Сноски

1

Перевод с английского Т.О.Книжник.

2

Перевод с английского Т.О.Книжник.

3

Луис и Нетти Хорш, Эстер Лихтман.

4

Все или ничего (фр.).

5

То же, что и мантры (санскр.) – стихи из Вед, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул.

6

Листы Сада Мории. Зов. Париж, 1924. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 24 марта 1920 г. – 28 апреля 1923 г. Листы Сада Мории. Озарение. Париж, 1925. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 1 мая 1923 г. – 24 июня 1925 г.

7

Агни Йога. Париж, 1929. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 3 мая 1927 г. – 11 мая 1929 г. На англ. яз.: Agni Yoga. New York: Agni Yoga Society, Inc., 1931.

8

Перевод с английского Л.В.Митрохина. Оригинал письма находится в Архиве Библиотеки Ф.Д.Рузвельта, однако в контексте произошедших событий авторство Е.И.Рерих является спорным.

9

Тактика достижения цели «от обратного» (от лат. ad – «к», «до», versus – «против», «перевернутое»), которая учитывает все наихудшие условия и приводит к успеху при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. При этом всем противодействующим факторам дается возможность проявить себя в полной мере, с тем чтобы их несостоятельность стала самоочевидной (отсюда выражение «довести до абсурда», отражающее суть тактики Адверза).

10

Также бхикшу (санскр.) – «нищенствующие ученики», наименование, данное первым последователям Будды Шакьямуни.

11

См. запись в дневнике от 14 апреля 1924 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 51.

12

Мф. 7:22–23.

13

Запись в дневнике от 28 февраля 1934 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 111 (Мир Огненный, III, 35).

14

Запись в дневнике от 1 марта 1934 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 111 (Мир Огненный, III, 36).

15

Журнал «Оккультизм и Йога», издававшийся А.М.Асеевым в Белграде, а затем в Асунсионе (Парагвай).

16

Далее текст написан от руки.

17

Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy. In 2 vol. London: Theosophical Publishing Company Ltd., 1888. На рус. яз.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: Синтез науки, религии и философии / [Пер. с англ. Е.И.Рерих]. Рига: Угунс, 1937. Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Vol. III: Occultism. Ed. by Annie Besant. Chicago – London – Benares, 1897. На рус. яз.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Пер. с англ. А.П.Хейдока. Новосибирск: ИЧП «Лазарев В.В. и О.», 1993.

18

Во втором экземпляре письма сверху от руки написано: (Лаврентия).

19

Аватар на Белом коне (санскр.) – в индуистской традиции грядущее, десятое воплощение бога Вишну.

20

Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Third and revised edition. Vol. II. London: Theosophical Publishing Company Ltd., 1893. Pp. 506–507.

21

Ibid. Pp. 239–240.

22

Пралайя (санскр.) (син. Ночь Брамы) – в космологии индуизма циклический период огромной длительности, на протяжении которого Вселенная пребывает в непроявленном состоянии; после каждой пралайи наступает новый период активности Вселенной (манвантара).

23

Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. Париж, 1929. На англ. яз.: Saint-Hilaire Josephine. On Eastern Crossroads: Legends and Prophecies of Asia. New York: Frederick A. Stokes Company, 1930.

24

Запись в дневнике от 21 мая 1924 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 51.

25

Запись в дневнике от 21 мая 1924 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 51 (Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. Часть вторая. V, 13).

26

Манвантара – в индийской философии период огромной длительности, когда Вселенная пребывает в проявленном состоянии, в противоположность пралайе, или непроявленному состоянию. Эти понятия применимы также к системам миров или отдельным планетам.

27

Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Vol. I. London, 1888. Pp. 574, 572–573.

28

Аум. Рига, 1936. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 1 января 1936 г. – 22 сентября 1936 г. В приложении к письму приводятся записи, сделанные 9–19 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 25–26, 28–47).

29

Перевод с английского Т.О.Книжник.

30

Письма М.Е.Тарасову передавались через Г.Г.Шклявера.

31

Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. В 3 т. Рига, 1934–1938.

32

Мифологическое существо, соединяющее в себе мужские и женские признаки.

33

См.: Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. Часть вторая. VI, 18.

34

My dear friend (англ.) – мой дорогой друг.

35

Высотное здание по адресу: Нью-Йорк, Риверсайд Драйв, 310, где располагались культурные учреждения, созданные Е.И. и Н.К. Рерихами в США: Мастер-Институт Объединенных Искусств (Master Institute of United Arts), основанный в 1921 г., Международный художественный центр «Corona Mundi» (International Art Center), основанный в 1922 г., Музей Рериха (Roerich Museum), основанный в 1923 г.

36

Маньчжурская экспедиция (1934–1935 гг.), организованная Министерством земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений.

37

Real estate (англ.) – недвижимое имущество.

38

В 1931–1934 гг. Музей Рериха вел судебные разбирательства с банковской холдинговой компанией «Manufacturers Trust Co» (финансировавшей строительство здания), которая угрожала ему лишением прав на здание и процедурой банкротства. Совместным решением учредителей был одобрен план реорганизации, в результате которой Мастер-Институт Объединенных Искусств был зарегистрирован в качестве образовательной корпорации, ставшей правопреемником здания на Riverside Drive, 310, со всеми его обязательствами. Тяжба завершилась победой Музея, а решение Верховного Суда штата Нью-Йорк гласило, что новое образовательное учреждение, созданное взамен корпорации Музея Рериха, должно управляться долевыми паями учредителей.

39

17 ноября 1921 г. Е.И.Рерих, Н.К.Рерихом, З.Г.Лихтман и М.Лихтманом была основана Мастер-Школа Объединенных Искусств. 22 сентября 1922 г. по инициативе примкнувших к ним Л.Хорша и Н.Хорш Школа была преобразована в корпорацию «Мастер-Институт Объединенных Искусств», которая в 1923 г. переехала в здание, расположенное на пересечении Риверсайд Драйв и 103-й улицы.

40

Trustees (англ.) – попечители, члены Правления.

41

Founder (англ.) – учредитель.

42

Trusteeship (англ.) – попечительство.

43

Shares (англ.) – акции.

44

22 ноября 1922 г. были оформлены семь долей акционерного капитала на имя Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, З.Г.Лихтман, М.Лихтмана, Ф.Грант, Л.Хорша и Н.Хорш, которые в соответствии с договором того же периода были переданы на хранение президенту и казначею Л.Хоршу. Уставные нормы корпорации предусматривали, что попечители не обязательно должны были являться акционерами. Супруги Лихтман и Ф.Грант оставались официальными держателями акций до 25 февраля 1935 г., Е.И. и Н.К. Рерихи – до 9 июля 1928 г., после чего в связи с проживанием в Индии их акции были переоформлены на С.М.Шафран и Э.Лихтман. 18 февраля 1935 г. акция С.М.Шафран была переоформлена на имя С.Ньюбергера. 25–26 февраля 1935 г. Л.Хорш аннулировал все семь акций и оформил на имя Н.Хорш один сертификат на весь акционерный капитал. 16 декабря 1935 г. Н.Хорш провела собрание, на котором был избран новый состав Совета попечителей Мастер-Института Объединенных Искусств.

45

Pull (англ.) – протекция, связи, блат.

46

Сверху напечатано: закончилась.

47

«I always thought – it was a miracle, that a man like Horch with nothing but the Wall Street instincts should have given that donation to the work. I could only account, nor, it by my belief that he had been touched by the Holy Ghost in the person of Nicholas Roerich – now apparently he would not sustain it and has gone back to his former self. Perhaps another touch of the Holy Ghost will help him. In any case I would like to see prof[essor] R[oerich] back here» (англ.). – «Я всегда думал – просто чудо, что такой человек, как Хорш, не имеющий за душой ничего, кроме инстинктов Уолл-стрит, оказал такую финансовую помощь делу. Я мог объяснить это только тем – более того, я верил в это, – что его коснулся Святой Дух в лице Николая Рериха; а теперь, по-видимому, он не может это выдержать, и его прежняя натура взяла свое. Возможно, ему поможет еще одно касание Святого Духа. В любом случае, мне бы хотелось, чтобы проф[ессор] Р[ерих] вернулся сюда».

48

Сверху напечатано: всех сильных выражений, которые говорятся.

49

«One more disparaging word against prof[essor] R[oerich], and I will inflict you bodily harm» (англ.). – «Еще одно оскорбительное слово в адрес проф[ессора] Р[ериха], и я нанесу вам телесное повреждение».

50

Неразборчивая фраза от руки.

51

От superlative (англ.) – высочайший, превосходный.

52

В оригинале пропуск.

53

24 июня 1935 г. в газете «Chicago Tribune» появилась статья американского журналиста Джона Пауэлла «Японцы выдворяют экспедицию, посланную Уоллесом», написанная на основе харбинской клеветы на Н.К.Рериха и наветов из писем американских ботаников в Министерство сельского хозяйства США.

54

Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935.

55

Окончание письма отсутствует.

56

Запись в дневнике от 21 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 54).

57

Запись в дневнике от 18 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 45).

58

Запись в дневнике от 18 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 44).

59

Шмаков Владимир. Священная книга Тота. Великие арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. М., 1916.

60

Запись в дневнике от 19 июля 1934 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 112.

61

Религиозно-просветительское общество, основанное в 1828 г. в Индии бенгальским аристократом Рамом Мохан Роем.

62

Здесь: Г.Э.Уоллес, министр сельского хозяйства США.

63

Сверху от руки написано: презид[ент].

64

Лидия Павловна Княжевич.

65

Согласно Декларации Учредителей от 24 июля 1929 г. Музей Рериха в Нью-Йорке был объявлен собственностью американского народа. См. Приложение к настоящему тому.

66

Третья международная конференция, посвященная Пакту Рериха, состоявшаяся 17–18 ноября 1933 г. в Вашингтоне. В Резолюции конференции, поддержанной 35 странами, правительствам всех стран рекомендовалось подписать Пакт.

67

Эстер Лихтман.

68

Здесь: адвокат Зигфрид Гартман.

69

Рерих: [Альбом репрод.]. Пг.: Свободное искусство, 1916.

70

Tax (англ.) – налог.

71

Cause celebrated (англ.) – известное судебное дело.

72

Журнал «Оккультизм и Йога».

73

Hall Manly Palmer. The Occult Anatomy of Man. The Philosophical Research Society, Inc. Los Angeles, California, 1929.

74

Рерих Николай. Врата в Будущее. Рига, 1936.

75

Мир Огненный. Ч. I. Париж, 1934. Ч. II. Рига, 1935. Ч. III. Рига, 1936. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 20 сентября 1932 г. – 25 мая 1933 г. (часть I), 26 мая 1933 г. – 31 января 1934 г. (часть II) и 1 февраля 1934 г. – 21 декабря 1935 г. (часть III).

76

Так в оригинале. Следует читать: Оттоновича.

77

Запись в дневнике от 14 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 595, кроме последней фразы).

78

Члены «Ордена розы и креста», основанного немецким ученым и философом-мистиком Христианом Розенкрейцем.

79

Запись в дневнике от 14 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 596).

80

Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 614).

81

Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 615).

82

Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 616).

83

Запись в дневнике от 1 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 2).

84

Запись в дневнике от 1 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 3).

85

Сердце. Париж, 1934. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 25 сентября 1931 г. – 15 сентября 1932 г. На англ. яз.: Heart. New York: Agni Yoga Society Inc., 1934.

86

Так в оригинале. Следует читать: декабря.

87

Община. Урга, 1927. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 12 июля 1925 г. – 26 марта 1927 г. В 1936 году вышло рижское издание, дополненное записями за период 21–31 декабря 1935 г.

88

Н.К.Рерих. Чудо. Из серии «Мессия». 1923. Холст, темпера. 74 х 209,7 см. Государственный музей Востока. Москва.

89

Иерархия. Париж, 1933. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 3 июля 1929 г. – 24 сентября 1931 г. На англ. яз.: Hierarchy. New York: Agni Yoga Society, Inc., 1933.

90

Ученик (санскр.).

91

Разновидность йоги, уделяющая основное внимание человеческому телу; основана на ошибочной точке зрения о возможности духовного развития через физические упражнения.

92

Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: the Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Vol. III. London, 1897. Pp. 502, 509.

93

Йогическая система, направленная на полное овладение умственными и духовными способностями человека с целью единения со своим высшим «Я». В противоположность хатха йоге, основывающейся на физической тренировке и внешнем аскетизме, Раджа Йога (санскр., букв. «царственная йога») базируется на тренировке и дисциплине мышления.

94

Hall Manly Palmer. The Occult Anatomy of Man. The Philosophical Research Society, Inc. Los Angeles, California, 1929. P. 16–17.

95

Запись в дневнике от 21 октября 1929 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 79 (Беспредельность, 221, в другой редакции).

96

Запись в дневнике от 27 июля 1929 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 78.

97

Запись в дневнике от 4 декабря 1934 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 113 (Мир Огненный, III, 364).

98

Запись в дневнике от 8 декабря 1934 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 113 (Мир Огненный, III, 368).

99

Запись в дневнике от 24 июля 1927 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 65.

100

Запись в дневнике от 31 марта 1923 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 36 (Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. 31 марта 1923 г.).

101

В 1884 г. Е.П.Блаватская была обвинена мадрасским миссионером Дж. Паттерсоном и подкупленной им четой Куломб в мошенничестве и шарлатанстве. Алексис и Эмма Куломб работали в Адьяре, где размещалась Штаб-квартира Теософского Обшества, были вхожи в дом Е.П.Блаватской и сфабриковали несколько писем, в которых от ее имени утверждалось, что Великие Учителя были ее выдумкой, феномены – фокусами, а члены Теософского Общества – сознательно одурачены.

102

Запись в дневнике от 12 января 1936 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114.

103

Перевод с английского Т.О.Книжник.

104

Schuré Édouard. Les Grands Initiés. Esquisse de l’histoire secrète des religions. Paris: Perrin, 1889. На рус. яз.: Шюре Э. Великие Посвященные. Очерк эзотеризма религий. Перевод Е.Писаревой. 2-е изд. Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.

105

Рудникова Н.П. Солнечный Путь // Оккультизм и Йога. Кн. 5. 1935. С. 3–11.

106

Последователи немецкого философа, создателя антропософии Рудольфа Штайнера (1861–1925).

107

Крыжановская В.И. Эликсир жизни. СПб., 1901; Маги. СПб., 1902; Гнев Божий. СПб., 1910; Смерть планеты. СПб., 1911; Законодатели. П., 1916.

108

Асеев А.М. Фармакодинамика оккультизма // Оккультизм и Йога. Кн. 2. 1934. С. 59–84.

109

Молодые, еще неокостеневшие рога оленей.

110

Запись в дневнике от 14 декабря 1926 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Община (Рига), 175, в другой редакции).

111

Далее до подписи включительно текст написан от руки. Во втором экземпляре письма он отсутствует.

112

Запись в дневнике от 14 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 595).

113

Запись в дневнике от 14 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 596).

114

Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 614).

115

Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 615).

116

Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 616).

117

Запись в дневнике от 1 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 2).

118

Запись в дневнике от 1 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 3).

119

Перевод с английского Т.О.Книжник.

120

Перевод с английского Т.О.Книжник.

121

Перевод с английского Т.О.Книжник.

122

Carrel A. Man, the Unknown. N.Y.: Harper and Brothers Publishers, 1935.

123

Зальцер Л. Одориджен и Джива // Оккультизм и Йога. Кн. 6. 1936. С. 71–77.

124

Запись в дневнике от 11 февраля 1936 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114.

125

Так в оригинале. Следует читать: 1836 г.

126

Текст в квадратных скобках встречается во втором экземпляре письма.

127

Перевод с английского Т.О.Книжник.

128

Запись в дневнике от 11 февраля 1936 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114.

Загрузка...