I
. Рилс – самый эффективный и бесплатный инструмент продвижения в 2024 году
Самая главная польза рилс – они помогают бесплатно сообщать новой аудитории о том, что вы существуете, привлекать её в свой аккаунт и прогревать, доводя по воронке продаж до покупок ваших продуктов и заказа услуг.
Рилс помогает вам повышать свою узнаваемость. Чем чаще вы мелькаете в ленте вашей целевой аудитории (и подписчиков и не подписчиков), тем выше ваша узнаваемость, тем больше у вас шансов показать аудитории свою экспертность с разных сторон. Даже если человеку не нужны ваши услуги прямо сейчас, то как только этот момент настанет (у него или его знакомых), среди 3-х специалистов из вашей ниши, о которых он вспомнит, будете и вы (а возможно, вы вообще будете единственным, кого запомнят). А дальше – дело за вашим умением продавать.
Рилс дает возможность раскрывать вам свою экспертность, демонстрировать свои знания и практический опыт, что повышает доверие к вам как к профессионалу.
Как правило, рилс применяется для привлечения и прогрева аудитории, тем не менее рилс – работающий инструмент и для прямых продаж на горячую аудиторию (когда вы непосредственно в видео даёте оффер аудитории). Это работает с существующими подписчиками, но бывает, что ваше видео бьет точно в болевую точку или срочный запрос человека и настолько ему «заходит», что у него будет только один вопрос – куда платить?
Если вы диетолог или психолог, люди должны это знать. Поэтому не надо снимать никаких видео из жизни, всем все равно, вас не знают, это никому не интересно. Вы снимаете не для себя а для зрителей. Они хотят что-то получить полезное, поэтому и смотрят экспертные видео. И пусть они извлекают пользу из вашей экспертизы.
Рилс – это инструмент прокачки вашего личного бренда и позиционирования вас как эксперта в головах у аудитории. Это отличный способ продемонстрировать свои отличия от конкурентов, выделиться среди массы однотипных «говорящих одно и то же голов».
Рилс – это инструмент прогрева и для ваших текущих подписчиков. Да, считается, основной инструмент продаж подписчика – это сторис. Но они исчезают через сутки, а к рилс подписчики могут вернутся тогда, когда им удобно. Когда к ним в ленту попадет ваше новое видео, они могут перейти в ваш аккаунт и посмотреть, что было новенького, чего они ещё не видели (пропустили).
● В чем основные отличия видео из ТикТока, рилс и сторис:
– ТикТок про развлечения, его труднее монетизировать, тут нет точек соприкосновения, в ТикТок естественное ранжирование;
– сторис – это документальный фильм, это инструмент удержания аудитории, отличный инструмент продаж, через сторис растим лояльность, нет притока новой аудитории (с новым обновлением соцсети появился небольшой шанс)
– рилс про ценность, показываем цельную картинку блогера, эксперта, привлекаем новую аудиторию, органических охват пользователей.
1
.
Фундаментальные принципы рилс
● Основа рилс или что должно быть в каждом вашем видео:
– ценность (или развлечение, или польза),
– эмоции (мы любим смотреть на эмоции других), которые могут быть или в кадре, или в музыке, или в тексте, а если эмоций нет в кадре, то надо подсказать текстом или стикерами, какую эмоцию мозг зрителя должен испытать,
– динамика, которая может передаваться или через движение объекта, или через динамику монтажа, или через музыку,
– краткость.
● Стратегия рилс:
– постоянство,
– искренность,
– уникальность (быть собой, отличаться от других за счет свое органичности)
● Результат рилс:
– или развлечение,
– или микро-польза.
Формат картинки (визуала на видео):
– единый смысл с текстом или аудио текстом
– параллельные смыслы, когда картинка не совпадает по смыслу с текстом (самое удивительное, что это никак не смущает зрителя).
2.
Какая цель ваших рилс?
Начну с большой ошибки, которую допускают все начинающие – это не иметь стратегии развития своего блога и бизнеса в целом. Когда у вас нет системного подхода к ведению аккаунта в соцсети (блога), вы хаотично публикуете разный контент, но не понимаете с какой целью вы это делаете, и к какому результату вам это должно привести.
Вы можете разобраться, что надо делать сейчас, но не продумываете как будете двигаться в развитие через 3-6-12 месяцев. Куда вы идете? Какие ваши цели? Как и когда вы планируете к ним прийти? Какие промежуточные этапы и точки контроля, по которым вы поймете, что все идет по плану?
Прежде чем начать снимать рилс, определитесь со своими основными и промежуточными целями. Глобальная цель – это регулярные продажи ваших продуктов или услуг. Промежуточные – чтобы ваша целевая аудитория подписывалась, вовлекалась в вашу воронку, прогревалась, интересовалась вашими услугами, скачивала лид-магниты. Вы должны четко понимать, какая цель конкретного рилс и какое целевое действие должен сделать человек после просмотра рилс (и как его повлиять на аудиторию, чтобы она делала то, что вам нужно).
Отталкиваясь от промежуточных целей на пути к большой, продумывайте наиболее подходящий формат и сценарий рилс, способ встраивания в рилс нужный вам призыв к целевому действию («подписывайся, чтобы …», «…пиши слово «гайд» в комментариях, чтобы…», «переходи в хайлайтс, чтобы …»).
Продажи в соцсетях – это системная разносторонняя работа со своей целевой аудиторией. Если вы будете только призывать сохранять видео и делиться им, то вряд ли это приведет к переходам в аккаунт и к прогреву. Или, если вы будете снимать рилс только с целью раскрывать свою личность, но не транслировать свои офферы, не делать какие-то видео по болям и запросам аудитории, то продаж не будет. Цели рилс должны быть разные, с учетом того, что ваша целевая аудитория не однородна с точки зрения готовности к покупке: кто-то видит вас в первый раз (ваши призывы будут «подписаться» и/или «смотри полезное в хайлайтс»), кто-то смотрит вас уже какое-то время постоянно (надо вовлекать в воронку через «переходи по ссылке», «пиши кодовое слово», «смотри кейс, разбор в хайлайтс»), а кто-то просто ждет команды «платить надо сюда!» (призывы для них «регистрируйся по ссылке» или «запись по кодовому слову в директ»).
Призывы к действию в рилс также должны быть разнообразными, с учетом того, что аудитория находится на разных стадиях принятия решения о покупке. Такова психология, когда мы человеку что-то напоминаем, он с большей вероятностью это сделает. Нужно, чтобы подписались – говорите об этом. Хотите больше охватов – просите что-то написать в директ, в комментарии сохранять, делиться, повышайте досматриваемость видео. Для прогрева и продаж – вовлекайте зрителей в воронку «Переходи в актуальные сторис под названием «ХХХ». Например, в рилс вы раскрыли проблему клиента, и с этого видео вы делаете призыв к действию, чтобы смотрели ваши актуальные сторис, а там уже должен быть «зашит» целый прогрев, где идет призыв к целевому действию куда-либо записаться или что-то купить. Таким образом, призывом к действию мы заводим людей в воронку, тем самым увеличивая продажи.
Ошибка – использовать в призывах к целевому действию общие слова и фразы (избитые выражения). Такие слова не сообщают никакой практической пользы аудитории, поэтому просто ею игнорируются. Например, слово «польза» в выражениях «подпишись, чтобы не пропустить полезную информацию», «лайкни, если было полезно», «на моей страничке еще больше полезной информации». А ещё, для аудитории такие выражения уже стали маркерами, по которым люди вас автоматически причисляют к сегменту «экспертов-клонов», копирующих то, что уже сказано другими (даже если это не так). Давайте больше конкретики во всех своих призывах к целевому действию, скажите, что конкретного получит человек, если сделает то, о чем вы просите или что ему предлагаете. Например: «Подпишись, чтобы забрать бесплатные советы для молодой мамы», «Подпишись, чтобы научиться делать продающие микро-воронки в блоге», «Подпишись, чтобы быть чистым перед законом», «Подпишись, чтобы быстро переехать в Европу и сэкономить на туроператорах».
Ошибка – начинать призыв к целевому действию через слово «кстати». Этим словом вы просто выдергиваете человека из гипноза, обрываете нить своего повествования, он не понимает, что происходит. Слово «кстати» действует на сознание зрителя как внезапный барьер для велосипедиста, едущего по ровной дорожке. Эта проблема решается обратным планированием сценария рилс: вы сначала решаете, какой будет призыв к действию, и уже под него пишите сценарий. Тогда все блоки сценария будут плавно перетекать один в другой.
Ошибка – постоянно что-то продавать в видео открыто, «в лобовую» (услуги, продукты, бесплатные материалы), предварительно не прогревая аудиторию. Если вы будете говорить: «Здравствуйте, вот у меня есть такие-то продукты и курсы, стоят столько-то, покупайте!». То продаж у вас будет немного. А подписчикам такой контент быстро надоест: «А, он снова что-то продаёт!», они же приходят в соцсеть не покупать, а развлекаться и получать интересную и полезную информацию.
С одной стороны, если вы регулярно что-то продаете в ваших видео, то это будет восприниматься как реклама и пролистываться. Но если вы вообще не будете продавать, какой тогда смысл вести экспертный блог? Учитесь продавать не продавая. Используйте продающие смыслы в видео, когда вы не говорите о чем-то аудитории напрямую, но даете ей это понять (например, не говорите «покупайте мой курс», а упоминаете про 1000 человек, которые прошли у вас обучение на курсе). О продающих смыслах в книге есть отдельных раздел.
Противоположная ошибка – постоянно только прогревать, но не продавать. Это очень распространённая история. То ли из-за страхов, то ли из-за внутренних ограничений, экспертам легче прогревать аудиторию (вызывать интерес), чем что-то ей продавать. В аккаунтах экспертов часто прогревов больше, чем продаж (когда вы ничего не предлагаете купить в видео, постах, сторис, хайлайтс). Это неплохо, но если вы прогрели аудиторию и ничего ей не продали, то вы прогревали её зря. Вы публикуете рилс, в которых нет ни в самом видео, ни в описании к нему ни одного призыва к целевому действию, которое, через пару шагов, могло бы привести уже и к продаже. Возможно, вы думаете: «Те, кому надо, сами меня спросят». Но нет, так это не работает (исключений мало). Оптимальная пропорция между прогревающим и продающим контентом – это 50/50, то есть его должно быть поровну. И не бойтесь, что от вас будут отписываться из-за продающего контента. Если у вас правильно выбрана целевая аудитория, то она нормально будет воспринимать, когда вы предлагаете то, что им на самом деле нужно.
Когда люди смотрят ваши рилс, они находятся в трансе и не особо отдают себе отчёт, что они делают. Поэтому вы должны давать им буквально директивные команды – призывы к действию, что они должны сделать после просмотра. У людей срабатывает автоматическая реакция: «мне предлагают нажать, почему бы не нажать». Когда вы говорите людям, что им нужно что-то сделать, они будут это делать с большей вероятностью.
Бывает так, что у эксперта в принципе мало и продающего и прогревающего контента. Сделана очень бедненькая упаковка аккаунта, буквально с 3-мя папками хайлайтс по 3 сторис в каждой, мало продающих постов. Раньше у таких экспертов был личный аккаунт, потом они решили что-то начать продавать, он немножко что-то дописал и решил, что этого достаточно. А на самом деле, продающего контента должно быть столько, чтобы человек мог смотреть его неделю. Если в вашем аккаунте нельзя потеряться надолго, и поглощая ваш контент прогреваться и хотеть у вас что-то купить, то у вас продающего и прогревающего контента точно недостаточно.
Ошибка, когда пользователи заходят в ваш упакованный аккаунт и не понимают, что у вас есть для них интересного, полезного, что вы можете им предложить. Даже если вы работаете запусками и прямо сейчас ничего не продаёте, всё равно, надо чтобы по вашему аккаунту было понятно, какие вообще у вас бывают обучения, что полезного есть у вас прямо сейчас. А если у вас есть какие-то продукты, которые у вас можно купить в любое время, то из вашего аккаунта должно быть понятно: во-первых, какие это продукты, во-вторых, как их можно купить. (Запуск – это формат выпуска продукта, когда вы привлекаете, прогреваете и собираете аудиторию к какой-то определенной дате, делаете прогрев, делаете окно продаж, продаем и закрываем продажи).
Ошибка – не оцифровывать свою экспертность и не озвучивать свои достижения: сколько у вас было кейсов и клиентов (учеников), сколько вы помогли сэкономить, сколько вы помогли заработать, сколько сделали успешных курсов и написали книг. Цифры – это один из основных элементов вашей самопрезентации. Всегда и обязательно используйте цифры в демонстрации своих успехов, они влияют на людей сильнее слов и отлично продают вашу экспертность! Даже в обычной рекламе всегда советуют использовать цифры для привлечения внимания и завоевания доверия.
Ошибка – рассчитывать и надеяться только на рилс. Эти видео – только часть воронки продаж и самостоятельно, без упакованного аккаунта продавать почти не могут. Не воспринимайте рилс как панацею, они отлично работают на продвижение только в связке с другими элементами вашего аккаунта. Вы сделаете ошибку, если будете публиковать только рилс, без обычных постов, сторис и хайлайтс. Новая аудитория, увидев ваше видео, перейдет в аккаунт и, сначала, да, попадет в ленту на вкладке «рилс». Посмотрит обложки, потыкает по видео с интересными темами. А потом, если захочет узнать о вас больше, перейдет в основную ленту аккаунта. Будет смотреть, какая уже есть информация там, чтобы понять, «кто вы и о чем вы». И если там будут просто те же самые видео без хороших и продающих постов и хайлайтс, то этого будет недостаточно, чтобы заинтересовать пользователей вашими услугами, а тем более, что-то им продавать. Итого: через рилс вы привлекаете новую аудиторию, в шапке, постах вы рассказываете о себе и прогреваете, в хайлайтс вы прогреваете и продаёте, в сторис вы повышаете лояльность и продаёте.
Ошибка – сохранять рилс в основную ленту аккаунта без текстового описание под видео. Когда вы публикуете видео только в ленте рилс, оно может быть или без описания, или с короткой подписью. Но тогда не сохраняйте их в основную ленту аккаунта. Когда новые посетители вашего блога будут его исследовать, находить посты с рилс, то сначала они глянут на описание: «О чем видео? Стоит ли его посмотреть?». Поэтому текст по видео в основной ленте а) должен быть и б) он должен быть продающим. Иначе не велик, что эти видео кто-то будет смотреть и прогреваться. В тексте под видео могут быть ваши офферы, УТП, раскрытие вас как личности, вовлечение в воронку, полезный контент. (УТП – Уникальное Торговое Предложение, краткая информация об уникальных свойствах ваших продуктов и услуг).
Ошибка – не закрывать свои рилс обложками с темой (или заголовком) видео или закрывать просто своими (или атмосферными) фото также без заголовка. Сложно сказать, по какой причине эксперты так делают. Возможно, кто-то хочет сохранить особый визуальный концепт в ленте рилс. Или просто лень сделать обложку (она легко делается даже в редакторе сторис). Возможно – кто-то, по неопытности, считает, что раз нет заголовка, значит новая аудитория (из любопытства) будет смотреть все видео подряд. Такой подход срабатывает в одном случае – если на ваших видео красивые девушки демонстрируют свои идеальные фигуры. Во всех других случаях, а тем более, в экспертных аккаунтах, такие уловки не работают, нет обложек с заголовками – аудитория просто уходит из аккаунта. Сюда же относится проблема с нечитаемыми заголовками написанными или очень мелкими буквами или стильным шрифтом, который просто не читается в уменьшенном формате.
Ошибка – скромность, не желание и не умение заявлять о себе, своих достоинствах и преимуществах. Опытные эксперты говорят, что скромность не украшает, а делает вас бедными, об это м же говорили и великие мыслители: «Не будь так скромен – ты еще не настолько велик» (Голда Меир), «Во всем надо соблюдать меру, даже в скромности» (Анатоль Франс), «Скромность – знаменитейшее достоинство, если ты знаменит» (Ивлин Во), «Скромность украшает, но оставляет голодным» (World of Warcraft). Сейчас, в период активного развития концепции личного бренда, которая помогает формировать образ эксперта и выделяться на фоне конкурентов, скромность – это ваш враг. Как много есть опытных профессионалов, которые очень мало зарабатывают из-за своей скромности. Они не рассказывают о своих достижениях, заслугах, количестве обученных людей, решенных задач, оказанных услуг. Во-первых, потому что считают: «хвастаться не прилично, кому надо – тот сам все узнает». А во-вторых, потому что просто не умеют продавать себя и рассказывать о своих заслугах и победах. А вот менее опытные специалисты, но более «наглые» и «пробивные», очень громко рассказывают о своих малейших успехах (а часто и о том, чего на самом деле не было, но могло быть в их представлении). В итоге, настоящие эксперты с досадой (завистью? восхищением? недоумением?) наблюдают за тем, как их ученики или лже-эксперты зарабатывают в десятки раз больше. Вы скажете: «Страшно выделяться! А что люди скажут?». А мало зарабатывать вам не страшно? Очень понравился совет одного лайф-коуча: «Представьте, что самое плохое уже случилось. А теперь начните двигаться потихоньку, маленькими шажками и в микро-дозах внедрять что-то новое, какие-то изменения». Так и действуйте!
Ошибка – не понимать рынка, на котором вы работаете. Например, вы не знаете, какие продукты и услуги из вашей ниши сейчас пользуются наибольшим спросом и какой у них коридор цен. Например, вы продаете свои консультации за 2.000, а цена по рынку на аналогичные услуги – не менее 10.000. И вы удивляетесь, почем вы снимаете столько видео, но никто у вас ничего не хочет покупать. А вы просто своей ценой показываете, что вы хуже всех и вас выбирать не нужно.
Вообще, продающие смыслы – это то, с чем мы соприкасаемся каждый день. Давайте сначала найдём их в простых примерах из жизни.
– Молодой человек перевел старушку через дорогу. Какой вывод делают прохожие: «он добрый, заботливый, уважительно относится к пожилым». Он им это напрямую не говорил, но «продал» им через свой поступок мысль, то у него хороший характер.
– Мужчина дарит дорогие подарки женщине, она хвастается подругам. Какой вывод они делают: «он щедрый и так её любит». То есть, им «продана» мысль, об особенном отношении мужчины к женщине.
– Вы видите, как некий эксперт снимает сторис то с красивой яхты, то с интерьеров дорогих гостиниц и ресторанов. Его подписчики, смотря сторис, делают вывод: «Он такой богатый, столько смог заработать на своих услугах, можно позволить себе такую роскошную жизнь! Пойду к нему учиться, потому что тоже хочу так жить!» Эксперт ни слова не сказал о своих заработках, но «продал» идею того, что он миллионер и всё это благодаря своим знаниям.
Вам нужно управлять мыслями, чувствами, эмоциями вашей аудитории и темы выводами, которые она делает после контакта с вами. Продающие смыслы – это то, что вы не говорите человеку напрямую, а то, что человек додумывает сам, просматривая ваши видео, сторис и читая посты. Таким образом, вы ему продаёте (вкладываете в голову) некую идею, мысль о вас и ваших продуктах и услугах.
Через что можно передавать продающие смыслы эксперту? Например:
– (1) Мы делаем вывод о профессиональном уровне специалиста, его знаниях, потребляя его экспертный контент (насколько он интересный, полезный, глубокий, оригинальный).
– (2) Мы делаем вывод о финансовой успешности эксперта по тому, в чём он одет, какая у него причёска, макияж, аксессуары, в каком интерьере он снимает видео, по его лайф-стайл контенту (где отдыхает, как развлекается).
– (3) Мы делаем вывод о востребованности эксперта по количеству его подписчиков, клиентов, уровне спроса на его услуги или продукты.
– (4) Мы думаем, что эксперту можно доверять, когда видим его живые кейсы с клиентами, отзывы, процесс его работы.
Основной вывод такой: какой бы вы контент не публиковали, вы должны понимать, зачем вы это делаете, какой продающий смысл в него вкладываете, какие выводы должны сделать подписчики, и какое действие человек должен сделать дальше, после просмотра видео.
Как определить, какие продающие смыслы транслировать через контент?
● Первая группа смыслов – это критерии, по которым люди выбирают специалистов из вашей ниши. Например, врач будет делать контент, после которого аудитория сделает вывод, что он разбирается в своем направлении, что он успешно вылечил уже много пациентов, что ему можно доверять, что у него хорошее профильное образование и много лет практики, что он не стоит на месте в развитии и постоянно как повышает квалификацию.
● Вторая группа смыслов – это перечень отрицательных отзывов клиентов о продуктах и услугах ваших конкурентов. Ваша задача, через контент передать идею того, что в работе с вами таких негативных моментов не будет. Например, вы, тренер по ММА, и узнали, что есть много жалоб на то, что некий тренер по боксу грубо общается с детьми, доводит их до слёз. Ваша задача (если вы не такой) показать через свой контент, как вас любят дети, как вы умеете находить с ними общий язык и с каким удовольствием они приходят к вам на тренировки.
● Третий способ – это список человеческих качеств, которыми, по мнению клиентов, должен обладать эксперт из вашей ниши, чтобы ему доверяли, и чтобы он нравился клиентам. Например, это может быть: умение находить общий язык с разными типами клиентов, уважительный стиль общения, терпение, уравновешенность, ответственность, порядочность и так далее. Вы также эти качества транслируете через свой контент.
Если обобщить, то через продающие смыслы вы как бы говорите подписчикам: у меня есть клиенты и много, продукт (услуга) отвечает вашим ожиданиям и даже превосходит их, я эксперт с большим практическим опытом, я смогу решать проблемы (задачи) любого уровня сложности, мне можно доверять, я несу ответственность за обещанный результат, благодаря мне жизнь клиентов меняется в лучшую сторону (худеют, становятся красивее, больше зарабатывают), работать со мной экономически выгодно (с точки зрения цены услуг и полученной ценности).
Какие ещё могут быть продающие смыслы в вашем блоге (вы не говорите об этом напрямую, но даёте это понять с помощью вашего контента):
– Я сама прошла через этот опыт, знаю все «повороты и подводные камни», поэтому мне можно доверять!
– У меня большой опыт в решении таких вопросов, поэтому я приведу вас к результату в 2 раза быстрее, чем конкуренты!
– Я наработала свою особенную методику, которая помогает достигать результата всем моим клиентам.
– Благодаря работе со мной (заказа услуг, покупке продукта) вы испытаете [какие?] эмоции.
– Вы получите гораздо больше ценности, чем цена моего продукта или услуги, потому что [распаковка].
– Мои продукты/услуги наилучшим образом помогут вам решить проблемы, потому что [распаковка].
– Мои продукты/услуги идеально подходят под ваш запрос, вашу ситуацию, потому что [распаковка].
– Только с одной сторис я получила Х заявок/регистраций, потому что моя система работает [распаковка].
– Только с моими продуктами/услугами вы наконец-то получите то, что давно искали.
– Мои клиенты отмечают, что в работе со мной [распаковка], потому что я [распаковка].
– В таких нишах, работает именно моя методика (моя методика работает эффективно), потому что [распаковка].
– У меня учатся/заказывают консультации известные люди (топы рынка), потому что [распаковка].
– Мои услуги/продукты лучше, чем у других экспертов, специалистов, потому что [распаковка].
– Вот какие результаты получают мои клиенты. И вы достигните этого же (сможете так же, получите то же), если будете работать со мной (заказывать услуги или обучение).
– Вот какие у меня результаты (количество клиентов, подписчиков, продаж, заработок за какой-то период)
5.
Смотрят, но не покупают!
Буквально по верхам пройдусь по основным причинам:
– Возможно, вы неправильно определили целевую аудиторию и не понимаете, кому вы продаёте и как надо это делать. Другими словами, то «что» вы продаёте, не интересно тем, «кому» вы продаёте. Например, вы персональный стилист, в кейсах показываете разбор гардероба или шоппинг в Стамбуле, на видео – ваши клиенты, они уже состоявшиеся женщины 45+. Но при этом рилс вы снимаете на темы, которые интересны для девушек в возрасте 20 – 25 лет. В результате – своими рилс вы не привлекаете в блог взрослых женщин. А девушки, приходящие в блог с рилс не видят среди ваших клиенток своих и тоже уходят, понимая, что ваши услуги не для них.
– Возможно, ваш продукт просто не нужен вашей целевой аудитории в том формате, в котором вы его предлагаете. Вернёмся к тому же стилисту, который работает со статусными женщинами 45+. Если он будет им предлагать пройти онлайн-курсы, марафоны и даже купить консультацию – им это не интересно, потому у них нет на это времени. Им проще заплатить тому, кто создаст для них готовые гардеробные капсулы, поедет с ними на шопинг, а лучше – всё закупит сам и привезёт в готовом виде. Убедитесь, что продукт, который вы собираетесь продать, к которому вы прогреваете, действительно отвечает запросам вашей аудитории, то есть люди хотели такой продукт и вы его сделали.
– Возможно, вы сделали слишком сложный для понимания продукт. Если вы не можете 10-летнему ребенку объяснить, что вы продаёте и какая от этого будет польза, то вы придумали какую-то ерунду. Надо делать продукты, которые помогают клиентам вопросы разной сложности, но сам формат, описание, структура и упаковка продукта должны быть очень простыми и понятные всем.
– Возможно, рассказывая о своём продукте вы опускаете какие-то очевидные моменты, думая, что про них и так все догадываются. Например, вы думаете, что и так понятно, что: «курс длится около месяца», «что будет запись вебинара», «что можно оплатить в рассрочку», «что платежи принимаются из разных стран», «что все уроки будут в закрытом канале» и так далее. Это может касаться как самого продукта (программа, доп. материалы, формат, платформа и т.д.), так и каких-то вопросов, связанных с его продажей. А бывает, что эксперт вообще не проговаривает и не прописывает важные ценности своего продукта, считая их также «очевидными, и так понятными». В итоге, аудитория не получает ответов на свои вопросы и просто уходит.
– Возможно, вы не доносите или неверно доносите ценности вашего продукта до аудитории. Ценности продукта обязательно нужно раскрывать в вашем контенте. Если вы этого не делаете, продаж может не быть вообще. Вам кажется, что ценность продукта очевидна, когда вы однажды рассказали про него что-то простое. Но люди вас смотрят через сторис или рилс, где большое количество блогеров, экспертов магазинов и кого угодно. Если вы много раз с разных сторон и разными словами не сказали про ценности вашего продукта и не раскрыли их с разных граней, то люди ничего не поймут и не купят.
– Возможно, вы не создаёте спрос на покупку вашего продукта. Так часто бывает, если вы публикуете только экспертный или прогревающий контент, но не делаете продающего.
– Возможно, вы даете слишком много пользы в своем блоге, которая вызывает эффект «мне все понятно». Например, фотограф продает обучение «Как правильно позировать» и тут же, в блоге об этом же и рассказывает. Его целевая аудитория говорит: «Отлично, мне все понятно, спасибо!». То есть, вы своим контентом полностью закрываете все запросы вашей аудитории, и она просто не видит необходимости чему-то у вас учиться платно. С такой стратегией вы ничего продать в блоге не сможете, даже если у вас будет самый лучший контент. Главное правило контента: вы рассказываете «что, зачем и почему» клиентам нужно делать, какие будут последствия, если не будут так делать, а тому «как» это надо делать – вы уже обучаете на консультациях или своих курсах. Если вернуться к фотографу, он может рассказывать, как выбрать локации и одежду для съемок, как подготовиться к фотосессии, какой макияж стоит или не стоит делать, какие бывают стили фото и так далее. Но в каждом контенте, можно прямо или косвенно намекать, что все это работать не будет, если вы не научитесь правильно позировать, чему он и учит на платных курсах. Также, не нужно давать в блоге полноценный ответ на основной запрос аудитории (например, «как продавать через соцсеть, чтобы зарабатывать больше»). Через контент вы даёте только ответы на второстепенные запросы (они – только малая часть решения основного вопроса). Например, клиент хочет научиться продавать в соцсетях – вы этому обучаете на курсах или консультациях. А в контенте даёте ответ на решение второстепенных вопросов – как выбрать целевую аудиторию или как делать продающие рилс, но это только маленькие части помогающие решить основную задачу.
– Возможно, у вас в аккаунте отсутствуют цены на ваши продукты и услуги, и вы до сих пор, по старинке, играете в «тайного агента» и отвечаете на вопрос о цене: «расскажу в директ, пишите в директ». Ничего хуже для своих продаж вы сделать не можете. Например, если человек приходит в магазин одежды, в котором никогда не был и там нет ценников, он не будет ничего мерять (за редким исключением), потому что он не знает – эта футболка стоит 2000р или 22000р. А тратить время и спрашивать, во-первых – лень, во-вторых, если нет какой-то мега сильной мотивации купить именно эту вещь (или именно ваш продукт), похожую можно найти другого продавца.
6.
Золотая формула рилс
Золотая формула рилс: полезно + эмоционально + хорошо подано. Недостаточно снимать полезные и эмоциональные видео, они должны ещё и быть хорошо поданы визуально. Недостаточно давать пользу и красивую картинку – видео, которое не будет передавать или вызывать эмоций, не будет цеплять. Недостаточно снимать эмоционально и красиво (то есть давать только эстетику), но не давать никакой ценности. Что значит «польза» в контексте рилс – это решение проблемы (болей и запросов), ощущение значимости (видео повышает самооценку аудитории), эмоции (развлечение, смех, радость, юмор). Рациональную информацию в рилс мы показываем текстом: цифры, таблицы, графики, схемы, чек-листы, инструкции, логику рассуждений. А эмоции мы показываем через визуал, скриншоты, картинки. В рилс вы балансируете между рациональной и эмоциональной подачей контента, в нём должно быть и первое, и второе. Это важно и для более интересной подачи информации, и для учета разных способ восприятия информации зрителями. Есть такие, кого цепляют эмоции («ух-ты, какие блокнотики! Хочу такие!»), а обоснование «зачем мне это нужно», люди придумывают уже в процессе или после покупки. И есть такие, кому для принятия решения о покупке продукта или заказе услуги, нужны логически обоснованные доводы. Рациональную информацию вы подаёте характеристиками (что ты получишь в цифрах, в клиентах, то есть конкретикой), эмоциональную – вы показываете состоянием (как ты себя будешь чувствовать, когда получишь результат, как отреагируют твои друзья).
Какую ещё делают ошибку эксперты, создавая какой-то контент – они все говорят про себя, про свой продукт, про свой опыт, и аудитория слышит «я, я, я, я!». Как надо: рассказывая про себя, разворачивайте всё так, чтобы смысл был тот же, но подача была с точки зрения выгод аудитории. Не говорите какой вы крутой специалист, а говорите, какую пользу получат клиенты, благодаря каким-то вашим профессиональным качествам. Говорите не «я имею 15 лет опыта работы на рынке», а – «мой 15-ти летний опыт гарантия того, что я смогу решить ваши проблемы». Говорите не «мой курс содержит 7 частей и 25 уроков», а – «вы в течение курса получите углубленные знания по такому-то вопросу и сможете хорошо разобраться в теме, благодаря 25-ти урокам». Любая аудитория хочет через рилс смотреть на себя, на свои проблемы и запросы. Даже когда люди просто оставляют комментарии, они этим выражают себя, свои мысли, хотят, чтобы их заметили. Или, отвечая в сторис, они также хотят, чтобы прочитали именно их мнение, поделиться своим опытом и эмоциями. А ваш контент – только повод, возможность зрителям проявиться через свою реакцию на него. Итого, в рилс вы захватываете внимание пользователей тем, что вы говорите о них самих и об их интересах. Это может быть что-то, что решает их задачи, подкрепляет их картину мира (про что они могут сказать «да, согласен, это так и есть»), расширяет их понятие нормы, подталкивает, но небольшим, не радикальным изменениям.
Чтобы привлечь внимание нужных вам людей, используйте тот же язык общения, лексику, сленг, которые используют они в разговоре и в комментариях. Упоминайте понятные им обстоятельства, схожие мысли (идеи, выводы). С помощью выбранной лексики, манеры подачи информации, того, как вы выглядите, вы даже сможете с одной стороны притягивать какую-то аудиторию, а с другой – отталкивать другую. Например, парень в ярком худи, разговаривающий на молодежном сленге, является крутым экспертом по инвестированию, и хочет продавать свои консультации на высокие чеки. Его внешность, манера говорить, мимика, оригинальная подача контента притягивает просто толпы таких же (внешне) парней, как он. Одна проблема – у этой аудитории пока нет таких денег, чтобы покупать его консультации и они просто смотрят то, что он даёт бесплатно. Вторая проблема – такая яркая и взрывная манера подачи себя со стороны финансового консультанта не привлечет внимание действительно состоятельных людей, которым интересна тема инвестирования. Он просто не вызовет у них доверия. И наоборот, строгая женщина в официальном костюме, говорящая умными словами из книг по маркетингу, может быть очень классным маркетологом, но она вряд ли привлечет к себе на обучение молодую аудиторию.
Всегда помните, что ваш внешний вид, манера общения и поведения в кадре должны совпадать с ожиданиями вашей целевой аудитории и не входить в конфликт с вашим характером, возрастом и привычной манерой себя вести. Худшее, что вы можете сделать – это пытаться изобразить из себя кого-то, кем вы не являетесь в обычной жизни. Ваши проявления в контенте должны быть продуманными, и да, в соцсети вы выступаете в роли эксперта (а не папы двоих детей или любителя вкусно поесть), но даже здесь важно быть органичным. А ещё среди экспертов есть такое правило: чем дороже ваша целевая аудитория, тем более сдержанным должен быть стиль ваших рилс и более высоким должно быть качество картинки и подачи информации.
Составляя план для рилс, продумываете заранее, какие темы и форматы видео будут не просто помогать вам получать большие охваты, а и будут хорошо продавать и вас, как эксперта, и ваши продукты или услуги. Такие видео могут не набирать миллионные охваты. Главное, чтобы после просмотров этих рилс, ваша аудитория как минимум заинтересовалась вами, как экспертом, а в идеале – захотела у вас купить продукт или заказать услугу.
Придерживайтесь правила «только одна экспертная тема». Если вы хотите зарабатывать в соцсетях, у вас должна быть только одна экспертная тема, с которой вы будете ассоциироваться у аудитории. Если вы понимаете, что сможете найти достаточно клиентов, то старайтесь максимально сужаться в рамках своей ниши. Например: есть сфера маркетинга «продвижение в интернете», более узким направлением будет «продвижение в соцсетях» (SMM), ещё уже будет ниша «эксперт по продвижению в одной соцсети», подниша – это «эксперт по рилс», дальше может быть «эксперт по рилс для психологов». Или это может быть ниша «эксперт по продвижению в соцсетях для бьюти сферы». Чем более узким специалистом вы будете, тем больше вероятность того, что при достаточной известности, услуги будут заказывать именно у вас. Повторюсь – надо быть уверенным, что после такого многократного сужения ниши, у вас будет достаточно существующих и потенциальных клиентов для постоянного и стабильного заработка.
Выбирайте одну узкую тему и в рамках неё публикуйте свой контент. Вы будете в двойном выигрыше. Во-первых, алгоритмам соцсети будет проще понять, о чем ваш блог и они будут показывать ваш контент именно тем, кому эта тема интересна. Во-вторых, вы получите от соцсети качественное бесплатное продвижение именно на вашу целевую аудиторию. Третий плюс от создания контента только на экспертные темы в том, что ваши подписчики или зрители, которым раньше понравились ваши видео будут видеть их снова и снова. И, одно дело, если это будет чередование экспертного, лайф-стайл контента и юмора. А другое – только экспертного в разных форматах, в этом случае на 2-м или 5-м видео они уже захотят перейти в ваш аккаунт, чтобы узнать о вас больше, посмотреть другой контент и попадет в ваши воронки продаж.
Что ваше видео было интересно пользователям, в нем нужно поднимать темы, которые:
– относятся к сфере вашей экспертности, продукту/услуге, нише,
– актуальные и интересные вашей целевой аудитории (ее запросам и болям),
– и даже ваши личные видео, где вы раскрываете себя как личность, должны попадать в боли/запросы/мечты вашей целевой аудитории.
Ещё раз: любые видео, которые вы делаете, должны так или иначе относится к вашей профессиональной сфере. Не надо менять тематики контента: сегодня я рассказываю про свои услуги, завтра – про спорт, потом про путешествия. Публикуете какие-то приколы и мемы – пусть они будут, то с шутками, которые относятся к вашей нише, и чтобы их понимала аудитория, которую эта тема интересует и которую вы хотите привлечь. Но с шутками не сильно заигрывайтесь, иначе получится как с одним известным стоматологом: они делает очень смешные рилс с липсинками, набирающие десятки тысяч просмотров, но во-первых, у аудитории ни разу во время просмотра его видео не возникла мысль «а где он работает, может пойти к нему на лечение», а во-вторых, даже если бы он и стал предлагать записаться к нему на приём, желающих будет мало – всё-таки у нас врач ассоциируется с серьёзным специалистом, который может иногда пошутить, но никак не наоборот.
Если вы хотите, чтобы ваши видео показывались большему количеству людей, создавайте их на темы, которые будут цеплять аудиторию и вызывать эмоции (восторг от простого решения, удивление от новой информации). Не надо слепо копировать форматы, сценарии и подачу информации из видео конкурентов. У вас может быть одна и та же целевая аудитория, но разные сегменты. Например: конкурент может ориентироваться на сегмент людей с высокими заработками, а вы – на массового клиента или наоборот. А значит – и подача контента, и триггеры, и даже заголовки будут разные. Подсматривайте и внедряйте интересные фишки, но форматы и наполнение контента делайте под тех пользователей, которых хотите привлечь.
Ошибка, когда вы делаете видео, которое даёт только пользу аудитории, но ничего ей не продаёт, то есть, не содержит никаких продающих смыслов и не ведёт к каком-то целевому действию. Всегда думайте о том, как то, что вы говорите и что показываете влияет на продажи? Как это видео приблизит аудиторию к решению заказать ваши услуги? Если никак, вопрос – а зачем этот контент нужен? Зачем, например, в экспертном блоге публиковать лайф-стайл контент «просто так, чтобы похвастаться» без продающего «подтекста»? Даже публикуя контент, раскрывающий вас как личность, добавляйте к нему продающие смыслы. Например, вы, иногда, показываете лайф-стайл видео и свою жизнь в Испании, море, дом, шоппинг, отдых … красота! Но одновременно тут же передаете смысл, что всего этого вы смогли достичь именно потому, что правильно применили некие знания (например, по продвижению в соцсети) и поэтому умеете продавать и получать стабильный высокий доход. Какой продающий смысл заложен: учись у меня, делай, как я и тоже сможешь исполнять свои мечты!
Ошибка, когда эксперт раскрывает в коротких видео только сложные и глубоки темы, думая, что ответы на простые вопросы аудитория и так знает. Считать, что вся ваша аудитория – это опытные и прокачанные специалисты, может быть ошибочная стратегия. Отслеживайте глубину знаний ваших зрителей по комментариям, вопросам и спускайтесь на их уровень. Освещайте темы, которые интересуют вашу аудиторию, даже если они кажутся для вас примитивными. А более глубокий по смыслам контент вы можете давать, например в своих эфирах (точечно) или на обучении или, даже, на консультациях.
Ошибка, когда эксперт цепляет аудиторию многообещающим заголовком, потом делает в видео долгую подводку, а в итоге – тему в самом видео так не раскрывает, а предлагает за ответом или перейти в хайлайтс, или – по ссылке на сайт, или перейти в канал Telegram, написать кодовое слово в комментариях или в директ. Такое поведение очень раздражает и вообще отбивает желание смотреть любые другие рилс такого эксперта-обманщика. Как сделать правильно: вы делаете распаковку темы, заявленной в заголовке, а далее – можете направлять аудиторию на другие ресурсы, в воронку, чтобы ей узнать дополнительную информацию по теме или получить какие-то полезные материалы.
Ошибка – говорить о чем-то в рилс на вашем «птичьем языке», то есть, используя специфическую лексику, термины, понятия, афоризмы, цитаты и шутки, понятные только специалистам, давно работающим в вашей нише. Если вы не делайте видео для очень узкой аудитории (например, нейрохирургов), а для более массового зрителя, такая демонстрация глубины своего образования через употребление заумных фраз, будет только отпугивать обычных, неподготовленных зрителей. Научитесь объяснять сложные понятия простым языком, понятным и ребенку. Тогда есть шанс, что вас не только увидят и услышат, а и поймут, о чем вы говорите. Например, психологу вместо слова «аддикция» лучше сказать «зависимость, пагубная привычка», а вместо слова «аттракция», сказать «привлекательность». Или, диетолог может говорить об опасности получения метаболического синдрома, инсулинорезистентности и гипергликемии из-за неправильного питания, но аудитория ничего не поймёт и не «проникнется» проблемой. А другой врач назовёт такие последствия более простыми словами: повышенный сахар в крови, гипертония, отложение жира в области внутренних органов, потеря чувствительности клеток к инсулину. Это уже очень доходчиво, вызывает эмоцию страха и вопрос «что с этим делать?». Условно, то, что вы говорите на видео, должно быть понятны даже ребенку. Есть даже такая техника «Сынишка», когда реального ребенка спрашивают, что он понял из сказанного.
Ошибка – снимать видео на темы, в которых вы не эксперты. Например, снимать видео на вирусные темы про детскую психологию, если вы вообще и близко не психолог. Вы так делаете в надежде, что острые и популярные темы увеличат охваты рилс и приведут новых людей в ваш аккаунт. Да, аудитория будет к вам переходить, но только для того, чтобы посмотреть больше видео на эту тему, а у вас, оказывается, вообще блог про строительство частных домов. Ещё хуже, если «не глядя» пользователя тыкнут на кнопку «подписаться», чтобы видеть больше видео про психологию. В результате такие подписчики просто размоют вашу целевую аудиторию и собьют алгоритмы соцсети, поскольку крайне мал шанс, что их тоже будет интересовать тема стройки.
Ошибка – делать контент, который, как вам кажется, вызовет интерес у аудитории (то есть по вашему личному ощущению) или который вы будете бездумно копировать у конкурентов. Обе стратегии могут быть ошибочны. Чтобы узнать, какие темы нужно поднимать в своем экспертном блоге (аккаунте), надо определить, кто ваша целевая аудитория, какие у нее боли, запросы, что ее триггерит.
И не забывайте переименовывать свои аудио доржки к рилс, например, «Денис Давыдов про продажи».
8.
Эмоции в рилс
Любой контент, который вызывает какой-то эмоциональный отклик у аудитории будет лучше привлекать внимание и запоминаться. Какие эмоции могут вызывать ваши видео:
– Восхищение. Возникает в ответ на что-то выдающееся, красивое, мотивирует брать пример. Как использовать:
показывать эстетику работ; демонстрировать успехи; показывать вау-результаты и конечную точку Б; приводить успешные кейсы; показывать продукт с лучшей стороны.
– Недовольство. Это негативная эмоция, но очень хорошо вовлекает в контент. Люди любят высказывать своё мнение о том, что их раздражает. Как использовать: выражайте своё мнение о популярной проблеме, на провокационную тему; попросите аудиторию высказаться по спорному вопросу; рассказывайте о том, как справляться с тем, что раздражает аудиторию; выразите несогласие с общепринятым утверждением; расскажите о негативном опыте: плохом сервисе, некачественном товаре и т.п.
– Интерес, любопытство. Возникает в ответ на интересную завязку, интригу, когда хочется узнать, что было потом. Вовлекает в контент. Как использовать: показывайте нестандартные ситуации из своей практики, сложные проекты, которые еще не окончены; необычные истории клиента; неожиданный результат от использования вашего продукта; личная история; эксперименты и челленджи; неожиданный отзыв о вашей работе.
Какие ещё эмоции можно вызывать своим контентом: удивление, радость, злость, раздражение, страх, ностальгия, сопереживание, гордость, зависть.