Группировка сил – главнейшая задача стратега. Все искусство стратега должно выразиться в такой группировке сил, чтобы возможно большая часть их предназначалась на ведение главных операций, выделяя для второстепенных целей наименьшее количество войск. Это очень трудный вопрос, при решении которого делали ошибки даже великие мастера дела.
Представление о противнике в замысле маневра действия крупного войскового соединения являются лишь общей суммой частных действий тех войсковых частей, которые входят в его состав.
Трудной задачей искусного руководства армиями является сохранение масс в раздельной группировке, при обеспечении возможности своевременного их сосредоточения.
Для стратегии объединение различных родов войск в боевом порядке важно лишь в отношении тех частей, которые, согласно обычному ходу дела, часто располагаются отдельно, причем они могут быть вынуждены самостоятельно вступить в бой.
Если рассматривать группировку вооруженных сил в общем, т. е. безотносительно к особым целям, то мы можем ее мыслить лишь как единство, т. е. как целое, предназначенное для совместного удара, ибо всякое отклонение от этой простейшей формы уже предполагало бы какую-нибудь особую цель.
Операции на стыках войсковых соединений бывают очень сложны. Поэтому если противник стремится прорвать таковой, то стык в этом месте упраздняется и создается новое участковое объединение.
Необходимо, кордонно обеспечивая на неважных направлениях свою территорию, создавать массовые группировки на решающем направлении, чтобы придать частям нормальную боевую плотность и разгромить кордон противника в этом направлении.
Лучше каждой группе дать свою задачу и лишь тогда объединить их, когда различная их деятельность будет сама сливаться воедино.
Для обеспечения армии, занимающей стратегическую позицию, она должна взять предосторожность: выбрать одну или две тактические позиции предварительно узнанные для того, чтобы на них соединить войска, встретить неприятеля и сразиться с ним, употребляя все силы, которыми может располагать, когда её намерения будут совершенно узнаны.
Каждая позиция требует иной группировки, иной диспозиции.
Что касается войск, то силы (группы армий, армии) объединяются, когда подчиненные крупные соединения (корпуса, армии) расположены одни по отношению к другим таким образом, что все они могут помогать общим, предусмотренным командованием действиям в условиях того времени и пространства, которые им указаны.