– Вот как-то заскочил я вечерком к Доброму по делам нашим общим, а он и говорит: «Не опаздывай 11-го!». Я удивился и спрашиваю: «В смысле?». Сдержавшись, чтоб не выругаться, Леха напомнил мне о готовящемся клубом «Внедорожный Хабаровск» путешествии через несколько сопок Большого Хехцира. Это в апреле 2015-го было!
Погода обещала солнцем не радовать, наоборот, намечался снег с дождем. Поэтому я решил резину не менять и скатать в эту покатуху еще на зимней резине. Лена Maalenkayaa тоже собиралась быть «на зимней», поэтому интересно было сравнить, «чья зима лучше».
Встретились на Выборе, выехали к повороту на строящийся храм Екатерины Арской.
Колонна получилась совсем небольшая:
1) Добрый на квадре, в качестве разведки;
2) VAD на TLC, как боевой слон (протаптывать дорогу);
3) Kafka на Jimny43;
4) Ярик на Jimny23;
5) Maalenkayaa на Jimny33;
6) Flanker (я) на S.T.A.L.K.E.R.Jim’e (Jimny33).
В течение двух часов нас еще должны были догнать Слава ParakaVN (Jimny33), Женя Tvei (УАЗ 3151) и Женя Pride (FJC).
В общем, пять машин из девяти были «Джимами», из которых два были уже на грязной резине и три – еще на зимней. Очень интересно было оценить, какая из комбинаций резины, раздаток и движка «Джимов» более эффективна?
Итак, что из себя представляли «Джимы»:
1. Kafka: Jimny43, v1,3, сзади червяк, резина 29" (225/75/16), BFG KM-2 (МТ), раздатка штатная.
2. Ярик: Jimny23, v0,6, своб. дифф., резина 31" (267/76/15), Maxxis 888 (МТ), раздатка штатная.
3. Лена: Jimny33, v1,3, локрайт, резина 27" (215/75/15), (зима), раздатка штатная.
4. Я: Jimny33, v1,3, своб. дифф., резина 30" (245/75/16), HiFly Vigorous W601ш (зима), раздатка JA11, понижение 6,5.
5. Paraka: Jimny33, v1,3, локрайт, резина 29" (235/75/15), Maxxis SS-01 Presa SUV (зима), раздатка штатная.
Прибыв к строящемуся храму, стравились. Правда, не все. Ярик, уповая на ширину своих «восьмерок» (267/76/15, в дюймах – 31/10.5/r15), решил: «И так проеду». Я же стравился до 0,8, как и основная масса «сокатушников». Мои зимние «кЕтайцы» при 0,8 чуть заметно приплющились, но, полагаю, если спустить полностью, продавятся не до обода. Это хорошо.
В лес двинули в том же порядке, в котором и шли. Квадр на целине фактически в своей родной стихии, поэтому шел уверенно, без намека на пробуксовку.
ТЛК Вада тоже не чувствовал трудностей, как и Кафкa. А вот Ярик на своих тривосьмерках изображал из себя огромного толстого бегемота, обутого в коньки. Имея недостаток мощности «трехстаканного движка», зубастую резину, коробку и неработающую пониженную, Ярику приходилось раскручивать движок до 3000 оборотов, чтобы тронуться. Иначе начинало гореть сцепление или двигатель сразу глох.
– Ха! Дед, ну так-то понятно, что проблема была в прокладке, а не в резине!
– Ты слушай дальше! Такое трогание Ярика превращало его большие тапки в огромные фрезы, которые с места начинали рвать едва утоптанный Вадом и Кафкой снег колеи и закапываться по самые мосты на ровном месте. В результате нам с Леной приходилось двигаться по Яриковской снежной каше, как по целине.
Примерно через километр такого мучения мы спихнули Ярика в сторону, по совету Доброго поставили за Вадом меня, затем Маленькую, за ней Кафку, и только потом по утоптанной нами колее должен был идти Ярик.
После переставки машин дело пошло значительно лучше! Идущие на зимней резине за Вадом «Джимы» без каких-либо проблем шли вперед, утаптывая снег для последующих. Даже Ярик перестал останавливаться и рвать снег при трогании! Так что заметь, внук, «Зима» рулит!
Но внезапно перед Вадом оказалась глубокая лужа под снегом. Провалившись в нее машиной, VAD обнаружил, что противоположный берег довольно крут. Передние колеса выскакивали на него, но не могли поднять всю машину. Раза три лебедились, столько же раз рвали лебедку. В итоге VAD окончательно сел на брюхо.
Пришлось цеплять Вада за своего «СталкерДжима» и, заякорившись за Маленькую, срывать «Джимом» (!) «Крузака» (!) обратно в лужу. Спасибо Доброму, который, будучи оргом покатушки, бесстрашно лез в ледяную воду, возился в ней с шаклами, полиспастом и тросом лебедки. В вейдерсах, конечно, но все равно… не май месяц был.
Стоит отметить, что лебедка на моем «СталкерДжиме» маленькая. Обычный «кЕтаец», 6500 lbs. Без полиспаста вытянуть здоровяка ТЛК не смог бы. А если бы и смог, то не без ущерба для здоровья. А через блок (он же полиспаст) тянул хоть и медленно, но уверенно.
Со второго раза Вад выбрался на противоположный берег. Ну а «Джимы» справились с этим своими силами.
Идущие в это время за нами Tvei, Прайд и Парака тоже «развлекались» как могли. Парака потом рассказывал, что Прайд устал с тросом бегать по сугробам, перецепляя трос от лебедки («Джима»). Мол, 6000-либровый (6000 lbs) китаец – после того как Парака зарылся и уселся на мосты – тянул на пределе и даже иногда останавливался (без полиспаста).
Когда первое препятствие было позади, самое время было рвануть дальше пока солнце высоко! Аккурат успевали бы пройти весь маршрут и к темноте выйти на трассу М60 (Хабаровск – Владивосток), чтобы вернуться в город.
И тут… Представляешь? Практически все джимоводы отказались идти дальше, решив дожидаться Параку. Неожиданный такой поворот оказался! Ведь квадр уверенно идет только по целине!
– Дед, ну по своей-то колее квадр тоже хорошо идет! Разве нет?
– Да. Ну или по своей колее. Но уж никак не по колее автомобиля… В общем, неожиданное решение большей части группы остановили всю экспедицию…
– Как так?
– Ну, вот так… Догоняющие нас Tvei, Praid и ParakaVN большую скорость развить не могли. Решили мы с VADом и Добрым идти дальше. Но… видать, не судьба. Снег подтаял, стал липким. VAD проваливался все глубже и чаще. Наступил момент, когда за тридцать минут мы не смогли пройти даже десяти метров. можно было еще раз переставить машины, пустив «Джима» вперед, но… кроме меня, уже некого было «пускать». На этом решили остановиться, ждать джимниводов, шашлычить и возвращаться прежним маршрутом.
– Ну, главное, мяса поели!
– Точно! Пока таборились (шашлык, сосиски, чай), подъехали Tvei и Praid со Славой ParakaVN. Ну а после привала началась игра в «разворот в тарелке с кашей». Дорога узкая, по обе стороны – глубокий снег. Посередине – каша. Развернулись, в общем. Но тут вышел казус с квадром. Пока его тягали юзом поперек дороги, чтобы развернуть, Добрый обратил внимание, что правое переднее колесо как-то не по-детски люфтит. Подозрение пало на ступицу. Пока квадр «удачно» сидел на брюхе, Добрый скинул колесо, использовав любезно предоставленный Вадом набор инструментов. Знатный такой наборчик. Короче, опасения подтвердились.
– Ступичный подшипник?
– Да. Он самый. А впереди у квадра уже не целина, а порванная в клочья колея старших сокатушников… В общем, вечер перестал быть томным.
Ярик, оказавшись между Паракой и остальными участниками, опять начал рыть копытами снег, елозя на ровном месте и становясь ступором на мало-мальски заметных подьемах. Когда это в очередной раз надоело, Kafka настоял, чтобы он свернул с колеи и пропустил остальных. После того как Ярик оказался между квадром и Вадом, все, кто был передо мною… исчезли. «Вдарили по газам» и растворились. Как будто и не было ни экспедиции, ни раненого квадра, ни инвалида Ярика…
– Вот тебе и «соратники»! А я думал, у джиперов все как единый кулак!
– Да… Я тоже так думал до этого момента…В итоге, проезжая пару сотен метров, приходилось возвращаться, чтобы помогать Доброму с квадром, потом опять ехать, опять возвращаться и опять ехать. И тут… о чудо! Ярика осенило спустить свои восьмерки «в ноль», и… он ПОЕХАЛ! Блин, Ярик, ну где ты был, когда все травились? Когда рвал колею и не давал идти остальным?.. Ладно, все приходит с опытом… После того как Ярик наконец-то поехал, не ломая колею, и квадру стало легче идти. Еще через полчаса мы выбрались из лесу, и вовремя – солнце как раз садилось.
– Дед! А по-моему, в этой экспедиции больше проблем создала не резина, а команда!
– Нет, внук. Именно «резина». Maxis 888 – это очень хорошая резина. Я только через полгода себе такую купил, и то б/у. Но к этой резине надо «прокладку» правильную. И движок соответствующий, и раздатку с правильным понижением… Это очень хорошая резина.
– Так какая же резина оказалась лучшей?
– Если бы за каждым рулем сидели одинаковые водители, я бы тебе ответил на этот вопрос. А так… Вся резина хороша, если опыта достаточно.
– А твоя как?
– Моя резина, зимняя, тоже очень хорошо себя показала. Но только в снегу. А вот на выходе из лужи лучшей оказалась все-таки грязевка BFG KM2 Кафки. Слава Paraka, пока не стравился до 0,7, тоже рыл сильно, а как поставил 0,7 – даже намека не было на пробуксовку, шел медленно, внатяг, «со скоростью эстонской улитки», но шел!
А по поводу команды это ты верно заметил. В такой покатушке еще куда ни шло, но в дальних походах надо тщательнее подбирать попутчиков.
– Дед, а нормальные машины в ваших приключениях почему не участвуют?
– В смысле? Они все нормальные! Что ты имеешь в виду?!
– Ну я имею в виду, что вы на металлоломе ездили. И даже в ваших соревнованиях один металлолом выигрывал у другого металлолома!
– Это типа ты обидеть сейчас меня хочешь?
– Да что ты, дед! Ни в коем разе! Но все же – согласись! Если против твоего «СталкерДжима» или против «Арматы» Деда Руслана поставить какой-нибудь «Дефендер» или «Гелик» в оффроуд-версии – они бы вас всех там сделали!
– Не факт! Ты же знаешь, что в автоспорте есть деление на классы? В наше время было федеральное деление и региональное. А еще бывает деление по правилам клуба. И даже с «Джимами» не все так просто!
– А с ними-то почему «не просто»? Они же все практически в одном кузове на одной подвеске!
– Дилетант! Вот возьмем, скажем, «Джима» прямо с магазина. И поставим рядом вот с этим. – Дед ткнул пальцем в сторону «СталкерДжима». – Равны ли они?
– Ну… так-то нет, конечно.
– Вот. А теперь добавим к ним «Армату». Согласись, это будут три совершенно разные машины и по проходимости, и по возможностям?!
– Согласен, дед!
– Ну вот. Мы уже фактическим и имеем три разных класса – «стандарт», он же «лайт», он же «ТР-0», «туризм», переходящий в «рейд», он же «ТР-1», и «спорт», он же «ТР-2». Выше только «прото», то есть «ТР-3». И вот к какому бы классу ты отнес, скажем, «Гелик», за который ты мечтаешь?
– Ну… Исходя из того, что он «заводской», наверное, в «стандарт»!
– Вот. Поэтому ты и считаешь его «внедорожником»! А между тем есть специальные технические регламенты, которые описывают различия между этими классами! И в этих регламентах указан также диаметр колес, тип резины, вес и много чего еще. Так вот, если оставить «Гелику» его нормальные колеса (а в прокачанной «заводской версии» они у него около 31–33 дюймов), то он сразу попадает в «рейд». И бороться там он будет с кем? С моим «Джимом»! Кстати! Когда Русланов «Джим» еще не стал «Арматой», мы с одним «Геликом» уже катались!
– Врешь!
– Кто? Я? Не в этот раз!