Несколько лет назад, когда создавался курс «Как написать книгу и опубликовать ее в издательстве», я настаивала на том, чтобы сначала писать заявку в издательства и ориентироваться в дальнейшей работе именно на их требования и пожелания.
Почему я начинала «вверх ногами»: не с написания текста, а с «прощупывания почвы» ДО написания, а не после?
Именно потому что, поработав редактором в штате издательства около года, была убеждена в правильности такого подхода.
Предположим, вы написали книгу в жанре нехудожественной литературы. О своем опыте, деятельности, обучалку или что-то еще.
Не роман, не повесть. С художественной литературой понятно: роман может сегодня быть отвергнут одним издательством, а завтра принят другим. Вы писали его для себя, прежде всего (если это ваше первое произведение, например). Можно опубликовать его на блоге, сайте.
А что делать с готовой рукописью в жанре нехудожественной литературы, написанной на не востребованную тему? Или позиционирование ниши не вполне корректное?
Издатель на поданную заранее заявку может дать обратную связь – скорректировать направление, посоветовать, куда лучше направить взоры, расставить акценты. Указать на более востребованную тему по вашей нише.
Вам не нужно ломать себя, выдавливать мысли, чуждые и неинтересные вам, писать «по указке». Надо всего лишь сначала … писать заявку для самого себя.
В процессе вы сами обнаружите столько нового для себя! Вы как бы взглянете на проект чужими глазами.
Ибо заранее придется ответить на вопросы неудобные, некомфортные для вас. Надо будет проделать предварительную работу: анализ рынка и конкурентов, определить уникальность вашей идеи, понять, что именно получит читатель от прочтения вашего шедевра.
И не в формате «поймет, как надо раскручивать интернет-магазин», а конкретно: «научится»
пользоваться инструментами продвижения
работать с площадками и поставщиками
нажимать на зеленую и красную кнопочки тогда, когда нужно, а не когда захочет левая нога» и так далее.
Конкретно!
Потому что вас об этом спросят со всей серьезностью. И это решит судьбу книги.
Как сегодня может поступить автор книги, если ему отказали/не отвечают в издательстве? Подкорректировать и продвигать книгу самостоятельно за свой счет. Этому посвящена целая глава книги.
Да, вы возьмете на себя расходы. Зато и доходы тоже. Сегодня даже дистрибуция в книжную розницу доступна. А именно из-за этого пункта авторы готовы прикладывать нечеловеческие усилия в стремлениях попасть в пул издательских домов. Дистрибуция в книжные магазины крупнейших розничных сетей России, СНГ, в некоторых случаях – и Европы.
Ваша книга будет продаваться в крупнейших книжных магазинах.
Для этого вам не нужно, как раньше, самостоятельно заключать договоры с каждым книжным магазином (и далеко не каждый директор согласен взять книгу на реализацию!). Вам не нужно делать ничего. За вас все сделали)
Почему при этом авторы все еще хотят опубликоваться через издательства?
В реальности с последним можно сильно поспорить. Что в рейтингах прикладной литературы? Книги о том, как поесть и о том, как похудеть. Скандалы, интриги медиа-персон.
Почему этот гештальт до сих пор так живуч?
Читаю книги на Ридеро. И восхищению нет предела. На 10 минут хватает, потом силы иссякают. Свобода – это ответственность. Колоссальный отрыв от рабовладельческой эпохи монополии издательств в отношении обнародования произведений письменного жанра имеет, как все на свете, две стороны.
Первая. Безусловная свобода самовыражения и популярности на весь свет.
Вторая. Каждая собака, знающая алфавит, свободна выставить на продажу кирпичи, откровенно сырое тесто, и мусор, завалявшийся в записных книжках 1960-го года выпуска.
Собака не умеет ни структурировать информацию, ни выделять главное и уверена, что писать книгу можно тем же слогом, что написаны ее посты в соцсетях и с тем же уровнем грамотности. Это несъедобное месиво она подает гостям, зашедшим на огонек, под видом главного блюда в истории.
Про себя лично я говорю, что опечатка – мое второе имя. Ножом по сердцу прошлись отзывы, в которых возмущаются по поводу опечаток в моей книге по копирайтингу, выпущенной ИД «Феникс ХХI век».
Признаю, что полностью доверила издательству детище, созданное в традициях стахановской скорости – писала ее и днем и ночью. А надо сказать, что только чудо и наемная работа способны поднимать меня в 7 утра.
Книга относилась к первой категории подъемного крана. С самого утра, жертвуя личной жизнью, писала по 13 000 знаков, что также для меня не характерно. С безусловной надеждой на грамотность и внимательность корректоров ИД.
Кто-то сказал, что надежда – удел дураков. Все больше понимаю жизненную правду этого. Надежда – этого слова нет в лексиконе деловых отношений. Есть только договор, на котором подпись директора редакции и печать ИД. Остальное – наши с вами грёзы.
Поэтому ошибки – это неприятно. Хуже – когда автор считает, что и так сойдет. Не считает нужным не только совершенствовать мастерство, а и просто научиться структурировать работу, сделать блюдо хотя бы удобоваримым, не говоря уже о вкусе ….. пользе. Кулинары, например, следуют рецептам.
Когда берешь в руки труд как минимум нескольких человек, которые прочли книгу от корки до корки (обязаны это делать, но не всегда сердце лежит), а значит, книга будет структурирована, а ошибки исправлены. Опять же, вспоминая мой опыт – не факт…
До сих пор многие мечтают опубликовать книгу через издательство. Несмотря на многочисленные альтернативы. Например, автор может самостоятельно продвигать работу ещё на этапе рукописи через подписную базу. Однако для этого требуются навыки интернет-маркетинга, однако не все хотят или могут их приобретать и развивать.
Более подробно плюсы и минусы разных путей публикации книг мы рассмотрим в соответствующей главе.
И при этом авторы книг все равно пишут на форумах, принимают близко к сердцу отказы или молчание редакторов издательств в ответ на их обращение.
Причин несколько.
В процессе мониторинга того, что есть на мою тему, открыла книгу новоиспеченного самиздатника, который делится опытом о том, как он опубликовал на Ридеро первую книгу. Структурой не пахнет, зато море ошибок. Ничего, кроме опыта автора – новичка, полезного не обнаружила. Такую книгу не возьмут в космонавты, точнее, в дистрибуцию ИД.
…Я приехала в офис международной образовательной платформы «Courson» в день весеннего равноденствия. Мы снимали мой курс «Как написать и опубликовать бестселлер». Наблюдали солнечное затмение через специальные стеклышки. А потом Ольга, координатор моего проекта, сказала:
– С таким опытом Вам все-таки придется стать литературным агентом.
«Наверное», – подумала я. И стало почему-то грустно.
С одной стороны, я плохо представляла, что делает литературный агент. Представляет книгу издательствам – это понятно. Подготавливает к изданию и рассматривает ее с точки зрения коммерческой выгоды – само собой. В мою бытность штатным редактором в «Эксмо» только этим и занималась.
С другой стороны, я изнутри знала, как трудно попасть на полное обеспечение издательства – продать им рукопись малоизвестного автора. Требования слишком высоки, что понятно – они, а не автор, рискуют деньгами.
Поэтому я понимала, что просто продвигать рукописи в издательства недостаточно. Нужно что-то еще. Что выстрелит 100% и даст результат, который желает получить автор.
Авторы художественной литературы обычно хотят славы, признания. Масштаб явления индивидуален: кого-то устроит радиус земного шара. Кого-то – круг из 20 знакомых и коллег. Авторы нехудожественной литературы мыслят несколько иначе. Они не исключают славы как побочного эффекта, и все же оставляют за выпущенной книгой функцию еще одного канала продвижения их услуг или товаров.
Какой бы ни была итоговая цель автора, начинается все с публикации книги. Получается, что 95% авторов, которых не публикует традиционное издательство, имеют два выхода из положения. Писать в стол или продвигаться самим.
Долгое время второй вариант не принимался моим сознанием. Несмотря на то, что мои розовые очки были растоптаны тяжелым ботинком издательских реалий и расплющены фабричным конвейером книгоиздания в первый же месяц работы в штате. Видимо, не до конца.
Я слушала интервью с Михаилом Ивановым («МИФ»), в котором он от лица всех издателей прямым текстом заявлял: издательства рады авторам, которые сами могут продвинуть свою книгу. Умом понимала, а сердцем не принимала.
Как так: автор, творец миров, должен еще и продавцом быть? Это кощунство. К тому же, кто видел авторов, продвигающих свое творчество самостоятельно? Творчество – такая индивидуальная субстанция…
И прочий милый бред и раздрай внутри.
Ощущение неправильности мироустройства закончилось в один миг. Я увидела его – автора, который продвигает свои рассказы! Вот он, живой, рассказывает о своих романах, не стесняется приглашать подписчиков к покупке.
Это был Юрий Окунев. Я не рекламирую автора. Просто благодаря таким смелым людям многое меняется в сознании. Живой пример помогает принять реальность как она есть. И я окончательно утвердилась в той мысли, что сегодня автору необходимо продвигаться самому.
И главное – комплексно. Так возникло творческое литературное объединение "Вечерний Кафка". Хотите присоединиться – пишите!
Сегодня процветание авторов – дело рук самих авторов!