подход верен, но с другим форматом контента (статьи, длинные видео, вебинары, курсы) и для уже более подготовленной аудитории.
Поймите, люди не заходят в соцсети чему-то учиться, им нужен легкий контент, чтобы развлечься. Да, они не против, мимоходом, получить какие-то быстрые простые советы, которые облегчат их жизнь здесь и сейчас, но точно не готовы напрягать мозг и вникать в сложные темы.
Таким образом, через широкую тему вы цепляете аудиторию на крючок легкого контента, вовлекаете ее в информационное поле своей ниши, подсвечиваете какие-то проблемы или возможности, которые ей откликаются. И только потом, показываете, что люди смогут решить какие-то конкретные вопросы с помощью ваших продуктов или услуг.
И уже через длинный контент (вебинары, эфиры) вы даете более углубленную информацию тем, кто заинтересован и готов ее слушать.
А когда вы только начинаете снимать рилс или когда перед вами стоит цель набрать новую аудиторию, снимайте ролики на более широкие темы, на 2-3 шага выше, чем ваша тематика.
Пример из ниши продаж медитаций. Мало кто вообще понимает, что такое медитации, еще меньше – зачем они нужны. Поэтому если вы будете рассказывать, как правильно медитировать, то вас будет слушать небольшая группа людей. Лучше зайти с другой стороны. Подумайте, какую глобальную проблему решают медитации? Например, люди хотят расслабиться, привести в порядок мысли или успокоить «мыслемешалку» и тревожность перед сном. И вы, отталкиваясь от этих потребностей, вы придумываете темы/заголовки рилс, через которые вы будете заходить издалека. Например: «Как остановить поток мыслей перед сном?». А далее, по принципу «от общего к частному» будете постепенно подводить вашу аудиторию к мысли о том, что медитации – это один из способов решить их проблемы со сном (или с умением расслабляться, или фокусироваться и т.п.)
Пример для мастера по йоге. Плохие темы для старта: «В какое время делать йогу?», «Признаки, что вам нужна йога», «Почему йога не работает?». Более широкие темы: «От этого упражнения уходит живот», «Йога для начинающих – 10-ти минутная тренировка».
Пример для маркетолога. Он может снять ролик на узкую тему «Как настроить чат-бот, чтобы он выдавал лид-магнит» или «Как сделать лид-магнит». Но половина аудитории не знает, что такое «лид-магнит», а вторая половина – что такое «чат-бот». Широкая тема будет звучать «Как набрать первую 1000 подписчиков».
Пример для тренера. Узкая тема: «Программа тренировок с акцентном на растяжку для людей старше 50 лет». Широкая тема рилс: «Как регулярно ходить на тренировки и не сливаться».
Пример для косметолога. Узкая тема: «Применение ниацинамида для борьбы с гиперпигментацией у чувствительной кожи». Широкая тема: «Как ухаживать за кожей, чтобы не было акне?»
Пример для финансового эксперта. Узкая тема: «Как считать сложный процент в инвестициях». Широкая тема: «Как выйти на пенсию в 30 лет, получая 100 000р в месяц?» или «5 глупых трат, которые крадут твои деньги каждый день».
В примерах выше указаны не заголовки роликов, а именно темы, под которые вы пишите сценарии, придумываете заголовки, форматы и визуал.
Кстати, когда вы осознанно будете просматривать темы роликов крупных блогеров из вашей ниши и сопоставлять их с количеством просмотров, вы увидите, что будут темы-бестселлеры, которые залетают снова и снова. Это очень видно в YouTube, если вы внутри каналов блогеров поставить фильтр по популярности длинных видео. Например, в теме «стиль» – это видео про «главные тренды сезона», «как выглядеть моложе» и т.п. И что бы вы не снимали на эту тему – успех почти гарантирован для любого канала.
Также, у каждого крупного блогера есть его личные темы-флагманы, которые отлично залетают именно на его аудиторию, основываются на отношениях подписчиков лично к нему. И вам нужно научится отличать одно от другого. Темы-бестселлеры будут одинаковы для всех экспертов из одной ниши, поскольку связаны с интересом людей к какой-то сфере. А флагманы будут у каждого блогера свои, потому что завязаны на его личности, событиях из его жизни.
Ваша задача опытным путем и через анализ конкурентов найти темы-бестселлеры, и включить их в работу. И, со временем, нащупать свои флагманы – что будет залетать именно на вашу аудиторию.
Пример. Однажды, эксперт по финансам, таким образом обнаружила, что те редкие ролики, в которых она появлялась со своими детьми или что-то рассказывала об их воспитании, набирали очень много реакций от подписчиков. И оказалось, что в их глазах она классный эксперт в детской теме, который просто «работает» финансовым менеджером. Пришлось выбирать, по какому пути ей дальше развивать свой блог.
Означает ли все выше сказанное, что всем и всегда надо снимать ролики только на широкие темы? Конечно нет. В первую очередь, это касается новичков, которым важно побыстрее выстрелить и набрать аудиторию. Им надо на время забыть про узкие темы.
После набора начального количества аудитории, какой-то «веса», выхода на стабильные показатели по охватам, вы уже будете снимать ролики, которые решают и другие задачи (не только набор подписчиков). И тут вы уже будете снимать ролики и на узкие темы, не ожидая от них больших охватов. Такие ролики часто приводят уже реальных клиентов.
Ну и конечно, что точно не стоит делать, это упорно снимать темы, которые набирают меньше всего просмотров. Действительно, есть темы, которые просто не интересны аудитории. Вы сможете их определять после того, как накопите какую-то статистику и сможете сравнивать, а также, анализируя аккаунты конкурентов.
Ведите в телефоне заметки «Идеи для рилс» (можно сделать личную группу в Telegram, скачать любое приложение Заметки или Блокнот), как только вы услышали или увидели что-то, что можно было бы применить в своих роликах – сразу же записывайте, не надейтесь на память. Будьте внимательны ко входящей информации и у вас быстро выработается привычка замечать интересные идеи, которые можно применять в неизменном виде, развивать или адаптировать под свою тему или формат.
Все перечисленные ниже способы (как и многое из того, о чем говорится в этой книге) отлично подходят для поиска идей как для рилс, так и для прямых эфиров, для написания постов для разных соцсетей, статей для своего сайта, создания лид-магнитов (бесплатных продуктов), съемки видео, проведения вебинаров и даже для создания уроков внутри обучающих курсов.
● Нейросети (чат GPT и т.п.). Да, это работающий вариант, но нужна отдельная книга, чтобы научить вас писать промты, отделять «зерна от плевел» из того, что выдает AI. Будет желание – погружайтесь в эту тему, начните с бесплатных видео на YouTube.
● Техника «Прогон». Как из одного запроса (совета, тезиса) сделать несколько рилс с разными заголовками? Выберете один тезис (рекомендацию, правило), которое хотите донести до зрителя. И «прогоните» его по всем видам заголовков, которые могут к нему подойти. Например, есть запрос на тему «Как красиво выставить кадр в рилс», поехали:
– «Вы когда-нибудь задумывались почему у одних экспертов рилс выглядят как в кино, а у других, как будто они снимали их на Siemens?»
– «Никогда не используйте кольцевые лампы, если хотите красивый кадр в рилс».
– «Вообще не обязательно покупать 15-й Айфон или дорогую камеру чтобы снимать красивые рилс».
– «Одно или второе: Камера или Айфон? На что снимать рилс, чтобы был красивый кадр»?
– «Если хочешь, чтобы твои рилс были с красивым светом и крутым кадром, то запоминай следующий совет …».
● Техника «Круг контента», вариант 1. Как из одной тематики сделать 18 и более рилс или постов? Выбирайте какую-то боль или запрос аудитории из своей ниши. Запишите, из каких частей, этапов состоит решение (три и более части). На каждую часть (этап) сделайте сценарий рилс или пост по таким заголовкам:
– быстрый совет,
– популярный миф,
– частые ошибки,
– личные истории,
– частые вопросы,
– применяемые пошаговые стратегии.
Например:
– Боль (запрос) – хочу выучить английский.
– Из каких этапов состоит – «изучение грамматики», «умение воспринимать на слух», «умение говорить».
– И теперь по каждому этапу пишем сценарии по 6-ти заголовкам, приведённым выше (и добавляйте свои варианты).
● Техника «Круг контента», вариант 2. Где найти идеи для создания 12-ти рилс? Выписывайте от 4-х до 8-ми проблем, с которыми к вам (вашим конкурентам) чаще всего обращаются клиенты или подписчики. Рассмотрите каждую проблему с 3-х разных сторон:
– диагностика, как понять, что эта проблема у вас есть,
– решение, схематично, как эта проблема решается,
– пример, который позволит лучше понять эту проблему (мем, цитата, случай).
● Способ «Охота за комментариями». Следите за рилс конкурентов и популярных экспертов из вашей ниши и читайте, какие комментарии к ним пишет аудитория: о чем спрашивают, на что жалуются, о каких проблемах говорят, чем недовольны? Сначала смотрите топовые и «залетевшие» посты и берите в работу те вопросы, которые встречаются чаще.
Тоже самое делайте и на платформе YouTube – там точно есть каналы из вашей экспертной сферы. Найдите минимум 10 блогеров, видео которых собирают много комментариев, находите у них видео на темы, которые прямо или косвенно относятся к вашей нише, и точно также – анализируйте, о чем спрашивают в комментариях, и берите это информацию как иди для роликов.
● Способ «Названия видео YouTube и подкастов. Вбивайте в поиске YouTube свои ключевые слова, выставляйте в поисковом фильтре галочку «видео» и длительность «от 4 до 20 мин», а потом «от 20 мин», просматривайте названия видео из выдачи YouTube.
Когда вы найдете несколько экспертов по вашей теме в YouTube (не менее 10-ти тех, кто давно и много снимает), заходите на их канал, потом – на вкладку «видео» и «трансляции», фильтруйте видео по критерию «популярные». На какие темы были сняты самые популярные видео?
Тоже самое делайте и с подкастами – находите экспертов из вашей ниши и просматривайте, на какие темы они общаются. Выписывайте все названия, анализируйте, что вы уже сейчас можете взять в работу, а что отложите на будущие периоды.
● Способ «Популярные статьи на Дзене». Вам надо найти на Дзене крупные каналы по вашей теме, где большое количество подписчиков, а канал ведется хотя бы 3 года и при этом регулярно публикует статьи. Вы заходите на канал, потом – во вкладку «статьи», и ставите фильтр на «популярное». Первые 10-20 статей – это самые популярные темы.
Совет – заходите в специализированные каналы, а не в те, что похожи СМИ. Например, если тема макияж, то ищите канал визажиста. Иначе самыми популярными статьями будут какие-то «желтушные» материалы, с обсуждением звезд и прочий мусора.
Аналогично поступайте и со вкладкой «видео».
Как еще можно найти на Дзене топ-каналы из вашей ниши. Есть сайт Zenstat, через который можно искать каналы в Дзене по темам. Бесплатной версии вам хватит, чтобы найти 10-15 хороших вариантов – поиграйтесь с фильтрами и разными ключевыми словами для поиска.
● Способ «Вопросы подписчиков». Когда вам о чем-то пишут в комментариях ваши подписчики, что-то спрашивают у вас в директ, фиксируйте, какие из вопросов вы можете взять как тему для контента, какие проблемные вопросы они поднимают, какие задачи им надо решить? Особое внимание часто повторяющимся запросам.
● Способ «Идеи по ключевому слову». Сервис «Аnswerthepublic» (погуглите адрес сайта), с помощью инструмента на сайте, помогает быстро собрать запросы пользователей интернета по ключевому слову (вы можете переключить сайт на удобный язык). Здесь, за пару кликов, вы получитt целый список фраз, сегментов интересов, часть из которых послужат хорошими идеями для контента. Например, для стилиста ключевыми словами могут быть слова «стиль», «тренды», «гардероб», «стилист», «персональный стиль», «мода», «фешн» и так далее.
● Способ «Мониторинг конкурентов». Регулярно выделяйте время, чтобы просматривать рилс других экспертов по вашей и смежным темам. Вы поймете, на какие темы снимают рилс другие блогеры из вашей ниши, какие из них залетают.
Только здесь не сильно обольщайтесь, потому что через пару-тройку дней такой «охоты» вы увидите, что в 90% они снимают одно и то же и по форматам рилс, и по сценариям (тексту). Обращайте внимание, какие темы уже сильно «заезженные» (повторяются всеми экспертами) – на них у аудитории уже будет работать «баннерная слепота».
Например, так произошло с анонсом выхода методички с советами по рилс от соцсети. Все SMM-эксперты стали выдавать её за что-то уникальное и предлагать аудитории её выслать по кодовому слову. Но после 3-го такого рилс, остальные – просто пролистываешь (причем эта расхваленная методичка оказалось довольно посредственным материалом, что негативно сказывается на авторитете самого эксперта).
Но есть «вечно-зеленые» темы, которые всегда будут популярны. Например, в теме стиля это «Как выглядеть дорого», «Как скрыть живот», «Тренды сезона», «Устаревшие вещи» и т.п.
Постепенно вы найдете свои успешные форматы, которые будут и органичны вашей личности, и хорошо восприниматься аудиторией. Именно они дадут вам результат на большой временной дистанции.
С другой стороны, вы можете найти темы, которые вообще не затрагиваются, а вы уверены, что они интересны подписчикам, а вы сможете их интересно подать и качественно раскрыть в серии роликов.
● Способ «Однозначное мнение на неоднозначную ситуацию (событие)». Фиксируйте темы, мнения, события, новости по которым у вас есть свое мнение, отличное от общепринятого в вашей нише. Это сильно привлекающий внимание контент, который триггерит людей и вызывает эмоции. Чем острее поднятая тема и чем кардинальнее ваше мнение будет отличаться от других, тем лучше ролик будет вируситься и больше будет собирать комментариев (в том числе и хейта, которой также помогает повышать охваты, а оставлять или нет негативные комментарии – решать вам).
Например, эксперт, обучающий продажам через соцсети, записала рилс, в котором рассказала, что «личный бренд, это полная ерунда!» и обосновала свое мнение. Конечно же, этот ролик вызвал большой ажиотаж, много комментариев. Или, например, если в мамском блоге, эксперт выскажет мысль, что детям не нужно гладить вещи, или что им полезно разрешать жевать землю. Тут мнения могут разделиться, кто-то будет за, кто-то против, но равнодушных точно не останется!
● Способ «Другие также ищут». Этот способ помогает найти идеи на первой вкладе Google или Яндекс. Идете в поисковик, и вбиваете запросы вашей аудитории (разные вопросы, в разных комбинациях слов). Например, вбиваете в Яндексе «как снимать рилс» и смотрите два блока на первой странице поисковика. Первый раздел «Быстрые ответы», там будут вопросы: «что нужно для съемки?», «как снимать на камеру со включенной музыкой?», «на каком приложении снимать?» и так далее. И вот, уже несколько тем для контента у вас есть.
Далее – спускаетесь вниз по странице Яндекса и видите блок «Люди ищут», в нем будет: «как снимать ролики на ПК», «как снимать ролики с музыкой на Айфоне», «с чего начать снимать ролики новичку» и так далее. И уже есть еще несколько тем!
Не закрываете страницу, а обращаете внимание на темы статей в выдаче поисковика на 1-й, 2-й и 3-й страницах. Ищите, какие темы цепляют, какие можно использовать для своего контента. Все тоже самое делаете в Google – выписываете то, что не наши через Яндекс.
И таким образом «проходитесь» минимум по 10-ти разным запросам из вашей ниши (экспертной сферы). В результате, у вас уже будет перечень тем для контента минимум на месяц! А если вспомните, что используя разные заголовки и распаковку тем по технике «Круг контента» вы сможете каждую тему разложить минимум на 8-10 сценариев, у вас уже будет готов план на 6 месяцев вперед (если не больше). Кайф?
● Способ «Вопросы клиентов». Если вы уже практикующий эксперт (проводите консультации, вебинары, мастер-классы), фиксируйте вопросы ваших клиентов или участников вебинара. Когда клиенты только записываются на платную или бесплатную консультацию, заранее запросите у них список вопросов, которые они хотят обсудить. Так вы и лучше подготовитесь к встрече и у вас уже будет список тем для рилс. Количество таких вопросов может доходить до 30-ти и они суперважные, потому что человек готов вам платить деньги на консультации, чтобы узнать ответы.
Речь не идёт, конечно, о том, чтобы в рилс бесплатно выдавать платную информацию. Вы можете обозначать эти проблемы, говорить, что умеете с ними работать, показывать кейсы с решением таких задач. Возможно, давать какие-то первые шаги их решения в рилс или бесплатных материалах (лид-магнитах), а полное обучение/консультацию предлагать пройти платно.
● Способ «Ключевые слова». Научитесь пользоваться сервисами «Подбор слов от Яндекса» (Wordstat) и/или Google Ads. Это простейшие и рабочие способы нахождения поисковых запросов «по ключевым словам» из вашей ниши. Во-первых, вы увидите, что именно искали пользователи в последнее время по конкретной теме и сможете сразу же, самые популярные из них, использовать для создания контента.
Во-вторых, сервис вам выдаст варианты похожие на ваш запрос, которые также чаще всего искали. Например, вбиваем в Wordstat от Яндекса фразу «как делать рилс» и получаем таблицу с перечнем поисковых запросов за прошедший месяц, например: «как делать рилс с музыкой», «в каком приложении делать рилс», «нейросеть, которая делает рилс», «как делать обложки для рилс», «как делать рилс из фильмов», «как делать рилс из нескольких роликов» и так далее. Таким образом по каждому из ключевых слов, вы найдете от 20 и более идей для контента.
Также плюс таких систем – вы сможете увидеть годовую динамику запросов в разрезе календарного года. Тот же стилист увидит, что ролики про «как выбрать пуховик» надо начать публиковать уже с начала ноября, а пик интереса аудитории придется на 20-е числа этого месяца.
● Способ «Вопросы и темы из Яндекс Кью». Это популярная площадка вопросов и ответов. Вбивайте в поиск сначала отдельные слова по вашей теме, потом пробуйте искать по фразе или сочетанию слов. Замечайте, какие вопросы и темы поднимаются из вашей сферы (понажимайте разные вкладки сервиса). Этот способ более трудоемкий по сравнению с предыдущими – чтобы найти что-то стоящее, надо потратить время. Он хорошо может сработать для одних ниш и вообще не сработать для других.
● Способ «Содержание онлайн-курсов». Нет, курсы покупать не нужно. Вы находите экспертов, которые по вашей или смежной тематикам проводят обучение, продают какие-то инфо-продукты. Открывайте их продающие сайты, презентации, каналы поддержки и просматривайте содержание курсов. Отмечайте, из каких тем состоит курс, как называются обучающие блоки/уроки. Все эти названия – это темы для ваш его контента. Разбивайте их на микро-темы и вопросы по техникам «Прогон» или «Круг контента», о которых говорилось выше. Где искать онлайн-курсы: на сервисных площадках, продающих большое количество курсов (типа Геткурс и другие).
● Способ «Оглавление книг». Нет, книги покупать не нужно. Метод подходит не всем, но для некоторых ниш – это отличный способ поиска идей (например, для сферы продаж, работы с клиентами, для маркетинга). Заходите в крупные онлайн-магазины (например, Литрес). Находите книги по вашей нише и смотрите их оглавление/содержание (они есть в открытом доступе в карточке книги на сайте магазина). Каждый заголовок и подзаголовок – это уже готовая тема для контента.
Например, для ниши «психология продаж» это могут быть: «22 способа избавиться от негативных убеждений», «5 признаков, что пора сказать клиенту нет», «7 способов поднять цены», «продающая матрица контента» и так далее. Из оглавления одной хорошей книги вы сможете позаимствовать до 20, а то и больше тем для контента (а заодно, может и книгу захотите прочитать).
● Способ «Служба поддержки». Если у вас работающий бизнес (оказание услуг, онлайн-магазин) и есть операторы службы поддержки, обязательно создайте систему получения от них списки, по каким вопросам к ним обращаются. Это легче будет сделать, если вопросы поступают онлайн (все вопросы сохраняются в базе), и чуть сложнее, если операторы принимают от клиентов звонки. Чтобы мотивировать операторов помнить и фиксировать такие вопросы, можете проводить среди них конкурсы на топ-10 оригинальных вопросов, или за выполнение плана по списку вопросов и давать поощрительные призы по результатам конкурсов.
● Способ «Отзывы о бизнесе». Хороший метод, если у вас оффлайн-бизнес, который вы продвигаете и через соцсети. Например, у вас фитнес-клуб, или школа английского языка, или магазин цветов с возможностью онлайн-заказов. Находите аналогичные вашему бизнесы на онлайн-картах Яндекса или Google, и смотрите отзывы, начиная с тех компаний, у которых их больше всего.
Поскольку хвалебные отзывы, как правило, везде одинаковые, сначала выставляйте фильтр на отрицательные отзывы. Читайте, чем недовольны клиенты. Во-первых, вы увидите, что для клиентов критично – на что жалуются, что их не устраивает, на какие критерии работы обращают больше всего внимания. Если у вас по этим параметрам работы все хорошо – обязательно снимайте на эту тему рилс и сторис, пишите посты, где с разных сторон акцентируйте внимание на своих конкурентных преимуществах, причем не однократно, а подсвечивайте это регулярно, громко разными способами (в разных форматах и видах контента).
Потом просмотрите хорошие отзывы, обратите внимание за что хвалят, а у вас с этим как? Об этом также надо говорить в своем контенте. Не думайте, что «это банально, и так понятно», обыгрывайте свои плюсы интересно в сценариях (например, в виде диалога придирчивого клиента и вас).
● Способ «Форумы общения по интересам». Метод рабочий, но не для всех сфер. Подойдёт для бизнес-тематик, сферы услуг, IT, цифровым технологиям, астрологам, эзотерикам, психологам, фотографам, дизайнерам. Вам нужно найти несколько живых и популярных форумов, «погулять» по веткам, посмотреть, какие вопросы там обсуждаются. Все они – прекрасные идеи для контента.
● Способ «Рилс из сторис». Этот способ поможет не добавлять рабочих часов на создание контента и написание сценария. Если у вас уже упакован аккаунт, значит и в постах, и в хайлайтс уже есть какие-то истории, раскрывающие ваши продающие смыслы. Аналогичная ситуация со сторис, которые сейчас один из ключевых продающих инструментов. Выбирайте какой-то свой продающий смысл (то, что вы хотите донести до аудитории) и раскрываете его в сторис.
При этом, количество усилий, которые вы затратили для создания этих сторис может быть значительно больше, чем полученный результат. Бывает так, что эксперт нашел прекрасную идею и сделал хорошие продающие сторис. Но так досадно, что их увидят только подписчики в течение 24 часов и еще кто-то из тех, на кого подписаны вы (после последнего обновления соцсети), а больше никто! «Такая классная мысль и такие маленькие охваты», подумаете вы. А как получить больший эффект от уже проделанной работы?
Во-первых, хороший продающий сторителлинг обязательно сохраняйте в своем аккаунте как пост и как хайлайтс. Во-вторых, эту же тему вы упаковывайте в рилс, которые уже увидят большее число ваших подписчиков и новая аудитория. Таким образом, дублируя идею из сторис в рилс, вы достигаете 2-х целей: (1) значительно большее количество аудитории увидит вашу мысль, у вас не будет сожалений по этому поводу; (2) сократите время на придумывание отдельного сценария, поиск идеи для рилс, просто возьмете тезисы из сторис и запакуете их в ролик. Кстати, вы же можете одну мысль (тему) из сторис раскрывать в нескольких рилс по частям.
Где брать идеи, чтобы не быть как все? Есть предубеждение, что надо или снимать тренды, или повторять за другими, или наоборот не снимать так, как другие. Но все зависит от ваших целей.
Если вы хотите как можно скорее выстрелить, быстро набрать аудиторию, нелогично идти по пути изобретения чего-то нового и уникального, чего никто в жизни еще не делал. Нелогично пытаться «изобретать велосипед», то есть выдумать то, что уже давно успешно работает у других. Все уже придумано до вас, просто ищите подходящие вам варианты и адаптируйте под себя.
● Настройте алгоритмы на показ нужных вам роликов
Чтобы следить за тем, что снимают конкуренты из вашей ниши, какие сейчас тренды, вы можете обучить алгоритмы показывать вам эту информацию в ленте, при этом большинство роликов будут самые залетающие и вы сможете из них брать идеи.
В поисковой строке соцсети пишите ключевое слово из нужной вам темы, например «массаж». Соцсеть вам выдаст в результатах поиска разные ролики под эту тему. Теперь ваша задача 5-10 мин посмотреть эти ролики (досматривать до конца), на тех, которые идеально подходят под запрос – полайкать, какие-то сохранить, чтобы алгоритм понял, что вам интересен такой контент.
Далее, вы переходите в свою ленту рекомендаций и все ролики, которые вам будут рекомендовать алгоритм на нужную вам тему, также лайкать и какие-то сохранять, на каких-то задерживаться и досматривать. Все, теперь вам алгоритм будет показывать большинство роликов на эту же тему. Но есть одно «но», если вы снова начнете обращать внимание на другие тематики, лайкать, смотреть и делиться – алгоритм снова собьется. Есть блогеры, которые для такого сбора информации используют другой аккаунт, чтобы не сбивать алгоритмы.
А правда ли, что если смотреть много роликов по какой-то теме, и подписываться на конкурентов, то и ваши ролики также будут показываться только тем, кому они интересны? Нет, так это не работает.
● Анализируйте лучшие ролики из своей ниши (сферы деятельности). Смотрите, что залетает у ваших конкурентов, выписываете 20-30 тем, которые набрали много просмотров в вашей нише за последние 6 месяцев и адаптируете под себя.
В этом разделе приведены примеры тем, которые вы можете использовать для создания абсолютно любого контента – ролики, посты, сторис, статьи, длинные видео. Под каждый отдельный вид контента подбирайте наиболее подходящую тему.
И чтобы вы не запутались, дам пояснения: раздел книги «поиск идей для рилс» отвечает на вопрос «О чем снимать?», раздел «готовые темы» – на вопрос «Что снимать из этой темы?», а раздел «форматы» – на вопрос «Как снимать?».
Например, о чем снимать – о пользе сметаны, что снимать (тема) – как регулярное употребление сметаны (животного жира) помогло улучшить гормональный фон у женщины (до/после), как снимать – в виде скетча «пациент и доктор».
● Прием «прикрутить звезду», когда вы используете имя какой-то популярной, обсуждаемой знаменитости для своей темы: «Как снять фото, как у Ким Кардашьян», «Повторяю завтрак Хейли Бибер».
Или, берете какую-то тему и объединяете с чем-то уже известным: с брендом, фильмом, селебрити. Например, неизвестный никому нутрициолог может сделать ролики о том, как известная актриса или актер питались для подготовки к фильму. Или как известная персона похудела за месяц для выступления (разбор ее рациона). Нутрициолога не знают, а селебрити знают, и поэтому ролик посмотрят.
Веб-дизайнер может разобрать сайт Apple. Таргетолог может разобрать ошибки в рекламных креативах известного блогера или бренда (но не хейтить, а вежливо показать другой взгляд). Вы берете что-то уже популярное из вашей темы и к этому «присоединяетесь».
Важный момент. Эта персона, компания, бренд должны быть хорошо известны среди людей из вашей целевой аудитории. Если вы продаете что-то женщинам 50+…55+, то они вряд ли массово следят за творчеством Тейлор Свифт, а вот если «прикрутить» к теме имя Юлии Высоцкой, то получите нужный эффект.
Но, будьте осторожны с темой разбора ошибок знаменитостей, старайтесь это делать тактично и экологично. Тут отлично работает прием «Как бы сделал это я», когда вы не критикуете, а просто высказываете мнение, как может быть по-другому. Для таких разборов вы можете брать не только знаменитостей, а вообще, любые примеры из жизни (следите только, чтобы не было нарушение закона об авторских правах).
Например, «Как бы я сделал визуал для пакета молока» (если вы продаете свои услуги как дизайнер или фотограф), или «Как бы я продвигал такой-то ресторан», или «Как бы я рекомендовал худеть женщине, спустя год после рождения ребенка», «Как бы я улучшил стрижку актрисе ХХ».
Другими словами, вы берете некие исходные данные и рассказываете, а как бы вы решили ту или иную задачу или проблему. Если вы возьмете в разбор типичные ситуации, с которыми сталкиваются пользователи, то сможете продемонстрировать свою экспертность на деле.
Кстати, так один очень известный маркетолог стал сотрудничать с Ксенией С* после того, как снял видео на тему, как он видит продвижение ее личного бренда. По его словам, после этого, Ксения с ним связалась и предложила работу над одним из ее проектов.
Но никогда не опускайтесь до хайпа, делая кликбейтный заголовок, или полностью весь ролик с «душком», в надежде, что вам ничего не будет. Не уходите в негативные обсуждения, оскорбления, насмешки над знаменитостями, даже если вы это делаете просто ради смеха. Да, вы можете набрать много просмотров, но захотят ли люди что-то покупать у такого токсичного эксперта? Ведь то, что вы говорите про других, точно также раскрывает и вашу личность («скажи, что ты говоришь про других, и я скажу кто ты).
Если книгу читают те, кто ищет себе мужа/жену, то здесь это правило также работает. Человек с вами может быть «пушистой зайкой» и самым заботливым, и при этом постоянно злобно обсуждать других, сыпать колкими замечаниями, насмешками. Это уже повод задуматься – а тот ли он на самом деле, кем хочет показаться?
● Разборы. Ролики, в которых вы разбираете запросы/ситуации (вопрос – решение), с которыми приходят клиенты к вам или другим экспертам в вашей нише.
● Источник тем – это ваш успешный контент в других форматах (сторис, посты, подкасты), который понравился подписчикам, набрал реакции, репосты и охваты. Это показатель, что тема интересна и ее можно масштабировать на другие виды контента.
● Обзор ваших продуктов/услуг на примере работы с реальными или вымышленными клиентами или через решение каких-то типичный вопросов. Например, стоматолог расскажет, как быстро купировать зубную боль и тут же добавит, какие процедуры можно пройти в его клинике, чтобы полностью избавиться от основной проблемы.
● Объясните негативные последствия проблемы, если ее игнорировать. Или какая может быть упущенная выгода, если клиенты не будут повышать уровень своей компетенции.
● Продемонстрируйте через смысловой контент ваши сильные стороны как специалиста и конкурентные преимущества.
● Покажите какой результат получит клиент от ваших продуктов/услуг, например через формат «до и после».
● Снимаете возражения и страхи вашей аудитории относительно продуктов и услуг.
● Рассказывайте не только об отличных результатах на момент получения услуги или прохождения обучения, а и о том, как изменилась жизнь человека в дальнейшем, через год-два-три после работы с вами. Например: «он учился у меня, внедрил все, о чем узнал, и теперь – известный специалист и к нему стоит очередь клиентов». Или «я сделал ей успешную пластическую операцию, после чего она счастливо вышла замуж». Или «он регулярно ходил на тренировки по боксу, повысил свою уверенность в себе, что отразилось на его способности вести сложные переговоры».
● Давайте полезный контент с внедренным в него примерами из личной практики.
● Личный контент, который работает на повышение лояльности аудитории к вам, как к человеку.
● Туториалы, инструкции, лайф-хаки для быстрого решения вопросов.
● Делайте контент с отзывами ваших клиентов.
● Покажите, кому подойдут ваши услуги, кто ваши типичные клиенты (через демонстрацию кейсов, описание какой-то проблемы, с которой сталкиваются ваши клиенты).
● Покажите свои результаты и достижения за какой-то период (месяц, квартал, год). Мотивируйте аудиторию идти с вами (учиться, покупать услуги), чтобы получать такие же результаты.
● Показывайте контент ваших клиентов, как доказательство, что ваши услуги пользуются спросом: подборка фото, видео-отзывов, скрины восторженных комментариев, или количество запросов на услуги к вам в директ. Например, тренер по фитнесу может сделать подборку из фото/видео своих клиентов из тренажерного зала или раздевалки.
● Делайте разборы ошибок других экспертов (не называя их имен). Например, пластический хирург может демонстрировать результаты операций других горе-специалистов, объяснять, что было сделано неправильно и почему. Как должно быть, и можно или нет исправить последствия ошибок (а может они уже и не исправимы).
● Видеофрагменты из мастер-классов, тренингов, семинаров, вебинаров, онлайн-курсов, где вы разъясняете какой-то вопрос или аргументируете какие-то свои утверждения.
● Советы, как обезопасить себя от фатальных ошибок, когда выбираете того или иного эксперта или сервис. Например, искали хорошую клининговую службу, выбрали по цене ниже среднего, а оказалось, что вам сверх работ выставили счет за хоз. средства для уборки и вы не только не сэкономили, а ещё и переплатили (а другие компании, у которых прайс чуть дороже, цену бытовой химии уже включают в стоимость услуг).
● Убеждайте в реальности получения быстрых результатов после покупки ваших услуг, продуктов (на примере клиентов), приводите аргументы.
● Делайте подборки какой-то полезной или интересной информации для своих клиентов. Например, психолог может посоветовать 5 фильмов, в которых рассказаны женские реальные истории о преодолении жизненных трудностей. А в других рилс сделать психологический разбор конкретных ситуаций из фильмов: что из поведения героев было сделано правильно, а что нет и почему.
● Делайте мотивационный контент на основании историй успеха ваших клиентов: «у него все получилось и у тебя получится!».
● Вы можете рассказывать о необычных клиентах, нестандартных запросах, о трудных задачах, которые вы смогли успешно решить. Возможно, были какие-то смешные ситуации – такой контент тоже отлично «заходит». Снова напомню, что ваши ролики должны быть не просто вирусными, они должны что-то продавать (вашу экспертность, практический опыт, показывать, что на вас, как на эксперта есть спрос, скрытно или открыто презентовать какие-то конкретные ваши услуги или бесплатные продукты).
● «Раскрытие кейсов». Сделайте отдельную рубрику, где будете рассказывать про вашу практическую работу с клиентами. В них вы показываете, как помогли прийти клиенту из точки А в желаемую точку Б. Как это делать – расскажу дальше, в разделе «Кейсы».
● Ошибки клиентов, когда они начинают применять на практике полученные знания или полученные рекомендации. Например, специалист дает четкие указания в какой последовательности надо выполнять какой-то процесс или работу, а клиент включает самодеятельность и потом говорит «у меня не получается, ваши советы не работают».
● Ошибки клиентов на консультациях: они приходят неподготовленные, не продумывают заранее вопросы, вместо конструктивного разговора, устраивают эксперту «экзамен», все отведенное время болтают на отвлеченные темы, а поговорить о своих проблемах уже не успевают и т.д.
● «Развенчание мифов». Находите мифы, распространенные ошибки или убеждения в вашей нише и опровергайте их. Например, «как определить целевую аудиторию с помощью специального сайта за 5 минут» или «как написать контент-план за 5 минут или где взят идеи чего-то за 5 минут». Люди любят простые шаги, поэтому такие ролики пользуются популярностью. Но, вы как эксперт, можете считать, что пользоваться сомнительными сайтами для решения каких-то вопросов – плохая идея.
Вы возьмете за пример подобные ролики, выскажите свое альтернативное мнение, объясните, почему советы, методы, обещания не работают. В результате, вы привлечете много внимания («Ну как же, все же это предлагали и сохраняли, а кто-то говорит, что это не работает!»). А также вы сможете, ненавязчиво, презентовать свои услуги и сделать оффер. Это работает, потому что твердо высказанная и хорошо обоснованная ваша позиция (мнение) по какому-то вопросу замечательно продает вашу экспертность.
● Провокация. Контент на грани с негативом. Вы можете высказать о чем-то свое мнение, или сделать заявление, с которым точно не все будут согласны, а кто-то даже воспримет остро.
● Рассказывайте новости вашей практической работы в интересном формате или с юмором (клиники, клуба, салона, онлайн-школы, какие были улучшения и обновления услуг или продуктов, запуск новинок).
● Делайте отчёты о ваших мероприятиях (офлайн или онлайн-курсе, открытии, презентациях, праздниках, вашего участия в каких-то событиях), присоединяйте к ним продающие смыслы (о том, как много было хороших отзывов, как быстро были распроданы места и т.п.).
● Полезный контент + оффер (предложение), подготовленный под вашу ЦА.
● Лайф-стайл контент или контент про личные достижения вас, как человека, который используется для раскрытия вашей личности, ваших человеческих качеств, черт характера, чтобы больше расположить к себе аудиторию и найти больше своих клиентов.
● Показывайте закулисье своей работы.
● Расскажите, как подготовиться к работе с вами (например, для фитнес-тренера – что взять на тренировку, для врача – как подготовиться к чекапу организма, для персонального стилиста – на какие вопросы анкеты надо ответить заранее, выслать по e-mail и почему).
● Расскажите о методике работы с новичками и начинающими (для спортивных тренеров, для учителя по конному спорту, для кондитеров, художников, дизайнеров и других специалистов, которые обучают своему мастерству с 0-го уровня), чтобы снять страх у тех, кто думает: «Я приду, и у меня ничего не получится, потому что никогда раньше этим не занимался».
● Эксперименты. Вы, как в реалити шоу, в нескольких рилс проводите человека от точки А в точку В. Или проводите эксперименты на себе: «За 7 дней заработаю столько-то продавая то-то», или «В течение месяца не ем сахар и сладкое».
● Рассказывайте об особенностях процесса обучения, предоставления услуг, производства (создания) продуктов.
● Демонстрируйте уровень своей образованности: рассказывайте, какие обучающие программы проходите, как повышаете свою квалификацию, что сморите, читаете, какие семинары, конференции посещаете.
● Делайте обзор последний трендов в вашей нише, что из нового вы внедрили в свою практику. Или, наоборот, какие нововведения вы не считаете правильным применять, и почему. Например, вы диетолог, и знаете, что были разработаны какие-то новые препараты для похудения без диет, но вы знаете, что они или ещё не прошли тестирования или имеют ряд опасных побочных эффектов, поэтому отказываетесь от их применения.
● Расскажите об интересных для аудитории, захватывающих, значимых событиях в вашей сфере. Например, косметолог может рассказать о каком-то новом аппарате, который проходят тестирование и в случае удачи – морщины будут разглаживаться за 2 процедуры.
● Для раскрытия своей личности, делитесь мнением о каком-то событии, известной новости, ситуации, но обязательно старайтесь подвести тему к своей нише. Например, владелец детской клиники может сказать «вчера узнал что актеры Бред Питт и Джордж Клуни сыграют главные роли в фильме «Волки», добавить своё отношение – «Это одни из моих самых любимых актёров, за их игру, талант, умение точно передать характеры своих героев, с удовольствием посмотрю на их тандем в новом фильме!» и перевести на свою нишу – «Точно также и в моей клинике – я собираю только самых лучших врачей, которые совместно достигают великолепных результатов в лечении даже не самых простых случаев!».
Для этой же цели используйте способ «Ньюсджекинг», когда вы выхватываете из потока самые яркие, подходящие вам новости, и встраиваете их в свой бренд. Рекомендую более подробно проработать эту тему. Для этого в поисковике введите слово «ньюсджекинг» и проработайте, как минимум, все статьи на первой странице выдачи в поиске.
● Глоссарий, объяснение терминов. Сделайте ролик с разъяснением каких-то сложных терминов, которые «на слуху» у аудитории. Например, все слышали слово «булинг», понимают, что это что-то нехорошее, а психолог даст объяснение, что это способы психологического давления на личность как унижение, бойкот, обесценивание (главное – давать пояснение не заумными терминами, а простыми словами).
● Притчи, басни, байки, рассказы, анекдоты, смешные истории, тематический юмор. Мораль которых (или выводы) вы можете как-то связать со своей нишей, продуктами или услугами.
● Краткое саммари полезных книг или фильмов, которые вы сможете связать с вашей экспертностью.
● Интересные (незаезженные) факты из жизни знаменитостей с привязкой этой информации к вашей, сфере деятельности. Например, создатели приложения для заметок могут сказать: «А вы знали, что у Чехова было бесчисленное количество записных книжек… (пару слов почему)», а потом перевести на своё приложение: «А если бы Антон Павлович жил в наше время, то ему было бы достаточно только скачать наше приложение, потому что … (объяснить в чем удобство)».
● Яркие или смешные моменты в виде репортажа с какого-то мероприятия или события в вашем городе, которые как-то связаны с вашей нишей.
● Комментарии относительно информации из постов или роликов других экспертов из вашей или смежной ниши.
● Расскажите о работе с какими-то известными личностями в вашем городе, компаниями, блогерами, брендами, что покажет вашу популярность и повысит вашу ценность как эксперта в глазах аудитории.
● Рассказывайте о сотрудничестве с какими-то известными компаниями, которые будут плюсом к вашей репутации популярного эксперта.
Ещё раз напомню, что любой контент надо показывать с точки зрения «а какая от этого выгода клиенту?». Например, диетолог говорит: «Я работаю 15 лет на рынке, приходите!». На что аудитория скажет: «И что нам с того? Да хоть 20 лет!». А другой специалист скажет: «За 15 лет работы через меня прошли тысячи клиентов, в результате, я получил такой большой практический опыт, что уже в 99% случаях мне удается вытащить человека из пищевой/сахарной зависимости».
● Прием «Я разрешаю себе больше». Такой контент рассчитан на повышение охвата и набор подписчиков. Смысл в том, что ваш ролик должен вызвать реакцию: «Ну ничего себе! Что он (она) себе позволяет или что он (она) о себе возомнила?»
Вы можете себя похвалить, или сказать, что вы самая красивая, или в чем-то лучшая, или что вам нельзя звонить, а только писать в течение дня, или что вы никогда бы не купили себе Samsung, или что вы никогда не моете полы. Яркий пример – это ролики «мне 40, а выгляжу на 25», которые набирают сотни комментариев со смыслом «да какие 25, все 50!».
● Сторителлинг «Мой путь. Как я преодолевал препятствия». Делайте серии роликов, в которых расскажите про свой путь, о том, как вы начинали заниматься тем, чем вы занимаетесь сейчас. Сделайте сторителлинг о начале вашей деятельности. Как вы к этому пришли? Почему начали этим заниматься? Какие были ваши первые действия? Таких видео может быть не одно, а несколько и все – разных форматов, в которых вы будете рассматривать разные проблемы и трудности, которые вы преодолевали, чтобы достичь цели (результата).
Подумайте, как с помощью такого рассказа продать идею «Учись у меня, или покупай мои услуги и сможешь также». То есть делать ролики не просто повествовательными, а и вкладывать в них продающий смысл.
Направление рассказа может быть или из прошлого в настоящее или наоборот, вы показываете, чего достигли сейчас, а потом возвращаетесь назад и говорите, с чего всё началось. Да, это самый известный приём, который используют блогеры-миллионники в прогревах: «Когда-то я продавала зелень на рынке, а сейчас – живу в Монте-Карло!».
Тем не менее, сторителлинг отлично работает, если он интересно выстроен и рассказывает о реальном пути и достижениях эксперта. Внутри такого рассказа вы можете показывать отдельные моменты, когда сталкивались с какой-то проблемой и как ее решали, благодаря своим компетенциями, передавая смысл «вы тоже так сможете, если …».
Для достижения большего эффекта от рилс, комбинируйте аудио, визуальные эффекты и креативный сторителлинг, чтобы вызвать у зрителей эмоциональный отклик. Сочетание подходящего темпа речи и динамики в ролике, четкого сообщения позволяет привлечь внимание людей.
Нужно ли в экспертном аккаунте показывать себя? Можно ли делать рилс только в формате «без лица»? По аналитике соцсети, ролики, где показывается только лицо или человек полностью, набирают на 27% больше вовлечений. Поэтому не показывать себя в кадре – ошибка.
Вначале, чтобы снять страх перед камерой и начать хотя бы что-то делать – да. Потом – только изредка для разнообразия. Потому что ролики без лица никак не помогут вам продавать свои продукты/услуги.
Главный принцип современных продаж – люди покупают у людей. В соцсетях, в каждой сфере очень много разных специалистов и клиент выбирает тех, кто ему лично импонирует. Когда аудитория вас не видит, она не считает вас экспертом, не узнает вас, не начинает вам больше доверять, и это не ведет к продажам.
Если вы сделаете популярный паблик «без лица», который выйдет на миллион подписчиков и потом явитесь им «во всей красе» и скажете, что это вы хозяин паблика и это вы делали мемы, то продаж вам это никаких не даст, если они вообще будут. Поэтому в блоге нужно обязательно показывать себя, а большая часть ролика должна быть с вами лицом к зрителям.
Изредка можно использовать формат рилс с видеорядом без вас и только с вашим голосом за кадром, но в большей части роликов должны присутствовать вы лично, чтобы люди к вам привыкали.
Когда вы поднимаете вопросы, интересные аудитории и постоянно мелькаете лицом у пользователей в ленте, в их головах происходит сцепка «ниша – эксперт». То есть, думая о решении какой-то задачи, они вспомнят, в первую очередь, о вас. Если эксперт для аудитории приятен и внешне, и по манере излагать свои мысли, то ему будет гораздо проще продавать свои продукты и консультации.
Что такое «ловушка успешных кейсов»? Распространённое явление: какие-то из ваших рилс показали хороший результат, и вы продолжаете снимать ролики только в этом формате. Окрылённые успехом, вы считаете, что нашли свою «золотую жилу», и перестаёте тестировать и запускать другие форматы.
Есть блогеры, у которых в принципе стратегия публикации одноформатных рилс (только говорящая голова у стенки).
Такой подход, во-первых, может наскучить вашей аудитории, у нее на ролики может развиться «баннерная слепота» (когда они автоматически пролистываются). Во-вторых, вы не сможете привлечь других людей, которым, например, формат скетчей не «заходит», они предпочитают «говорящую голову». В-третьих, чтобы раскрыть себя как эксперта, как личность, показать ценности своего продукта, вам также нужно использовать разные форматы рилс. Как минимум, вносите разнообразие в разговорные рилс, это поможет и освежить подачу, и увеличить досматриваемость роликов. Другая проблема связана с выгоранием самого эксперта (становится скучно снимать однообразные рилс).
Какие можно использовать приемы: меняйте локации (снимайте в городе, в кафе, в парке, у моря, в гостинице), добавляйте любые эмоции, вводите новых героев, в формате скетчей, интервью.
Делая разные форматы оставайтесь в рамках свой сферы деятельности. Например, если блог про волосы, то вы можете делать разные форматы контента, но так, чтобы ролики так или иначе были связаны с волосами.
Для начала остановитесь на 3-х – 4-х форматах, чередуйте форматы рилс по сложности, это поможет и удерживать интерес аудитории (одинаковый формат надоедает, хочется видеть разную картинку), и раскрыть свою тему с разных сторон. По мере получения практического опыта, тестируйте другие варианты.
● 40 топовых форматов для съемки экспертных РОЛИК:
– Говорящая голова в формате «проблема – решение».
– Говорящая голова в формате «тезис – аргументация». Вы озвучиваете какое-то утверждение, мнение, а потом аргументируете его.
– Говорящая голова в формате «Ответы эксперта на вопросы, озвученные голосом за кадром». Озвучивается какое-то утверждение, а эксперт даёт свое видение вопроса или комментарии.
– Говорящая голова в формате «Вы об этом спрашивали». Вы озвучиваете вопросы аудитории из сторис, из комментариев под рилс, заданные на ваших мастер-классах, вебинарах, консультациях. Так вы и свою экспертность покажете и ненавязчиво прорекламируете свои продукты, услуги.
– Формат «Лайф-хаки или фишки». Покажите, как проще, легче и быстрее можно решать какие-то задачи или частые проблемы аудитории. Такие ролики начинаются с фразы «а вы тоже так всегда делали? Смотрите как надо!» или «3 шага для решения такого-то вопроса».
– Формат «Съёмка со стороны» (зритель как бы наблюдает со стороны за вашей работой). Когда вы снимаете себя во время проведения консультаций с клиентами, проведения обучения, проведения зумов, во время вашего интервью кому-то. Делаете из длинного видео нарезки самых интересных фрагментов и собирайте из них рилс. Это и покажет вашу экспертность и покажет, как вы ведёте онлайн-обучение или общаетесь с клиентами на консультациях. Начинающие эксперты делают имитацию таких сюжетов (как будто бы они проводят вебинар или с кем-то общаются).
– Ролики в формате нарезки фрагментов из эфира вебинаров, оффлайн-обучений, прямых эфиров, вырезок из видео на YouTube, в которых вы развиваете какую-то интересную мысль или отвечаете на вопрос в формате «тезис – аргументация», «спорное утверждение», «мнение эксперта» (со ссылкой, где можно посмотреть полное видео).
– Формат «Интервью с экспертом». Эксперт (вы) сидит в пол-оборота к камере, смотрит на собеседника, а не на зрителя. Камера берёт крупным планом каждого из собеседников по очереди.
– Формат «Персонажи» в виде «новичок» и «опытный». Первый задаёт вопросы или формулирует заведомо ошибочные утверждения, озвучивает частые ошибки или мифы или стереотипы из вашей ниши. Второй отвечает на вопросы или поправляет ошибочные утверждения. Вы можете играть обе роли, а можете привлечь помощника на роль «клиента».
– Формат «Персонажи» в виде «эксперт» и «клиент». Когда герой (клиент) озвучивает свои возражения и страхи, мешающие ему принять окончательное решение о покупке продукта или заказе услуги («это дорого!», «у меня нет денег», «мне сейчас это не нужно», «я подумаю», «нет времени», «я это же пробовал», «у меня так не получится», «я на это не способен» и так далее), а эксперт аргументацией снимает эти возражения.
– Формат «Правда и миф». В первой части вы показываете некий «миф» (видео с утверждениями клиентов, мнением аудитории), а во второй части – опровергаете его, аргументируя его несостоятельность этих утверждений (говорите, показываете, как обстоят дела на самом деле).
– Формат «Туториал» (пошаговая инструкция) или мини-урок. Объясняете по шагам что надо сделать для получения какого-то результата.
– Формат «Наглядная демонстрация». Показываете наглядно, как сделать что-то (рецепты, макияж, фишки в приложении по монтажу), при этом вас в кадре вы можете появиться только вначале и в конце.
– Формат «Схема на тетрадке/планшете». Вы объясняете какой-то порядок действий и сопровождаете объяснение наглядным рисунком, схемой, таблицей, инфографикой, которые облегчают понимание. Тут ест проблема, что такие ролики аудитория не связывает с вашей личностью (выход – объяснять на флип-чарте).
– Формат «Подборки, списки, чек-листы». Вы можете давать их как в самом ролике, так и в описании под ним, обозначая в рилс только проблемный вопрос и озвучивая первые пару пунктов («остальные пункты смотрите в описании под рилс).
– Формат «Обзоры». Сделайте экспертный обзор продуктов, услуг, инструментов, приложений, товаров и чего-то другого из вашей ниши. Например, это могут быть уходовые средства или процедуры (косметолог), инструменты для обработки видео (SMM-специалист), неизвестных туристические места страны (тур-агент), фитнес-приложения (диетолог).
– Формат опросов. Когда эксперт задает один и тот же вопрос случайным (или не случайным) прохожим, участникам конференции или онлайн-встречи, проводит опрос в сторис среди подписчиков и так далее. В рилс показывает нарезки из процесса опросов, озвучивает их результаты, делает выводы.
– Формат «Ожидание – реальность». Например, эксперт показывает, в какую проблемную ситуацию может попасть человек, если решит сэкономить и пойдет к горе-специалисту. Ожидание – сэкономить в деньгах, но не на качестве. Реальность – и деньги потрачены и качество услуг низкое. И краткая мораль (вывод) в самом ролике или в описании, например «Как правильно выбрать специалиста из такой-то области). Аналогичные сюжеты могут быть и с покупками, и с турпоездками, и с обучением.
– Формат «Распаковка (анбоксинг)». Например, эксперт может распаковать посылку со своими книгами или показать распаковку своих товаров, или как распаковку делают его покупатели.
– Формат «Раскрытие кейсов». Расскажите, как вы помогли решить клиенту проблему и получить нужный результат.
– Формат «Фотодамп: итоговый результат с промежуточными этапами». (Фотодамп – это коллекция изображений и видео, синхронизированных с музыкой). Например, когда вы делаете нарезку фото или видо этапов преображения квартиры клиента, после внедрения вашего дизайн-проекта. Или как изменилась внешность человека, после серии уходовых процедур, или как вы работали с логотипом или фирменным стилем заказчика.
Пример плана видео-ряда ремонта: (1) ситуация перед началом работ, (2) очистили пространство, (3) проложили коммуникации, (2) штукатурка, покраска (3) сделали план расстановки, (4) расставили бытовую технику, (5) расставили мягкую мебель, (6) добавили декор.
– Формат «Съёмка рабочего процесса». Формат, схожий с предыдущим. Здесь вы делаете непрерывную съёмку какого-то процесса, показываете его в рилс в ускоренном темпе и показываете в конце вау-результат, весь процесс комментируете голосом за кадром. Это может быть визуализация работы визажиста, строителя, парикмахера, кондитера.
– Формат «Таймлапс». Это последовательно сделанные, с определенным интервалом фотографии, сведенные в последствии в видеоряд. Используйте для визуализации каких-то процессов, схем работы, вариантов продукта, отчётов о проведённых мероприятий, демонстрации ваших работ.
– Формат «Сравнение». Показывайте глубину своей экспертности через сравнение работ, событий, ситуаций. Например, как один и тот же стильный образ можно собрать из одежды люксовых или бюджетных брендов, как можно сделать один и тот же макияж с дорогой и бюджетной косметикой, как можно сделать монтаж видео в дорогой программе и простом приложении, какая разница будет у фото с разными вариантами обработки.
– Формат «До и после». Здесь есть два момента – желательно сделать ролик с трендовой музыкой, а также, разница между до и после должна быть очевидна с вау эффектом.
– Ролики с фрагментами ваших встреч с интересными или известными (в стране, в городе, сообществе экспертов) людьми. Так вы покажете свою популярность среди известных личностей, а за кадром можете дать полезную информацию из вашей ниши или какие-то выводы по результатам работы со знаменитостями.
– Формат «видео-ряд с текстом на экране». Такие видео хорошо работают для демонстрации каких-то списков, чек-листов, подборок, мотивационных фраз.
– Формат «День эксперта». Предварительно снимаете себя в течение дня и делаете нарезку и монтаж наиболее интересных кадров. Голосом за кадром вы можете озвучивать любую экспертную информацию. Такие видео и показывают вас с человеческой стороны (вашу жизнь) и дают какой-то экспертный контент.
– Формат «Липсинки со смыслом». Это ролик, в котором вы беззвучно говорите текст под звуковую дорожку. Адаптируйте трендовые звуковые дорожки под ситуации из вашей сферы деятельности для создания смешных роликов или визуализации каких-то типичных ситуаций с вашими клиентами.
– Формат «Личная история с моралью». В ролике вы рассказываете о ситуациях, связанных с вашей работой, клиентами, личным опытом с привязкой к вашей нише.
– Формат «видео-мемы». Адаптируйте под вашу нишу трендовые (или подходящие вам по смыслу) видео-мемы с новой подложкой и подписью (следите, чтобы они были хорошего качества).
– Формат «Двойные видео-мемы», когда вы через первый мем изображаете какую-то ситуацию или проблему или случай, а через второй – визуализацию своей реакции и эмоций.
– Формат «Бэкстейдж рабочего процесса». В ролике вы показываете, что осталось за кадром рабочего процесса. Вы делаете монтаж из видео про подготовку к какому-то событию (курсу, вебинару, консультации с клиентом, работе с группой, работе с клиентом) и добавляете закадровый голос.
– Формат «Бэкстейдж встречи, собраний». Снимаете встречу с коллективом (коллегами) во время обсуждения какого-то значимого проекта (запуск курса, открытие магазина, салона, подготовка к чему-то), оффлайн встречи с клиентами или партнёрами. Показывается в ускоренном темпе под трендовую музыку с вашим голосом за кадром или наложенным на видео текстом.
– Формат «Сторителлинг». Это могут быть истории о ваших первых шагах в своей нише, этапах на пути к какому-то результату, внезапных поворотах судьбы, преодолению трудностей. Формат продаёт вас как эксперта, который смог чего-то достичь благодаря своим знаниям и усилиям, а значит – сможет научить и вас это сделать.
– Формат «Яркие моменты». Вы показываете интересные и эмоциональные моменты вашей работы с клиентами или выполнения какой-то их услуги, заказа. Например, восторг невесты, когда она впервые видит украшение интерьера для её свадьбы, радость детей, которые веселятся на детском празднике, устроенном вами, восхищение клиентки после стрижки. Используется как социальное доказательство востребованности ваших услуг, высокого качества работы.
– Формат «Косплей». Когда вы снимаете себя в роли какого-то персонажа популярного фильма, сюжета, и передаете нужные вам смыслы, связанные с вашей нишей и экспертностью.
– Формат «Скетчи». Когда вы играете роли за 2 или 3 человек в кадре.
– Формат «Вайны». Это шуточные ролики на повседневные темы. Если вы лайф-стайл блогер, снимайте житейские ситуации в формате сценок. Если вы – эксперт, берите любую экспертную ситуацию и пробуйте в нее вшить юмор. Можно использовать в роликах разные нарезки и картинки.
– Формат Супермонтаж. Здесь вся фишка в монтаже и в движении кадра. Подходит всем, на любую тему. Часто такие ролики можно встретить с переодеванием.
– Формат «Адаптация тренда». Пока какой-то тренд популярен, вы снимаете свою адаптацию. Почти любой тренд можно адаптировать под экспертность, поэтому подойдет всем.
– Формат «POV, Point Of View» ("точка зрения"). Показываете ситуацию, которая вызывает эмоциональный отклик у аудитории, с точки зрения эксперта + раскройте тему в описании. Формат используют, чтобы поделиться своим мнением относительно какого-то события. Тема для POV указана в виде текста на видео, а ситуация показывается в самом ролике.
– Формат «видео-коллаж». Снимайте 3 горизонтальных видео, где на первом будет общий план (например, вы за ноутбуком), и на двух других будут два разных крупных плана (например, план «как вы печатаете» и план «что вы печатаете»). Далее – соединяйте их в вертикальный коллаж в любом видео-редакторе. Можно добавить анимацию, какие-то видео из сегментов немного замедлить, голосом за кадром озвучиваете экспертный контент.
– Используйте в рилс «говорящая голова» вставки с би-роллами (B-roll). Это перебивки основного ролика другими видеовставками, чтобы скрыть места монтажа или разнообразить видео-картинку. Они сделают рилс более интересным. Это могут быть атмосферные кадры, или врезки, демонстрирующие вас за работой и т.п. Для справки: а-роллы (A-roll), это кадры, которые показывают основную историю.
Какую ещё делают ошибку эксперты, создавая контент? Они все говорят про себя, про свой продукт, про свой опыт, и аудитория слышит «я, я, я, я!». Как надо: рассказывая про себя, разворачивайте всё так, чтобы смысл был тот же, но подача – через выгоды аудитории.
Не говорите какой вы крутой специалист, а говорите, какую пользу получат клиенты, благодаря каким-то вашим профессиональным качествам. Говорите не «я имею 15 лет опыта работы на рынке», а – «мой 15-ти летний опыт гарантия того, ваши проблемы точно будут решены». Говорите не «мой курс содержит 7 частей и 25 уроков», а – «вы в течение курса получите углубленные знания по такому-то вопросу и сможете хорошо разобраться в теме, благодаря 25-ти урокам».
Любая аудитория хочет через рилс смотреть на себя, на свои проблемы и запросы. Даже когда люди просто оставляют комментарии, они этим выражают себя, свои мысли, хотят, чтобы их заметили. Или, отвечая в сторис, они также хотят, чтобы прочитали именно их мнение, поделиться своим опытом и эмоциями. А ваш контент – только повод, возможность зрителям проявиться через свою реакцию на него.
В рилс вы захватываете внимание пользователей тем, что вы, рассказывая что-то о себе, на самом деле говорите о них самих и об их интересах. Это может быть что-то, что решает их задачи, подкрепляет их картину мира (про что они могут сказать «да, согласен, это так и есть»), расширяет их понятие нормы, подталкивает, к небольшим изменениям. В этом случае ваш личный контент будет иметь успех.
Чтобы вы не боялись давать какой-то контент в постах и роликах бесплатно, помните главное правило: в блоге вы рассказываете «что» нужно сделать, чтобы решить проблему или вопрос клиента, а «как» это сделать – вы уже продаёте за деньги в виде консультаций, обучения, наставничества и своих услуг.
Через контент вы даёте только ответы на второстепенные запросы (они – только малая часть решения основного вопроса) или раскрываете темы, которые смежные с вашей нишей. Например, если вы таргетолог и оказываете услуги по настройке рекламы (или платно этому обучаете), вы можете давать много бесплатной информации как упаковать свой аккаунт, как его подготовить к рекламному трафику, рассказывать о распространенных ошибках в дизайне, в написании рекламных текстов. Таким образом вы покажете и свою компетентность, и удержите внимание подписчиков, и сможете продавать свои услуги много, часто и дорого.
Пример для фотографа: он может рассказывать, как выбрать локации и одежду для съемок, как подготовиться к фотосессии, какой макияж стоит или не стоит делать, какие бывают стили фото и так далее. Одновременно, в роликах, он будет прямо или косвенно говорить, что все это работать не будет, если вы не научитесь правильно позировать, чему он и учит на платных курсах. Также, не нужно давать в блоге полноценный ответ на основной запрос аудитории (например, «как продавать через соцсеть, чтобы зарабатывать больше»).