– Помнишь, как вы с дядей Максом в удивительное место, являющее собой тихое проявление геологической активности, ездили?
– Это с каким?.. А! С сыном Деда Руслана? Конечно, помню! Это был Вяземский теплый источник! Мороз тогда стоял, градусов 25, а температура воды в источнике была где-то +18!
– Все правильно. Ну вот, а задолго до этого решили и мы на своих «Джимах» совершить туда массовое паломничество!
Собралась 5 марта 2015 года наша банда в количестве целой танковой роты, в 15 машин, и двинула к цели. Дорога к источнику состояла из четырех участков. Сначала 131 километр асфальта федеральной М60. Затем десять километров лесной дороги Вяземского леспромхоза до поворота на поселок «Третья седьмая». Потом три километра от поворота «на Третью седьмую» до самого поселка «Третья седьмая» (поселок состоит из двух зимовий и пасеки). Летом это почти «непроезжабельный» участок, поскольку дорога представляет собой ОДНУ колею на очень (!) плохой грунтовке посреди марей.
Зимой эта дорога накатывается в колею редким транспортом, и если случилось вылететь из колеи, вы попадаете в снежный плен. Оставшиеся три километра от поселка «Третья седьмая» до Теплого ключа – по траектории старой «железной» узкоколейки. В летнее время, когда снега нет, дорога представляет собой лишь направление, и то до середины. Примерно в полутора километрах до цели дорога переходит в «азимут», который тянется НАД грунтом.
– Я помню. Дед! Там множество растущих в лесу деревьев переплелись корнями, а землю между деревьями вымыло незамерзающим потоком воды.
– Да. Получилось такое непреодолимое для «малоколесной техники» покрытие. В общем, – нашей буйною толпою мы смогли добраться лишь до середины четвертого участка.
– А дальше? Мы с дядей Максом до самого источника на снегоходе доезжали!
– Так то на снегоходе! А в тот год снегу было много, а грейдер к источнику еще не прошел, чтоб дорогу для туристов расчистить. Ну и отдельные наши горячие головы решили… ЛОПАТАМИ чистить путь, пробивать Руслановым «Джимом», который был на тракторке, дорогу и утаптывать последующими. Ну… немного поразвлекались, конечно, а затем довольно быстро, минут за двадцать, до нас дошло, что дохлый это номер!
– За двадцать минут? Дед, да вы просто красавчеги! Мне уже и так понятно, что лопата в тех снегах – дохлый номер, а ты – «двадцать минут»!
– Но-но! Не заговаривайся! Определенный скепсис нашим мыслям добавляло то, что старые «шишигины следы» упирались аккурат в это место и заканчивались некоей сценой борьбы за живучесть и извлекаемость «шишиги» из снега.
– «Шишига» – это чего такое?
– Эх ты… темнота… «Шишига» – это легендарный ГАЗ-66! Сейчас их уже не осталось, все погнили… Ну вот. Очевидно, колеса «шишиги» попали между двух бревен-корневищ, которые стали для нее капканом. Остатки костра, проплавившие утоптанный снег до самой земли (сантиметров 40–50), говорили о том, что дело было совсем не игрушечным. Снегу было «по самые эти…» и колею не пробить. «Джим» Ruslan-Shu с разбега лишь немного отодвигал мостом бруствер снега и останавливался. Несмотря на тракторку!
Далее Слава Paraka-VN цеплял за него трос моей лебедки, после чего народ взбирался на заднюю трубу «СталкерДжима» – «причал для чайников», и после этого я лебедкой вытаскивал Руслана.
Махать лопатами и лебедиться полтора километра можно только тогда, когда или точка пятибалльная, или килограмм золота на этой точке лежит! Ну или… нимфа какая-нибудь поджидает… А поскольку ни одного, ни другого не было, а все нимфы были исключительно нашими спутницами, мы решили остановиться прямо там, куда доехали, а оставшуюся часть пути пройти пешком.
В общем, в тот раз мы «не поставили на точку» ни одной машины, сходили 1500 метров пешком, завершив покатуху сосисингом, шашлыкингом, банальным втыканием боевых топоров в «Джима» с нерадивой прокладкой (находясь в зимнем лесу, захлопнули «Джим» с ключами внутри), и, собственно, все. Уехали домой.
– Все? Так-то я ожидал большего, дед…
– Потерпи. Если бы история заканчивалась так паталогоанатомически, то есть никчемно – ее бы и не было! В этом месте история только начинается!
– А! Отлично!
Внук пошевелил бревно, лежащее в костре, чем отправил в небо огромную тучу искр. Задумчиво глядя в звездное небо, дед продолжил:
– Итак, где-то в марте 2015 года, устав от зуда в руках и от недостатка приключений в пятой точке, пятеро «Джимов» со своими экипажами решили закончить ранее начатое приключение и встать-таки своими колесами на точку «Вяземский теплый источник – 2015»!
Маршрут, как ты понимаешь, не изменился. Но изменилась трасса! По нашим сведениям, там прошла какая-то гусеничная техника, что давало нам достаточные шансы на успех.
Собрались вдесятером. Встретились «на Выборе», стартанули. За двадцать километров до Вяземска, там, где вместо асфальта М60 начинается широченная гравийка (ремонт дороги), – дорога оказалась сплошь покрытой слоем льда под укатанным снегом.
Едем. По дороге медленно движется «буханка» на приморских номерах. Ruslan-Shu и RBEMS начинают ее обгонять, и в этот момент… водила «буханки» чего-то пугается и совершает какие-то нелепые действия, от которых «буханка», как тяжелый истребитель, ложится в боевой разворот «налево» и начинает боком скользить перед «Джимами» по дороге. Аккурат в кювет через встречку. Руслан с Мишей при этом начинают выписывать кренделя по дороге, чтобы не столкнуться ни с буханкой, ни друг с другом. Ну… мастерство не пропьешь! Оба успешно справляются с балетом на льду и останавливаются. Вылезший из буханки пятидесятилетний водила, хлопая глазами, совершенно потерял дар речи от случившегося и растеряно стоял, глядя на свое движимое имущество, беспомощно скособоченное в обледенелом кювете. Его пассажирка нервно курила длинную дамскую сигарету, готовая сгрызть ее, как «соломку».
Джиперы – народ отходчивый, долго зла не держат.
– Дед, знаю я вас, «пацифистов»… Пока не обидел – «зла не держат». А чуть что, и монтировкой по башке дать можете!
– Ну… В лесу всякое случается, но на дороге – редко. Не придумывай! В общем, остановившись рядом, Руслан зацепил «буханку» лебедкой и попытался ее вытянуть. Фиг! Слишком скользко. Решили перекрыть дорогу и тащить «поперек». Я взял красную аптечку и пошел «семафорить» в сторону Хабаровска. Юра FSO85 с красным огнетушителем стопорил движение со стороны Владивостока. Руслан уткнулся задними колесами в кювет с одной стороны дороги и начал тянуть лебедкой «буханку» из противоположного кювета. Не-а! Лебедка, зацепленная за буханку, как по маслу вытаскивала «Джима» на дорогу!
Что делать? На помощь пришел экскаваторщик, работавший неподалеку. Протянув огромную, увенчанную кубометровым ковшом лапу своего экскаватора прямо к задней трубе «Т-34» Ruslan-shu, он предложил за него заякориться.
В общем, вытащили «бухлобус» и покатили дальше.
Проехав город Вяземск, свернули на проселок, прошли «Третью седьмую» и вышли на тот самый участок, который в прошлый раз пройти не удалось. Разведка не обманула! Действительно, какая-то техника, может, даже и гусеничная, здесь действительно прошла, и для «Джимов» препятствия практически исчезли.
В этот раз нам удалось проехать даже там, где прошлый раз мы с трудом могли идти пешком. Дорогу пересекали вымытые водами источника корневища и глубокие ручьи. При подъеме вверх по склону, к самому источнику, без лебежения все-таки не обошлось. Полностью блокированный «Джим» Руслана на тракторке легко забрался по пухлоснежному косогору вверх, а уже все мы тянулись лебедкой, якорясь за его заднюю трубу.
Добрались! Мы «поставили на точку» все «Джимы» сразу!
Разложили костер, изготовились к заплыву. На старт! Внимание! МАРШ!
Вода оказалась несколько холоднее, чем ожидалось. Все-таки +18 «на трезвую» – это чуть теплее, чем +10 опосля поллитры! Тут-то и вспомнили тот самый анекдот про бобра с финальной фразой «Выдохни, бобер, выдохни!».
В общем, выдохнули… Зачетный заплыв получился! Минут двадцать по бултыхались «в газировке», выскакиваем на морозный воздух, и пока бежишь в «Джим», чтобы обтереться и, забравшись в машину, переодеться, – получаешь удивительный эффект: вода на морозе практически мгновенно превращается в корочку льда, и, пока ты добегаешь до машины, эта корочка начинает отваливаться, создавая неповторимые тактильные ощущения, будто кожу сбрасываешь! Очень прикольно! После бани такого не ощущаешь, поскольку тело распаренное, а тут все не так! Непередаваемые ощущения!
– Точно, дед! У меня такие же ощущения были, когда оттуда вылазил! Здоровски!
– А на выходе из источника, несмотря на зимнюю стужу, из-под снега пробивалась… зеленая трава! Экстремофилы! Удивительный контраст!
Потом, конечно, были посиделки у костра, шашлык, задушевные разговоры и веселые улыбки. Очень зачетно скатались! Давно так не отдыхали. Как-то… как-то очень «по-близкому», что ли. «Джимы» вели себя молодцом! Просто удовольствие получаешь от такой машины, которая готова завезти тебя в любое место на карте!
– Согласен с тобой, дед! Но уж больно старая она у тебя!
– Да знаю! Но где взять другую? Да еще и такую, чтоб ехала в любом направлении, куда тебе понадобится, да еще и чтоб не жалко в лесу помять было? Кстати, раз уж зашел разговор о резине! Тракторка хоть и вещь, но в «кривых руках» даже легендарные «888» обузой становятся!
– «Три восьмерки»? Да не может быть, дед! Мы с отцом мечтаем, когда на нашего Патриота что-то похожее поставим, а ты – «обузой»!
– Блин, истину глаголю тебе, внук!