Так что же такое информационное моделирование и при чем тут «технологии»?

В последние годы процессы перехода на малолюдные или безлюдные технологии чрезвычайно ускорились. Вот и в строительстве появляются 3D-принтеры, различные роботы, экзоскелеты-помощники и электронные помощники для строительного контроля. Остался один шаг – объединить это все в единую управляющую систему и отойти в сторону. На роль такого объединителя долгое время претендовал и до сих пор не оставил таких попыток BIM. Но у его создателей был слишком узкий кругозор. BIM (как и концепция OpenBIM), как и маркетинговое название, исчерпал свои возможности к развитию уже лет пять-десять назад. Поэтому и пошли глубокомысленные придумки расшифровки буквы «М» – «модель», «моделирование», и даже «методология», сразу перескочив через «методику», хотя мы говорили выше, что для англоязычных это – одно и тоже. Но этого мало, были еще «магия», «волшебство» и прочее для широкой публики.

Для специалистов нужно было что-то другое. И тут новый маркетинговый ход: – у нас, кроме пространства 3D, оказывается есть еще «время» и «деньги». Получается, нужны временные изменения и сметные расчеты, или даже все вместе, но это уже совсем другое, более сложное ПО, в особенности сметное. Да и диаграммы Ганта стали формировать более насыщенно и специализированно, даже выделившись в самостоятельное бизнес-направление. Пошла новая линейка «ценностей» – 4D, 5D и вообще nD, у некоторых ретивых в ход пошли даже цифры через запятую и дроби. Малому кругу специалистов известна система «10D» от «Самолета», хотя так и хочется спросить: «ну как, есть надежда что полетит?»

О единой управляющей системе в 2018 году сказал в своем поручении № 1235 президент России – о внедрении технологий информационного моделирования. Это было поддержано правительством (ПП РФ № 1431 и затем № 614), которое выделило две большие группы таких технологий – формирующих и ведущих информационную модель. Сама ИМ также получила независимый статус и определение в Градостроительном кодексе, отделившем ее от процессов, выделив их в аутсорс ТИМ. Эти методологические и концептуальные шаги вызвали у некоторых дикое неприятие, граничащее с демагогией и прямыми нарушениями Градостроительного кодекса. Чего стоят только требования экспертиз к «ЦИМ», хотя экспертиза проводится по ИМ, а не по суррогату в виде ЦИМ. Где реакция регулятора?

По незнанию или наоборот, почуяв неладное для западных «супертехнологий», вернее, заработков на их перепродажах, сразу началась борьба с изменениями в законодательстве. Например, шельмование. Кто-то вбросил про «папочки с файлами», кто-то начал продвигать BIM через своды правил и ГОСТы, под видом расширения сказанного в Градостроительном кодексе и постановлениях правительства, а фактически противореча им. Почему это сразу не остановили и не пресекли – боялись или сами не знали, что правильно? Или и то, и другое? Но решиться противоречить напрямую федеральному закону – это поступок! Наверняка и преждевременная отставка ПП РФ № 1431 и сырое, еле принятое ПП РФ № 614 – все это было нужно по двум причинам, и одна из них – легализация ЦИМ. Как говорил незабвенный Черномырдин: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», а вернее, хуже. Экономия или просто игнорирование хороших советчиков привело к тому, что ЦИМ, как некоторым хотелось – практически русифицированная BIM, превратилась в 52 (именно столько допускает ПП РФ № 87) трехмерных графических приложения к частям проектной документации, без всякой надежды получить хоть немного значимые атрибуты и получить так называемую «сборную» ЦИМ, т. е. непредусмотренное ПП РФ № 87, единое графическое приложение. Магия закончилась, не начавшись. Подробности и анализ произошедшего лучше всего прочитать в обзоре журнала «Информационное моделирование» № 2 за 2024 год «Цифровая информационная модель – что это теперь?»[42]. Более того, через инсайдеров были вброшены проекты приказов Минстроя, в которых предпринимается попытка исправить положение с ЦИМ, что явно станет нарушением субординации «приказ против постановления правительства» и «полномочия ФОИВа и всего правительства, отраженные в Градостроительном кодексе». К моменту выхода этой книги обозначенные приказы наверняка будут подписаны. Остается надежда на суды, которые будут разбирать споры хозяйствующих субъектов и выносить частные определения, отражающие отношение закона к «нормативам». Варианты исправления, конечно же, есть, но повторю сказанное ранее: такое впечатление, что власти находятся в некоей «обороне», считая всех вокруг врагами, хотя иногда благодарят за критику, но делают все-таки по-своему.

А ведь вся проблема – в отсутствии концепции и понимания «куда идем». Даже элементарная терминология вызывает споры и баталии. Поэтому предлагаю включать логику и идти по пути федеральных нормативно-правовых актов, понемногу распутывая клубок понятий.

Мы имеем определение информационной модели в Градостроительном кодексе, поручение президента России и ряд постановлений правительства, а также реальную ситуацию, в которой остальные нормативные акты играют пока фоновую роль.

Из Градостроительного кодекса (№ ФЗ-190, пункт дополнительно включен ФЗ от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ): «…информационная модель объекта капитального строительства (далее – информационная модель) – совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства…».

Из поручения Президента России от 19.07.2018 года № 1235:


• «переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования;

• принятие стандартов информационного моделирования, а также гармонизацию ранее принятых нормативно-технических документов с международным и российским законодательством;

• формирование библиотек типовой проектной документации для информационного моделирования;

• подготовку специалистов в сфере информационного моделирования в строительстве;

• стимулирование разработки и использования отечественного программного обеспечения для информационного моделирования».


Из ПП РФ от 17.05.2024 № 614:


• «правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства устанавливают порядок формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства:

где «ведение» – процесс включения в информационную модель… а также актуализации путем изменения сведений, документов и материалов и (или) их перевода в режим архивного хранения…;

где «формирование» – процесс сбора, обработки, систематизации, учета и хранения в электронной форме взаимосвязанных сведений, документов и материалов …;

• при формировании и ведении информационной модели объекта капитального строительства … с использованием технологий информационного моделирования…».


Давайте рассуждать. Первое, что хочется заметить, – в ПП РФ № 614 в определениях «ведения» и «формирования», а также в слове «процесс» в начале каждого определения, более уместна множественная форма, так как процессы включения, актуализации и перевод в режим архивного хранения, а тем более процессы сбора, обработки, систематизации, учета и хранения – это очень разные процессы. Эти процессы проще назвать отдельными технологиями информационного моделирования по двум причинам:


1. Так сказано в самом ПП РФ № 614.

2. Перечисленные процессы (включения, актуализации, сбора, обработки, систематизации, учета и хранения) есть то, что президент России лаконично назвал «системой управления жизненным циклом объектов капитального строительства».


Что и требовалось доказать! Осталось только сделать четкую классификацию и градацию технологий информационного моделирования, определить границы: начало и конец каждой для стандартизации обмена данными. Вот и готов примерный план работы для российских производителей ПО, исключающий дублирование и размазанную «платформенность», под которую каждый собирает и потом навязывает потребителю иногда не очень удачные решения. Хочешь заменить решение другим, более простым и лучшим, иди кланяйся формату IFC и получай комплекс проблем, а будет стандартизация ТИМ – бери и меняй. Конкуренция – штука хорошая, когда понимаешь, что конкретно нужно рынку, да и инфоцыган-однодневок резко поубавится: делом займутся.

Можно сказать: «Ну подумаешь – выкрутил автор из нормативно-правовых актов некие подтверждения своим теориям, а в BIM этого нет и вроде справляется». Уже существует несколько реестров строительного ПО. Подробно эта тема рассмотрена в обзоре журнала «Информационное моделирование» № 1 за 2025 год под названием «Технология информационного моделирования: камень преткновения или этап развития?»[43]. Приведу короткий отрывок:

«…Чтобы понять, о чем конкретно идет речь, необходимо обратиться к многочисленным перечням и реестрам ПО в области информационного моделирования, где уже наметились некоторые группы ТИМ. Отдельно можно сказать, что этих перечней/реестров такое количество, и качество подбора ПО в них настолько субъективно, что особого доверия к ним у потребителя нет, но обо всем по порядку. Начнем с главного перечня – от Минстроя России[44], который рассмотрим поподробнее (рисунок 6).


Рисунок 6. «Перечень российского программного обеспечения для субъектов градостроительной деятельности» от Минстроя России


Структура Перечня:

а) задачи;

б) столбцы с зарубежным и российским ПО;

в) номер записи в реестре Минцифры;

г) ссылка на официальный сайт;

д) функциональность.


Претензий к такому расположению много: даже с первого взгляда виден странноватый подход и субъективизм при составлении Перечня. Не готовы сказать о ПО других отечественных вендоров, только про продукты компании «СиСофт Девелопмент»: то, как они расположены в Перечне, лишает потребителя понимания одного из главных преимуществ этих продуктов, а именно комплексности применения и бесшовной интероперабельности всего жизненного цикла. То, что потребитель не видит этого – значительный недостаток для Перечня такого уровня. Аналогом является сравнение автомобилей по параметрам «сколько колес», «сколько дверей», «сколько пассажиров», «какова масса перевозимого груза» и пр., несомненно важным, но не дающим понимания, как отличить мерседес от запорожца или автобус от грузовика. Как разобраться потребителю?

Следующая градация Перечня – горизонтальная разбивка по областям градостроительной деятельности: «Территориальное планирование», «Экспертиза», «Проектирование», «Строительство», «Оплата и закупка», «Эксплуатация» и «Общие для всех этапов жизненного цикла программные комплексы». Каждая из горизонтальных частей содержит подобласти с отдельными направлениями в столбце «Задачи» и соответствующее заполнение остальных столбцов.

Необходимо отметить следующую особенность Перечня: в столбце «Зарубежное ПО» есть опция «Отсутствует зарубежный аналог на территории РФ» – и это не случай санкций, а тот самый запрос на амбициозный рывок в цифровизации стройки, который для западных вендоров недоступен. Сторонникам западного BIM на заметку: такая запись встречается по 13 задачам информационного моделирования из 28. И что теперь, так и будете утверждать о преимуществах западных технологий для отечественной цифровизации?


Именно эти (пока) 28 групп, собранные в 7 частей – областей градостроительной деятельности и являются первым приближением групп ТИМ по направлениям, которые, несомненно, будут продолжать делиться на подгруппы и отдельные ТИМ, с развитием этих технологий и специализации ПО. Столь же несомненным будет платформенный путь развития комплексов ТИМ, закрывающих целые разделы и направления жизненного цикла». Конец цитаты.

Как рынок, так и здравый смысл уже давно требуют классификации, президент и правительство РФ не против, а ее почему-то все нет. Почему?

Для ответа приведу пример с родственной ИТ-отраслью – искусственным интеллектом. Начнем с указа президента России от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»[45], в котором появился термин «технологии искусственного интеллекта» (ТИИ) – и тоже, как и ТИМ, во множественном числе. Более того, прямо в утвержденной этим указом национальной стратегии были даны некоторые группы таких технологий: компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, поддержка решений и даже группа «перспективные методы». В редакции Указа Президента РФ от 15 февраля 2024 года № 124[46] появилось уточнение, что ТИИ – это совокупность технологий с таким же перечислением. При этом, к техническим градациям группирования ТИИ добавились высокоуровневые градации, такие как «доверенные ТИИ». Жаль, что этого не написали по отношению к ТИМ: насколько бы сейчас было меньше проблем!

В 2020 году утвердили ГОСТ Р 59277–2020 «Классификация систем искусственного интеллекта»[47], который предложил целую систему классификаций, обозначая ТИИ как комплекс технологических решений (рисунок 7).


Рисунок 7. Схема классификации ТИИ (ГОСТ Р 59277–2020).


Часто ли в 2020 году вы слышали про искусственный интеллект? Не очень, а классификацию уже сделали! Опять вопрос – почему этого не сделали для ТИМ? Вариант ответа – не было отдельного технического комитета Росстандарта по информационному моделированию, а по ИИ был (ТК 164 «Искусственный интеллект»). Однако, скорее всего, ответ другой: в 2020 году был паритет в развитии ТИИ, как в России, так и на коллективном Западе, но не по ТИМ. Вернее, в то время однозначно в приоритете был только западный BIM. При этом рынок России был полностью захвачен ведущими западными вендорами. Мы попали в зависимость отсталых технологий.

Вот вам и ответ на вопрос «кто тормозит развитие»! Нужно выбираться из этого прокрустова ложа.

Классификация ТИМ ведения и формирования – это первый этап. Есть и второй. Читаем еще раз послания от президента и от правительства: процессы (включения, актуализации, сбора, обработки, систематизации, учета и хранения) – есть то, что лаконично названо «системой управления жизненным циклом объектов капитального строительства».

Давайте вместе расшифруем сказанное. Есть технологии информационного моделирования (формирования и ведения) самой информационной модели, и есть технологии информационного моделирования, являющиеся неотъемлемой частью систем управления жизненным циклом самих объектов капитального строительства.

На одном из совещаний в Минстрое, когда обсуждались поправки в Градостроительный кодекс, я высказал Дмитрию Анатолиевичу Волкову, который был в ту пору цифровым заместителем министра, свою критику: «Термин «ОКС» в определении ИМ, где есть этап «эксплуатации», неудачен по двум причинам: ОКС нельзя эксплуатировать (уже в акте ввода в эксплуатацию пишется «здание», «строение» или «сооружение»). И второе: не все, что мы включаем в информационную модель можно назвать ОКСом, например, землю, залежи подземных ископаемых, призабойную зону добычной скважины и другое. Проще назвать объект недвижимости, под который все это подходит».

Ответ меня поразил своей откровенностью: «Уже слишком поздно что-то менять, а вообще здание, строение, сооружение опять становятся ОКСом во время капитального ремонта, реконструкции и сноса».

Главная мысль – поздно. Вот так работает чиновничий аппарат: решение принято – поддерживаем во что бы то ни стало. Хотя объяснение самое простое и уже проявляется даже в теме цифровых двойников. Есть цифровые двойники изделий, а есть объектов, и это – совершенно разные сущности. Даже сразу после проектирования (конструирования) пошли большие различия, но об этом позже, когда будем говорить о цифровых двойниках.

Вернемся к Поручению президента России № 1235 о «переходе к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования».

Подобные системы имеют свою международную классификацию: EDA/CAE/CFD/CAPP/CAM/MDM/PDM/MES/ERP/PLM. В общем ряду BIM/АЕС CAD упоминать не стал, так как есть русское название САПР, а теперь ТИМ, но в приказе Минцифры от 22 сентября 2020 года № 486[48] все, как удобно западным вендорам.

Но вот как раз здесь, кроме немедленной замены BIM/АЕС CAD на ТИМ, торопиться не нужно. От западной классификации отказываться также нет необходимости, тем более что ее засунули в реестр российского ПО, который ведет Минцифра, а вот объединить несколько западных классов в одну группу – ТИМ нужно уже сейчас. В дальнейшем решать этот вопрос нужно на основе научного анализа, наилучший вариант – одно из первых заданий для еще не созданной национально ориентированной науки – «информационное моделирование». Опять читаем поручение президента РФ, он несколько раз упомянул словосочетание «информационное моделирование» в контексте науки. Почему же не торопимся, и как ПО вдруг станет ТИМ, а вернее попадет в общую группу ТИМ или в укрупненный класс ТИМ, но в то же время будет в отдельном классе? Очень просто – по способу бесшовной интероперабельности обмена данными. Чуть позже рассмотрим вопрос подробнее, а пока скажу, что интероперабельность от IFC или через XML-схемы – это просто интероперабельность, бесшовностью там и не пахнет. Информационная модель в этом случае должна обмениваться с ТИМ класса PLM машинопонимаемыми, а не машиночитаемыми данными, «машиноинтерпретируемыми», «машиноприемлемыми», «машиноуважаемыми» или «машинолюбимыми». Последние три термина придуманы мной, но я их дарю любителям изобретать ненужные сущности в виде машинной интерпретируемости в угоду западным форматам, а также противопоставляя себя законодательству России, в частности, распоряжению Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р[49]. Даже ПНСТ[50] успели протащить через Росстандарт, и теперь это новая «модная фишка» апологетов OpenBIM.

Когда установится порядок в нормативах и не будет допущено нарушений законов РФ и распорядительных документов правительства ГОСТами и ПНСТ?

Что касается приказа Минцифры от 22 сентября 2020 года № 486, то я бы очень рекомендовал обратить внимание на одновременное существование и дополнительное включение в класс ТИМ ПО, классифицируемое кодами 1.01, 1.04, 1.06, 1.07, 1.08, 3.01, 4.01, 6.01, 8.01, 10.01, 11.01, 18.01, 17.01, 26.01 и даже может быть 1.02 и 1.03. Условие включения – бесшовная интероперабельность. Это будет очень большим стимулом для отечественных производителей ПО, такие примеры уже есть. Для потребителей оно станет дополнительным знаком качества и верифицированным подтверждением бесшовности от Минцифры. Да и льготы проще будет присваивать. Анализ реестра российского ПО от Минцифры выявил еще ряд неприемлемых отклонений и казусов, но это частично рассмотрим в следующей главе, а полную версию обзора и его анализ будут опубликованы в очередном (№ 2 за 2025 год) журнале «Информационное моделирование».

Стране очень нужна национально-ориентированная наука, благодаря которой многие проблемы снимутся! Тут хоть после каждого слова восклицательный знак ставь.

Загрузка...