Урок второй

Коварство восполняет недостаток силы

Во времена крестовых походов рыцари постоянно возмущались коварством и хитростью жителей Востока, что нашло своё отражение в древних хрониках.

На Востоке считали вполне себе допустимым травить воду, продовольствие и распространять среди врагов всяко-разные неизлечимые болезни. Например, султан Египта из числа мамелюков, сражаясь с армией Людовика Святого6, практиковал отравление провизии. У принца Ричарда Корнуоллского7 в 1240 году на Востоке перетравили половину армии.

Если чего и боялись крестоносцы в своих взаимоотношениях с Константинополем, Восточной Римской империей (Византией – в современной западной историографии)8 или с арабами и персами, так это широкой практики применения ядов как во внутренних разборках, так и в борьбе с нашествиями рыцарей по пути на Ближний Восток к Гробу Господню.

Коварство Константинополя (Царьграда) стало синонимом политики императоров Восточной Римской империи. И все это объяснялось тем, что коварство на Востоке дополняло силу. Причём иудеи в древности считались самыми коварными, ибо они первыми стали использовать яды, которые не действовали на них, но убивали чужих.

Практика оставлять наступающему врагу отравленное вино была распространена повсеместно. Дошло до того, что некоторые провинции Восточной Римской империи (Ромея) даже платили императору дань ядами.

Так что на любую силу есть ответ.

Загрузка...