Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Соответственно граждане с целью передачи органам власти части своих полномочий по управлению формируют органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе выборов.
Участвуя в выборах на федеральном, региональном и местном уровне, граждане становятся избирателями, т. е. наделяются законодательством определенными правами и обязанностями для осуществления конкретной функции – формирования выборных органов публичной власти.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. очень лаконично сформулировал понятие избирателя: избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Представляется возможным выделить следующие признаки избирателя:
– достижение 18-летнего возраста;
– полная дееспособность;
– не нахождение в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Что касается такого важного признака, как наличие гражданства Российской Федерации, то оно является обязательным только для лица, участвующего в голосовании на федеральных и региональных выборах, тогда как на выборах в органы местного самоуправления в голосовании могут принимать участие в том числе лица, имеющие гражданство иностранного государства, при условии, что между Российской Федерацией и этим государством заключен соответствующий международный договор.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является его конституционным правом и может быть им реализовано даже в случае невозможности лично прибыть на соответствующий избирательный участок на территории России. Это возможно и в случае нахождения лица за пределами Российской Федерации, а также болезни и отсутствия по месту регистрации в силу объективных причин.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить гражданина России участвовать в выборах.
Право избирать принадлежит гражданам России вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Избиратель в соответствии с избирательным законодательством России наделен рядом прав (правомочий), используя которые он реализует свое конституционное право избирать Президента России, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления.
Можно с уверенностью утверждать, что все права избирателей в избирательном процессе России основываются на закрепленных в Конституции РФ и Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положениях, хотя ни в одном из этих нормативных правовых актов нет специальной статьи, посвященной избирательным правам граждан непосредственно, как нет и полного перечня прав избирателей.
Также нужно отметить, что между понятиями «избирательные права» и «права избирателей» существует принципиальное различие: в первом случае речь идет о реализации как активного, так и пассивного избирательного права гражданином, тогда как во втором случае имеется в виду только реализация активного избирательного права.
Кроме того, права избирателей не сводятся только к их участию исключительно в процедуре голосования, они намного шире и разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать и вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
Исходя из смысла и содержания избирательного законодательства России, можно выделить следующие права избирателей, разделяя их на группы.
1. Права избирателей, связанные с участием в избирательных процедурах:
– право участвовать в выдвижении кандидатов и их списков;
– право участвовать в предвыборной агитации;
– право участвовать в финансировании кандидата или избирательного объединения в рамках, определенных законом;
– право участвовать в голосовании.
2. Права избирателей, связанные с голосованием:
– право голосовать за ту или иную политическую партию или кандидата свободно и по своей воле;
– право голосовать досрочно;
– право голосовать вне своего избирательного участка;
– право голосовать вне помещения для голосования.
3. Права, связанные с защитой гражданами своих избирательных прав и упорядочиванием работы избирательных комиссий:
– подавать письменные заявления и делать устные обращения в участковую избирательную комиссию;
– право обжаловать в судебном и внесудебном порядке решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие права избирателей.
4. Права, связанные с информированием их о ходе выборов:
– право на информацию о дате, времени и месте голосования;
– право на достоверную информацию о кандидатах и избирательных объединениях;
– право на информацию об итогах голосования.
Необходимо отметить, что избиратель одновременно может иметь статус еще какого-либо субъекта избирательного процесса либо быть государственным или муниципальных служащим, депутатом выборного органа государственной власти или органа местного самоуправления, занимать государственную должность. В таком случае его права на участие в избирательных процедурах могут быть ограничены законом. Так, согласно подп. 12, 13 п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий не вправе использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранный гражданин, имеющий гражданство иностранного государства, с которым Российская Федерация заключила соответствующий международный договор, имеет право избирать в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Важно и то, что исходя из принципа свободных выборов избиратель вправе не участвовать вовсе ни в каких избирательных процедурах.
Права граждан Российской Федерации в избирательном процессе были бы сложно реализуемыми, если бы не система гарантий этих прав, сложившаяся в нашем государстве и обеспеченная силой государственного принуждения.
Традиционно гарантии прав и свобод принято определять как «условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту)»[23].
Абсолютно справедливой является точка зрения большинства ученых-правоведов о том, что отдельно взятая гарантия не способна обеспечить необходимый результат. Еще в 80-х г. XX в. Н. В. Витрук указывал на то, что все гарантии «действуют не изолированно, а в тесном, неразрывном единстве, в системе»[24].
О каком бы праве личности или группе прав и свобод человека и гражданина ни заходила речь, мы непременно говорим о том или ином «наборе» специфических гарантий, обеспечивающих фактическую реализацию прав.
На сегодняшний день юридической наукой разработано несколько классификаций гарантий, сходных по существу и различных по критерию классифицирования. Выделяются общие и специальные гарантии реализации прав и свобод, конституционные гарантии правосудия, правовые гарантии, специальные гарантии, институциональные гарантии[25].
По мнению М. С. Трофимова, «система гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина должна состоять из следующих видов гарантий: общих и специальных (юридических). В свою очередь, общие гарантии необходимо понимать как совокупность политических, экономических и духовных условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина. Специальные (юридические) гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина – это специфические правовые условия и средства обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина»[26].
Применительно к реализации права граждан России избирать выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления, а также депутатов разных уровней можно предложить следующую систему общих гарантий реализации избирательных прав:
– политические гарантии;
– экономические гарантии;
– духовные гарантии.
Политические гарантии как общие гарантии реализации прав и свобод прежде всего выражаются в форме политического режима. Наука конституционного права традиционно выделяет следующие формы политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Характер политического режима напрямую никогда не указывается в тексте основного закона государства, но непосредственно отражается на его содержании. Считается, что в наибольшей степени права и свободы человека и гражданина могут быть реализованы только в условиях демократического политического режима. Так, право на участие в управлении делами государства, или избирательные права, могут быть реализованы только в условиях подлинного политического многообразия, которое, в свою очередь, является непременным атрибутом демократии.
Важной политической гарантией реализации прав и свобод личности является принцип разделения властей. Только в условиях разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при сбалансированной системе сдержек и противовесов можно говорить о создании необходимых условий для реализации прав и свобод граждан.
Внутренняя политика государства также выступает важной политической гарантией реализации прав и свобод личности. От того, на что ориентирована внутренняя политика и насколько она эффективна, напрямую зависит и степень гарантированности прав человека и гражданина, в том числе и избирательных прав.
Экономические гарантии как общие гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина представляют собой необходимые экономические, финансовые и иные материальные предпосылки и условия, являющиеся основой нормальной реализации прав и свобод. Так, например, чтобы граждане в полной мере могли реализовать свое право избирать, необходимо такое развитие финансово-экономических отношений в государстве и финансового и налогового законодательства, которое позволило бы политическим силам законно и эффективно распоряжаться финансовыми средствами, а государство могло потратить на организацию и проведение выборов столько финансовых средств, сколько необходимо.
Духовные (идеологические) гарантии как общие гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина необходимо понимать как отношение общества, отдельных его членов к правам и свободам (своим и третьих лиц), а также к корреспондирующим этим правам обязанностям и общественным процессам. Духовные гарантии напрямую связаны с уровнем общей и правовой культуры общества, с уровнем правосознания отдельных его членов. Государство, которое заботится о повышении правовой культуры своих граждан, тем самым формирует должное отношение граждан к правам и обязанностям. Реализация гражданами своих прав в избирательном процессе во многом зависит от правовой культуры личности, понимания важности такой формы народовластия, как выборы.
Юридические гарантии всегда необходимо понимать как условия и средства, основанные на предписаниях нормативных-правовых актов, непосредственно обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Специфика юридических гарантий реализации прав и свобод заключается, в частности, и в том, что они представляют собой совокупность нормативных предписаний и государственных (муниципальных) институтов и учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод. Обязательно юридической гарантии – условию должна соответствовать юридическая гарантия – средство.
Исследование юридических гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина сопряжено со многими трудностями. Одной из основных является принципиальная невозможность их конечной классификации, классификации, которая включила бы в себя все юридические гарантии. Такая невозможность обусловлена обширным перечнем разнородных юридических гарантий, а также появлением новых нормативных предписаний и государственных институтов, выступающих гарантиями реализации прав и свобод.
Под гарантиями избирательных прав необходимо считать установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.
Предлагаемые учеными классификации построены на формировании групп юридических гарантий по наиболее явным признакам и направлены на предоставление необходимых знаний о системе юридических гарантий.
Представляется, что гарантии прав избирателей могут быть сгруппированы с учетом классификации, предложенной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
Итак, основным законодательным актом, устанавливающим правовые гарантии избирательных прав граждан, является названный выше федеральный закон. Кроме того, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные указанным Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Можно выделить следующие группы гарантий реализации активного избирательного права:
– гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков (глава III ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
– гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов (глава V);
– гарантии прав граждан при закреплении статуса кандидатов и его реализации (глава VI);
– гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах (глава VII);
– гарантии прав граждан в сфере финансирования выборов (глава VIII);
– гарантии прав граждан при организации голосования, подсчете голосов избирателей, определении результатов выборов и их опубликовании (глава IX);
– административная и судебная защита прав граждан в избирательном процессе (глава X).
Каждая из указанных групп правовых гарантий реализации гражданами активного избирательного права состоит из довольно многочисленных частных гарантий, которые в системе призваны обеспечить реальное участие населения в управлении делами государства посредством выборов.
1. Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005.
2. Акопов Л. В. Законодательные гарантии проведения выборов в субъектах Федерации и на местном уровне // Журнал российского права. 2004. № 1.
3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005.
4. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М.: Юстицинформ, 2007.
5. Комментарий к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» (постатейный) / под ред. В. И. Шкатулла. М.: Юстицинформ, 2006.
6. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. чл. – корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005.
7. Конституционное право России: в 2 т. Т. 1 / под ред. проф. И. В. Мухачева. Ставрополь: Сервисшкола, 2007.
8. Конституционное право России: учебник / под ред. Г. Н. Комковой. М.: Юристъ, 2005.
9. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. д. ю. н., проф. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005.
10. Постников А. Е. Актуальные проблемы развития избирательного законодательства // Журнал российского права. 2004. № 4.
11. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997.