Вот еще одно ключевое открытие, на которое я наткнулся: части тела носят в себе или на своем "теле" экстремальные убеждения и эмоции, которые определяют то, как они себя чувствуют и ведут.
Идея о том, что части имеют тела, отдельные и отличные от тела человека, с которым они связаны, может показаться странной или абсурдной. Позвольте мне заметить, что я просто сообщаю то, что узнал за годы изучения этой внутренней территории, не вынося суждений относительно онтологической реальности этих данных. Если вы спросите своих детей об их собственных телах, я предсказываю, что вы получите те же ответы, о которых я рассказываю здесь.
Долгое время я не знала, как отнестись к этому открытию. Несмотря ни на что, именно так описывают себя части людей – что у них есть тела и что в их телах содержатся эмоции и убеждения, которые пришли в них и не принадлежат им. Часто они могут назвать точный травматический момент, когда эти эмоции и убеждения вошли в них или привязались к ним, и могут рассказать, где они носят в своем теле или на своем теле то, что кажется им чужеродными объектами. Например, "это смола на моих руках", "огненный шар в моем нутре" или "огромный груз на моих плечах". Эти чужеродные чувства или убеждения (иногда их называют энергиями) я называю бременем. Оказывается, бремена являются мощными организаторами опыта и активности части тела – почти так же, как вирус организует работу компьютера.
Важно отметить, что эти тяготы являются продуктом непосредственного опыта человека: чувство никчемности, которое возникает у ребенка, когда родитель жестоко обращается с ним; ужас, который охватывает его во время автомобильной аварии; убеждение, что никому нельзя доверять, которое поселяется в молодых людях, когда нас предают или бросают в детстве. Когда мы молоды, мы мало что можем сказать об обоснованности этих эмоций и убеждений, и, следовательно, они застревают в теле наших молодых частей и становятся мощными (хотя и неосознанными) организаторами нашей жизни впоследствии. Их мы называем личным бременем.
Некоторые из самых сильных личных тягот похожи на то, что основоположник теории привязанности Джон Боулби называл внутренними рабочими моделями.11 Он рассматривал их как карты, которые вы составили в детстве о том, чего ожидать от своего воспитателя и мира в целом, а затем и от последующих близких отношений. Они также говорят вам о вашем собственном уровне доброты и о том, насколько вы заслуживаете любви и поддержки.
Есть еще один класс бремени, которое называют наследственным, потому что оно не возникло в результате вашего непосредственного жизненного опыта. Вместо этого вы унаследовали их от своих родителей, которые получили их от своих родителей, и так далее. Или же вы впитали их от своей этнической группы или от культуры, в которой вы сейчас живете. Наследственное бремя может быть не менее, а то и более сильным организатором нашей жизни, и поскольку мы живем с ним так долго, мы маринуемся в нем, поэтому зачастую его труднее заметить, чем личное бремя, которое мы взяли на себя в результате травм. Таким образом, бремя наследства может быть таким же заметным и незаметным, как вода для рыбы.
Запчасти – не их бремя
Это различие между частями и бременем, которое они несут, очень важно, потому что многие мировые проблемы связаны с ошибкой, которую допускает большинство парадигм понимания разума: путать бремя с частью, которая его несет.
Принято считать, что человек, который постоянно ловит кайф, – это наркоман, испытывающий непреодолимую тягу к наркотикам. Это убеждение приводит к тому, что человек борется с этим желанием с помощью антагонистов опиоидов, программ восстановления, которые могут иметь эффект поляризации аддиктивной части, или с помощью силы воли зависимого. С другой стороны, если вы считаете, что часть, которая ищет наркотики, является защитной и несет бремя ответственности за то, чтобы уберечь человека от сильной эмоциональной боли или даже самоубийства, то вы будете относиться к нему совсем по-другому. Вместо этого вы могли бы помочь ему узнать эту часть и уважать ее за ее попытки удержать его и договориться о разрешении исцелить или изменить то, что она защищает.
Как будто каждая часть – это человек с истинным предназначением.
Затем вы поможете человеку исцелиться, вернувшись к освобожденной "зависимой" части и помогая ей сбросить с себя весь страх и ответственность. Снятие бремени – еще один аспект IFS, который кажется духовным, потому что, как только бремя покидает тела частей, части немедленно трансформируются в свои первоначальные, ценные состояния. Как будто проклятие было снято с внутреннего Спящего
Красавица, или людоед, или наркоманка. Вновь освобожденная часть почти всегда говорит, что чувствует себя намного легче и хочет поиграть или отдохнуть, после чего находит себе новую роль. Бывшая зависимая часть теперь хочет помочь вам наладить отношения с людьми. Гипербдительная часть становится советчиком по границам. Критик становится внутренним болельщиком, и так далее. Другими словами, каждая часть – это как бы человек с истинным предназначением.
Нет плохих деталей
Если название книги не вызвало у вас этот вопрос, я задам его прямо сейчас: Что мы должны делать с теми, кто совершил ужасное насилие? Как быть с теми, кто убивал или подвергал людей сексуальному насилию? Или части, которые намерены убить своего человека? Как в мире могут быть хорошими роли в плохих ролях?
По мере того как я проводил IFS с клиентами, становилось все более очевидным, что бремя, которое двигало их частями тела, коренилось в ранних травмах, поэтому в конце 1980-х – начале 1990-х годов я стал специализироваться на лечении тех, кто пережил сложную травму и имел такие серьезные диагнозы, как пограничное расстройство личности, хроническая депрессия и расстройства пищевого поведения. Я также заинтересовался пониманием и лечением лиц, совершивших насилие, поскольку стало ясно, что исцеление одного из них потенциально может спасти многих будущих жертв.
В течение семи лет я консультировал Академию Онарга, лечебный центр в Иллинойсе для сексуальных преступников. У меня была возможность помочь этим клиентам прислушаться к своим частям, которые совращали детей, и снова и снова я слышал одну и ту же историю: Когда преступник подвергался насилию в детстве, одна из его защитных частей отчаялась защитить его и приняла на себя гневную или сексуально жестокую энергию его обидчика и использовала эту энергию, чтобы защитить себя от этого обидчика. Однако с того момента эта защитная часть продолжала нести бремя ненависти и желания доминировать и наказывать уязвимость обидчика. Эта часть также была заморожена во времени во время насилия.
Таким образом, толчок к растлению ребенка давала возможность причинить боль и получить власть над кем-то слабым и невинным. Эти части преступника в своей психике делали то же самое со своими собственными уязвимыми, детскими частями. Этот процесс – когда защитники в одном поколении берут на себя бремя преступников, которое несли их родители, когда они подвергались насилию со стороны этих родителей, – один из способов передачи бремени по наследству.
По мере того как мы исцеляли их части, застрявшие в раннем насилии, их части-нарушители разгружали насильственную или сексуальную энергию своих родителей и, как и другие части, быстро трансформировались и принимали на себя ценные роли. В этот период у меня была возможность поработать с другими видами насильников (включая убийц), и я получил аналогичные результаты. Я вспомнил знаменитое высказывание Уилла Роджерса: "Я никогда не встречал человека, который бы мне не нравился", и понял, что могу сказать это и о частях. В конечном итоге мне нравились все они – даже те, кто совершал отвратительные поступки.
Сейчас, спустя десятилетия, я работаю с бесчисленным количеством клиентов (как и другие IFS-терапевты по всему миру) и могу с уверенностью сказать, что плохих сторон не существует. Духовные традиции призывают нас сострадать всем. Этот аспект IFS действительно помогает сделать это возможным. IFS исходит из радикально иного предположения, что у каждой части – какой бы демонической она ни казалась – есть своя тайная, болезненная история о том, как она была вынуждена играть свою роль и нести бремя, которое ей не нравится и которое продолжает ею управлять. Это также предполагает четкие шаги по оказанию помощи этим частям и людям, в которых они находятся, в исцелении и изменении. Это дает надежду безнадежным.
The Self
В те ранние дни, когда я помогал своим клиентам слушать и устанавливать лучшие отношения со своими частями, я опробовал технику из гештальт-терапии, включающую несколько стульев. По сути, клиент сидит на одном стуле и разговаривает с пустым стулом напротив, а для IFS я заставлял его представить, что часть, с которой он разговаривает, находится на этом пустом стуле. А поскольку части тоже должны говорить, приходилось много прыгать туда-сюда, и, чтобы все это работало, у меня в итоге получился полный кабинет стульев. Я наблюдал, как клиенты перемещаются по комнате, представляя себя разными частями, и это помогло мне многое узнать о закономерностях между частями. Затем один проницательный клиент предположил, что перемещение со стула на стул может быть излишним и что они могут проделать ту же работу, просто сидя на одном месте. Этот метод отлично подошел этому клиенту, и когда я попробовал его с другими, они обнаружили, что тоже могут делать это таким образом.
Моей главной целью было помочь клиентам наладить лучшие отношения со своими частями тела. Некоторые паттерны, которые я наблюдала у отдельных людей, были похожи на те, что я наблюдала, работая семейным психотерапевтом. Например, ребенок, страдающий булимией, разговаривал со своей критической частью и вдруг начинал злиться на критика и кричать на него. В семейной терапии, допустим, этот клиент – девочка, которая разговаривает со своей критичной матерью, злится и кричит на нее. В таких случаях нас учат оглядываться по сторонам и смотреть, не выступает ли кто-нибудь скрыто на стороне девочки против матери – например, отец девочки сигнализирует ей, что он тоже не согласен с матерью. В этот момент я прошу отца отойти из зоны видимости девочки, она постепенно успокаивается, и разговор с матерью проходит лучше.
Поэтому я начал использовать эту технику "шаг назад" с отдельными участниками. Я просил их попросить другие части отойти в сторону, чтобы пары частей могли по-настоящему погрузиться в себя и выслушать друг друга. Например, я мог сказать: "Не могли бы вы найти ту часть, которая злится на целевую часть [в данном случае на критика], и попросить ее отойти на некоторое время?" К моему изумлению, большинство клиентов без особых колебаний отвечали: "Хорошо, так и есть", и когда эта часть отходила в сторону, мои клиенты переходили в совершенно другое состояние. Затем в дело вступали другие части (например, часть, испытывающая страх), и чем больше их отступало назад, чтобы дать клиенту возможность говорить, тем более внимательным и любопытным становился клиент. Простое действие – заставить эти другие части открыть больше пространства внутри – казалось, высвобождало человека, который испытывал любопытство, но при этом был спокоен и уверен в себе по отношению к критику.
Я есть в каждом.
Когда мои клиенты находились в этом месте, диалог проходил хорошо. Критик терял бдительность и рассказывал свою тайную историю, а клиент сострадал ему, и мы узнавали о том, что он защищает, и так далее. Клиент за клиентом, одна и та же мысленно любопытная, спокойная, уверенная и часто даже сострадательная часть всплывала ни с того ни с сего, и эта часть, казалось, знала, как относиться к себе внутренне исцеляющим образом. И когда они находились в таком состоянии, я спрашивал клиентов: "А какая часть вас?", и они отвечали: "Это не часть, как все остальные, это больше я сам", или "Это больше моя суть", или "Это то, кто я есть на самом деле".
Эту часть я называю "Я". И после тысяч часов, проведенных за этой работой, я могу с уверенностью сказать, что "Я" есть в каждом. Более того, "Я" не может быть повреждено, "Я" не нужно развивать, и "Я" обладает собственной мудростью о том, как исцелять внутренние и внешние отношения.
Для меня это самое значительное открытие, на которое я наткнулся. Это то, что меняет все. Самость находится под поверхностью наших защитных частей, и когда они открывают для нее пространство, она появляется спонтанно, часто совершенно неожиданно и универсально.
Ваш ход
Таково мое введение в IFS. Для многих людей она имеет определенный концептуальный смысл, но пока вы не испытаете ее на себе, трудно полностью понять, о чем я говорю. Так что теперь ваша очередь. Я хочу предложить вам попробовать выполнить упражнение, которое поможет вам начать узнавать себя с другой стороны.
Упражнение: Знакомство с защитником
Потратьте секунду и устройтесь поудобнее. Расположитесь так, как если бы вы собирались медитировать. Если вам помогает глубокий вдох, сделайте это.
Теперь я предлагаю вам просканировать свое тело и разум, отмечая все мысли, эмоции, ощущения и импульсы, которые выделяются. Пока что это не похоже на практику осознанности, когда вы просто замечаете то, что есть, и немного отделяетесь от этого.
Пока вы это делаете, посмотрите, не взывает ли к вам одна из этих эмоций, мыслей, ощущений или импульсов – кажется, что она хочет привлечь ваше внимание. Если да, то попробуйте на минуту сосредоточиться исключительно на ней и посмотрите, можете ли вы заметить, где она находится в вашем теле или вокруг него.
Заметив его, обратите внимание на то, как вы к нему относитесь. Я имею в виду, не нравится ли оно вам? Раздражает ли оно вас? Боитесь ли вы его? Хотите ли вы от него избавиться? Зависите ли вы от него? Итак, мы просто замечаем, что у вас есть отношения с этой мыслью, эмоцией, ощущением или импульсом. Если вы чувствуете что-то помимо открытости или любопытства по отношению к ней, попросите те части вас, которым она может не нравиться, которые ее боятся или испытывают какие-то другие экстремальные чувства по отношению к ней, просто расслабиться внутри и дать вам немного пространства, чтобы узнать ее без всякого отношения.
Если вы не можете добраться до этого любопытного места, ничего страшного. Вы можете потратить время на то, чтобы поговорить с теми частями себя, которые не хотят расслабляться, об их страхах перед тем, чтобы позволить вам действительно взаимодействовать с целевой эмоцией, мыслью, ощущением или импульсом.
Но если вы сможете оказаться в том месте, где вам будет любопытно наблюдать за объектом, тогда можно начинать взаимодействовать с ним. Возможно, сейчас это покажется вам немного странным, но просто попробуйте. Я имею в виду, что, когда вы сосредоточитесь на этой эмоции, импульсе, мысли или ощущении и заметите его в этом месте вашего тела, спросите его, есть ли что-то, что он хочет, чтобы вы узнали, а затем подождите ответа. Не думайте об ответе, чтобы все мыслительные части тоже могли расслабиться. Просто молча ждите, сосредоточившись на этом месте в теле, пока не придет ответ, а если ничего не придет, то это тоже нормально.
Если вы получите ответ, то в качестве продолжения можете спросить, чего оно боится, что произойдет, если оно не будет делать этого внутри вас. Чего оно боится, если не будет делать то, что делает? И если оно ответит на этот вопрос, то вы, вероятно, узнали что-то о том, как оно пытается защитить вас. Если это так, то посмотрите, можно ли выразить ему благодарность хотя бы за то, что оно пытается вас защитить, и посмотрите, как оно отреагирует на вашу благодарность. Затем спросите эту часть вас, что ей нужно от вас в будущем.
Когда наступит подходящий момент, переключите внимание на внешний мир и обратите внимание на окружающую обстановку, но при этом поблагодарите своих собеседников за то, что они позволили вам это сделать, и дайте им понять, что это не последний шанс пообщаться с вами, потому что вы планируете узнать их еще больше.
Я надеюсь, что вы смогли последовать за мной в этом путешествии и получили некоторую информацию. Иногда то, что вы узнаете, может быть весьма удивительным. Для меня эти эмоции, ощущения, мысли, импульсы и другие вещи являются эманациями от частей – это то, что мы называем головками тропы. Это потому, что, когда вы сосредотачиваетесь на одной из них, вы как будто начинаете идти по тропе, которая приведет вас к той части, из которой исходит эта мысль, эмоция, импульс или ощущение. И, узнав эту часть, вы поймете, что это не просто мысль, ощущение, импульс или эмоция. На самом деле она даст вам знать, что у нее есть целый спектр чувств и мыслей, и она может рассказать вам о том, в какой роли она находится и почему делает то, что делает. Тогда он почувствует, что замечен вами, и вы сможете уважать его.
Именно это я начал делать со своими клиентами в начале 1980-х годов, и в процессе работы открылся совершенно новый мир. Это напомнило мне школьный урок биологии, когда мы смотрели в микроскоп на каплю воды из пруда и были потрясены, увидев, что в ней разбегаются всевозможные маленькие парамеции, простейшие и амебы. Когда мы просто обращаем свое внимание внутрь, то обнаруживаем, что то, что мы считали случайными мыслями и эмоциями, представляет собой жужжащее внутреннее сообщество, которое взаимодействовало за кулисами на протяжении всей нашей жизни.
В этом упражнении вы могли заметить, что, просто сосредоточившись на одной из своих частей, вы отделяетесь от нее (не смешиваетесь). Другими словами, внезапно появились вы, который наблюдал, и оно, за которым наблюдали. Как я уже говорил во введении, вы можете встретить этот тип разделения в практиках осознанности, и это отличный первый шаг. Затем вы сделали следующий шаг – исследовали, что вы чувствуете по отношению к нему, и заметили, что чувствуют по отношению к нему другие части тела. Когда вы испытываете гнев или страх, это уже не "Я", а другие части, которые все еще смешаны с "Я".
В этом процессе вы поворачиваетесь лицом к тому, что наблюдаете, и начинаете с ним новые отношения.
Если вы смогли заставить эти части отступить и открыть пространство, то, скорее всего, вы почувствовали сдвиг в сторону большей осознанности. С моей точки зрения, через это рассоединение вы получили доступ к своему Я. Простое действие, заключающееся в том, чтобы заставить другие части открыть пространство, выводит "Я" вперед, и многие медитации работают, просто приводя вас в этот более просторный, более пустой ум и позволяя вам ощутить чувство спокойного благополучия, которое наполняет это пространство.
Но вместо того чтобы просто наблюдать за тем, что в большинстве традиций считается эго или просто эфемерными мыслями и эмоциями, в этом процессе вы поворачиваетесь к тому, что наблюдаете, и начинаете новые отношения с ним, которые включают в себя много любопытства. В идеале вы можете продолжать углублять эти отношения, и части очень ценят, когда вы это делаете. Обычно они действуют там сами по себе, без присмотра взрослых, и большинство из них довольно молоды. Когда вы, наконец, поворачиваетесь и уделяете им внимание, это похоже на то, как если бы вы были родителем, который немного пренебрегал своими детьми, но наконец стал более заботливым и заинтересованным в них.
Упражнение: Составьте карту своих частей
Сейчас я предложу вам познакомиться со скоплением частей, которые связаны друг с другом. Для этого вам понадобится лист бумаги и карандаш или ручка. Снова сосредоточьтесь внутри себя и подумайте о другой части – не о той, с которой вы только что работали, а о другой, с которой вы хотели бы начать в этот раз. Это может быть любая эмоция, мысль, убеждение, импульс или ощущение.
Сосредоточившись на этой новой части, найдите ее в своем теле или на своем теле. А теперь просто сосредоточьтесь на ней, пока не почувствуете ее настолько, что сможете изобразить ее на странице перед собой. Это не обязательно должно быть высокое искусство – подойдет любое изображение. Это могут быть даже каракули. Просто найдите способ изобразить эту часть себя на чистом листе. Сосредоточьтесь на этой части, пока не поймете, как ее изобразить, а затем нарисуйте ее.
После того как вы поместите эту первую часть на страницу, снова сосредоточьтесь на ней в том же месте вашего тела и не отпускайте ее до тех пор, пока не заметите какой-то сдвиг и не появится другая тропинка – другая часть. И когда это произойдет, сосредоточьтесь на второй части, найдите ее в своем теле и оставайтесь с ней, пока не сможете представить ее на странице.
После того как вы нарисуете вторую, вернитесь к ней снова и оставайтесь с ней, пока не заметите еще один сдвиг и не появится еще одна тропинка. Затем переключите свое внимание на этот новый след, найдите его в своем теле и оставайтесь с ним до тех пор, пока не сможете изобразить его на странице. Затем мы снова вернемся к третьему, сосредоточимся на нем в том месте вашего тела и просто останемся с ним, пока не появится еще один. А затем переключитесь на него, найдите его в своем теле и оставайтесь с ним, пока не сможете представить его.
Вы можете повторять этот процесс до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что вы составили карту одной полной системы внутри себя. Когда вы почувствуете, что сделали это, переключите внимание на окружающую обстановку.
Скорее всего, то, что вы нашли, – это один зубчик чеснока, как мы называем это в IFS. Возможно, вам знакома аналогия с луковицей, используемая в психотерапии: вы счищаете слои и добираетесь до сердцевины, а затем исцеляете ее и все готово. Так вот, в IFS это больше похоже на луковицу чеснока. У вас есть все эти разные зубчики, каждый из которых имеет внутри горстку различных частей, связанных друг с другом, и, возможно, все они застряли в одном месте в прошлом. Работая с одним зубчиком, вы почувствуете облегчение от бремени, которое он содержал, но, возможно, вы не затронули другие зубчики, связанные с другими травмами. Поэтому это упражнение по составлению карты предназначено для того, чтобы выявить одну из ваших гвоздик – одну подсистему внутри вас. Не стесняйтесь продолжить и наметить другие гвоздики.
Теперь я хочу, чтобы вы держали свой лист немного в стороне от себя, так что вытяните руки с листом бумаги до конца и посмотрите на эти четыре или пять частей, которые вы изобразили, с небольшой перспективой. Как эти части соотносятся друг с другом? Защищают ли одни других? Сражаются ли они друг с другом? Есть ли здесь какой-то союз? Когда вы начнете формулировать ответы, запишите их на своем рисунке.
Теперь я хочу, чтобы вы снова посмотрели на эти части и изучили, как вы относитесь к каждой из них. Когда вы закончите с этим, подумайте, что нужно этой системе от вас. Наконец, на секунду сосредоточьтесь внутри и просто поблагодарите эти части за то, что они открылись вам, и дайте им понять, что это не последний раз, когда вы с ними разговариваете. Затем снова переключите свое внимание наружу.
Я рекомендую это упражнение во многих случаях. Например, если в вашей жизни есть насущная проблема, загляните внутрь себя и составьте ее карту, и некоторые ответы придут к вам – либо о том, какое решение принять, либо о том, какие части вас затрудняют. Составление карты своих частей – это еще один способ отделиться от них, потому что часто мы смешиваемся сразу с несколькими.