После того, как появились Небо и Земля, появились мириады существ.
Метафорическое действие: стать инертным и пассивным к любому движению, замереть, остановиться. Можно взять мягкую слепочную массу и переминать ее пальцами, ощущая как меняется форма.
Кун означает расширение и подчинение. В тексте Вильгельма Кун переводится как «Воспринимающий». Блофельд переводит Kun как «Пассивный принцип». В данной книге принят термин «реагирование». Здесь изображена древнекитайская идеограмма Кун. С левой стороны расположен китайский иероглиф ту-земля, а с правой – мощный вертикальный штрих. Вертикальный штрих прорезает середину поля; он несет в себе ощущение протяженности. В «И-Цзине» кун представляет собой качество подчинения земли. Когда эти два значения соединяются, идеограмма представляет собой расширение подчинения.
В «И-цзине» царь Вэнь считал Цянь первым из шестидесяти четырех гуа, а Кун – вторым. Цянь и Кун вместе выступают в качестве введения ко всей книге. Цянь также является руководящим принципом первых тридцати гуа Верхнего канона, а Кунь – следующих тридцати двух гуа Нижнего канона.
Значение Цянь заключается в изучении природных явлений, Дао Неба. Значение Кунь – изучение социальных явлений, дао человечества. Дао Неба – это посвящение, дао человечества – подчинение и ответ. Человек как существо должен быть покорным Небу и чутко реагировать на его волю. Так, в решении царя Вэня говорится: «Возвышенно благополучный и спокойный. Благоприятно упрямство кобылы».
Создание и получение, посвящение и ответная реакция, ян и инь должны объединяться в одно целое и дополнять друг друга – таково Дао И.
Цянь – образ тепла и света, энергии ян, излучаемой Небом. Кун – образ энергии инь, распространяющейся по земле. Цянь представляет функцию Неба, инициирующего Сотворение мира. Кун представляет функцию Земли, подчиняясь и реагируя на Цянь. Кун гармонично взаимодействует с Цянем для завершения Творения, таким образом, Кун реагирует на творческие действия Цяня. Следует отметить, что царь Вэнь не назвал это гуа Землей, а назвал его Кун. Земля относится к небесным телам и китайскому божеству – Матери-земле. Цель «И-Цзина» – не раскрыть природу небесных тел и божеств, а предложить руководство для благоприятных действий в повседневной жизни и в то же время избежать проступков, навлекающих несчастье. По этой причине царь Вэнь назвал вторую гуа Кун. Кун – это энергия инь, реагирующая на творческие действия Цяня. Ее женские качества – отзывчивость, гибкость, преданность и смирение. Кун состоит из двух первичных гуа, оба имеют образ Земли. Шесть яо – это все уступающие линии. Этот рисунок представляет собой образ чистого инь, наиболее отзывчивого, гибкого, преданного и смиренного состояния.
Кун принимает образ земли. В соответствии со своей природой Кун не может ни создавать, ни развивать. Хотя у него есть потенциал, он не может ничего достичь в одиночку. Для его реализации необходимо принять чистейшую энергию ян от Цянь и действовать в соответствии с идеальным временем. Тогда оно способно породить мириады существ между небом и землей. Цянь сеет семена, Кун производит их на свет – идеальное дополнение Неба и Земли.
Древние китайцы жили на севере Китая, вблизи плато Желтой земли. Они вели кочевой образ жизни и были знакомы с лошадьми, наблюдая за стадами, живущими вместе. Среди сотен лошадей всегда находился вожак, и вожаком всегда был мужчина. Куда бы ни направилась ведущая лошадь, за ней следовал табун лошадей, мужских и женских. Во время войны лошади-самцы всегда шли впереди, а все самки – позади. Характер кобылы стал отражать признаки Кун.
Однако свойства Кун не могут быть полезны в любой ситуации. Они успешны только тогда, когда Кун ведет себя как преданная и покорная женщина-лошадь, следующая за мужчиной-лошадью, который бежит по правильному пути. Поэтому, когда Кун действует по шаблону, он проигрывает; когда он следует за хорошо подобранным лидером, он преуспевает. Благоприятно иметь хозяина, но в то же время быть хозяином своей природы. Иными словами, Мать-Земля должна подчиняться функциям Неба и при этом оставаться верной себе, тогда она сможет выращивать и питать множество существ.
Эта гуа является одной из восьми среди шестидесяти четырех совершенных гуа, которые образуются путем удвоения одной из восьми первичных гуа. В данном случае усовершенствованное гуа – это образ Кун, реагирующий; первичное гуа – образ Земли. В «И-Цзине» описывается взаимосвязь инь и ян – двух первичных и фундаментальных сил во Вселенной. Они противоположны, но взаимно дополняют друг друга. Древние китайцы считали, что слишком много ян и слишком мало инь – это слишком жестко, неэластично и может привести к поломке. Слишком много инь и слишком мало ян – это слишком мягко, без духа и, скорее всего, инертно. Инь и ян должны координировать и поддерживать друг друга. Цянь представляет наибольшее количество ян, Кун – наибольшее количество инь. В «И-Цзине» все шестьдесят четыре гуа вытекают из принципа взаимной согласованности и взаимодополняемости инь и ян. Один из комментариев гласит:
Инь – самое мягкое и покорное; когда оно приходит в движение, то становится сильным и твердым.
Инь – самый тихий и спокойный; действуя, он способен достичь определенной цели.
Как это может быть? Инь – мягкий, но не слабый. Она покорна, но не обязательно отдает свою инициативу. Инь получает ян-качества от развития ян.
Кун иллюстрирует дао подчиненного, второе место – символическое место для подчиненных. Это место обладает четырьмя достоинствами иньского аспекта – уступчивостью, покорностью, центральностью и правильностью.
Выбор собственного предначертанного пути не принесет успеха, а вот следование мудрому руководству другого человека принесет успех. Она указывает на дао подчиненного или отзывчивого. Кун представляет собой все иньские аспекты качества мудреца, который следует Дао Неба и устанавливает Дао человечества.