4. Мэн • Детство







Чжун обозначает то, что только что родилось. То, что только что родилось, находится в своем детстве. Таким образом, после Начала следует Детство.


Метафорическое действие: обучиться чему-нибудь новому, получить новые знания.


Мэн – это инверсия предыдущего гуа, Чжун, Образ начала. Они обратны по положению, но дополняют друг друга. Мэн имеет различные значения. Первоначально это было название вьющегося растения, известного как повилика, которое легко растет и распространяется повсюду. Древние видели, как повилика растет и распространяется на крышах хижин, и поэтому создали идеограмму Мэн для обозначения трав на крыше дома. Позднее «мэн» стало означать «покрытие», поскольку повилика растет и покрывает крыши повсюду.

Древние китайцы считали, что природа ребенка подобна неграненому нефриту, его блеск скрыт. В те времена необразованного ребенка называли tong meng. Tong означает «ребенок», а tong meng означает, что мудрость ребенка скрыта или еще не раскрыта. Обучение ребенка называлось qi meng. В буквальном смысле слова qi meng – это снятие покрова или раскрытие того, что скрыто. По этой причине в древности место, где ребенок начинал свое обучение, называлось залом Мэн. Таким образом, Мэн символизирует невежественного, невинного или ребенка, поскольку мудрость еще не раскрыта.

В китайской культуре тема Мэн имеет большое значение – следование за началом жизни, раскрытие скрытой гениальности ребенка. Образ Мэн – это образ воды под образом горы. Вода, стекающая с горы, превращается в родник, чистый и прозрачный, символизирующий чистоту невинного детского разума. После того как родник вытекает из горы, он со временем накапливает осадок. Наблюдая это явление, древние поняли, что невежественных людей следует воспитывать и просвещать.

Образ гуа – это родник, вытекающий из горы и превращающийся в журчащий ручей. Затем ручей превращается в великую реку, питающую мириады существ. Однако, протекая по земле, река становится грязной. В данной гуа этот образ используется для объяснения важности просветления и воспитания невежественных существ, находящихся на стадии младенчества.

Для объяснения гуа используются две аналогии. Одна из них связана с образованием, другая – с браком. В «И цзине» нижнее гуа занимает позицию, уступающую верхнему гуа. Здесь элемент ян на втором месте играет важную роль. Он представляет собой учителя, который просвещает и обучает невежд. Поскольку это твердая линия в нижнем гуа, она символизирует качество великодушия. Вокруг нее расположены четыре уступающие линии: одна внизу и три вверху. Символически эти уступающие линии представляют собой невежд, которые должны быть просвещены. Китайцы считали, что каждый невежественный человек индивидуален. Согласно древней китайской традиции, их следует учить в соответствии с их способностями. Непросветленные должны быть смиренными и набожными и сделать первый шаг к просветлению. Иными словами, они должны быть готовы и желать принять образование. С другой стороны, тот, кто выступает в роли источника просветления, также должен быть терпелив и снисходителен.

Образ этого гуа – Гора над водой. В «И-Цзине» гора символизирует семью, а вода – среднего сына. Четыре линии инь вокруг линии ян можно рассматривать как четырех женщин, приближающихся к мужчине и намеревающихся выйти за него замуж. Твердая линия на втором месте – это элемент ян, мужчина. Уступающая линия на пятом месте – элемент инь, женщина. Они соответствуют друг другу, так как оба находятся в центральном месте и являются инь и ян – идеальная пара.


Загрузка...