Лена нерешительно взглянула на Архицензора.
– Эдмон … Ты побеседуешь со мной сейчас, или на данный момент у тебя планы в отношении Алексея?
Корти какое-то время сосредоточенно смотрел на нее, а потом сдержанно улыбнулся.
– Знаешь, Элен …, – он повел в воздухе рукой, а потом неожиданно щелкнул пальцами. – Я считаю, что в данном случае полноценный разбор твоей миссии мы можем не проводить. Перед тем, как вызвать всех вас, я подробно побеседовал с Летто, и …
Я заметил, что Лена не сводит с его губ напряженного взгляда – так, как будто пытается проследить всю цепочку его размышлений. Вероятно, этому тоже учат Цензоров …
– И? – невольно подтолкнула она его.
– Дорогая моя! – Архицензор торжественно взглянул на свою подчиненную. – Могу заявить тебе на официальном уровне – ты более чем успешно справилась со своей первой миссией!
– А как же …? – Лена замерла с приоткрытым от изумления ртом.
– Мало того! – Эдмон покровительственным жестом возложил ей ладонь на плечо. – Орден даже выражает тебе особую благодарность! Ввиду того, что в ходе операции ты столкнулась с непредвиденными обстоятельствами и действовала наиболее предпочтительными в данной ситуации методами! Поверь мне, мало кто из более опытных Цензоров действовал бы более хладнокровно и эффективно …
– Но, Эдмон! – попыталась возразить Лена. – Миссия едва не была провалена! Я могла бы быть более прозорливой и не допустить подобного стечения обстоятельств …
– Ты не могла, – категорически отверг ее доводы Корти. – Ни в силу твоей подготовки, ни с силу вообще – твоих возможностей! Если следовать твоей логике, то вину за произошедшее нужно вообще отнести на счет Летто. Но, уверяю тебя, даже он в этой ситуации не смог бы ничего противопоставить агентам Бездны. Пройдемте в здание, я вам кое-что поясню в более располагающей к этому обстановке …
Мы вошли в здание Архицензориата и расположились на креслах в фойе.
Когда мы расселись, Архицензоробвел нас загадочным и внимательным взглядом – так, как будто заранее предвкушал то, что хотел нам сказать. Потом обратился к Лене:
– Ле, я намеренно не провожу с тобой индивидуальную беседу – Алексею будет полезно услышать все это. Итак, молодые люди, я могу вас поздравить! Вас – обоих! Можно сказать, дворы Бездны преподнесли нам приятный сюрприз, вмешавшись в эту миссию!
Мы с Леной обменялись полными искреннего недоумения взглядами. Признаться, и сам я не ожидал подобного исхода …
Отметив нашу реакцию на его слова, Корти кивнул и продолжил:
– Я понимаю ваши чувства. Миссия и в самом деле была на грани провала … Но сейчас, уже после того, как Архицензориату были предоставлены предварительные заключения, мы можем сделать вывод – операция была крайне успешной. Даже – несмотря на определенные риски. Сейчас я посвящу вас в кое-какие детали. Ты, Алексей, может быть кое-что не вполне воспримешь, но в будущем это тебе, уверен, пригодится … Так что …
И Архицензор нам поведал все то, что мы должны были услышать. Предварительно он нас предупредил о том, что подробности этого разговора не должны разглашаться …
Изучив предварительные заключения, отчеты и выкладки аналитического отдела, Архицензориат в полном составе пришел к единогласному заключению: Цензор Зайцева справилась с миссией в полном объеме. Кроме того, были особо отмечены ее выдающиеся заслуги при действиях в нестандартной ситуации. А именно – при возникновении, можно так выразиться, Пролома в Череде миров …
– Прости, Эдмон, ты сказал – Пролома? – сдавленно произнесла Лена и задержала дыхание.
– Именно, моя дорогая! –Корти ответил ей красноречивым взглядом. – Сам факт возможности проникновения в Череду антиматерии уже можно назвать Проломом. Тем более, в присутствии верди, которые могут ею манипулировать. Вскрытие их тел это подтвердило. Они … Уникальны, другого определения в данном случае я подобрать попросту не могу. Стоит отметить, в этом отношении дворы Бездны совершили, без какого-либо преувеличения, грандиозный прорыв!
Я слушал и понимал, дай бог, семь слов из десяти, но, тем не менее, старался зафиксировать все это в памяти. По всему выходило, что пресловутый Пролом – это, своего рода, диверсия или целое Вторжение сил Бездны на территорию то ли самого Ордена, то ли – Череды. И поскольку сейчас практически провальную миссию Лены считают чуть ли не подвигом с ее стороны, то такие, мать его, проломы уникальны! А мы, стало быть, предотвратили … Что?
– Ммм, …Эдмон …, – нерешительно прервал я Архицензора. – Прости что вмешиваюсь, но ты сам настоял на моем присутствии …
– Валяй! – неожиданно подбодрил меня Корти и тихо рассмеялся.
– Каковы могли быть последствия такого …кгм, Пролома? И смог ли Орден в результате их предотвратить?
Корти прошелся по моей персоне пристальным взором, несколько секунд медли с ответом, а потом энергично встряхнул головой.
– Зришь в корень, парень! Последствия могли быть самыми непредсказуемыми – вплоть до расширения Пролома, а там и – бог его знает … Просто …, – Эдмон с долей недоумения поднял брови. – Признаться, я не верю в совпадения – этому меня научила долгая и наполненная всевозможными событиями жизнь. Но в данном случае …, – он развел руками. – Кроме как вмешательством Провидения, я это назвать не могу. Кандидат в Цензоры, первая миссия утвержденного Цензора, антиматерия, усовершенствованные верди, Прорыв – клубок в прямом смысле чудовищный. И такой исход, как мы имеем сейчас, просто … уникален! К тому же, на основании сделанных выводов, мы можем усовершенствовать свои действия – вывести их на новый уровень! С этим сейчас работают аналитики …
Я рассеянно кивнул, после чего задал новый вопрос.
– А эти …, ммм, уникальные верди … Что они собой представляют?
Эдмон оценивающе оглядел меня с ног до головы, а потом покачал головой.
– Пока что я не смогу тебе это объяснить … Ты еще не готов к восприятию на таком уровне. Позже …, – Корти взглянул на Лену. – Ле, дорогая, думаю, сейчас ты оставишь нас с Алексеем. Позже я тебя вызову …
– Хорошо, – кивнула Лена и пристально посмотрела на меня.
В этом взгляде я словно бы уловил нечто наподобие материнской заботы. Типа, оставляю свое чадо, как оно тут справится … Первая миссия, подопечный – на женщин это должно производить неизгладимое впечатление! Я подмигнул ей в ответ: «Все будет хорошо!»
Лена поднялась с дивана, кивнула Архицензору, после чего коснулась моего плеча.
– Я заберу тебя … потом.
Она направилась в сторону выхода из Архицензориата, а Корти указал мне на двери лифта.
Когда мы расположились в его апартаментах, Эдмон какое-то время раздумывал, после чего, прищурившись, взглянул на меня.
– Я думаю, Ле уже успела посвятить тебя в кое-какие детали?
Я с неприкрытым сарказмом взглянул на него.
– Детали, Эдмон? Боюсь, тут можно рассказывать тысячу лет, и даже после этого у меня все равно останутся вопросы! Объять необъятное – так про подобные вещи говорят в народе …
– Согласен. И все это у тебя впереди, если … Если сегодня ты ответишь мне утвердительно на вопрос – ты хочешь быть Экзистцензором?
Я размышлял лишь мгновение.
– Само собой – да!
– Отлично! – Архицензор энергично потер ладони. – Другого от тебя я и не ждал!
– Лена тут вкратце обрисовала мне …, – нерешительно продолжил я. – Но, признаться, я не вполне уловил суть … Цензоры, они … Меняют реальность? Историю? Ход бытия …
Корти жестом прервал меня.
– Не совсем так, – он повел в воздухе рукой. – Скажем так, корректируют. В соответствии с тем, как это должно быть в идеале. Но, как ты знаешь, в реальности идеал недостижим – мы можем лишь стремиться к нему …
– Корректируют в соответствии с чем?! – довольно невежливо прервал я его. – Вот главное, что на данный момент меня интересует!
– В соответствии с Летописью, – просто взглянул на меня Эдмон.
Я вздохнул и отчаянно потряс головой …
– Не вполне … Летопись – это что вообще? По сути своей?
Архицензор не медлил с ответом.
– Ход бытия, не менее и не более. Часть ее мы уже знаем – для нас она является историей. И лишь Видящие способны заглянуть вперед и предупредить нас о приближающейся опасности …
– Стало быть, мы, Цензоры, предотвращаем возможный Конец света?
Я немедленно припомнил рассказ Лены о великом ораторе Туции, который предотвратил масштабное столкновение в одном из миров, которое эхом могло бы прокатиться по всей Череде миров. Подвиги, героические походы, умопомрачительные схватки – именно таким мне виделось будущее.
Эдмон запрокинул голову и тихо рассмеялся.
– Что не так я сказал?! – я искренне недоумевал по поводу этого неожиданного веселья в ответ на свой вопрос.
– Не принимай на свой счет, – Эдмон с долей смущения взглянул на меня. – Просто … Это повторяется из поколения в поколение. Каждый Кандидат, едва оказывается в Долине, видит свое будущее исключительно в героических тонах.
– Но, ведь именно этим мы и должны заниматься, если я тебя правильно понял? Видящие видят угрозу Мироздания, мы ее предотвращаем. Что не так я сказал?
– Прости, возможной виной тому – твои мысли о Туции в момент вопроса, Корти сдержанно улыбнулся.
Я осекся, мгновенно осознав – с кем в данный момент разговариваю. Суперлюди, читающие чужие мысли … И бог его знает – на что они еще способны. Надо бы как-то поосторожнее …
Отметив мою реакцию, Эдмон поднял ладонь в предупреждающем жесте.
– Сейчас я кое-то поясню … Дело в том, что лишь в исключительных случаях Цензор вынужден совершать, своего рода, подвиг, исполняя свою миссию. И это является недоработкой и аналитического отдела, и всего Архицензориата. Так случилось с первой миссией Элен – и именно поэтому Совет оценил ее действия столь высоко! А вообще … Порой Цензор в ходе выполнения задания должен совершить какое-нибудь весьма незначительное действие – мелочь, которая впоследствии может привести к катастрофе. Тут все зависит лишь от того, насколько далеко в будущее смогут заглянуть Видящие. Чем дальше – тем легче нейтрализовать возможные последствия. И соответственно – наоборот …
– Эдмон, все это – теория …, – я смущенно улыбнулся. – Чтобы лучше понять, мне нужна конкретная история. На примере, так сказать …
– История? – Эдмон задумчиво прикусил губу. – Легко!
Его рассказ оказался настолько увлекательным, поразительным и до банальности простым, что к концу повествования я, словно ребенок, сидел с приоткрытым от глубокого изумления ртом …
А дело было вот в чем … Однажды от Видящих поступила убойная информация о том, что грядет уничтожение целого сегмента Череды. Технология тут оказалась не столь замысловата, как я мог подумать изначально. Видящие улавливают эманацию глобального события, после чего более детально прослеживают всю цепочку событий, которые могут привести к подобному исходу. Так было и на этот раз …
В мире под кодовым названием Гамма-пять прослеживалась возможность мировой войны и применением оружия массового поражения. При более детальном рассмотрении всех обстоятельств выяснилось, что к подобному стечению обстоятельств привела вовсе не готовность населения этого мира пожертвовать всем сущим, а обычный человеческий фактор. В роковой момент, совпали сразу несколько роковых нюансов – неполадка системы, психологическое состояние исполнительного лица и сбой связи. Видящие досконально проследили всю цепочку. Отдел аналитики проработал возможные варианты. В результате чего три Цензора отправились на просторы Гамма-пять …
Одному из них было поручено предотвратить неисправность коммуникаций. Ничего особенного – в качестве ревизора он прибыл на узел связи и указал ответственному лицу на характерную неисправность. Она незамедлительно была исправлена.