Надо узнать, каково должно быть боевое расположение войска, чтобы оно могло заставить противника принять бой и победить. В этом – цель всякого войска и смысл труда, потраченного на его обучение.
Войско должно быть подготовлено и к явному и к внезапному нападению.
Кто более заботится о войске и об обучении его, тот менее будет подвергаться опасностям в бою.
Свои войска нужно вводить в бой прежде неприятельских, чем достигается большая свобода действий.
Следует прикрывать слабые стороны нашего войска так же, как и раны на теле, чтобы не увеличивать надежды у противников.
Необходимо чтобы войска предводителя своего разумели.
Число войск на решительном пункте зависит от абсолютной величины армии и от искусства ее использования.
Войска организуются таким путем, что некоторая группа бойцов сводится в единство, а последнее в свою очередь непременно является членом единства более высокого порядка, и т. д. Бой каждого из этих членов также представляет более или менее обособленное единство.
Когда возникнут затруднения, а это случится, как только от войск потребуется чрезвычайное напряжение, то дело уже не будет идти само собой как хорошо смазанная машина; напротив, сама машина начнет оказывать сопротивление, и для его преодоления потребуется от начальника огромная сила воли. Под этим сопротивлением следует разуметь не прямое неповиновение или возражение, хотя в отдельных случаях и это имеет место, а общее впечатление упадка физических и моральных сил.
Стратегические комбинации должны последовательно передвигать главные силы армии на решительные пункты театра войны и, насколько это возможно, против неприятельских сообщений, не подвергая при этом риску собственные сообщения.
Армия ограничивается рамками обороны лишь вследствие неудач или явного превосходства противника. В последнем случае она пытается, под прикрытием крепостей и естественных или искусственных преград, восстановить равновесие шансов, умножая препятствия, которые она может противопоставить противнику.
Изучивши условия мобилизации и сосредоточения войск своих и противника, можно с достаточной вероятностью определить, возможно ли с нашей стороны наступление или же временно придется обороняться.
Войска должны быть организованы так, чтобы являлись удобным орудием в руках начальников.
Наполеоновская идея похода сводилась к тому, чтобы устремить свое внимание на неприятельскую армию и заблаговременно приложить все силы к тому, чтобы не только ее атаковать, но по возможности и уничтожить.
Так как в большинстве случаев находящиеся друг против друга армии относительно равны по числу войск, то лишь один пункт может являться решительным, так как только в одном пункте могут быть сосредоточены численно превосходные войска.
Армия, которая ограничивается удержанием уже занимаемых стратегических пунктов и передвигается лишь между ними, – действует строго оборонительно.
Нет сомнения, что моральные силы войск покоятся на экономическом базисе.
Каждое государство может иметь армию поменьше, но лучше снабженную и обученную, или армию побольше, но уступающую первой в качестве.
Надо быть очень богатым государством, чтобы пытаться вести современную войну плохими войсками.
Мобилизация всей армии должна являться лишь суммой мобилизации всех ее частей, а не представлять самодовлеющего целого.
В соответствии со своими силами армия может получить на длительный срок задачи, допускающие широкое проявление инициативы. Другими словами, операции, возлагаемые на армию, выдвигают те же проблемы, какие выполняются крупными соединениями более высокого порядка.
В чисто тактическом отношении грамотная армия только тогда может делать большие дела, когда она во всех своих действиях развивает предельную активность, когда она способна проявлять высшую ступень в тактическом искусстве и когда, наконец, во всей своей деятельности она подчиняется безотказному управлению при любых темпах развития боевого процесса.
Квалифицированный лидер подчиняет войска противника без какой-либо борьбы; он захватил их города, не осаждая их; он свергает их королевство без долгих операций в боевой обстановке.
Борьба с многочисленной армией под Вашей командой вовсе не отличается от борьбы с маленькой: это – просто вопрос учреждения знаков и сигналов.
Тщательно сравните противостоящую армию со своей собственной, так, чтобы Вы могли знать, где сила является излишней и где несовершенной.
В крупномасштабной стратегии, если Вы имеете сильную армию и полагаетесь на силу, чтобы победить, но у противника также есть сильная армия, сражение будет жестоким.
В крупномасштабной стратегии мы развертываем наши войска для сражения, принимая во внимание нашу силу, наблюдая числа противника, и отмечая детали поля боя.