…В Римской Империи производство произведений искусства и книги производилось крупными частными кампаниями- мастерскими по массовому производству скульптур, огромными керамическими фабриками, государственной компанией по производсту и ремонту воинского снаряжения, строительными кампаниям, книжными корпорациями. В портах располагались огромные полотняные щиты с рекламой услуг и товаров.
Книги переписывались ручным способом, издавались тиражами до 5000 экземпляров, как в виде свитков, так и переплетённых книг, что требовало содержать целые корпорации переписчиков. Авторам новинок, естесственно, выплачивались гонорары, но мы не знаем, кем это осуществлялось – самими книжными корпорациями или богатыми меценатами, у которых авторы были почётными клиентами. Второе более вероятно, в силу клиентского построения сообщества. Очень вероятно, что клиентство литераторов Рима было связано с тем, что меценаты, будучи всадниками, постоянно бюыли вынуждену участвовать в выборах, и главной формой тогдашней предвыборной агитации была привлечение на свою сторону раскрученных, модных писателей и поэтов! Авторского права, как такового, здесь тоже не наблюдалось в принципе, и после премьеры книги, переиздания скорее всего могли быть легко украдены конкурентами и переизданы «пиратским способом» где-нибудь в дальнем уголке бескрайней империи, что почиталось в порядке вещей.
Наиболее значимые авторы попадали в сферу влияния меценатов, которые из соображения престижа и уважения сообщества, содержали этих авторов, порой создавая им поистине роскошную жизнь. Такими благодеяними были окружены Вергилий, Сенека и другие авторы эпохи императора Августа, которые получали богатые подарки Императора и имели землю, роскошные виллы и рабов. Но проблема состояла в том, что шедевров искусств было столь много, что они казались делом естесственным и обычным, что принижало статус художника-интеллектуала. Оплата оформителей вилл была столь существенна, что художникик иной раз продолжали работу в условиях смертельной угрозе жизни, как это было в Помпеях, уже засыпаемых горячим пеплом.
За авторами литературных произведений и исторических опусов сохранялось право на имя, то есть Государство следило, чтобы именно этот текст, созданный конкретным автором, был означен фамилией этого автора. Только это немного ограничивало кражу чужих сочинений.
Это было связано не с уважением к персоне автора, а строгими цензурными правилами Римской Империи. Цензура в Риме была прерогативой Императорской власти и Спецслужб. Все сферы связанные с законами, ораторской деятельностью, досками объявлений и выпускаемыми книгами, тщательно проверялось как при выпуске, так и инспектировалось в общественных библиотеках. Цензуру в Римском обществе осуществляли Римские Цензурные Коллегии – всевластные спецслужбы, контролировавшие содержание всего, чтобы было связано с языком и имевшие право на люстрацию, перлюстрацию, изъятие, изменение книг, и изъятие и уничтожение любой информации. Зная об этой особенности литературного процесса, сами авторы изначально чурались склизских, скользких тем и поддерживали общее любовно – приключенческое направление творчества. Очень силён был интерес к чудесам – животным и людям с дефектами, говорящим птицам, двуголовым уродцам, полётам и хождению по водам, венцом которых было оживление мёртвых и жизнь в иных мирах…» Эта сторона мифотворчества Рима, несомненно, была почёрпнута из чрезвычайно популярного Древне-Египетского культа, связанного с жизнью после смерта в иных сферах.
Мастерство Римлян в скульптуре было более сховатым, чем в Древней Греции и производство скульптур сразу было организоваано, как капиталистический процесс, с разделением труда и участием в создании скульптур множества людей. Стоимость мраморного и медного продукта была баснословной. Ревлама и инерция общественного сознания сделала из скульптур в человеческий рост истинный фетиш. Каждый нувориш заявлял о своём богатстве, выставляя скульптурур перед фасадом своего дома. Множество мастеров тёски были извлечены, выписаны и выкрадены из Греции в Рим, где руководили мастерскими. В одной из таких мастерских была найдена деревянная тавличка с вырезанными на ней словами Герамора – великого скульптора той эпохи. Вероятно, она была обращена к ученикам и главынм подмастерьям: «…Надо стараться делать качественный, весомый товар и пытаться сразу продавать его. Мода преходяща, и то, что кажется сегодня совершенным, завтра будет казаться уродливым или пресным! Начинать работу, не желая с самого начала продать свой продукт бесполезно! Это расхолаживает, понижает ответственость и служит исчточником падениякачества! Идеализм типа „даю бесплатно“ – проигрыш, никто это не уважает, ибо у того нет стоимости, у того нет и ценности. Надо искать то, где есть возможность монетизации. При этом, кстати, это самое важное – не следует никогда терять удовольствия от своего творчества. Надо быть мужественным, ибо на этом сложном пути бывают неудачи, в результате которых работа может быть испорчена или уничтожена одним неловким движением резца. Половина наших скульптур ещё при рождении приговорена стать мраморным щебнем при окончании! Дух ваш в таких случаях должен быть так стоек, чтобы вы в тот же миг с улыбкой принялись за следующую работу! Стойкость и терпение всегда бывают вознаграждены победами! Шедевров будет не много – они появляютсяя в виде духа времени, удачи, должного времени начала и свободы взгляда! Но если не будешь тщеславным, и не будешь пытаться рисовать лучше Форидора или Глюкафора, и ваять лучше Гарнеяна, многого не достигнешь. Ещё меньше достигнешь, если будешь самооправдываться и говорить – я делаю, как хочу, просто вокруг глупцы, которые не понимают в красоте, мне безразлично качество, я так вижу, оставь это как милое хобби и займись выращиванием тыкв! Вы должны смотреть на мир глазами покупателей ваших шедевров и удовлетворять их будущие желания, даже если они ешё и не подозревают о них! Побольше взирайте на Природу! Её Божественные возможности превышают возможности самого удачливого и утончённого гения! Свои творческие секреты храните, как девственность и держите тайны подальше от пьяного языка, ибо даже мысль о них может перехватить ищущий, алчный конкурент!»