– Ефания! – будто издалека донёсся мужской голос. – Ефания! Открывай глаза! – приказал голос, подлетая ближе.
Фаняша почувствовала, как к ней возвращаются ощущения. По телу пробежал холодок, звуки становились всё громче.
Она открыла глаза и увидела перед собой красивого пожилого мужчину в длинном красном плаще с капюшоном.
– Ой, Вы похожи на льва, – улыбнулась Фаняша, разглядывая рыжую шапку кудрявых волос, покрывающую всю голову старца.
– Прекрасное сравнение, – мягко ответил он, поглаживая рыжую бороду. – А ты, Ефания, похожа на маленькую птичку, которая летела домой, но сбилась с пути и уснула.
– Нет, что Вы! Я не спала, – начала защищаться Фаняша, – я как будто совершенно потеряла ощущение себя. Словно перестала существовать. Исчезла. А теперь вот снова существую. Кажется. Странно всё как-то… – Фаняша потрогала голову, ущипнула себя за щёку, проверяя, что она чувствует.
– Почему же странно? – Старец загадочно улыбнулся. – Всё в порядке вещей. В жизни важно уметь исчезать. Но необходимо это делать правильно. А ещё нужно научиться замирать. На время.
Фаняша нахмурилась и недоверчиво посмотрела на старца:
– Извините, а Вы кто? Мне хочется знать, с кем беседую, – сказала она, размышляя, стоит ли доверять незнакомцу.
– Я Мастефарий, Ефания. Думал, ты меня узнала, – улыбнулся старец, принял серьёзный вид, приглаживая волосы, и повернулся в профиль.
– Мастефарий! – крикнула Фаняша и захлопала в ладоши. – Вы дядя моего папы. Теперь узнала! Конечно, узнала. У нас так много Ваших фотографий, и папа так часто о Вас рассказывал. Я рада нашей встрече. Спасибо Вам за Солофея. Это же Вы помогли тогда. Я сначала сомневалась, что младший брат – это хорошо, но потом поняла, что это здорово. Спасибо! Можно я Вас обниму?
Не дожидаясь ответа, Фаняша крепко обняла Мастефария.
– Я тоже рад, Ефания, – мягко произнёс старец. – Но я недоволен, что ты пропускаешь занятия в школе. Ангелу необходимо учиться и получать ценные, важные знания.
– Да, я поняла, – виновато ответила Фаняша. – И про школу, и про важность обучения. Мне про это Дунария рассказала. Это ангел бабы Нади. Вы знаете её?
– Я всех знаю, моя хорошая. Это моя работа, – строго ответил Мастефарий. – Тогда почему же ты не в школе?
– А я летела… летела домой, чтобы потом отправиться в школу. Но у меня не получилось, не знаю почему. Я очень испугалась, замёрзла и устала. А потом вдруг всё закончилось. А я как будто исчезла, понимаете? – Фаняша заглянула в глаза Мастефарию в надежде, что он поможет ей и расскажет, что произошло.
– Да, я понимаю, – ответил старец и погладил Фаняшу по голове. – Всё очень просто и объяснимо. И если бы ты посещала занятия, ты бы знала, что происходит. И могла бы легко с этим справиться. Ты помнишь, что нужно для перелёта из одного измерения в другое? Расскажи мне, пожалуйста.
– Честно говоря, я просто не летала раньше одна, – залепетала Фаняша, – только с учительницей Хордой Этюдизовной. И мне казалось, что я всё запомнила. Нужно закрывать глаза, раскручивать Нимб над головой и думать о том, куда хочешь полететь. Знаю, что летать можно только домой, то есть в Урбазиум, и к своему человеку. Я так и делала, даже в мыслях не было лететь куда-то ещё. Не понимаю, что могло пойти не так. Почему я заблудилась. И куда исчезла.
Фаняша развела руками.
– Потому что ты забыла сделать основное, – строго ответил Мастефарий и наклонился к девочке. – Нужно было до перелёта замереть! – громко сказал он и пристально посмотрел в глаза Фаняше.
– Замереть до перелёта? – переспросила Фаняша, не моргая.
– Это очень важное знание, которое обязательно проходят в школе. Видимо, ты его пропустила. Незнание правил и законов вселенной может быть опасно для жизни твоего человека и для тебя самой.
Фаняша виновато опустила голову.
Мастефарий продолжал говорить:
– Замирание – это умение останавливаться. Умение прощать и отпускать. Отпускать всё без остатка, без исключения, без сожаления. Для того чтобы сделать новый шаг, нужно замереть в настоящем моменте, отпустить прошлое, не думать о будущем. Для того чтобы жить по-настоящему, нужно уметь замирать хотя бы на мгновение. Эта остановка необходима, она даёт энергию для созидания. Чтобы двигаться вперёд, нужно научиться всё отпускать, чтобы затем рождаться вновь. Это нужно всем. И людям, и ангелам. Хотя люди в большинстве своём боятся останавливаться, отпускать и замирать, полагая, что за этим ничего не последует и их жизнь оборвётся. Они думают, что если сделают паузу хотя бы на мгновение, то всё исчезнет. Они боятся потерять жизнь, упустить настоящее, хотя, по сути, живут только в прошлом и будущем. И это большое недоразумение, приносящее людям боль и страдания. Со временем ангелы могут это исправить. И в этом большом и важном деле необходима помощь каждого. Твоя в том числе. Слышишь меня, Ефания?
Мастефарий наклонился к Фаняше, и она утвердительно кивнула.
– А помочь ты сможешь, только если будешь знать и понимать, что следует делать. Как служить своему человеку. Как использовать все возможности для того, чтобы помочь ему вырасти, перейти на новый уровень. Для этого необходимо многое знать и уметь. Начни с оттачивания мастерства перелётов. Посещай занятия в школе, учись, выполняй задания. И старайся больше не попадать в Междумирье. Здесь свои законы, и невозможно предсказать, когда это пространство тебя отпустит.
Фаняша молчала. Ей было до слёз обидно, что она не справилась с перелётом. Мастефарий заботливо погладил девочку по голове, и она улыбнулась в благодарность за поддержку.
– Итак, Ефания, давай вместе усвоим: чтобы перелететь из одного измерения в другое, необходимо замереть на одно мгновение, попрощаться со всем, кто ты есть, отпустить всё, что держишь, о чём думаешь. Только тогда переход возможен. А была ли пуста твоя голова перед совершением перелёта?
Фаняша вспомнила, как в тот момент её одолевали сотни беспокойных мыслей и переживаний. Как сильно она волновалась за Алису, как отвлекалась на страхи и тревоги, наполняющие всё её существо.
– Теперь понятно, почему я не долетела, – задумчиво сказала Фаняша.
– Не только с ангелами такое случается. Как я уже говорил, люди в большинстве своём тоже не умеют правильно замирать и потому вынуждены проводить долгие часы, дни, годы, а порой и всю жизнь в таком «полумёртвом» состоянии. Укрытые пеленой волнений, страхов и сомнений. Заточены в плен сожалений, ожиданий и тревог.
– А что было бы со мной дальше, если бы я так и не долетела или если бы Вы меня не нашли? – спросила она и украдкой посмотрела на Мастефария.
– Разное бывает. Оглядись.
Фаняша обернулась и увидела в тёмно-синей дали множество ангелов, зависших в воздухе. Она смогла разглядеть одного дрожащего мальчика-ангела, свернувшегося в комочек, а ещё чуть дальше – другого ангела, девушку, в красивом фиолетовом платье. Она медленно раскачивалась на невидимых волнах. Казалось, что она улыбается.
– Видишь их? – спросил Мастефарий, и в его голосе послышались нотки сожаления. – Тоже, видимо, забыли замереть перед полётом, потому и оказались здесь. Теперь замирают принудительно. Не исключено, что именно сейчас что-то важное может происходить в их семьях, с их человеком. А они здесь…
– Но они же очнутся? Как и я, – заволновалась Фаняша.
– Очнутся, конечно, но никто не знает когда. Многое зависит от их внутренней силы желания, от чистоты намерений. Вот видишь её? – Мастефарий указал на девушку в фиолетовом платье. – Она расслаблена и улыбается, значит, уже готова к пробуждению.
Фаняша вдруг вспомнила, что в какой-то момент этой вынужденной остановки к ней пришло ощущение тишины, умиротворения и полного расслабления. И в этой тишине и пустоте она будто слышала слова: «Люблю тебя». И было так хорошо, так спокойно. То есть сначала пришла остановка, а за ней любовь.
– Я поняла! – воскликнула Фаняша. – Поняла про любовь! Поняла, какая обратная сторона любви!
Мастефарий удивлённо поднял брови.
– Никакая это не ненависть! Как же я сразу не догадалась. Обратная сторона любви – это замирание, остановка! Правильно? – Фаняша впилась глазами в Мастефария, ожидая похвалы и одобрения, что она умница и прошла свой первый урок.
– Ефания, – мягко сказал старец, – у меня нет задачи тебя расстраивать, но это не так. Остановка не является обратной стороной любви. Это лишь одно из необходимых условий для существования самой любви. Чтобы любить, нужно понимать суть остановки, уметь замирать. Именно поэтому ты почувствовала любовь после того, как была вынуждена всё отпустить, со всем проститься и для всего исчезнуть.
– Ясно, – вздыхая, ответила Фаняша.
Она настолько сильно поверила, что разгадала главную тайну любви, что преждевременно посчитала первым урок пройденным. А тут… Такая жалость.
– Что же может быть ещё? Какая у любви обратная сторона? Если это не ненависть, не остановка, – размышляла Фаняша.
– Ефания, останови свои мысли. Поверь мне, пожалуйста, ты обязательно найдёшь ответ. Для этого необходимо учиться. Ты помнишь, куда держишь путь? – Мастефарий широко улыбнулся и протянул руку Фаняше: – Давай-ка я помогу тебе, чтобы ты снова тут не зависла.
– Да, так будет лучше. Спасибо. Обещаю, что дома потренируюсь правильно замирать. – Девочка расплылась в благодарной улыбке и взяла старца за руку.
– Я провожу тебя домой и отнесу твой Нимб в Нимбариум. Нимбы учеников Младшей и Средней школы должны храниться именно там.
– Спасибо Вам, дорогой Мастефарий, – тихо сказала Фаняша и зажмурила глаза.