Случайный путник проснулся с первыми лучами солнца. Он разворошил еще горячие угли, потом пошел за дровами, чтобы разжечь костер. В этот раз он вытащил весь валежник из молодого рябинника. Звери внимательно наблюдали за ним из укрытий. Увидев, как случайный путник очистил от старых веток рябиновые заросли, белочка чуть слышно захлопала в ладоши. Четвертое правильное дело! Ура! Осталось всего одно! Она важно передвинула четвертую шляпку желудя на другой конец веточки, к трем шляпкам, которые там уже были. Чтобы не сбиться, Белочка взяла с собой свои стостуковые счеты и теперь отсчитывала на них уже сделанные правильные дела.
Сам случайный путник, конечно, понятия не имел, что за ним внимательно наблюдает весь лес и что каждый его поступок – это испытание, которое он сам же себе и устраивает. Ну а как иначе? Ведь если гость леса будет знать о том, что его проверяют, он станет поступать правильно специально, а не по велению души, а ведь это большая разница.
Когда солнце полностью вышло из-за горизонта, случайный путник был готов продолжать путь. Он собрал свои вещи, уложил их в мешок, а потом хорошенько затушил костер и засыпал его землей так тщательно, что не осталось даже маленького дымка.
– Пятое! Пятое правильное дело! – разнеслось по лесу. Белочка торжественно передвинула пятую шляпку – все! Правила соблюдены, случайный путник выполнил условие и теперь может стать почетным случайным путником Уютного леса. Если захочет.
Звери взбудоражено делились друг с другом впечатлениями, но очень-очень тихо, и случайному путнику показалось, что это просто деревья вокруг него вдруг зашелестели и зашумели сами собой, без всякого ветра. Он оглянулся и увидел на пеньке неподалеку букетик из веточек земляники, усыпанных спелыми ароматными ягодами. Случайный путник знал, что это значит – лес предлагал ему дружбу.
Звери с волнением наблюдали за ним. Примет ли он их приглашение? Возьмет ягоды с пенька или оставит их там лежать? Конечно, Уютный Лес очень маленький, переживали они, такой маленький, что у них даже нет своего медведя и своего лося, и даже Дятла на вечерний стук им приходится звать из соседней рощи. Что, если случайному путнику и правда не понравится такой крохотный лес?
Случайный путник медленно наклонился к пеньку, положил на ладонь земляничные веточки, оторвал самую спелую ягоду и сунул ее в рот. Он прикрыл глаза, всем своим видом показывая, как она ему нравится.
– Да! Да! – звери радостно прыгали и обнимались, – он принял наше приглашение, он согласен стать Почетным Случайным Путником Уютного Леса!
В этот момент с деревьев, окружавших полянку, вспорхнули птицы. У каждой в лапках были маленькие бочонки, выдолбленные из желудей, в которых сейчас плескался эликсир с ароматом Уютного Леса.
Как у каждой страны есть свой герб и свой флаг, так у каждого леса есть свой собственный аромат, не похожий на остальные. Он хранится в специальном эликсире, который делают из того, что находится именно в этом лесу. В эликсире Уютного Леса были капля росы, которая стекает с листьев раздвоенной березы, пыльца кувшинки, что растет у берега в их маленьком прудике, сок самой спелой ягоды с земляничного бугорка, несколько перышек нежного мха с большого лежачего камня, по хвоинке от каждой сосны в их маленьком бору и лучик солнца, который отразился от звенящих струй ручейка. Все это вместе создавало неповторимый аромат, который можно было почувствовать только в Уютном Лесу.
Птички опрокинули желудевые бочонки с эликсиром над случайным путником. Получилось, будто над ним прошел маленький дождик, и он весь пропитался запахом Уютного Леса. Теперь, куда бы он ни пришел, в каком бы лесу не появился, все сразу почувствуют этот запах и будут знать, что перед ними Почетный Случайный Путник Уютного Леса.
Случайный путник, улыбаясь, подставил под мелкий ароматный дождик лицо и потер его руками, будто умываясь волшебным лесным эликсиром. Потом весело засмеялся и помахал рукой, посылая Уютному Лесу привет. Он подхватил свой дорожный мешок и легко зашагал вдоль опушки. Но когда звери уже приготовились помахать ему вслед, он вдруг остановился и внимательно вгляделся в крону Круглого Клена. Там, застряв между двух толстых ветвей, боком висело сорочье гнездо.
Несколько дней назад на Уютный Лес неожиданно налетел Сердитый Ветер, он был в очень плохом настроении и грозно метался туда и обратно, наклонял деревья до самой земли, словно намереваясь сломать их.
Нужно сказать, что в Уютном Лесу все деревья всегда защищали друг друга во время грозы или урагана, поддерживали и закрывали ветками тех своих соседей, на которых ветер накидывался с особенной злостью. А еще они изо всех сил берегли птичьи домики на своих ветвях, крепко держали их, не давая упасть. Ведь уронить птичий домик было хуже всего для любого дерева. Если такое произойдет, вряд ли еще кто-нибудь доверит растеряше свое жилище. А как жить дереву, когда в его кроне не гнездятся птицы и в зелени его листвы не слышны звонкие трели? Для дерева это самая грустная жизнь, какую только можно представить.
Конечно, все соседи Круглого Клена поддерживали его как могли, но Сердитый Ветер налетал на него снова и снова, то с одной, то с другой стороны, как будто хотел именно на нем выместить все свое раздражение. Один раз он ударил так сильно, что две соседние ветки Клена, на которых Тетушка Сорока свила гнездо, не выдержали, дрогнули и чуть-чуть раздвинулись, совсем немного, но этого хватило, чтобы гнездо соскользнуло и застряло боком между ними. Так Сорока стала бездомной.
Ее временно приютили Беспокойные Сойки – их гнездо было самым большим, выросшие птенцы уже улетели, так что места хватало всем. Но Тетушка Сорока, конечно, очень переживала, что у нее теперь нет своего собственного дома. Круглый Клен все эти дни грустил из-за своей оплошности. Листья его поникли, ветки уныло опустились – он представлял собой очень печальное зрелище, этот несчастный клен.
Случайный путник внимательно посмотрел на зажатое между ветвей гнездо, немного нахмурился, а потом быстро взбежал по наклонному стволу Поникшей Ивы как раз на такую высоту, чтобы дотянуться до сорочьего гнезда, осторожно вытащил его, стараясь не повредить, водрузил на место и хорошенько закрепил с помощью тонких гибких веточек. Теперь никакой ветер его не свалит.
Тетушка Сорока, не выдержав, сорвалась с верхней ветки дуба, откуда она наблюдала за спасением своего гнезда, закружила вокруг случайного путника, не дождавшись, когда он спустится на землю, застрекотала радостно и благодарно, а потом плюхнулась в родное гнездышко, завозилась там, уютно страиваясь. Ах, как же хорошо ей было дома!
Белочка зачарованно прижала лапку к мордочке. «Ах, он сделал Доброе Дело! Сам, сам сделал! Это просто необыкновенный, самый лучший на свете случайный путник, как хорошо, что теперь он наш!» – прошептала она. Лес молчал, завороженно наблюдая за случайным путником, поэтому ее шепот услышали все и закивали, соглашаясь с Белочкой.
Случайный путник уходил своей дорогой. Вся лесная живность собралась на опушке, провожая его. Им было радостно от того, что у них появился такой замечательный Почетный Случайный Путник и грустно, от того, что он так быстро уходит. Ну как всегда бывает, когда кто-нибудь, с кем тебе хорошо, отправляется по своим делам.
Случайный путник остановился, повернулся, сверкнул белозубой улыбкой и еще раз помахал Уютному лесу на прощанье. Это был очень умный случайный путник, он знал, что, съев сладкую ягоду земляники и умывшись ароматным дождем, он породнился с этим лесом и теперь отвечает за него и всегда должен будет прийти на помощь, если это потребуется. Да, его лес невелик, но он ему по душе. А если что-то тебе по душе, то, наверное, это именно то, что тебе нужно, – так рассудил случайный путник.