Согласно п. 25 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. избирательное объединение – это:
1) политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах;
2) региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня;
3) при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением признается, помимо указанных выше, также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в установленном порядке.
А. Н. Борисов, сравнивая действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. с аналогичным законодательным актом 1997 г., отмечает, что в законе предложено новое содержание понятия «избирательное объединение».
«При проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями признаются только политические партии и их региональные отделения, а при проведении выборов в органы местного самоуправления – также иные общественные объединения, созданные и зарегистрированные в форме общественной организации либо общественного движения»[34].
Значение избирательного объединения в современном избирательном процессе сложно переоценить. Политическая партия или общественная организация, допущенная к участию в выборах на местном уровне, являясь коллективным субъектом, выражает консолидированную волю своих членов и единомышленников, формируя в итоге власть, основанную на законе и поддерживаемую большей частью населения страны.
Основной вид избирательного объединения согласно действующему законодательству – политическая партия.
Политические партии являются непосредственным источником законодательной власти в России. С политической точки зрения такого рода поправка в законе явно усиливает и без того серьезный политический вес политических партий, с социальной же стороны непосредственно влияет на консолидацию политически активных граждан вокруг-какой либо политической партии, готовой отстаивать социальные интересы на всех уровнях власти.
Небезосновательно можно утверждать, что современное понимание избирательного объединения преимущественно в значении «политическая партия» направлено на стимулирование участия партий в выборах.
Так, была предусмотрена возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога. При этом такая возможность предоставлена лишь тем избирательным объединениям, кандидаты которых по результатам предыдущих выборов были избраны депутатами, должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления либо списки кандидатов которых приняли участие в распределении депутатских мандатов. Весьма значимым нововведением, расширяющим права политических партий, является исключение с 1 января 2013 г. условия о том, что без сбора подписей в выборах могут участвовать только партии, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат. Такими полномочиями в дальнейшем будут наделены все политические партии. Специальным условием и единственным ограничением в данном случае является следующее: «Федеральным законом может быть предусмотрено, что для регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, выдвинутого политической партией, требуется сбор подписей избирателей».