«…Одной из главных причин появления жизни была Симметрия».
«…Но спустя целой чреды веков государство Тепиге постепенно захирело и на его границах, подобно коричневой Малаурской плесени, расползлось новое образование – Древний Рдуим, где не было ни утончённости, ни разума, но обитатели которого с молоком матерей впитывали привычку владеть оружием, убивать чужаков и быстро строиться в походный порядок, называемый Коргонта. К тому же им была свойственная скверная традиция сбрасывать инвалидов и младенцев, рождённых вне брака, с Тарпейской скалы. Нам пришлось долго, упорно и кроваво воевать с ними, дабы доказать, кто из нас лыком шит, а кто не щит, и только изменение траектории Марса после падения метеорита Чухе привело к остановке жестокой бойни. В смысле искусств Рдуом был поистине пустым местом, и никаких позывов привести в порядок своё авторское право и обзавестись Законами об Интеллекте не наблюдалось ещё примерно шесть веков. В это время уцелевшему после бойни и падения метеорита населению Марса пришлось переселиться под землю и даже приняться строить там основательные города, уходившие под скалы на целые мили.
Именно тогда отчаянная мысль о переселении на другие планеты овладела сначала элитой, а потом и простолюдинами и вызвала потербность искать во вселенной другие планеты, доступные для жизни. Там, на этих планетах, для начала должен был быть кислород и вода. Одновременно стали развиваться технологии для наблюдения, и через 600 лет были изобретены чудовищные телескопы, которые смогли смогли найти совсем неподалёку голубую планету Земля. То, что там возможна жизнь стало ясно, когда в створ телескопа попал идеальный овал Колизея. Радости марсиан не было границ. Отчаянье же граждан, вынужденных переселиться под землю, вкупе с дефицитом воздуха, электричества и товарищества, не знало пределов. В это время смертность дромагулов превысила все проедвоенные стандарты. Здесь впервые общество столкнулось с всеобщим цинизмом и повсеместным поношением религиозных святынь. Все вдруг, даже некоторые жрецы Культа Бога Оаооо, стали сомневаться в основах существования высших сил и везде рушили священные Треножники. Культ Авторского Права, незадолго до того проникший в массы, был похерен и забыт примерно на двести лет.
«…И при том, что, скажем, в Руме существовала широко разветвлённое денежное хождение, передовая законодательная система и огромная экономическая структура, – которая строилась на денежном кредите и по сути была капидарастической, здесь тоже по каким-то причинам не слишком уважался интеллектуальный труд. Единственное, что не имел Рум – это двигатель внутреннего сгорания, в остальном, в Руме использовалась масса изощрённых механизмов и приспособлений. Изготовлением оружия здесь занимались прекрасно обеспеченные инструментом и инструкторами специалисты, умудрившиеся обеспечить все население Рума практически непроницаемыми вольфрамовыми доспехами. Судьба остального мира, а вместе с ней Древнего Тепиге была решена и в течение двух скоротечных войн он пал, став окраиной новой, растущей империи Великий Всердум.
Все те, кто производил объекты культуры, художники, архитекторы, писатели, имели рынок, с которым на порядок не может сравниться рынок современного капидализма. Единственным моментом, когда интеллектуальный рынок достиг половины Румского рынка – была Эпоха Возбухания. В это время на рынке искусств крутились деньги, равные доходам от оборота земли.
Так обстояло дело с авторскими правами на Марсе. На Земле дело было не лучше.