Вопрос – обладают ли животные сознанием и насколько справедливо применять термин «сознание» к живым организмам, помимо человека, до сих пор остается болезненной темой для многих биологов и психологов. Первые работы, посвященные сознанию животных, начинают появляться лишь в последней четверти прошлого века. Однако методы исследований и научная терминология в этой области еще не окончательно разработаны и во многих аспектах противоречивы. Так, в вышедшей в 1981 году книге выдающегося американского биолога, основателя когнитивной этологии Дональда Гриффина (Griffin, 1981) – «Вопрос осознанности животных») («The Question of Animal Awarenes»), был предложен взгляд на управляющую роль сознания в организации поведения живых организмов.
Несмотря на то, что в работе Гриффина собраны вполне безобидные и убедительные примеры того, как различные виды животных демонстрируют способность принимать верные решения, даже в сложных ситуациях, руководствуются «рациональными соображениями», демонстрируют эмпатию и способность извлекать смыслы и значение из происходящего, решают многоходовые нетривиальные задачи и т.п. Основной дискурс работы Гриффина заключается в том, что животные не бездумные, механические существа, действующие на одних лишь «инстинктах» и «генах», а вполне осознанные и способные к вариативному решению сложных задач.
Работа была встречена критиками крайне сдержано, подход Гриффина к сознанию животных был оценен как «чрезмерно либеральный» (Thomas, R. K., & Lorden, R. B., 1993), а приведенные примеры охарактеризованы как «демонические вирши о поведении животных» (Davis, H., 1989, цитата по Thomas and Lorden, 1989). Однако революционное значение этой работы для науки о поведении животных переоценить невозможно – она стала едва ли ни первой научной работой в западной науке, указавшей на то, что животные (помимо человека и высших приматов) способны мыслить, принимать решения, выходящие за рамки простых автоматизмов, «рассуждать», «прогнозировать» и т.п. – что до этого считалось прерогативой исключительно человека (и, от части, высших млекопитающих). Всего лишь за какие-то 80 лет биологическое представление о поведении животных эволюционировало от изувечивающих здравый смысл идей Жака Лёба до признания роли сознания в управлении поведением и решением жизненно важных задач.
К этому времени биология столкнулась с определенными трудностями в своих попытках объяснить адаптацию, поведение и эволюцию живой природы исключительно с точки зрения развития «клетки» и «аминокислот». Подходы и теории, предлагавшие модели, в которых у организмов сначала на появлялись органы или гены, а уже затем появлялось адаптивное поведение – перестали удовлетворять даже самые неприхотливые умы (хотя попытки приписать ведущую роль в эволюции, например генам – не прекращаются и по сию пору). Постепенно происходит осознание идеи, высказанной еще Леонтьевым в середине 20-го века о том, что «орган и функция хотя и являются неразрывно взаимосвязанными, но вместе с тем связь их не является неподвижной, однозначной, раз и навсегда зафиксированной, так что аналогичные функции могут осуществляться различными органами» (Леонтьев А.Н., 1972). Другими словами, сначала формируется функция (поведение), а уже затем – специализированный орган.
Постепенно, преодолевая стереотипы и предрассудки, термин «сознание» (cognition) за последние десятилетия отвоевал и упрочил свое место в науках о живой природе, поведении живых организмов и эволюции. Так, Sara J. Shettleworth, одна из наиболее видных специалистов в области сознания и поведения животных, дает такое определение сознания у животных: «сознание (cognition) в широком смысле включает в себя восприятие, обучение, память и принятие решений, то есть, все способы, которыми животные воспринимают информацию о мире с помощью органов чувств, обрабатывают, сохраняют и на основании которой, принимают решения о своих дальнейших действиях» (Shettleworth, 2010; перевод – С.Ф.).
Изучение сознания живых организмов не только стало объектом исследования различных научных дисциплин о живой природе, но и дало начало становлению новых. В результате стали появляться самостоятельные биологические школы, изучающие поведение и биологическую жизнь с точки зрения сознания, управляющего адаптацией и решением задач по выживанию и репродукции: когнитивная этология, когнитивная биология, когнитивная экология и др. Все больше внимания ученых стал привлекать вопрос того, как функционирует сознание животных, как изучать эволюцию сознания, какие могут быть предложены классификации живой природы по типам обработки информации и т.п.
Формирование самостоятельных дисциплин, изучающих сознание животных, возникает как реакция на определенный кризис, в котором оказалась современная биология, обходя сознание животных стороной. Необходимость рассматривать сознание животных, как механизм, управляющий адаптационным поведением, указала на возможное решение и направление выхода из этого кризиса. Можно сказать, что в «бессознательной» биологии наконец-то стало пробуждаться сознание и его признание его роли не только в формировании поведения живых организмов, но и в эволюции в целом.
Постепенно преодолевая стереотипы и предрассудки, термин «сознание» (cognition) за последние десятилетия отвоевал и упрочил свое место в науках о живой природе, поведении живых организмов и эволюции. Стало появляться все большее сторонников этой идеи, стремительно выросло число новых исследований и работ, подтверждающих наличие сознания не только у приматов и высших млекопитающих, но даже у бактерий, растений и грибов. То есть – у всего живого на Земле.