Можешь ты мне дать ответ…

Я читал, будто Марк Порций Катон Старший каждую речь в сенате завершал фразой «Carthago delenda est15». Примерно также в моей юности любой разговор о детях взрослые заканчивали фразой «ты должен нести ответственность». Я вроде как понимал, что они хотят этим сказать, но некоторые нюансы дошли до меня много позже.

Внимательный читатель заметит, что морфология слова «ответственность» как будто указывает на её реактивную природу, поскольку ответ предполагает предшествующее ему вопрошание. Но есть у неё проактивная сторона, которая подразумевает сферу человеческих возможностей.

Я знаю людей, которые считают себя ответственными за всё, что вокруг них происходит. Их жизнь похожа на ад: они чувствуют и ведут себя так, словно всем должны, и окружающие этим пользуются. А человек, увы, не может оказаться сразу в десяти местах, чтобы одновременно решать проблемы за всех друзей и родственников.

Встречались мне и те, кто считает, что от них ничего не зависит, поэтому они смело закрывают глаза на всё, что требует осознанных действий. Дескать, они ничего не умеют, и разобраться ни в чём не могут в силу занятости, пола, возраста, луны в доме скорпиона и т. д.

С появлением детей родительская ответственность круто возрастает, а потом плавно меняет характер и уменьшается, чтобы лет эдак за шестнадцать-восемнадцать ребёнок с ней разобрался и научился применять в собственной жизни.

Для её исправного функционирования нужно, во-первых, чтобы родитель понимал границы своих возможностей. Это сложно, поскольку на родителей постоянно давят то шантажом, то угрозами, то примерами идеальных пап и мам. Всегда найдётся доброхот, который, если не словом, то недовольным видом, подскажет, что вы неправильно одели малыша на прогулку, неправильно кормите, воспитываете, учите, разговариваете и пр. Дескать, ну, вы же в ответе за ребёнка.

Ваша ответственность – действовать сообразно условиям: возрасту, здоровью, погоде и т. д. Но от вас, если задуматься, зависит не так уж много. Ни на погоду вы повлиять не можете, ни на эпидемиологическую обстановку, ни на соседей.

С сыном мы каждые два месяца ходили в поликлинику на профилактические осмотры и всякий раз приносили оттуда сопли. Дочка родилась за месяц до ковида, поэтому по врачам мы её не водили, и она так часто не простужалась.

Соразмерность, или, лучше сказать, адекватность условиям жизни – это граница вашей ответственности. И чем самостоятельнее становятся ваши дети, тем ближе к вам сдвигается эта граница, чтобы максимально приблизиться к той, какой она была до рождения детей. Если вы не будете делегировать детям ответственность за их жизнь, они ей не научатся.

А во-вторых, научить ребёнка заботиться о себе и нести за себя ответственность мы можем только личным примером. Любить себя и заботиться о себе ребёнок научится, глядя на то, как вы о себе заботитесь. Забота о нём послужит ему образцом заботы о детях. И подсмотренные у родителей модели поведения в стрессовой ситуации будут проявляться, несмотря на всё осознанное воспитание.

Чтобы успешно справляться с обоими пунктами, нужно принять собственное несовершенство как факт, как непосредственную данность. Принять, осознать и полюбить в себе то, что вы человек, и как человек не должны ничему соответствовать. Не должны приносить себя в жертву. Не должны наступать на горло собственным чувствам. Уважение, восхищение, гордость нужно ещё заслужить, а любить вас дети будут безо всяких условий.

Загрузка...