Перевод с английского Т.О.Книжник.
Перевод с английского Т.О.Книжник.
Луис и Нетти Хорш, Эстер Лихтман.
Все или ничего (фр.).
То же, что и мантры (санскр.) – стихи из Вед, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул.
Листы Сада Мории. Зов. Париж, 1924. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 24 марта 1920 г. – 28 апреля 1923 г. Листы Сада Мории. Озарение. Париж, 1925. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 1 мая 1923 г. – 24 июня 1925 г.
Агни Йога. Париж, 1929. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 3 мая 1927 г. – 11 мая 1929 г. На англ. яз.: Agni Yoga. New York: Agni Yoga Society, Inc., 1931.
Перевод с английского Л.В.Митрохина. Оригинал письма находится в Архиве Библиотеки Ф.Д.Рузвельта, однако в контексте произошедших событий авторство Е.И.Рерих является спорным.
Тактика достижения цели «от обратного» (от лат. ad – «к», «до», versus – «против», «перевернутое»), которая учитывает все наихудшие условия и приводит к успеху при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. При этом всем противодействующим факторам дается возможность проявить себя в полной мере, с тем чтобы их несостоятельность стала самоочевидной (отсюда выражение «довести до абсурда», отражающее суть тактики Адверза).
Также бхикшу (санскр.) – «нищенствующие ученики», наименование, данное первым последователям Будды Шакьямуни.
См. запись в дневнике от 14 апреля 1924 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 51.
Мф. 7:22–23.
Запись в дневнике от 28 февраля 1934 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 111 (Мир Огненный, III, 35).
Запись в дневнике от 1 марта 1934 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 111 (Мир Огненный, III, 36).
Журнал «Оккультизм и Йога», издававшийся А.М.Асеевым в Белграде, а затем в Асунсионе (Парагвай).
Далее текст написан от руки.
Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy. In 2 vol. London: Theosophical Publishing Company Ltd., 1888. На рус. яз.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: Синтез науки, религии и философии / [Пер. с англ. Е.И.Рерих]. Рига: Угунс, 1937. Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Vol. III: Occultism. Ed. by Annie Besant. Chicago – London – Benares, 1897. На рус. яз.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Пер. с англ. А.П.Хейдока. Новосибирск: ИЧП «Лазарев В.В. и О.», 1993.
Во втором экземпляре письма сверху от руки написано: (Лаврентия).
Аватар на Белом коне (санскр.) – в индуистской традиции грядущее, десятое воплощение бога Вишну.
Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Third and revised edition. Vol. II. London: Theosophical Publishing Company Ltd., 1893. Pp. 506–507.
Ibid. Pp. 239–240.
Пралайя (санскр.) (син. Ночь Брамы) – в космологии индуизма циклический период огромной длительности, на протяжении которого Вселенная пребывает в непроявленном состоянии; после каждой пралайи наступает новый период активности Вселенной (манвантара).
Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. Париж, 1929. На англ. яз.: Saint-Hilaire Josephine. On Eastern Crossroads: Legends and Prophecies of Asia. New York: Frederick A. Stokes Company, 1930.
Запись в дневнике от 21 мая 1924 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 51.
Запись в дневнике от 21 мая 1924 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 51 (Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. Часть вторая. V, 13).
Манвантара – в индийской философии период огромной длительности, когда Вселенная пребывает в проявленном состоянии, в противоположность пралайе, или непроявленному состоянию. Эти понятия применимы также к системам миров или отдельным планетам.
Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Vol. I. London, 1888. Pp. 574, 572–573.
Аум. Рига, 1936. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 1 января 1936 г. – 22 сентября 1936 г. В приложении к письму приводятся записи, сделанные 9–19 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 25–26, 28–47).
Перевод с английского Т.О.Книжник.
Письма М.Е.Тарасову передавались через Г.Г.Шклявера.
Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. В 3 т. Рига, 1934–1938.
Мифологическое существо, соединяющее в себе мужские и женские признаки.
См.: Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. Часть вторая. VI, 18.
My dear friend (англ.) – мой дорогой друг.
Высотное здание по адресу: Нью-Йорк, Риверсайд Драйв, 310, где располагались культурные учреждения, созданные Е.И. и Н.К. Рерихами в США: Мастер-Институт Объединенных Искусств (Master Institute of United Arts), основанный в 1921 г., Международный художественный центр «Corona Mundi» (International Art Center), основанный в 1922 г., Музей Рериха (Roerich Museum), основанный в 1923 г.
Маньчжурская экспедиция (1934–1935 гг.), организованная Министерством земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений.
Real estate (англ.) – недвижимое имущество.
В 1931–1934 гг. Музей Рериха вел судебные разбирательства с банковской холдинговой компанией «Manufacturers Trust Co» (финансировавшей строительство здания), которая угрожала ему лишением прав на здание и процедурой банкротства. Совместным решением учредителей был одобрен план реорганизации, в результате которой Мастер-Институт Объединенных Искусств был зарегистрирован в качестве образовательной корпорации, ставшей правопреемником здания на Riverside Drive, 310, со всеми его обязательствами. Тяжба завершилась победой Музея, а решение Верховного Суда штата Нью-Йорк гласило, что новое образовательное учреждение, созданное взамен корпорации Музея Рериха, должно управляться долевыми паями учредителей.
17 ноября 1921 г. Е.И.Рерих, Н.К.Рерихом, З.Г.Лихтман и М.Лихтманом была основана Мастер-Школа Объединенных Искусств. 22 сентября 1922 г. по инициативе примкнувших к ним Л.Хорша и Н.Хорш Школа была преобразована в корпорацию «Мастер-Институт Объединенных Искусств», которая в 1923 г. переехала в здание, расположенное на пересечении Риверсайд Драйв и 103-й улицы.
Trustees (англ.) – попечители, члены Правления.
Founder (англ.) – учредитель.
Trusteeship (англ.) – попечительство.
Shares (англ.) – акции.
22 ноября 1922 г. были оформлены семь долей акционерного капитала на имя Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, З.Г.Лихтман, М.Лихтмана, Ф.Грант, Л.Хорша и Н.Хорш, которые в соответствии с договором того же периода были переданы на хранение президенту и казначею Л.Хоршу. Уставные нормы корпорации предусматривали, что попечители не обязательно должны были являться акционерами. Супруги Лихтман и Ф.Грант оставались официальными держателями акций до 25 февраля 1935 г., Е.И. и Н.К. Рерихи – до 9 июля 1928 г., после чего в связи с проживанием в Индии их акции были переоформлены на С.М.Шафран и Э.Лихтман. 18 февраля 1935 г. акция С.М.Шафран была переоформлена на имя С.Ньюбергера. 25–26 февраля 1935 г. Л.Хорш аннулировал все семь акций и оформил на имя Н.Хорш один сертификат на весь акционерный капитал. 16 декабря 1935 г. Н.Хорш провела собрание, на котором был избран новый состав Совета попечителей Мастер-Института Объединенных Искусств.
Pull (англ.) – протекция, связи, блат.
Сверху напечатано: закончилась.
«I always thought – it was a miracle, that a man like Horch with nothing but the Wall Street instincts should have given that donation to the work. I could only account, nor, it by my belief that he had been touched by the Holy Ghost in the person of Nicholas Roerich – now apparently he would not sustain it and has gone back to his former self. Perhaps another touch of the Holy Ghost will help him. In any case I would like to see prof[essor] R[oerich] back here» (англ.). – «Я всегда думал – просто чудо, что такой человек, как Хорш, не имеющий за душой ничего, кроме инстинктов Уолл-стрит, оказал такую финансовую помощь делу. Я мог объяснить это только тем – более того, я верил в это, – что его коснулся Святой Дух в лице Николая Рериха; а теперь, по-видимому, он не может это выдержать, и его прежняя натура взяла свое. Возможно, ему поможет еще одно касание Святого Духа. В любом случае, мне бы хотелось, чтобы проф[ессор] Р[ерих] вернулся сюда».
Сверху напечатано: всех сильных выражений, которые говорятся.
«One more disparaging word against prof[essor] R[oerich], and I will inflict you bodily harm» (англ.). – «Еще одно оскорбительное слово в адрес проф[ессора] Р[ериха], и я нанесу вам телесное повреждение».
Неразборчивая фраза от руки.
От superlative (англ.) – высочайший, превосходный.
В оригинале пропуск.
24 июня 1935 г. в газете «Chicago Tribune» появилась статья американского журналиста Джона Пауэлла «Японцы выдворяют экспедицию, посланную Уоллесом», написанная на основе харбинской клеветы на Н.К.Рериха и наветов из писем американских ботаников в Министерство сельского хозяйства США.
Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935.
Окончание письма отсутствует.
Запись в дневнике от 21 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 54).
Запись в дневнике от 18 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 45).
Запись в дневнике от 18 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 44).
Шмаков Владимир. Священная книга Тота. Великие арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. М., 1916.
Запись в дневнике от 19 июля 1934 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 112.
Религиозно-просветительское общество, основанное в 1828 г. в Индии бенгальским аристократом Рамом Мохан Роем.
Здесь: Г.Э.Уоллес, министр сельского хозяйства США.
Сверху от руки написано: презид[ент].
Лидия Павловна Княжевич.
Согласно Декларации Учредителей от 24 июля 1929 г. Музей Рериха в Нью-Йорке был объявлен собственностью американского народа. См. Приложение к настоящему тому.
Третья международная конференция, посвященная Пакту Рериха, состоявшаяся 17–18 ноября 1933 г. в Вашингтоне. В Резолюции конференции, поддержанной 35 странами, правительствам всех стран рекомендовалось подписать Пакт.
Эстер Лихтман.
Здесь: адвокат Зигфрид Гартман.
Рерих: [Альбом репрод.]. Пг.: Свободное искусство, 1916.
Tax (англ.) – налог.
Cause celebrated (англ.) – известное судебное дело.
Журнал «Оккультизм и Йога».
Hall Manly Palmer. The Occult Anatomy of Man. The Philosophical Research Society, Inc. Los Angeles, California, 1929.
Рерих Николай. Врата в Будущее. Рига, 1936.
Мир Огненный. Ч. I. Париж, 1934. Ч. II. Рига, 1935. Ч. III. Рига, 1936. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 20 сентября 1932 г. – 25 мая 1933 г. (часть I), 26 мая 1933 г. – 31 января 1934 г. (часть II) и 1 февраля 1934 г. – 21 декабря 1935 г. (часть III).
Так в оригинале. Следует читать: Оттоновича.
Запись в дневнике от 14 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 595, кроме последней фразы).
Члены «Ордена розы и креста», основанного немецким ученым и философом-мистиком Христианом Розенкрейцем.
Запись в дневнике от 14 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 596).
Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 614).
Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 615).
Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 616).
Запись в дневнике от 1 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 2).
Запись в дневнике от 1 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 3).
Сердце. Париж, 1934. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 25 сентября 1931 г. – 15 сентября 1932 г. На англ. яз.: Heart. New York: Agni Yoga Society Inc., 1934.
Так в оригинале. Следует читать: декабря.
Община. Урга, 1927. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 12 июля 1925 г. – 26 марта 1927 г. В 1936 году вышло рижское издание, дополненное записями за период 21–31 декабря 1935 г.
Н.К.Рерих. Чудо. Из серии «Мессия». 1923. Холст, темпера. 74 х 209,7 см. Государственный музей Востока. Москва.
Иерархия. Париж, 1933. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 3 июля 1929 г. – 24 сентября 1931 г. На англ. яз.: Hierarchy. New York: Agni Yoga Society, Inc., 1933.
Ученик (санскр.).
Разновидность йоги, уделяющая основное внимание человеческому телу; основана на ошибочной точке зрения о возможности духовного развития через физические упражнения.
Blavatsky H.P. The Secret Doctrine: the Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Vol. III. London, 1897. Pp. 502, 509.
Йогическая система, направленная на полное овладение умственными и духовными способностями человека с целью единения со своим высшим «Я». В противоположность хатха йоге, основывающейся на физической тренировке и внешнем аскетизме, Раджа Йога (санскр., букв. «царственная йога») базируется на тренировке и дисциплине мышления.
Hall Manly Palmer. The Occult Anatomy of Man. The Philosophical Research Society, Inc. Los Angeles, California, 1929. P. 16–17.
Запись в дневнике от 21 октября 1929 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 79 (Беспредельность, 221, в другой редакции).
Запись в дневнике от 27 июля 1929 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 78.
Запись в дневнике от 4 декабря 1934 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 113 (Мир Огненный, III, 364).
Запись в дневнике от 8 декабря 1934 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 113 (Мир Огненный, III, 368).
Запись в дневнике от 24 июля 1927 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 65.
Запись в дневнике от 31 марта 1923 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 36 (Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. 31 марта 1923 г.).
В 1884 г. Е.П.Блаватская была обвинена мадрасским миссионером Дж. Паттерсоном и подкупленной им четой Куломб в мошенничестве и шарлатанстве. Алексис и Эмма Куломб работали в Адьяре, где размещалась Штаб-квартира Теософского Обшества, были вхожи в дом Е.П.Блаватской и сфабриковали несколько писем, в которых от ее имени утверждалось, что Великие Учителя были ее выдумкой, феномены – фокусами, а члены Теософского Общества – сознательно одурачены.
Запись в дневнике от 12 января 1936 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114.
Перевод с английского Т.О.Книжник.
Schuré Édouard. Les Grands Initiés. Esquisse de l’histoire secrète des religions. Paris: Perrin, 1889. На рус. яз.: Шюре Э. Великие Посвященные. Очерк эзотеризма религий. Перевод Е.Писаревой. 2-е изд. Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.
Рудникова Н.П. Солнечный Путь // Оккультизм и Йога. Кн. 5. 1935. С. 3–11.
Последователи немецкого философа, создателя антропософии Рудольфа Штайнера (1861–1925).
Крыжановская В.И. Эликсир жизни. СПб., 1901; Маги. СПб., 1902; Гнев Божий. СПб., 1910; Смерть планеты. СПб., 1911; Законодатели. П., 1916.
Асеев А.М. Фармакодинамика оккультизма // Оккультизм и Йога. Кн. 2. 1934. С. 59–84.
Молодые, еще неокостеневшие рога оленей.
Запись в дневнике от 14 декабря 1926 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Община (Рига), 175, в другой редакции).
Далее до подписи включительно текст написан от руки. Во втором экземпляре письма он отсутствует.
Запись в дневнике от 14 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 595).
Запись в дневнике от 14 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 596).
Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 614).
Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 615).
Запись в дневнике от 20 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Мир Огненный, III, 616).
Запись в дневнике от 1 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 2).
Запись в дневнике от 1 января 1936 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114 (Аум, 3).
Перевод с английского Т.О.Книжник.
Перевод с английского Т.О.Книжник.
Перевод с английского Т.О.Книжник.
Carrel A. Man, the Unknown. N.Y.: Harper and Brothers Publishers, 1935.
Зальцер Л. Одориджен и Джива // Оккультизм и Йога. Кн. 6. 1936. С. 71–77.
Запись в дневнике от 11 февраля 1936 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114.
Так в оригинале. Следует читать: 1836 г.
Текст в квадратных скобках встречается во втором экземпляре письма.
Перевод с английского Т.О.Книжник.
Запись в дневнике от 11 февраля 1936 г. (в другой редакции) // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 114.