В коммуникации между людьми постоянно возникают трудности. На само сообщение и способ его передачи оказывают влияние текущее эмоциональное состояние, знания, опыт, личные качества, культура, предубеждения, пол, возраст отправителя. Точно также все эти причины у получателя оказывают влияние на то, как сообщение будет получено и истолковано, что станет дополнительными помехами или шумом. Помимо этого, существуют еще факторы среды, приводящие к потере части информации: например, незнакомая технология или несоответствующая инфраструктура («я что-то нажала и все пропало!»).
Базовая линейная коммуникационная модель (отправитель/получатель) обеспечивает только доставку сообщения, а не его понимание.
В деловой коммуникации (в особенности в межкультурном общении, когда люди используют разные языки, рабочие методы и процессы) эффективнее использовать более сложную модель – отправитель/получатель/обратная связь.
Т.е. необходимо убедиться в том, что
– сообщение было получено (и это не означает подтверждение согласия с сообщением, а только факт получения),
– сообщение было верно интерпретировано, для чего получатель и передает обратную связь.
Если отправитель получает обратную связь, соответствующую исходному сообщению, то это означает успешную коммуникацию.
Такая модель является обязательным условием для результативной коммуникации и активно используется в управлении проектами.