В самом общем виде избирательное правоотношение — это социальное отношение, урегулированное нормой избирательного права. Однако это не значит, что, если выделить какой-то вид социальных отношений и урегулировать нормой избирательного права, он становится избирательным правоотношением.
Избирательное правоотношение — это реализация предусмотренных правовой нормой дозволений и предписаний, реализация субъективных избирательных прав и корреспондирующих им юридических обязанностей.
Правоотношение есть установленная объективным правом взаимосвязь между лицами, их урегулированное правом взаимодействие, содержательно являющееся совокупностью действий, которые дозволены одним субъектам правоотношений и предписаны другим. Как указывал Я. М. Магазинер, «действие и составляет то основное и единственное, очевидное и реальное содержание правоотношения, в котором оно проявляется вовне, в то время как само правоотношение есть только порядок взаимообусловленности между этими действиями»[8].
Совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых действий в правовом смысле есть деятельность по реализации субъективных прав и исполнению обязанностей, т. е. превращение абстрактных норм (объекта правоотношения) в конкретные формы правового взаимодействия (предмет правоотношения). Это превращение абстрактных норм избирательного права в конкретный избирательный процесс, в своего рода конкретные выборы или референдум, т. е. реализация норм в реальной жизни.
По своей юридической природе нормы избирательного права являются публично-правовыми нормами, что определяет публично-правовой характер избирательных отношений, складывающихся по поводу участия граждан в непосредственном решении важнейших вопросов на государственном (федеральном и региональном) и муниципальном уровне и в передаче права осуществления публичной власти своим представителям.
Избирательное правоотношение характеризуется следующими обязательными признаками:
– наличием двух и более сторон, между которыми имеется правовая связь посредством субъективных прав (управомоченной стороны) и юридических обязанностей (обязанной стороны);
– урегулированностью правовой нормой условий возникновения правоотношения и содержания правоотношения;
– обеспеченностью возможностью государственного принуждения, прежде всего путем применения мер юридической ответственности.
Соответственно управомоченных и обязанных сторон может быть по одной или несколько, их субъективные права и юридические обязанности составляют содержание правоотношения, правомерность их поведения обеспечивается мерами юридической ответственности.
В зависимости от вида нормы избирательного права можно выделить материальные избирательные правоотношения и процессуальные избирательные правоотношения. Нередко все многообразие избирательных правоотношений сводят к процессуальным отношениям, во многом потому, что избирательные правоотношения динамичны, а выборный и референдумный процесс предполагают высокую степень активности участников. Можно согласиться с утверждением, что акцент на процессуальный, т. е. вторичный, характер норм, закрепляющих порядок выборов и референдумов, и соответственно на процессуальный характер возникающих на их основе избирательных правоотношений существенно ограничивает понимание их политико-правовой природы[9].
Структуру избирательных правоотношений составляет совокупность следующих элементов правоотношения: участников (субъектов), объекта, предмета, содержания правоотношения.
Субъекты избирательных правоотношений — это отдельные люди, группы людей, общественные объединения, органы публичной власти, государство и т. д., которые нормой избирательного права наделяются способностью быть участниками избирательных правоотношений, т. е. избирательной правосубъектностью.
Субъекты избирательных правоотношений можно разделить на несколько групп.
Первую группу – индивидуальных субъектов избирательных правоотношений — составляют физические лица, обладающие активным избирательным правом и правом на участие в референдумах, а также граждане, реализующие пассивные избирательные права, выдвигая свои кандидатуры на выборах в представительные органы публичной власти или на выборные должности. Сюда же можно отнести доверенных лиц кандидатов.
Вторую группу – коллективных субъектов избирательных правоотношений — составляют политические партии и их региональные отделения, инициативные группы по выдвижению кандидатов, проведению референдума и по вопросам референдума. Политическая партия в современной России является одним из важнейших коллективных субъектов, участвуя в выборах разных уровней в качестве избирательных объединений, имея право выдвижения кандидата на должность Президента России и т. д.
Третья группа – полномочные коллективные субъекты избирательных правоотношений. Это прежде всего избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; территориальные комиссии; участковые комиссии; комиссии референдума), иные органы публичной власти, наделенные полномочиями в рассматриваемой сфере, например, органы публичной власти, назначающие выборы, реализующие инициативу по проведению референдума и т. д.
Четвертая группа – индивидуальные субъекты, имеющие специальный статус, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права граждан на участие в управлении делами государства, законность при проведении выборов и референдума. Это прежде всего наблюдатели – лица, являющиеся гражданами России, и иностранные граждане, имеющие статус наблюдателя, осуществляющие полномочия по удостоверению законности процедур голосования и подсчета голосов на выборах и голосования и определения результатов референдума. Также к этой группе можно отнести доверенных лиц кандидатов и других лиц, обеспечивающих полноценную реализацию избирательного права и права на участие в референдуме.
Пятая группа – средства массовой информации, играющие большую роль в осуществлении прав субъектами избирательных отношений, несущие обязанности по обеспечению возможности предвыборной агитации и т. д.
Объект избирательного правоотношения — это абстрактное содержание реализуемой в избирательном правоотношении нормы избирательного права, т. е. содержание ее диспозиции, и при их наличии – положений гипотезы и санкции. Это абстрактная норма закона, на реализацию которой направлена воля субъектов избирательного правоотношения[10]. В юридической науке понятие объекта является спорным как в теории, так и в отраслевых науках. Например, волевое поведение обязанного лица (теория объекта-действия)[11], когда объектом избирательного правоотношения будет выступать, например, реализация политической воли избирателей. Или же явления и объекты материального мира, различные формы материальных и нематериальных благ. Если принять такую трактовку объекта избирательных отношений, то им будут выступать, например, политические блага избирательных объединений.
Предмет избирательного правоотношения — конкретные субъективные права и юридические обязанности субъектов избирательных правоотношений. Для того чтобы возникло избирательное правоотношение, субъекты, обладающие избирательной правоспособностью, вступают во взаимодействие друг с другом, их правомерные действия направлены на приобретение и реализацию прав и обязанностей в рамках, определенных нормой избирательного права.
Содержание избирательного правоотношения — это правомерное поведение, направленное на возникновение и осуществление субъективных избирательных прав, и исполнение юридических обязанностей, обеспечивающих исполнение указанных прав. Это юридическое содержание избирательных правоотношений.
Содержанием избирательного правоотношения выступает также содержание фактического общественного отношения – правомерная деятельность его участников, осуществляемая в рамках, установленных нормой избирательного права. Это материальное содержание избирательных правоотношений.
Таким образом, в общем виде материальное содержание избирательного правоотношения образуют два вида деятельности.
Деятельность по реализации прав индивидуальных и коллективных субъектов избирательных отношений:
– по реализации избирательных прав граждан (избирателей, кандидатов, участников референдума);
– по реализации избирательных прав избирательных объединений;
– по реализации властных полномочий органов публичной власти в избирательной сфере (например, инициатива проведения референдума);
– по реализации прав иных участников избирательных отношений (средств массовой информации).
Деятельность по исполнению обязанностей в избирательной сфере:
– по исполнению обязанностей граждан, участвующих в выборах и референдумах;
– по исполнению обязанностей индивидуальными субъектами, обладающими специальным статусом;
– по исполнению властных полномочий органами публичной власти в избирательной сфере (например, исполнение полномочий избирательными комиссиями и комиссиями референдума).