Когда наутро я вошла на кухню, Сима гладила одежду.
– Почему ты не в школьной форме? – спросила ее я. – Ты же опоздаешь.
– Я остаюсь.
– Сима!
– Я встала рано утром помочь со стиркой. Ты перегладила всю стопку, а она снова выросла и стала даже больше. Работа по дому бесконечна. Я нужна тебе.
– Мы с Парвин справимся. Тебе надо идти в школу.
– Это несправедливо. – Глаза Симы наполнились слезами. – Как я могу пойти, если ты не можешь?
– Но тебе никак нельзя оказаться в отстающих, ты ведь только что перешла в этот класс. Я хочу, чтобы ты пошла.
Со слезами на глазах Сима надела школьную форму. Когда она ушла, я смотрела ей вслед из окна. Через несколько шагов с ней встретится Хафса, но я этого уже не увижу. Они войдут в кирпичное здание школы, сядут за парту и будут изучать вещи, которых я не знаю. В классе я была лучшей ученицей, но скоро Хафса и Сима меня обгонят.
– Девочки еще спят? – спросила Парвин, заходя и закрывая за собой дверь.
Я кивнула.
– Хорошо. Давай приступим к делам, которые нужно успеть сегодня сделать. Омар купит цветную капусту по дороге домой из школы. У нас достаточно картошки, но я еще раз проверю… Что такое?
Парвин приходила и уходила, молча помогая нам, и иногда я забывала о ее присутствии. Но именно она всегда заботилась о том, чтобы у нас было все, что нужно, чтобы приготовить еду и вести хозяйство. Парвин была невидимой рукой, поддерживавшей нашу семью.
– Ничего… просто… спасибо, – сказала я служанке. – Мы слишком редко тебе это говорим. Спасибо тебе за все.
– За что же меня благодарить? – удивилась женщина. – Так всегда бывает в семье. Все будет хорошо. Иди сюда.
Я в этом не уверена. Я ведь была уже не маленьким ребенком, как Рабия или Сафа, которых легко успокоить, но когда Парвин обняла меня, боль в душе немного приутихла.
– Как дела в школе? – спросила я Симу, когда сестра днем вернулась домой.
– Было здорово! – Она улыбнулась.
– Тебе помочь? Хочешь, я посмотрю твое стихотворение? Его же надо сдать в понедельник, верно?
– Конечно, посмотри, – ответила сестра. – Но тебе надо написать и свое стихотворение.
– Сима, папа не изменил своего решения.
– Ему и не надо его менять.
– Что ты имеешь в виду?
Она засунула руку в сумку и протянула мне папку.
– Что это? – спросила я сестру.
– Взгляни.
Я раскрыла папку. Тест по грамматике. Тест по математике.
– Но, Сима, я не могу написать стихотворение без урока. И как я могу пройти тесты…
– Я помогу тебе, – ответила сестра. – Я поговорила с госпожой Садией, и та согласилась. Она сказала, что, пока ты будешь следить за учебой и выполнять контрольные работы, ты останешься в списке учеников. Еще я пообещала ей все тщательно записывать на занятии и объяснять тебе. Даже уроки по поэзии. Не смотри на меня так! Я справлюсь! И я научу тебя всему, чему научусь сама. Потому что ты обязательно вернешься в школу. – Она схватила меня за плечо.
Я прочитала знакомый почерк госпожи Садии на первой странице в папке: «Здравствуй, Амаль! Я понимаю, что прошу от тебя многого. Но если кто-то и сможет справиться, то это ты. Я в тебя верю».
Я обняла Симу. Мне ведь казалось, что надежды больше нет. Но надежда – такая сложная штука. И она ко мне вернулась!