Верблюда не зря называют «кораблём пустыни». Вряд ли человек смог бы освоить бескрайние жаркие пески без этого необычайно выносливого животного. Не случайно арабская легенда гласит: «Аллах создал человека из глины. У него осталось два глиняных комка. Из одного он вылепил верблюда, а из второго – финиковую пальму».
В мире насчитывается около 15 млн «кораблей пустыни». Верблюд великолепно приспособлен для жизни на песчаных просторах. Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка, который гонят сильные ветры. Когда во время песчаных бурь становится трудно дышать, верблюд может почти совсем сомкнуть ноздри. Оба пальца на каждой его ноге соединены мозолистой подушкой, которая не даёт верблюду проваливаться в песок. Нечувствительный к шипам рот способен разжевать любую колючку, а желудок переварит самую грубую и солёную пищу.
Верблюд может очень долго не есть и не пить за счёт запаса жира в горбах. Взрослый самец весом до 630 кг иногда теряет до 30 % массы тела (160 кг) и не погибает. Он способен прожить без воды 45 дней. При первой возможности верблюд залпом выпивает около 50 л воды.
Жара, которая убила бы менее выносливое животное, почти не действует на верблюда. Его шерсть не пропускает жар солнца. Чем лучше питается верблюд, тем выше его горб. Он расположен на спине, а вся остальная поверхность тела свободна от жира, и верблюду не жарко. Кроме того, у верблюда имеются большие мозоли на груди и коленях – они предохраняют его от ранений, когда в пустыне приходится ложиться на острую щебёнку.
Новорождённый верблюжонок начинает ходить уже через несколько часов после рождения. А на второй день не отстаёт от стада. У него с рождения есть горбики. Но они пока ещё не возвышаются на спине, а свисают на бочок, как детские рукавички на верёвочке. Мать около года кормит его молоком и всячески оберегает.
Существует два вида верблюдов: дромаде́ры – одногорбые и бактриа́ны – двугорбые.
В Египте найдена скульптурка, изображающая навьюченного дромадера, которой более 5 тыс. лет. Это говорит о том, что люди испокон веков использовали способность верблюда переносить тяжести. Известно, что верблюды могут нести половину собственного веса, а самые сильные – столько же, сколько весят сами, около 700 кг. Под седлом верблюд проходит до 80 км в сутки. Кроме тяжёлых вьючных пород есть лёгкие быстроногие породы дромадеров, предназначенные для верховой езды. Жаль только, что они – иноходцы, то есть попеременно выносят и опускают то правые, то левые ноги. Поэтому на бегу дромадеры сильно раскачиваются, бросая всадника из стороны в сторону.
Двугорбый верблюд миролюбивее и послушнее. Он крупнее и тяжелее дромадера. Шерсть у него гуще, окраска темнее; летом она рыжеватая, а в течение остальной части года бурая. Бактриан так же неприхотлив, силён и вынослив. Защищённый густым мехом, он не боится зимних холодов. Даже снежные бураны азиатских степей ему не страшны. Однако сильную жару животное переносит плохо.
В горных районах двугорбый верблюд как вьючное и верховое животное ценится очень высоко. Летом домашние верблюды сутками пасутся на пастбищах, и только самок пригоняют к юртам, чтобы подоить.
Молоко и мясо верблюдов употребляют в пищу, шкуры выделывают для изготовления меховых и кожаных изделий, а из шерсти валяют войлок и ткут шерстяные ткани. Прессованный, с примесью соломы верблюжий навоз – кизяк – в степных и южных районах используется как топливо, а также для сельских построек.
Последние дикие верблюды остались в Монголии в пустыне Гоби. Живут они стадами, в которых один самец и несколько самок. Держатся они, как правило, у воды. Летом в поисках корма уходят в предгорья.