Подземный СССР

– Было это в последний день лета 2014 года. Евгений, Алексей, RuslanShu, iFlanker (я) и RBEMS разведывали маршрут для проводки Хабаровского «Джимни»-клуба через местные красоты и интересности.

Немного поплутав по полям, мы въехали в лесной массив. Двигались фактически по азимуту, поэтому выбирали в основном направления, а не дороги. Хотя дороги тоже были вполне проезжабельны, потому как целый месяц не было нормальных дождей. Да и мы – на «Джимах»! Зачем нам дороги?! При трех полных сил и энергии штурманах! Двигаясь «на запах координат», мы свернули с дороги и аккуратно углубились по негустому подлеску в чащу. Через некоторое время, выйдя на заросшую колею и двигаясь по ней через глубокие длинные лужи, мы уткнулись в целую цепь бетонных блоков. Они перегораживали колею на добрых два десятка метров по обе стороны – громадные бетонные блоки. Дивясь такому чуду, неведомо откуда взявшемуся посередь леса, мы нашли место с не очень толстыми деревьями, которые можно было отогнуть с пути машин. Двигаясь аккуратно, чтобы не побить, не пробить и зря не поцарапать «Джимов», мы примерно через полчаса-час без потерь провели обе машины через блоки и снова вышли на колею дороги. Вернее, теперь это уже было чистое «направление», а не дорога. Бетонные блоки «работают» исправно. Приятно находиться в местах, где нет ни бутылок, ни пакетов, ни прочего «культурного слоя цивилизации».

– Видишь, дед, в твое время тоже съезды с дорог ограничивали, только не законами, как сейчас, а бетонными блоками! Так?

– Так, да не так! Ты слушай дальше! Минут через десять движения в выбранном направлении мы оказались на одной из многих желто-серых полян, распластанных по тамошним склонам рёлок. Вышли перекурить и осмотреться. Каково же было наше удивление, когда один из нас, подняв с земли камень, обнаружил, что это… серый асфальт! Оглядевшись более внимательно, мы с некоторым трудом нашли также бетонные столбики, которыми в годы советской власти обычно обозначали края дорог и дорожек.

Озадачившись, решили пройтись по остаткам дорожек. Примерно угадали очертания старого солдатского плаца, а на его противоположной стороне прямо у склона сопки обнаружили вход в какое-то подземное сооружение.

Поскольку мы больше готовились к штурму бездорожья, чем к исследованию подземелий, оценили нашедшееся в «Джимах» и карманах все, что могло светить. Запасы фонарей порадовали: на пятерых нашлось три налобных штурманских фонаря, один ручной и один фонарь, совмещенный с сотовым телефоном. С батареями было чуть похуже, но ведь мы же не собирались там провести много времени?! Так, оглядеться…

В общем, зашли внутрь. Ты можешь себе представить полукруглый, «рифленый» гражданский ангар для хранений каких-нибудь машин/механизмов/материалов?

– Ну… Представил, – протянул внук.

– А размером примерно двадцать метров в ширину и метров пятьдесят в длину? Ну и, поскольку он «круглый», высота потолка примерно метров десять. Представил? А теперь представь, что длинный, метров двадцать от входа, коридор сменился именно таким внушительным «ангаром». Подземным…



Из этого ангара в разных направлениях через низкие едва ли полутора метров высотой, двери тянулись вереницы коридоров, выходящих в такие же (или меньше) ангары и через них – снова далее. Мы шли недолго, минут десять, осматриваясь в каждом ангаре и стараясь не прикасаться к замшелым, покрытым плесенью стенам коридоров. Всего в этом подземелье я насчитал шесть «ангаров» и три каких-то непонятных помещения в середине соединяющих их коридоров. Судя по увиденному, этот бункер представлял из себя некое подобие солдатской казармы, со своими туалетами, столовыми, учебными классами, оружейной комнатой и душевыми. Выбравшись наверх через выход в иной от входа стороне, мы разыскали «Джимов» и потихоньку двинулись дальше, по выбранному ранее «направлению»…

Вскоре «направление» сменилось дорожкой, а через некоторое время на ней из-под растительности вынырнул асфальт. Осознавая, что «асфальтовые дорожки» просто так среди леса не появляются, мы стали двигаться осторожнее, не желая нарваться на каких-либо «вежливых людей». Примерно через пару десятков минут от первого бункера дорожка стала совсем уже «дорогой». Даже трава по бортам перестала шаркать.



Еще минут пять, и мы увидели… порушенную деревянную «солдатскую курилку», именно в том виде в каком каждый служивый человек ее себе представляет! Ну то есть стоящие по незамкнутой окружности штакетниковые стены, с крышей на деревянных столбах и ямой под колесный диск от грузовика в центре вместо большой пепельницы. По периметру стен – лавочки. На против этой курилки, через дорогу, по которой мы ехали, был «карман», в который мы загнали «Джимов» так, чтобы их не было видно с дороги.

Оглядевшись повнимательнее, мы обнаружили, что прямо в этом кармане, куда мы загнали «Джимов», скрываясь в зарослях кустарника, оказался такой же вход, как и в предыдущий бункер. Только этот вход был оснащен толстенными дверьми.



Это подземелье, так же как и предыдущее, начиналось длиннющим, уходящим в глубь земли коридором, в конце которого был уже знакомый нам набор «ангаров». Первый «ангар», похоже, был некой комнатой охраны или бюро пропусков, поскольку на неплохо сохранившемся стенде были образцы этих самых пропусков. Даже фамилии были еще читаемы.

Но, в отличие от предыдущего, этот бункер так быстро не кончился. В общей сложности мы шли под землей в одном направлении не менее сорока минут! Антураж очень напоминал видеоряд игры S.T.A.L.K.E.R., поклонником которой, как ты знаешь, внук, я до недавнего времени и являлся.

– Да уж знаю, дед! Давай дальше! Интересно!

– Ну вот. Косматые, свисающие с потолка лохмотья, неидентифицируемый мусор на полу и постоянное ожидание «аномалий»… Только в виде торчащего гвоздя, а не в виде «Жарки» или «Холодца» с «Электрой»…



– Это аномалии так называются, да?

– Да. Ангары сменяли коридоры, коридоры – перекрестки коридоров, ответвления и «переулки» тянулись и ветвились во всех проекциях и направлениях. Но мои спутники как-то не потеряли направление, и мы достигли (как нам показалось) практически самого «главного» коридора подземелья. В этом «рукаве» ангары были не просто «большими». Практически каждый из них содержал внутри себя ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ! Представляешь? То есть потолок в них был плоским, а стены вертикальными. С внешней стороны, между стеной дома и стеной ангара, образовывались своеобразные коридоры. Один из них (чаще правый), нам показалось, был «техническим», поскольку часто был завален какими-то металлическими конструкциями и остатками коммуникаций.

Левый же был, похоже, пешеходным и практически всегда был доступен для беспрепятственного прохода.

Но были и более «компактные» ангары, как будто с более толстыми стенами. В одном из таких «тяжелых ангаров» мы обнаружили, что поперек своей продольной оси ангар был примерно на четверть перегорожен металлическим уголком, образующим правильные квадраты. В одном из них сохранились остатки толстого оргстекла. В смутных очертаниях рисунка на этом стекле угадывалась… Камчатка с Курильской грядой! Во дела… Похоже, мы забрались куда-то очень глубоко, туда, где бывал далеко не каждый военнослужащий этого объекта…

– Ого!

– Да! И в этом же помещении мы нашли старую, сохранившуюся только благодаря слою модного в восьмидесятых годах тонкого полиэтилена карту. Да какую! «План противовоздушной обороны фронта в оборонительной ситуации»!



– Дед, а если бы там охрана была – вас бы арестовали?

– Ну, наверное, да. Но тогда об этом не думалось. Мы все находились в таком адреналинистом состоянии от внезапной тайны, что просто дыхание перехватывало! Кстати, карта, наверное, была учебная. Но на ней явно угадывался остров Хоккайдо (Япония), Сахалин, Приморье, а также Хабаровск, Комсомольск, Биробиджан и Благовещенск. Различимы были символы аэродромов, взлетно-посадочных полос и какие-то «облачка» вокруг городов и прилегающих к ним районов. Наверное, зоны действия ПВО…

Стены в этом «укрепленном ангаре» были покрашены защитной зеленой краской и, как и в остальных, покрыты «дырчатым» асбестоцементом. После отключения несколько десятилетий назад вентиляционных установок плесень и сырость сделали свое дело: асбестоцементные плиты осыпались на пол кусками строительного мусора. А вот стены остались стоять как памятник метрострою! На стенах ни единого изъяна! Как будто только вчера бетон залили. Умели же качественно строить, если надо было…

В коридорах рядом с этим ангаром разветвители проводки были с легендарной надписью «Сделано в СССР» и выбитым 1954 годом.



В очередном «усиленном» ангаре мы нашли еще какой-то документ, с какими-то инструкциями и правилами.



Кстати, все они были написаны ТУШЬЮ! Смекаешь?

– Нет. Не понимаю. Что из того?



– А то. Принтеров и компьютеров в те года еще не было, значит, если мы нашли писанные тушью документы – объект был совершенно нетронутым! Возможно, за много лет мы были первыми его посетителями!

Длинный, более узкий, чем остальные, коридор, с явными признаками С.Т.А.Л.К.Е.Р.ского «Жгучего пуха», уводил нас все глубже под землю. К этому времени мы провели под землей уже более тридцати минут.



Глубоко под землей, на очередном «перекрестке» мы повернули в левый коридор и… оказались явно в апартаментах для комсостава. Может, даже и «высшего», хотя вряд ли.

– Неужто в генеральские палаты попали?!



– Ты не ерничай! Слушай дальше! Стены здесь были вертикальные, покрытые панелями и до середины покрашенные голубой краской. Первое помещение коридора, по всей видимости, было приемной, поскольку содержало остатки мебели в виде столов, кресел, диванов и тумб. На одной из них сохранилась табличка производителя: год выпуска 1969. Во втором помещении, очевидно, была спальня и смежно с нею – душевая, с туалетом и раковиной. Представляешь? Под землей! Душ и раковина с унитазом!

– И что тут такого? Не понимаю, дед!

– Эх ты… Канализацию куда из-под земли выводить-то? Ну да ладно. В общем, в двух других коридорах все было аналогично. Из этого же коридора были еще два выхода, один к очередному перекрестку, а второй еще глубже. По нему и пошли. Каково же было наше удивление, когда минут через десять непрерывного движения через вереницу «ангаров» и «домов» мы вышли на улицу! Замерив точку, где мы оказались, поняли, что она находится в двух километрах от места, где мы оставили машины. А раз мы их оставили практически на входе, то получается, что под землей мы прошли более двух километров! Да-а-а… Реальный такой объектище!



Хотели вернуться к машинам «по верху», но, пройдя небольшое расстояние, узрели еще один вход. На улице было душно, а в подземелье – прохладно. Решили зайти, чтобы вернуться к машинам «по холодку». Примерно через пару «домов» обнаружили несколько очередных «тяжелых ангаров», с характерными документами, пультами и плакатами.

Чуть позже наткнулись еще на один «тяжелый ангар», в котором среди прочего мусора на полу обнаружили какие-то тоже писанные тушью (!) инструкции с указанием «наличия» каких-то ракет, их дальности, времени на перезарядку дивизионов и прочее.

В соседнем «доме» были обнаружены стенды отслеживания состояний экипажей поисково-спасательных служб.



Длинный коридор вывел на улицу недалеко от «Джимов». Тем не менее мы провели под землей еще около трех-четырех десятков минут.

Проехав на «Джимах» пару сотен метров вверх по склону, мы нашли еще один вход. На этот раз нашему взору предстал некий бункер связи. Дверь в него была менее толстая, а в первом же помещении была обнаружена оружейная пирамида. В оном из помещений нашли маленькую, разрисованную фломастером карточку с текстом «Отче наш»…

Как и положено всякому бункеру связи, нашлось масса «ненужного ЗИПа».

При движении по коридорам подземелья набрели на уничтоженную электроподстанцию, усилительный пункт, радиоцентр, коммутатор, а затем и линейно-аппаратный зал.

Стойки для оборудования были разбросаны как будто рукой коротышки Бюрера.

– Кто это, дед?



– Бюрер-то? Ну, в «мире S.T.A.L.К.E.R.’а» так звался толстый старик-коротышка, владеющий телекинезом. Он прятался в индустриальных заброшках и бросался в сталкеров бочками, кирпичами и целыми бетонными блоками. Очень вредный старикашка.

Так вот, там, в этом узле связи, в одном из незапертых сейфов мы нашли хорошо сохранившийся альбом технической документации. Первая же надпись на втором листе повергла в шок: «СЕКРЕТНО»… Представляешь?

– С ума сойти! Дед! Вас точно бы арестовали, если б поймали!

– Ну, потом-то мы поняли, что слово было зачеркнуто и рядом стояла еле различимая надпись «…директива ГШ МО СССР…». Наверное, рассекречивали в горбачевские времена… Альбом был датирован 1982 годом… Время расцвета.

– А Горбачев-то все-таки гад! Да?



– Безусловно! Вражина та еще! Но ты слушай дальше. Пройдя через этот полуразрушенный подземный узел связи, мы нашли много чего, что пролило свет на то место, куда мы так неожиданно попали. И реальный позывной узла, и кучу фамилий личного состава, и схемы взаимодействия с другими узлами (не менее десятка, если перечислять). Все это нашлось среди того хлама которым были заполнены помещения. В некоторых «ангарах» даже «опись имущества боевых постов» и «перечень лиц, допущенных в помещения», сохранились. Такое впечатление, что если предыдущий бункер, командный, был более-менее нормально свернут и законсервирован, то этот подземный узел – просто оставлен. Брошен после вывоза оборудования, даже без «зачистки помещений»… Грустно. Такой небольшой промежуток времени, между бункером с мебелью 1969 года и бункером с документацией восьмидесятых годов, а как отличалось отношение… Хотя, судя по датам на «описях имущества», бункер связи, вероятно, был брошен уже при Сердюкове.

– А! Слышал про такого!

– Ну конечно! Кто ж про него не слышал! Именно он мог стать смертью нашей армии! А на поверхности мы обнаружили «обычный» ангар, оборудованный под солдатский клуб. Дорожка в него шла по стилизованной карте азиатского региона.



Осмотрев клуб, сели в машины и двинули «куда-нибудь», на выход из этой «машины времени»… Примерно через десяток минут езды по асфальту начался бетонный забор. За ним в земле оказался вход в очередной бункер. Это оказалась подземная электростанция. На одном из металлических электрораспределительных шкафов красовалась трафаретная надпись: «АКВИЛОН»… Судя по всему, это и есть общее название объекта, хотя в командном бункере мы натыкались на документы с другим названием… Но пусть будет «Аквилон».

Бункеры наскучили, потому что мы провели под землей уже почти три часа. Новый решили уже не осматривать. Поехали дальше. Еще через несколько минут посреди леса из-под земли выросли стандартные солдатские казармы, ДОСы, боксы техники и прочее. И… ни души… Увидев по навигатору в пятиста метрах от этого места озеро, решили подъехать, может искупаемся. Подошли к берегу – а там мины…

– Да ладно! Дед?!

– Ну правду говорю! Хотя, может, их там и не было, но после увиденного проверять не хотелось. В этот момент мы стали «не одни».

– Так-так! То есть все-таки взяли вас в плен, дед?

– Что ты все чепуху мелешь, внук?! Со стороны леса в окружении своры щенят к нам направились двое крепышей. Оружие при них не угадывалось, если и было, держались они уверенно, но спокойно. Совсем не так, как дембеля-срочники в мое время. Спокойно подошли, спокойно, без единого движения мышц лица осмотрели машины, молча подняли глаза и, не говоря ни слова, дали понять, что пора бы нам уже объяснится. Смекнув, что они полагают, что раз мы тут находимся, то явно попали «по разрешению», мы, сославшись на то, что заблудились в трех соснах, попросили показать дорогу на КПП. Не удивившись, но заинтересовавшись, один из них кивнул нам в сторону одной из асфальтированных дорожек и как памятник застыл на месте в окружении собак до самого нашего отъезда. Вот уж действительно «вежливые люди»…

– Слышал про таких. Это которые Крым без единого выстрела освободили, да?

– Точно! Проехав по указанной дороге около двадцати минут, мы выехали на КПП. Там нас, похоже, уже ждали, потому что открывать ворота никто не собирался, но и вопросов тоже не задавали. Медленно подошедший боец спокойно курил, слушая наш рассказ про блуждания в лесу и извинения за нарушенный покой. А на вопрос, что за часть тут стоит, ответил: «Связисты мы» – и так же спокойно, без лишних движений и слов… пошел открывать ворота. «Выметайтесь!» – миролюбиво (!) сказал он напоследок. И мы, с радостью вручив ему оставшиеся в карманах две пачки сигарет, – покинули этот осколок Великой Империи…

Разогнавшись на асфальте до 60 км/ч, пришлось резко тормозить! Так же внезапно, как и начался, асфальт кончился прямо посреди леса, сменившись грязной, шириной в одну плохую колею дорогой. Вдобавок к этому дорога была завалена бытовым мусором, как будто какая-то падла решила устроить тут новый мусорный полигон.

– Дед! Так это же, наверное, специально сделано было, чтобы всякие посторонние не шарились? У вас же не требовалось разрешение на съезд с дороги, как у нас сейчас?

– Конечно! Это была маскировка! Умели в мое время прятать объекты «в старом советском лесу»… пока «ГуглоМапа» не было!

– Дед, долго трясло? Я бы точно к психологу пошел после такого!

– Тьфу на тебя! «К психологу»… Распустили вас! Стопку водки и сигарету в зубы – вот и весь психолог! В себя стали приходить, только когда минут через полчаса выехали на нормальную дорогу. «Джимы» – сила! Если бы не их проходимость, никогда бы мы не попали в наше «имперское прошлое»! Во-от… А ты говоришь – «продай мне»… Как я тебе продам его? Он же мне о прошлом напоминать будет, у тебя в руках. Нет. Тебе – не продам.

– Ну, как знаешь, дед… А когда ты впервые на «Джиме» в соревнованиях участвовал? Расскажи?!

– А это, внучок, мой самый яркий опыт! Пока я прокачивал своего «СталкерДжима» до уровня S.T.A.L.K.E.R.’а, дружище мой, Руслан, решил испытания кое-какие устроить, ну и меня позвал!

– О! Расскажи!

– А может, спать уже ляжем? Время-то к полуночи! Костер вон прогорает уже!

– Да не-е… Давай я сейчас пару бревнин в костер комлем покладу – всю ночь тлеть будут! Рассказывай, дед!

Загрузка...