Что в имени тебе моём или выбирай мудро

Однажды телезритель попросил знатоков клуба «Что? Где? Когда?» объяснить, в чём разница между знанием и мудростью на примере помидора и двух салатов: овощного и фруктового. В 2001 году в ЕС постановили помидор считать фруктом, хотя используется он как овощ. Тут у нас похожая дилемма.

Имя вроде моё, но пользуются им другие. Я гораздо чаще его слышу, чем произношу. И разница между знанием и мудростью тут простая. Наверняка вы знаете множество благородных и прекрасных имён, но, выбирая ребёнку имя, помните, жить с ним предстоит ему, а не вам. И одно дело, как его будут звать дома, другое – на улице.

Меня, например, по имени зовёт только жена. В детстве старший брат называл меня Егра, троюродный брат звал меня Ягр, одноклассники – Гера или Герыч, университетские друзья – Саныч. Ни одно из этих, кхм, прозвищ, я не придумывал. А в моём имени всего два слога.

Я специально этим вопросом не занимался, поэтому прошу простить мне возможную ошибку, но, прокручивая в уме разные варианты, обратил внимание, что в обиходной речи имя обычно сокращают до одного-двух слогов так, чтобы оно ещё и начиналось с согласной. Михаил превращается в Миху, Антон – в Тоху, Андрей – в Дрона. Когда человека зовут, имя сокращается до одного слога: Тим, Мить, Дим, Тань, Люб, Кать и т. д. В итоге все эти благородные глубокомысленные имена человек слышит в казённой обстановке, в которой они звучат как насмешка.

И всё же я люблю интересные имена. Наш преподаватель и замечательный философ Алексей Анатольевич Цуркан говорил как-то, что имена нельзя сокращать. Своего сына он звал только полным именем и убеждал его представляться Александром, а не Сашей. Мне нравится эта мысль, тем более что интересные имена на детских площадках то и дело встречаются. Пару лет назад мои дети познакомились в песочнице с Одиссеем. У меня есть знакомые Платон, Тихон и даже Нестор.

Кое-кто всерьёз считает, будто имя обладает магической властью над человеком, определяет его характер личность и даже судьбу. Но давайте расширим границы мифологического сознания и спросим: какие условия должны существовать во вселенной, чтобы имя обладало таким влиянием? И второй вопрос: каким образом мы могли бы с очевидностью доказать существование этих условий?

Другое затруднение произрастает из тотемизма, из первобытных верований, которые связывали род одним общим предком, часто изображаемым в виде животного. Первобытные люди верили, что души умерших предков воплощаются в следующих поколениях, поэтому из раза в раз использовали ограниченный набор имён.

Загрузка...