Деловые отношения строятся в рамках выполняемых ролей: продавец – покупатель, учитель – ученик, и т.п. Правила исполнения этих ролей зафиксированы в различных нормативных документах. Помимо этого, мы часто вступаем в отношения, которые строятся на эмоциональной основе, чисто «по-человечески». Такие отношения наступают, когда поведение начинает выходить за рамки социальной роли.
К сожалению, при подготовке специалистов в России совершенно упускается из виду формирование психологии профессионала: у нас много «хороших людей», но крайне мало достойных специалистов и профессионалов.
В чем разница, например, в общении профессионального и непрофессионального продавца? Первый не станет обижаться на грубую реплику покупателя, т.к. она адресована его функциональной роли, а не его личности. А непрофессионал отреагирует как «человек», приняв реплику на «свой личный счет» и станет выяснять степень своей правоты.
Умение человека осознавать и исполнять свою профессиональную роль и выстраивать поведение в ее рамках позволяет преодолеть синдром «профессионального выгорания». Ведь если профессиональная роль, функция – это не человек, то он и не устает, не болеет и не «выгорает».