По дороге к Чайковскому

Моими учителями были самые фантастические скрипачи, живые легенды. Но и у «вундеркиндов» все складывается не сразу, поэтому список моих учителей начинается с женщины по имени Косье Вейценбек (Coosje Wijzenbeek)9. Она голландка, и с учетом особенностей звучания ее имени, я с легкостью произносил его даже в детские годы: Коше Вайценбек (Kosche Weizenbek).

Примерно через год мой отец – вероятно, почувствовав, что ему как учителю нужна поддержка, – начал искать подходящего учителя игры на скрипке: у кого хорошая репутация? У кого начинали известные скрипачи? Косье Вейценбек из Хилверсюма была известна тем, что успешно обучала маленьких детей, и выбор пал на нее. Некоторое время, с пяти до семи лет, именно она была моей учительницей.

Что я помню? В основном автомобильные поездки в Хилверсюм по выходным. Поначалу с нами ездил мой брат, поэтому спинку заднего сиденья в машине убирали, чтобы нам хватало места для сна. Но мой отец предпочитал, чтобы мы не ссорились на заднем сиденье, и вскоре совместные поездки прекратились. С Косье я изучал основы: практиковался в гаммах, исполнял простые этюды, давал первые небольшие ученические концерты. В пять лет я занял первое место на конкурсе «Молодежь музицирует» с романсом Бетховена фа-мажор. Этот романс – не самое нетребовательное произведение, – должно быть, и впрямь звучал в моем исполнении достаточно сносно.

Мой отец требовал у Косье, чтобы «мальчик тратил время не только на этюды и упражнения для пальцев, но и на исполнение серьезных композиций». В конце концов, его великие образцы для подражания – Менухин, Ойстрах и Хейфец, все тоже вундеркинды, – уже в возрасте шести-семи лет исполняли великие произведения. Менухин в десять уже выступал на сцене со скрипичным концертом Бетховена, а Хейфец в восьмилетнем возрасте сыграл скрипичный концерт Чайковского с оркестром – другими словами, планка мне была выставлена высокая.

Я также помню, что встречал у Косье Янин Янсен, которая впоследствии сделала очень успешную карьеру10. В остальном мои воспоминания об этом периоде скудны, потому что мои занятия в Хилверсюме продлились недолго. Через полтора года мой отец обнаружил, что я перерос своего первого учителя, и снова начал поиски.

При этом надо понимать, что мой отец присутствовал на каждом моем занятии с Косье, как и у всех последующих учителей. Сначала он все записывал от руки, а затем стал фиксировать каждый урок на маленькую видеокамеру, чтобы пересмотреть и оценить дома, тщательно анализируя каждое движение. То есть мой отец не только сам обучался у моих преподавателей и сам играл роль ученика, но и считал себя продолжением моего учителя и таким образом осуществлял полный контроль над моим музыкальным развитием. У меня не было ни времени, ни возможности абстрагироваться от урока. А у него была дополнительная возможность, благодаря записям, изучить все это заново, пункт за пунктом.

После Косье мы стали два раза в неделю брать уроки у Сашко Гаврилоффа11, но уже без моего брата, который к этому времени убрал скрипку ad acta12. Гаврилофф преподавал в Кёльнской высшей музыкальной школе, сам – прекрасный скрипач, концертмейстер и солист, и поэтому ожидалось, что мой музыкальный репертуар будет расширен. Но мне особенно нравилось в Гаврилоффе другое: этот добрый, сердечный и чрезвычайно компетентный человек открыл для маленького семилетнего проказника, коим я был, двери своего дома. С ним даже было сравнительно уютно. Я приезжал к нему в полдень, мы час занимались, а потом он позволял мне поспать, прежде чем продолжить урок.

Конечно, я давно уже не играл на своей детской «Сузуки». В таком возрасте дети перерастают свои скрипки так же быстро, как и одежду. Я начал с «шестнадцатой» скрипки, размером не больше взрослой руки. У Косье моим инструментом уже была «скрипка восьмушка», валторна, прекрасный инструмент13. Моя скрипка времен Гаврилоффа – это уже «Джомбар», изделие французского скрипичного мастера конца XIX века, покрытое великолепным красным лаком.

А теперь совершенно законный вопрос: чем же именно я занимался все часы, которые проводил с учителем?

Скажу сразу: никакого баловства не было. Успехи с моей стороны были не просто желательны – они были ожидаемы и должны были быть ощутимыми. Гаврилофф, например, хотя и уделял внимание звучанию, в основном занимался со мной мастерством игры на инструменте, моим тоном, вибрато, положением смычка. Для этого и нужны этюды, школы игры на скрипке, состоящие из ужасающе огромного количества неудобных, сложных, хитрых упражнений для обеих рук.

Игра этюдов – это не что иное, как настройка мелкой моторики. Утомительное повторение одного и того же с целью синхронизировать работу мозга и пальцев. С Гаврилоффом это все равно было безрадостным обязательным мероприятием. Но он знал, что практика должна приносить и удовольствие, поэтому всегда предлагал мне сыграть что-то приятное: небольшую пьесу Генделя, раннюю сонату Моцарта, сонатину Дворжака. Сначала раскусить самые крепкие орешки, а затем поиграть в какую-нибудь приятную игру – идеальный баланс. Так поступает настоящий учитель, а добрый Гаврилофф был очень хорошим учителем. Как и все остальные в моей жизни, кстати. Ни один из них никогда не был крикливым и не распускал руки. Некоторые были суровы, но ни один из них никогда не кричал на меня и не рукоприкладствовал. Многие были строгими, однако никто не был груб и не оскорблял меня; со всеми мне было хорошо, каждому из них я был благодарен.

Однако, если позволите добавить… Я не создавал проблем для своих учителей, поскольку был маленьким зубрилой-карьеристом. Я не ждал, пока учитель закончит критические замечания, я сразу же отвечал: «Я знаю, что вы имеете в виду», – и снова играл тот же отрывок, только лучше. Пусть ни один учитель не думает, что я сам не понял, где сделал промах… Дело в том, что я жаждал одобрения. Я не мог рассчитывать на похвалу за сочинение с бесчисленными орфографическими ошибками, написанное за полчаса до урока, но зато я хорошо играл на скрипке и мог надеяться на энтузиазм со стороны учителя, и рад был дать тому возможность его проявить.

Хорошо, после этого признания давайте перейдем к моему третьему учителю. К восьми годам я достиг хорошего технического уровня, а мой отец услышал, что в Германию из Новосибирска приехал русский преподаватель музыки. Его звали Захар Брон14, и в маленьком мирке амбициозных родителей его приезд был главной новостью: этот Брон пользовался репутацией превосходного учителя. И как же это понять? По его замечательным ученикам! Брон приехал из Сибири не один. Он привез с собой свои «визитные карточки» – таких выдающихся учеников, как Вадим Репин, Максим Венгеров, Наталья Пришепенко15 и еще двух-трех других, все в возрасте от 10 до 14 лет. Как Брон умудрился получить для всех них визы от советских властей, знал, пожалуй, только он один; во всяком случае, теперь они оказались на Западе, где все говорили: слушай, есть тут один преподаватель, у него ученики – такого ты еще не видел!

Короче говоря, новость о выдающемся талантливом мастере Захаре Броне не давала моему отцу покоя, и в конце концов он принял решение: Брон должен стать моим новым учителем вместо Гаврилоффа. Так и произошло. Отец добился, чтобы мне разрешили сыграть у Брона на прослушивании, и тогда на три года я стал одним из его учеников.

Так началось невероятно захватывающее, насыщенное событиями время, наполненное великолепной музыкой. В четверг вечером мы с отцом отправлялись в Любек: он за рулем, я – с CD-плеером, по тем меркам ультрасовременным, и со стопкой дисков, которых хватило бы на поездку в Португалию и обратно. Как только один диск заканчивался, я ставил другой. Почти каждые две недели на пути в Любек мы погружались в мир самой прекрасной музыки в исполнении величайших исполнителей.

И, как из волшебного мешка, в нашем ассортименте появлялось все: не только скрипичные концерты, но и оперы, камерная музыка, фортепианные концерты и все мыслимые симфонии – время от времени, однако, мы оба соглашались: вот это нам слушать не нужно, это нас ничему не научит. В любом случае в дороге мы с отцом проводили самые приятные часы – музыка объединяла нас, она делала нас единомышленниками.

Не менее приятная, хотя и совершенно другая, поездка получалась с мамой. Когда отец был занят, за руль садилась она, и тогда мы ехали в Любек вдвоем, а если с нами был Александр, то втроем, а потом даже вчетвером, потому что к нам присоединилась моя сестра Елена. Мы снимали квартиру, готовили вместе ужин, и таким образом в далеком Любеке на короткое время создавалась домашняя атмосфера, непривычно спокойная семейная жизнь. Затем у меня оставалось три дня, чтобы поработать с Броном, и я продвигался как никогда быстро.

Брон, абсолютно согласный с идеями моего отца, стремился как можно скорее познакомить своих учеников с произведениями великих композиторов, и уже в первый год обучения говорил: «Давай попробуем вторую и третью части Скрипичного концерта Чайковского». Первую часть этого концерта мы оставляли без внимания – она долгое время считалась вообще не играемой в XIX веке, – но вторую и третью он доверял мне, отчасти потому, что видел мои способности.

Он постоянно предлагал мне музыкальные произведения, в которых я мог продемонстрировать свою высокую технику. Это были композиции, подобные так называемым perpetuum mobile, – короткие пьесы с потрясающей скоростью, в которых скрипка не останавливается ни на секунду в течение трех минут и неудержимо мчится к финалу на 16-й и 32-й нотах. Для тех, кто в курсе: последняя часть концерта Чайковского, по крайней мере технически, не представляет проблем, и я справлялся – сначала «вечный двигатель» чешского композитора Новачека16, а вскоре и Moto perpetuo Паганини – два исключительных примера виртуозной скрипичной музыки.

Путь к Чайковскому, таким образом, оказался открыт, и после того, как я освоил части № 2 и 3, Брон позволил мне приблизиться к вершинам первой части. Удивительно, но я справился с этим довольно быстро и к десяти годам уже мог играть эту виртуозную первую часть, не сталкиваясь с большими трудностями, – полное безумие, оглядываясь назад.

Нет, я не критикую себя. С Броном я освоил самый широкий репертуар. Но всему есть предел. От Брамса и Бетховена Брон меня все же держал подальше. Наверное, учитывая мой возраст, он не хотел, чтобы я их слушал. Мой отец, возможно, придерживался другого мнения. Вероятно, он находил Брона слишком нерешительным – разве Хейфец и Менухин не играли Брамса и Бетховена в этом возрасте? Возможно, мой отец даже пытался заставить Брона двигаться более быстрыми темпами. Но тот оставался сдержанным. И сегодня мне думается, что не зря. Чтобы играть действительно «большую» музыку, нужно повзрослеть и понимать ее. У меня же был высокий уровень музыкального чутья, но я почти не разбирался в музыке.

А что касается Менухина…

Действительно ли его учителя дали ему концерт Бетховена, когда ему было десять лет? Сам Менухин в своих мемуарах пишет, что очень хотел сыграть этот концерт. Но разве это вся правда? Я мог бы предположить, что, скорее всего, за этим стояли его родители, а затем Менухин преподнес своим учителям их желание как свое собственное. В любом случае что-то во мне не желает принимать версию Менухина за чистую монету. В конце концов, кто в таком возрасте увидит то богатство мысли и опыта, которые Бетховен превратил в музыку?

Но, как бы там ни было, Брон поставил крест на Брамсе и Бетховене в нашем обучении, но в остальном музыкальная жизнь у него была бурная. Например, ученические концерты, на которых его российские воспитанники Максим Венгеров и Вадим Репин выступали в роли запряженных лошадей. Концерт должен был быть насыщенным, они оба выходили на сцену последними, а я выступал не так близко к концу, что, на мой взгляд, было большой удачей. И вот – мое первое публичное выступление в максимально концертном формате, а именно в качестве солиста с оркестром!

В возрасте девяти лет я выступил перед публикой в «Курхаусе» Бад-Киссингена с концертом Моцарта для скрипки си-бемоль мажор. Брон усиленно репетировал со мной этот концерт, и в конце звучали бурные аплодисменты, выходили восторженные рецензии. После выступления я получил свой первый гонорар – 500 немецких марок. По своей детской наивности я верил, что эти деньги пойдут прямо на мой сберегательный счет. Но мой отец решил иначе. Сегодня я его понимаю. Конечно, с учетом того, что он годами вкладывал большие суммы в мое образование, небольшая компенсация с моей стороны была справедлива. Но все же…


Загрузка...