Существо атаки – в движении.
Цель любой атаки сводится в основном к одному – пробить оборону противника.
Материальное и моральное воздействие дает полную уверенность в успехе штурма.
О приступах мы уже говорили, и я тогда же доказывал вам, что самое важное – это первый штурм.
Если первый приступ отбит, то рассчитывать на взятие города уже трудно.
Город легко взять внезапным штурмом. Для этого надо расположить войска в некотором отдалении, дабы жители поверили, что ты или не собираешься на них нападать или не можешь сделать это незаметно, вследствие дальности расстояния. Если ты потом подойдешь неожиданно и сразу двинешь войска на приступ, то успех почти несомненен.
Осажденный может быть совершенно уничтожен, а для осаждающего самое худшее – это только отбитый приступ.
Наступающий должен иметь полное суждение о том, подготовлен ли в должной степени штурм. Разведывательные части, как это показал опыт, односторонне принимали выражение «подготовлен для штурма» и обычно доносили, что укрепление еще обороноспособно.
При самой атаке основной путеводной нитью должен служить принцип: сосредоточивать на решительном пункте все, сколько возможные силы и никогда не рисковать атаковать, если наши сообщения и путь отступления не вполне обеспечены. В этом отношении будет предпочтительнее предпринять атаку на более трудном участке, чем атакой более выгодного участка подвергнуть себя опасности оказаться без обеспеченного отступления, и в случае неудачи встретить противника на своих сообщениях.
Город легко взять внезапным штурмом.
Идущему в атаку против хорошо устроенных сил необходимо сначала несколько расстроить стычкой весь боевой порядок неприятеля.
Не надо атаковать неприятеля или обнаруживать своих сил раньше, чем его намерения будут узнаны.
При атаке какой-нибудь позиции, главным образом, надо сообразить, каковы ее слабейшие пункты и какие ее пункты имеют столь решающее значение, что пока мы не сможем ими завладеть, всякая атака в ином месте является невозможной или, по меньшей мере, опасной.
Бездейственная оборона должна рано или поздно быть побеждена деятельной атакой.
Никогда не следует встречать атаку, оставаясь на месте, а надо самим переходить к наступлению, разве что позиция будет почти неприступной.
Если наступающий усмотрит, что он в состоянии достигнуть своей цели, не атакуя позиции противника, то атаковать ее было бы ошибкой.
При наступлении, как и при обороне, надо избирать объектом атаки ту часть неприятельской армии, поражение которой сулит самые решительные выгоды.
Многие, уже выдвинувшись вперед для атаки, в последнюю минуту или даже после первой попытки отказывались от нее, находя позицию противника слишком сильною.
В позиционных условиях частные бои отпадают, и остается единая огневая подготовка и единое решающее движение на приступ.
Атака сосредоточенными и, следовательно, весьма превосходными силами на один из пунктов фронта может встретить сопротивление, хотя и весьма упорное в масштабе этого пункта, но в отношении целого – весьма ничтожное, преодолев это сопротивление, наступающий оказывается подорвавшим оборону в целом и достигшим своей цели.
Атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армией заходить тяжело.
Атакуй первую неприятельскую линию, атакуй вторую линию, атакуй резервы!
В атаке не задерживай.
Фронт должен быть сильным, так как здесь мы предполагаем встретить атаку превосходных сил противника.
На второстепенных участках поля сражения, можно иметь силы, уступающие в числе неприятелю, для того, чтобы быть в состоянии сосредоточить значительно превосходящие силы на пункте главной атаки
Всякая фронтальная атака сопряжена с большими потерями и отбрасывает противника на его сообщения, следовательно к ней можно прибегать в особо исключительных случаях, а главное, когда противник растянут и когда поддержка между его частями слаба, как по фронту, так и в глубину.
Смелая стремительная атака, особенно в закрытой местности, обещает неминуемый успех.
Не только в стратегии, но и в тактике успех достигается сосредоточением превосходных сил на участках атаки при нейтрализации всех остальных.
Для того чтобы предусмотреть ход развития последовательных расчленений операций, необходимо прежде всего знать исход первого труднейшего акта: атаки главных сил. Если быть уверенным в ее успехе, то дальнейшее развитие можно предусмотреть со значительной долей вероятности. Заранее предусмотреть победу в атаке главных сил можно с тем большей вероятностью, чем легче будет поставлена задача самим главным силам.
В существе позиционной войны, преследующей негативную цель, лежит двухсторонняя иллюзия подготовки к наступлению; поэтому позиционный фронт в большинстве случаев тактически характеризуется, как исходное положение для атаки, а не как выгоднейшее расположение для обороны.
Малочисленность войск, назначенных для атаки важного пункта – указывает на отсутствие серьезной цели атаки
Несколько позднее он (Наполеон Бонапарт) говорил в Милане: «сущность стратегии состоит в том, чтобы, обладая более слабой армией, всегда иметь в пункте, где мы атакуем или где нас атакуют, больше сил, чем противник».
Эрцгерцог Карл говорит: «это настолько важно что если избираемый пункт атаки выгоден в стратегическом смысле и неудобен в тактическом, то его следует предпочесть всякому другому»
Атака войск походит на стремительный поток, течение которого даже по камням продолжит свой курс.