На Дальний Восток можно попасть несколькими путями. Все они будут рассмотрены в этой книге. Аналогично путям попадания можно и выбраться обратно, только движение нужно осуществить в обратную сторону.
Исторически россияне попадали из Западной России в Сибирь и на ДВ комбинированным, пеше-водным путём. До Бурятии (она в древности называлась Даурия) ещё какие-то сухопутные участки были, дальше на восток – реки были основными транспортными артериями в XVII – XVIII веках. Сибирский тракт протянулся постепенно до Кяхты и Нерчинска. Грузы и людей возили из Одессы во Владивосток и на Камчатку морскими судами вокруг Евразии; плавали суда по Амуру, Колыме и Лене. С постройкой Транссибирской ж. д. магистрали основной поток грузов и людей на ДВ стал поступать по ней. В наше время люди попадают на Дальний Восток самолётом, поездом, реже – на своей машине и Западной России, кораблём из Кореи или Японии, ещё реже – на автобусе, на велосипеде, пешком.
Водные пути, соединяющие почти всю Россию в средние века, сейчас при дальних переездах из прочих регионов фактически неактуальны.
Быстрее всего попасть на Дальний Восток с помощью самолёта. Так и делают многие люди, имеющие малый запас времени. Радостно знать, что авиабилеты, в рублёвом исчислении, не очень-то подорожали за последние десять лет, а во многих направлениях даже подешевели. Из Москвы до Владивостока и Хабаровска долететь на самолёте, в не-пиковый сезон, ненамного дороже, чем доехать в плацкартном вагоне поезда. Но есть и грустная весть – в самый кочевой месяц, август, дешёвые билеты разбирают заранее, и остаются только дорогие.
Летают из Западной России на Дальний Восток традиционно – «Аэрофлот», «S7», «Россия», «Аврора» (дочка Аэрофлота) и некоторые другие авиакомпании.
В 2018 году стандартная цена перелёта в одну сторону из Москвы во Владивосток, Магадан, Хабаровск, Якутск, Петропавловск-Камчатский составляла 12500—15000 рублей, если брать билет заблаговременно. Перелёт туда-обратно стоил, в среднем, 22000—25000 рублей. Чуть более дешёвые билеты попадаются иногда в Хабаровск или без него (в районе 10000 рублей или чуть меньше). Распродажи авиабилетов с большой скидкой на Дальневосточном направлении бывают редко, хотя иногда в не-пиковый сезон и такое случается.
Кроме как из Москвы, можно полететь на ДВ из Новосибирска, это второй по важности пункт отправления, откуда регулярно летают самолёты и во Владивосток, и в Хабаровск, в Благовещенск, Якутск, Магадан и Петропавловск-Камчатский. Не думайте, что это дешевле, чем с Москвы: та же цена будет, тысяч пятнадцать летом, или десять-двенадцать зимой.
По некоторым дням недели есть авиарейсы во Владивосток и Хабаровск из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска. Цена на ближние рейсы такая же, как и с Москвы примерно (с Петербурга – несколько дороже).
Несколько дешевле, чем в другие регионы, можно прилететь в Читу и особенно в Улан-Удэ, куда относительно недавно начала летать дешёвая авиакомпания «Победа». При стандартной зимней цене Москва – Улан-Удэ около 5000—6000, летней – 10000 рублей, можно напасть на распродажи и случайно ухватить себе билет по смешной цене 500—3000 рублей в один конец, но, правда, без багажа.
В году есть пиковые периоды (июль-август и конец декабря-начало января), когда спрос на все билеты в России повышается, и человек, желающий взять билет из Москвы в Хабаровск или Владивосток на завтра, будет неприятно удивлён – 25, 35, даже 45 тысяч рублей в один конец. Та же горестная участь ждёт того, кто на Камчатку хочет полететь прямо завтра – если это августовское завтра, то 50 тысяч рублей в один конец может получиться, а может, и наоборот, 25 – всё зависит от спроса на билеты в данный момент!
Лоукостов типа «Победы» или «Air Asia» до 2018 года восточней Улан-Удэ не было, и сейчас нет. Уже много лет говорят о том, что Айр Азия начнёт летать во Владивосток – но не летает. Междальневосточные перелёты Хабаровск – Магадан, Хабаровск – Петропавловск-Камчатский обходились примерно в 10,000 рублей. Региональный авиаперевозчик «Аврора» (дочка «Аэрофлота»), пытаясь притвориться лоукостом, одно время (2017) рекламно предлагал билеты из Магадана в Петропавловск за 3000 рублей, но в нынешние времена их уже не наблюдается. Перелёты из облцентров в небольшие города Севера стоят обычно значительно дороже, чем полёты из Москвы в этот же облцентр.
Стоимость авиабилетов – довольно хитрая штука. Цена билета не зависит напрямую от расстояния. В одно и то же время года, например, из Петропавловска-Камчатского можно долететь до Москвы, скажем, за 12.000 рублей (6700 километров по прямой), а до села Никольского (Алеутские острова) – потребуется 25.000 в один конец (550 километров). Билеты из Якутска почти в любой райцентр Якутии стоят на уровне билетов до Москвы, и так далее. Попасть на север Камчатки стоит вообще 50.000, это опять же из Петропавловска, цена в любое время одна, но в августе ещё и не улетишь так запросто – билетов на месяц вперёд нету!
И дело тут не в расстоянии, а в количестве народу, что живёт в том или ином поселении. Чем больше город, тем крупнее аэропорт, тем длиннее взлётно-посадочная полоса, тем больше размер самолётов, которые прилетают в этот город. А чем крупнее самолёты, тем дешевле себестоимость авиаперевозок. А в маленькие городки летают маленькие самолётики или даже вертолётики, и себестоимость перевозок очень большая. И, тем более, в маленькие городки летает только одна авиакомпания-монополист, которая устанавливает свои монопольные цены – как правило, любые (если местные рейсы не дотирует администрация). Всё равно будут летать, по любой цене – да и мало кто летает за свои деньги, всё больше за казенный счёт, в отпуск или командировку… А в больших городах несколько авиакомпаний, из-за конкуренции цены могут быть ниже, и тем ниже, чем больше город, в который вы летите.
Важнейшие авиационные узлы региона – Хабаровск и Владивосток.
Хабаровск – для внутрироссийских рейсов Дальневосточного региона, самый большой город ДВ и транспортный узел. Лететь туда из Москвы прямее, чем, например, во Владивосток (который тоже большой город, почти как Хабаровск). Потому что из Москвы во Владивосток самолёты летят не напрямую, над Китаем, а кривым путём, по территории России, облетая Китай, и тратят больше горючего. Так что именно Хабаровск притягивает значительную часть авиарейсов на Дальнем Востоке.
Владивосток – полезней для рейсов международных, туда тоже кое-что летает, особенно в Азию: Токио, Осака, Сеул, Пусан, Пекин, Гонконг, Шанхай, Пхеньян (всё это от 10 тысяч рублей или подороже). Есть во Владивостоке и региональная авиация, по Приморскому краю (Дальнегорск, Кавалерово, Терней). В отличие от внурикамчатской авиации, внтуриприморские авиалинии не очень дорогие.
Но через Тихий Океан из российских городов Дальнего Востока не летает почти ничего. Нет прямых рейсов в США из Владивостока, Магадана, Хабаровска – всё только с пересадкой через Токио или Сеул. Редкие самолёты, позволяющие попасть с востока России в США беспосадочно, это рейсы Петропавловск-Камачатский – Анкоридж (авиакомпания «Якутия», цена летом 45—55 тыс руб в один конец, летают с июля до начала сентября) и ещё интересные рейсы, что принадлежат авиакомпании Bering Air и летают иногда из Анадыря или Провидения на Чукотке в аляскинский Ном.
Чартерные рейсы «Беринг Айр» раньше, до 2017 года, ходили по заказу клиентов (не ежедневно, может быть в неделю раз, не было стойкого расписания), авиакомпания продавала пустые места в этом маленьком самолётике, если заказчики чартера занимали не всё место. http://www.beringair.com/russian-travel/.
Перелёт через Тихий океан в самом узком месте Берингова пролива обходился пассажиру примерно во столько же, сколько перелёт Тихого Океана в широком месте с Владивостока через Пекин или Токио. В последние годы (2017—2018) поток пассажиров через Берингов пролив поиссяк из-за ухудшения международных отношений, и в момент написания путеводителя рейсы фактически не летали.
…Дальше – аэропорты Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Якутск, Чита и Улан-Удэ, туда можно прилететь с Москвы или Новосибирска. Также, из Москвы и Новосибирска летают самолёты напрямую в Мирный и в Нерюнгри (Якутия). Всё по обычной цене 10—15 тысяч рублей или выше.
Слабый аэропорт в Благовещенске. Туда летает всего несколько самолётов в день. И ещё непутёвый авиационный хаб – столица Чукотки, Анадырь. Ну ещё есть Биробиджан, в который не летает ничего.
Итак, города Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Якутск, Магадан, Чита, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский притягивают большое число самолётов из Москвы (ежедневно), и малое число – из Питера, Новосибирска, Иркутска, Екатеринбурга, Красноярска.
Летом ещё бывают прямые рейсы из этих городов на курорты в Краснодар и обратно. Самые дорогие авиабилеты – во второй половине августа, когда все готовы улететь за любые деньги к концу отпуска, каникул или ещё зачем-то. И всё лето довольно дорого, а также перед Новогодними и майскими праздниками. Более дешёвые авиабилеты – осенью и холодной весной. Тогда могут найтись самые необычные распродажи – о них надо заранее разыскивать предложения в Интернете.
Самолёт – не маршрутка: тут бывает, что один заранее купил билет по распродаже за 8 тыс.руб, а сосед – за 25 тыс.
Зимой есть, как правило, чартерные рейсы из этих городов в южные курортные места типа Таиланда, во Вьетнам, на остров Хайнань в Китае.
Что касается мелких городов Дальнего Востока – тех городов, в которых нет ста тысяч жителей – авиабилеты туда весьма дороги. Из Москвы в Певек и обратно можно слетать, но это будет втрое дороже, чем из Москвы в Хабаровск. В Анадырь тоже дороговато. В совсем маленькие городки северо-востока нужно лететь с пересадкой через областной центр. Внутренняя региональная авиация в Якутии и на Камчатке очень дорогая, на Чукотке и в Приморском крае – дотируется, и от этого дешевле.
Если хотите улететь условно дёшево, озаботьтесь билетами заранее. Билеты за 12—15 тыщ есть почти всегда, кроме пиковых периодов, которые лучше приобретать за пару месяцев – хотя и на завтра бывает, в холодные месяцы. Если нужна заброска куда-то на крайний север, можно уже за полгода начинать следить за ценами и брать билет – самолёты там маленькие, редко бывает что-то со скидкой, разве что для пенсионеров иногда выкидывают ограниченное число билетов по льготной стоимости, внутри Якутии, например.
Билетов по тысяче рублей или по $50 или около того в направлении Дальнего Востока, кроме Улан-Удэ, не бывает и давно уже не было. Только на Улан-Удэ можно при везении или настойчивости найти дешёвый билет из Москвы.
Так вот, с самолётами, вроде, всё понятно.
Не все города Дальнего Востока снабжены железной дорогой, а только южные. Стальную магистраль на Якутск, замышлявшуюся ещё при царизме, строят уже тридцать лет, но пассажирских поездов на Якутск всё ещё нет (в эпоху 2008—2018 годов пассажирское сообщение было только до полпути, до Томмота). Железные дороги в Анадырь и в Америку, в Магадан, Корякию и на Камчатку, когда-то анонсированные нашими руководителями, не будут построены никогда, до конца нашей жизни. На Сахалине существует изолированная ж.д.система, не соединённая с материком; есть проекты по пересечению Татарского пролива тоннелем или мостом, но в ближайшее десятилетие тут ничего не будет построено. В результате, из областных центров ДВ, с ж.д.системой основной России соединены только Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Биробиджан, Хабаровск и Владивосток.
Плацкартный билет из Европейской России на Дальний Восток, как правило, выходит дешевле самолётного билета, если не считать стоимости самого времени, которая у читателей индивидуальна и с годами, как правило, растёт. Зимой цена билет существенно ниже; разница примерно вдвое. Летом в августе стоимость плацкартного билета почти достигает цены самолётного, купленного заранее (ну а если брать авиабилет перед отлётом, то в августе он может оказаться несусветно дорог). Но само время у трудящихся становится всё дороже, и вот всё больший процент людей из Москвы и Петербурга добирается на Дальний Восток самолётом. Поезд РЖД удобен тем, кто едет не с самой Москвы, а с какого-то другого промежуточного пункта, откуда прямых авиарейсов на Дальний Восток нет. Также, если вам нужно закинуться не в сам Хабаровск или Владивосток, а в какой-то промежуточный пункт. Также, если у вас много времени или много вещей, которые не влезают в самолётный багаж, и вы их почему-то не хотите отправлять отдельно от себя грузовой компанией. Также, если вы просто любите поезда.
Жителю Нижнего Новгорода, желающему переселиться в Шимановск Амурской области, имеет смысл поехать поездом. А вот москвичу или питерцу, получившему двухнедельный отпуск и мечтающему посмотреть Приморье, наоборот, следует лететь на самолёте, иначе весь отпуск туда-сюда на поезде и прокатается.
С течением десятилетий, с развитием авиаперевозок, процент людей, едущих из Европейской России на Дальний Восток поездами супердальнего следования, уменьшается.
Поездов, соединяющих Центральную Россию с Дальним Востоком, имеется всего несколько – пересчитать по пальцам. Мы сейчас перечислим их все с описанием их сущности. Покупать билеты лучше всего не в кассах, а зарегистрироваться на сайте РЖД и брать билеты по Интернету самостоятельно, без очередей – цена будет такая же, но вы можете внимательно посмотреть все поезда, билеты и выбрать то, что вам нужно, а не то, что вам подсунет кассир, зачастую спешащая и не очень компетентная тётечка, обычно не заинтересованная в том, чтобы продать более дешёвый билет, а лишь в том, чтобы скорей избавиться от клиента, всунув ему билет с бельём и страховку впридачу.
Но нужно сделать несколько замечаний о сущности российских железных дорог и о тарификации проезда в поездах. Отметим несколько важных вещей:
Во-первых, помните, что цены на российские поезда зависят от даты отправления поезда. Каждый год ОАО «РЖД» вывешивает график «гибкой тарификации» цен на билеты. Этот график меняется из года в год, но в главном схож: в период наибольшей наполненности поездов билеты дороже, а в периоды, когда людей ездит мало, билеты дешевле. Самые дорогие билеты РЖД – 29—30 декабря (перед новогодними праздниками), 29—30 апреля (перед майскими праздниками) и в течение второй половины июля и всего августа. В такие дни они стоят, как правило, 120—130% от «базовой цены». Самыми дешёвыми оказываются, обычно, билеты в холодные периоды года – в октябре-ноябре и в феврале-марте – 80—90% «базовой» стоимости.
Для плацкартных мест имеет значение лишь дата отправления поезда, а покупать билеты на неё можно в любой день, сейчас даже за 90 суток. Купейные выгоднее брать заранее.
Во-вторых, цена на проезд на поезде, примерно линейно изменяющаяся на расстояниях от 300 до 4000 км, становится относительно дешёвой на большом расстоянии (свыше 4500 км). Так, если проезд от Москвы до Тайшета (4600 км) на каком-то поезде стоит, например, 6000 рублей, – то от Москвы до Владивостока (9300 км, вдвое дальше) – будет 9000 рублей. Так что далеко ехать выгодно по деньгам (если время условно бесконечно). Выгодней, чем брать два билета по полдороги.
В-третьих – знайте, что в холодные непиковые периоды года РЖД нередко устраивает приятные скидки для короткотелых пассажиров, способных ехать в плацкарте на верхних боковых полках или же в последнем купе возле туалета. Скидки на такие места бывают аж 40%, что даёт стоимость проезда от Москвы до Владивостока 5000—6000 рублей (цены 2018 года; в апреле было 5800, в октябре даже 4800). Также бывают скидки на верхние места купейных вагонов, когда они продаются по цене обычного нескидочного плацкарта. Место №34 получше, место №36 хуже – постоянно хлопает по ногам дверь туалета; самое неудачное место – №38 (но оно чаще и продаётся со скидкой).
В-четвёртых, помните, что стоимость проезда в «фирменном» поезде может составлять 120—200% от «нефирменного», при этом у каждого поезда свой коэффициент, снаружи никак не видимый. Одно и то же расстояние Киров – Пермь или Владивосток – Хабаровск можно проехать по самой разной стоимости. Однако, цену всех поездов можно проверить заранее на сайте РЖД.
В-пятых, если при покупке плацкартного билета отказаться от белья, то на каждом билете экономится примерно 200 руб (цена постели в 2024). Если у вас есть спальный мешок, то за двадцать поездок на поезде вы экономите около20000 рублей. В купе и СВ от белья невозможно отказаться.
В-шестых, можно учесть, что купейные билеты имеют сейчас гибкую тарификацию, в зависимости от спроса на них. В самом начале продаж, а также тогда, когда никто ехать не хочет, стоимость проезда на купейном месте может быть равна плацкартной или даже быть чуть ниже её (купе с обязательным бельём стоит столько же, сколько плацкарт без белья). И наоборот, при повышенном спросе возникает чрезмерное удорожание купейного койко-места, вдвое от нижней цены или даже ещё выше.
РЖД-бонус. Зарегистрируйтесь на сайте www.rzd-bonus.ru, если вы ездите чаще, чем раз в год, и будете за поездки получать «Бонусы» (по 1 бонусу за 3,3 рубля, потраченных на сайте РЖД). Бонусы будут очень медленно накапливаться, но в итоге за 7000 бонусов вы сможете получить один бонусный билет на своё имя в купейный вагон на 1250 км (плацкартный нельзя); за 4000 бонусов – на 500 км, за 12000 бонусов – на 2500 км. Бонусный билет почти бесплатный, но за бельё около 200 рублей нужно отдать в обязательном порядке.
То есть, потративши на РЖД примерно 24.000 рублей, вы сможете забрать себе один бонусный билет на расстояние от 501 до 1250 км, оплатив только постель за 200 рублей. Выгодней всего брать такой билет летом, в июле или августе, когда за деньги покупать билеты дорого (любой плацкарт будет вдвое дороже, чем скидочный верхний боковой зимою) и на расстояние, близкое к максимальному 1250 км. Брать бонусный билет на другого человека нельзя, или же какая-то сложная процедура нужна, не понятная сразу.
На Транссибирской линии нет нигде дальних общих вагонов. Нет общего вагона из Москвы во Владивосток и даже из Читы в Благовещенск. Хотя и можно представить себе комбинацию общих вагонов, сидячих поездов и электричек, взятых на всё расстояние от Москвы до Владивостока, но эта комбинация из пятнадцати билетов была бы значительно дороже, чем один прямой билет в плацкартный вагон Москва – Владивосток. Кроме того, ехать на этих поездах на перекладных будет очень долго, а на пригородных и рабочих поездах – аж целый месяц, есть и некоторые пробелы, где нет никакого пригородного сообщения.
В качестве примера, примерная стоимость билета (2018 год) из Москвы до Владивостока (9300 км):
10,500 руб – летом в июле, нефирменный плацкарт
16,700 руб – в июле, фирменный плацкарт
19,200 руб – нефирменное купе, июль, покупка перед отправлением
21,700 руб – фирменное купе, покупка перед отправлением
66,900 руб – билет в вагон СВ
8,200 руб – осенью в сентябре, нефирменный плацкарт
4,800 руб – в ноябре верхнее боковое место.
Для сравнения сравним стоимости билета на расстояние, в 10 раз меньшее, от Владивостока до Биробиджана (940 км),
2,000 руб – летом в июле, нефирменный плацкарт
3,000 руб – летом в июле, фирменный плацкарт
4,000 руб – нефирменное купе, июль, цена зависит от наполненности
9,000 руб – билет в вагон СВ
1,600 руб – осенью в сентябре, нефирменный плацкарт
1,000 руб – в ноябре верхнее боковое место.
Номера поездов – числа, по которым можно определить сущность поезда. Поезда с маленькими номерами – самые крутые, скорые и дорогие; поезда №300—399 и №600—699 – пассажирские, более медленные и дешёвые – их довольно мало осталось на Руси; 6000-е – пригородные. Остальные подробности тоже даны отдельно.
На восток идут «чётные» поезда (например, №2 Москва – Владивосток), на запад – «нечётные» (№1 Владивосток – Москва). Соответственно, одно направление называется чётным, а другое – нечётным. На север, например, Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, направление тоже «нечётное»; иногда поезда меняют направления: поезд Владивосток – Советская Гавань идёт 1200 км до Комсомольска-на-Амуре под нечётным номером 351, в Комсомольске меняет номер на чётный 352 и едет в Советскую Гавань.
Обратно он поступает наоборот: выходит как 352, приходит как 351-й.
Перечень поездов.
Москва – Владивосток, №2/1. Самый известный поезд на этом направлении, скорый фирменный поезд «Россия» ходит через день, и за шесть суток доходит от Москвы до Владивостока. Он идёт с Ярославского вокзала Москвы и следует через Владимир, Ниж. Новгород, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Хабаровск, 9258 км.
В нём, в основном, купейные фирменные вагоны, а также вагоны «Люкс» и «СВ». Но бывает, что прицепляют и обычный нефирменный плацкарт. Самый известный поезд страны используют, как правило, разные льготники и госработники, которым их работодатель оплачивает раз в год любой билет в любую точку России; также ездят в нём и некоторые иностранцы, падкие до экзотики. Как обычным транспортом «Россией» пользуются редко – имея деньги, быстрее и дешевле полететь самолётом.
Любители железных дорог могут посмотреть специальный сайт, посвящённый этому маршруту. Там не только описание поезда и маршрута, но и фотографии и расписания прошлых лет. Сайт называется «„Россия“ – главный поезд страны» – www.glavpoezdrus.ru.
Поезд отправляется из Москвы около девяти вечера, и, проведя в пути чуть больше шести суток, приходит во Владивосток в шесть утра по местному времени. Обратно из Владивостока выезжает около десяти вечера по местному времени и приходит в Москву днём шесть суток спустя.
За последние тридцать лет поезд «Россия» ускорился на один день; тридцать лет назад он проходил свой путь не за 6, а за 7 суток, и следовал через Ярославль. Езда в дальнем поезде не так страшна, как кажется некоторым – едешь себе и едешь, выходишь на остановках, а за дополнительную плату 150 рублей в почти каждом дальнем поезде (включая, конечно, и Москва – Владивосток) можно сходить и в душ прямо по пути.
Новосибирск – Владивосток, №8/7. Этот поезд ходит также через день, по расписанию «России», но по другим дням. Содержит в основном купейные вагоны, но не такие дорогие, как в «России», и немного плацкартных. За четверо суток доезжает от Новосибирска до Владивостока стандартным путём через Иркутск, Читу, Сковородино.
Имеется и более дешёвый нефирменный поезд №100/099 Москва – Владивосток. Он идёт чуть дольше, чем «Россия», и является основной недорогой развозкой граждан по всему Транссибирскому маршруту. Ходит каждый день круглый год, с Ярославского вокзала Москвы через Ярославль, Кострому, Галич, Киров, Новосибирск. Это 9301 км.
К нему же – прицепные вагоны до Благовещенска и Хабаровска.
Москва – Северобайкальск – Тында – Нерюнгри, №76/75. Ходит через день, предназначен для жителей Тынды, Нерюнгри, а также западной половины БАМа и для гостей тех мест, потому что проходит по всему Западному БАМу. Нефирменный. Чистый, хороший. К нему бывает прицепной купейный вагон из Москвы, следующий в Якутию до Томмота – ходит раз в 8 дней.
Поезд 70 / 69 Москва – Чита. Исчез поезд Москва – Благовещенск, вместо него все функции выполняет довольно потёртый уже поезд 070 Москва – Чита. Регулярный, круглогодичный поезд среднего качества, в пути четверо суток. К нему цепляют вагоны до Благовещенска.
Кисловодск – Тында, №98/97. Идёт через Северобайкальск, Омск, Петропавловск (Казахстан), Курган, Челябинск, Уфу, Самару, Пензу, Лиски, Ростов, Армавир, Минводы – два раза в неделю, круглый год. Прицепные вагоны до Адлера. Это удобный, недорогой, но медленный вариант для того, чтобы жителям Казахстана добраться в столицу БАМа (с пересадкой в Петропавловска) или из Поволжья сделать такое попадание.
Новокузнецк – Владивосток, №208/207. Летний поезд, следует через день, нефирменный. Много остановок по всему Транссибу от Владивостока до Красноярска, потом Яя, Тайга, Юрга, Белово, Прокопьевск, Новокузнецк.
Москва – Улан-Удэ, №82/81. Регулярный, круглогодичный хороший поезд. В пути трое суток и 17 часов. Ходит через день.
Чита – Благовещенск, №392/391, единственный поезд с сидячим вагоном – замена «Бичевозам», который соединяет Читинскую и Амурскую область. За полтора суток и 1800 рублей (летняя цена) он перевезёт гражданина любого из столицы Забайкалья в столицу Приамурья, но не каждому человеку будет приятно в нём ехать столь долго со всеми остановками. Разница в цене между бичевозом и обычным поездом не очень велика, например в августе 2018 получалось вот что:
Чита – Белогорск на п.392 – 1743 рубля сидячий, 2840 плацкарт,
Этот же маршрут на п.208 – 3091 рубль плацкарт,
Этот же маршрут на п.100 – 3237 рубля плацкарт.
Поезд может пригодиться только зимой тем автостопщикам, которые застряли на участке Чита – Хабаровск, или Якутск – Хабаровск, холодно ночью и темно, машины кончились, а спать где-то надо. Поезд проходит Сковородино в 18.10, Большой Невер в 18.36, Магдагачи в 22.11 (время местное). В обратную сторону поезд проходит в 19.40 Белогорск, в 22.31 Шимановск, в 22.35 следующего дня – Чернышевск. Прочие промежуточные пункты проверите и уточните сами.
Для полноты картины добавим местные поезда: идущий кружным путём Улан-Удэ – Иркутск – Тайшет – Северобайкальск, а также Иркутск – Забайкальск и Иркутск – Наушки – Улан-Батор. Составитель книги, А. Кротов, проехал во всех поездах, указанных в книге.
Вот собственно и всё. Билеты на поезда в России сейчас уже (2018) продаются за 90 дней. Если вы хотите ехать в августе, то постарайтесь купить билеты заранее, а то останутся только одни дорогие, фирменные, купейные. В остальные периоды года тоже стоит обилетиться заранее, дней за десять.
За последнее десятилетие, прошедшее с момента подготовки и написания предыдущего выпуска книги, Транссиб понёс трагическую утрату – отменён уникальный длинный поезд Харьков – Владивосток с прицепными вагонами Киев – Владивосток. Пострадал и поезд Пенза – Владивосток, исчезли вагоны с Самары и Уфы (максимум теперь на том направлении – вагоны Челябинск – Владивосток). Прицепные вагоны Москва – СовГавань, что ранее следовали через Хабаровск с поездом 044, исчезли вместе с самим поездом 044 Москва – Хабаровск; до Комсомольска-на-Амуре сейчас тоже только с пересадкой. Дешёвый поезд 352 Москва – Благовещенск тоже исчез, остались только прицепные вагоны к нему, присоединяемые к читинскому грустному поезду.
Существуют прицепные вагоны в якутский город Томмот. Эти вагоны (дорогие) есть: из Хабаровска – раз в 4 дня, из Москвы – раз в 8 дней, из Благовещенска через день, из Тынды – ежедневно. Дешевле доехать до Нерюнгри на обычном скором, и потом проехать от Нерюнгрей до Томмота на особом поезде, который принадлежит особой компании «Железные дороги Якутии» и содержит купейный, плацкартный и общий вагоны, цена билетов в который не зависит от времени года, в отличие от билетов РЖД.
Любителям железнодорожной экзотики нужно знать, что по Транссибу до сих пор (2018) циркулирует прямой беспересадочный вагон Москва – Уссурийск – Пхеньян (Северная Корея), принадлежащий Северокорейским железным дорогам. Вагон ходит один или два раза в неделю по спецграфику, едут в нём северокорейцы и тысячи их коробок и тюков, в обычной кассе купить билет на него нельзя, только в международной, до КНДР.
Местные локальные поезда, соединяющие города Дальнего Востока между собой, описаны отдельно в особом разделе книги.
Также нужно помнить, что всё изменяется, и текущее состояние и маршруты поездов полезно уточнить перед поездкой на сайте РЖД или на известном росисйском сайте "Маршруты.ру" (https://www.marshruty.ru). Сайт Маршруты.ру найдёт разные варианты, структурирует их по надёжности, по скорости и по цене, по времени отправления или прибытия.
Раньше все билеты и расписания железных дорог, даже для Дальнего Востока, указывались по московскому времени. Сейчас, с 1 августа 2018, указывается только местное время – и на сайтах, и на вокзальных расписаниях, и в самих билетах. Имейте ввиду.
Эта дорога особых трудностей не представляет. Всегда в последние сорок лет была проходима и на обычной устойчивой машине, и автостопом. В 1997 году, с постройкой прямой асфальтовой трассы между Омском и Новосибирском, движение упростилось и ускорилось, а в 2016—17 годах были заасфальтированы последние, остававшиеся гравийными, пыльные участки на границе Красноярского края и Иркутской области. Теперь даже самая простая легковушка доедет с Москвы до Читы, да что там – даже Blablacar (предложения попутного платного извоза) по этому маршруту бывают!
Тысячи людей издревле искали наземные пути на российский Дальний Восток, но находили их только водными или зимними. В летнее время путь в Сибирь занимал долгое время, первопроходцы два-три года тащились только до Якутска, потом дальше ещё годами. Постройка Транссиба улучшила дело, сделав возможным быстрый наземный сухопутный путь. Но автодороги по-прежнему не было, и в бывшем СССР автодороги в атласе кончались в Чернышевске Читинской обл. (Дальше после 1000-километрового разрыва дороги начинались уже в Амурской области). Достижение анонима побил лишь учитель всех автостопщиков А. Воров, просочившийся по ухудшенным дорогам до Зилово (следующий городок после Чернышевска) и пересевший там на ж.д. в далёком 1982.
Миллионы людей хоть раз мечтали отыскать автодорогу во Владивосток, но успеха они не достигали. И на велосипеде мечтали отыскать хоть тропинку, но и её не было. И только самый заслуженный велопутешественник Г. Гончаров тащился в обнимку с велосипедом по рельсам Транссиба, уворачиваясь от проходящих товарняков. А для машин были только зимники, по которым, начиная с 1993 года, с востока на запад, устремлялись многие перегонщики японских иномарок. По льду замёрзших рек, борясь с полыньями, бездорожьем, милиционерами и бандитами, они проникали в Центральную Россию, а навстречу им двигался слабейший в десять раз поток перегонных «Уазиков» на Якутию. Великий российский зимник действовал с января по март, а в другое время года машины проезжали от Чернышевска до Шимановска или Сковородино по железной дороге в сетчатых вагонах.
В 1996 году мудрецы автостопа отправились на восток, ища путь дальше Чернышевска; Антон Кротов и Андрей Винокуров добрались по автодороге до Зилово, и дальше пересели на локомотивы; Андрей Пожидаев продрался до Могочи, применяя автомобили, трактора и даже моторную лодку. Дальше он также пересел на локомотивы. До 1999 года в летнее время так этот участок и преодолевался автостопщиками – локомотивы, пригородные поезда с бич-вагоном, товарняки.
Дорога всё-таки постепенно строилась. Сперва соединилась с миром трасса Сковородино – Невер – Якутск, грунтовкой на восток. Всё возрастающий поток перегонщиков японских иномарок искал разные обходные тропы. В 2000 году, наконец, стало возможным и летнее наземное прохождение по обходным грунтовкам, и началось масштабное автодорожное строительство, которое наконец завершилось около 2010 года.
Транспортные министры и Путин открыли эту дорогу Хабаровск – Чита. Она называется «федералка», и в данный момент вся асфальтированная. На этой дороге ещё в бытность её грунтовой сразу возникли редкие кафе, основными клиентами которых были перегонщики японских машин, везущие их за 5—7 тысяч километров на запад. В 2009 году поток перегонщиков поиссяк (уменьшился в несколько раз), в связи с введением новых пошлин на иномарки. Но даже в самом глухом месте, на границе Забайкальского края и Амурской области, по дороге проходит несколько машин в час как в одну, так и в другую сторону, и легковушки, и большие фуры; автор этих строк, А. Кротов, проехал эту дорогу автостопом дважды – в 2009 и в 2018 годах; неоднократно проехал эту дорогу и соавтор, Алексей Кулешов.
Так что проехать из Москвы до Владивостока или обратно на своей машине или автостопом сейчас возможно, и скорость будет обычная, не сниженная. Хотя места глухие, безлюдные, но дорога приличная, и тем, кто едет автостопом, есть шанс поймать машину сразу на дальнее расстояние. Тем, кто на машине, заправляться следует по максимуму – хотя и примерно каждые 100 км есть заправка, но они небольшие, и какая-то может быть закрыта, где-то может не оказаться бензина. Мобильная связь действует, но не по всему протяжении трассы.
Качество асфальта вполне приемлемое, хотя на части дороги имеют место так называемые «Амурские волны» – волнообразные искажения асфальта, поминаемые водителями фур всякими нехорошими словами.
Трасса Невер – Тында – Нерюнгри – Нижний Бестях (Якутск)
Федеральная дорога Невер – Тында – Якутск идёт на север от Невера (городок в районе Сковородино), начинаясь большой новой развязкой, единственной в тех местах. Там ещё стоит редкий указатель «Магадан 3133 км». Приятно такую цифру увидеть, а проехать – ещё приятней.
От Невера, более 1000 км, через Тынду и Нерюнгри до самого Нижнего Бестяха, идёт не очень хорошая дорога – то грунтовка, то разбитый асфальт, то нормальный асфальт. Местами дорога строится. По состоянию на 2018 год, по наблюдениям, было 65% асфальта и 35% грунтовки, но так как по грунтовке едется медленней, если вы движетесь на грузовике, то половину времени едете по грунтовке, половину времени – по асфальту.
В Нижнем Бестяхе – паромная переправа через реку Лену на Якутск. Есть также переправа в Качикатцах. Зимой переезд по льду. В период с 15 апреля по 15 мая (даты примерные, зависят от температуры и состояния льда) и с 15 ноября по 15 декабря (даты примерные) переправа на машине через Лену официально запрещена. В это время пассажиров возят в дневное время на небольших 10-местных судах с воздушной подушке «Хивус», собирая с них за это по 1000 рублей (в сложный период, близкий к ледоходу или ледоставу, 2000). Есть также рисковые водители, которые под покровом ночи, скрываясь от ГАИшников, переезжают Лену по тающему льду по полколеса в воде. Но в любом случае, в период межсезонья поток пассажиров и грузов на Якутск снижается, всё стараются завезти или зимой, или уже летом через паром.
Трасса пыльная, зимой – холодная, но менее пыльная, поток машин довольно большой (сопоставим с Владивостокской трассой, несколько машин в час). Автостопом можно проехать за пару-тройку дней.
Есть шансы, что трассу починят в ближайшие годы1. Но мост через Лену, ожидаемый уже поколениями людей, пока не строится.
Автостопом от Невера до Якутска – дня три езды. Если вы поймаете гружёную фуру, то скорее три дня, потому что фуры идут с перегрузом и медленно поднимаются на якутские перевалы. Легковушками можно проскочить и быстрее: джип с опытным водителем доедет и за сутки.
Колымская трасса. Нижний Бестях – Хандыга – Усть-Нера – Сусуман – Магадан с одним паромным перевозом через Алдан в 30 км не доезжая Хандыги (зимой – по льду). Сейчас трасса является круглогодичной, проходится на почти любой машине или автостопом почти в любое время года, кроме периода межсезонья (10 апреля – 15 мая примерно и похожий месяц в ноябре-декабре). В межсезонье машины не возят, для пассажиров работает переправа на «Хивусах» по завышенным ценам, порядка 2000 руб с человека! Сторговаться дёшево – почти нереально.
Подробней о Колымской трассе рассказано ближе к концу книги, в разделе «Магаданская область» – её подробно описывает Константин Каськаев.
Автотрассы на Камчатку не существует. Даже зимника туда нет, а возможность проехать туда наземным путём не раскрыта. В 2009 году команда джипов из камчатского клуба «Квадратное колесо» за 100 дней проехали из ППК через Оссору, Тиличики, Каменское, Магадан до Владивостока (в марте-апреле-мае). Но повторить их подвиг не каждому удастся: у них была помощь администрации и даже заброски топлива и запчастей при помощи вездехода и самолёта. Грузы на Камчатку возят морем.
Зимник на Чукотку существует, но в основном в Певек, не в Анадырь. В январе-марте есть возможность проехать из Якутска по льду замёрзших рек и по зимникам через Усть-Неру, Зырянку, Черский на Певек и Мыс Шмидта. Этот маршрут проделал автостопом ещё в 1992 году А. Воров (Петербургская Лига Автостопа) с тремя товарищами. В нынешнюю эпоху на Чукотку по кто только не ездил, это уже не уникальное достижение, а повторяющееся почти каждый год.
В принципе, на каждой точке маршрута есть регулярное движение машин (каждую неделю проходит хотя бы несколько). Нужно быть готовым к морозам (до -55) и парудневному отсутствию машин. Что же касается поездки туда на своей машине, то здесь предпочтительна машина марки «Урал» или КамАЗ-вездеход. В принципе, при хорошей погоде малоснежной в марте можно доехать на УАЗике или на джипе.
Для автостопа на Чукотку лучший сезон – март. При хорошей погоде можно добраться с Якутска до Певека без больших задержек, мы бы выделили на это в нашу эпоху – дней двенадцать, но нужно хорошее снаряжение, обувь, терпение, везение (чтоб не было пурги, которая может остановить всё движение по зимней дороге). Подробней о летнем пути на Чукотку рассказывается в главе «Чукотка»ю
А вот добраться до Анадыря или Провидения, тем более до Уэлена по зимнику можно не каждый год. Далеко не всегда туда прокладывают зимнюю дорогу, и хотя автопутешественники-экстремалы почти каждый год планируют путешествия туда, реально до Уэлена на машинах доезжают далеко не каждый год, большинство из таких машин застряёт ещё в сотнях километров до этих мест.
Заправки. Если внутри населённых регионов Дальнего Востока заправок достаточно, – то на трассе Чита-Хабаровск или Невер-Якутск они встречаются реже. На Колымской трассе полезно иметь с собой запас топлива хотя бы на 500 км (есть у водителей-дальнобойщиков такое изобретение – «колымбак». Это когда часть кузова отводится под запас топлива, его там может быть и тонна.) Такой же запас топлива, на случай всяких НЗ, нужно брать и в путешествие по зимникам. А лучше больше. Лучше взять побольше топлива с Большой Земли, камазисты везут с собой даже тонну. В микрогородках Севера, если и заправитесь, то по завышенной цене.
Двадцать лет назад было нормальным явлением – обменять у местных народностей водку на украденную ими солярку. Сейчас это практикуется реже.
На Камчатку с Большой Земли вообще на своей машине не езжайте, потому что объём необходимого топлива превышает все разумные пределы, а стоимость такого путешествия и последующего возвращения превысит стоимость самой машины.
Автобусов из Москвы и Европейской России ни на Байкал, ни в Приморский край нет. Да и долго, муторно было бы ехать в таком автобусе. Но хотя и нет прямых автобусов из Москвы и Европейской части России на Дальний Восток, но существует теоретическая возможность доехать, например, из Москвы (или с Питера, Самары, Челябинска) до, например, Иркутска, Читы или даже Владивостока на автобусе или маршрутке всего с одной пересадкой. Однако эта пересадка будет в киргизском Оше или таджикском Худжанде. Суть в том, что многие жители этих южных республик ездят в большие города России на заработки на автобусах (в них, как правило, едет по 70-80-100 человек) и так же на автобусах возвращаются обратно. Идут эти автобусы довольно медленно, часто ломаются, а на границах и постах поджидают, пока половина пассажиров пешком обойдёт пост и присоединится к транспорту после опасного места. Гражданину РФ, имеющему паспорт, такая поездка ничем не грозит, за исключением потери времени.
Стоимость проезда по маршруту Москва-Бишкек-Чита-Владивосток будет примерно равна стоимости проезда на пассажирском поезде летом или на самолёте. По времени займёт дней двадцать…
Сверхдальние маршрутки из Кыргызстана Ош – Владивосток, Ош – Хабаровск, рекламировавшиеся ранее, в эпоху 2007 года, в данный момент (2018) вновь обнаруживаются. Эти уникальные дальние рейсы длительностью до 14 дней перевозят из Средней Азии тружеников (проезд 10,000 рублей) и грузы (по 80 рублей за килограмм). Найти координаты перевозчиков можно на рынках или возле мечетей в Хабаровске и Владивостоке. Можно там поискать и самих водителей. Рейс в 8500 километров будет не очень комфортабелен, так что не следует так ехать – информацию об этом мы даём только для общего знания.
Кроме этих специфических рейсов, на Дальний Восток нормальных прямых автобусов нет. Есть пассажирские автобусы Чита-Могоча (трижды в день) и один дневной автобусный рейс Чита – Могоча – Амазар. А из Благовещенска самый дальний рейс на запад – Ерофей Павлович. Из Хабаровска есть автобусы на Биробиджан, на Благовещенск. А также на Владивосток (это – 750 км, 2400 руб на 2018 год).
Есть небольшая вероятность проехать из центральной России до Амурской области автостопом на перегонных ПАЗиках, или на перегонных вахтовках, они иногда бывают – можете застопить их случайно.
В целом, ехать на пассажирском автобусе на большие расстояния (более 1000 км) в России дорого, медленно, некомфортабельно и малоэффективно. Поезд (где он есть) – уютней, теплее, дешевле, там есть и туалет, и кипяток, и полежать можно.
На Дальнем Востоке автобусы дороговаты – в 2018 году они стоили от 3,0 до 4,0 рублей за километр в Приморском крае; Бурятия была по 2,8—3 рубля за километр, немного дешевле почему-то Читинская область.
По грунтовкам проезд дороже. На Камчатке и Сахалине около 4 рублей за километр, маршрутки около 5 руб/км. В Якутии вообще мало дальних междугородних автобусов, рейсов Алдан – Бестях, Нерюнгри – Якутск нет, всё вытеснили таксисты, набирающие в машину, джип или УАЗик по нескольку человек и везущие по завышенной цене (около 5 рублей за километр!) Есть такие таксисты и нелегальные маршрутки и по Колымской трассе, цены очень высокие, люди платят по 6—7 тысяч рублей, например, из Якутска в Усть-Неру.
Есть автобусы из Владивостока в Китай и обратно (Суньфуньхэ, Муданьцзянь, Хунчунь), некоторыми ведают туристические фирмы. Был ранее самый дальний рейсовый – из города Харбин (почти ежедневно). Все автобусы, переезжающие границу, стоят на 1000 рублей дороже, чем по одной стране на то же расстояние. Даже короткие приграничные автобусы, проезжающие всего десяток километров, стоят более 1000 рублей – это их сговор с пограничниками. Есть далёкие чартерные автобусы в Китай от туристических фирм.
Сайт поиска платных попутчиков Blablacar.ru позволяет найти попутные машины практически по всем городам Южной части Дальнего Востока (Благовещенск, Чита, Хабаровск, Владивосток) и внутри каждого из регионов. Сейчас (2018) сайт Блаблакара стал платным для попутчиков, что уменьшит его популярность, но всё равно стоит его рассмотреть в некоторых случаях.
В Якутии и Магаданской области Блаблакара пока фактически нет. Сложно найти и машину между Читой и Хабаровском – летом предложения вываливаются не каждый день, а зимой – даже не каждую неделю.
Морские пассажирские пароходы исчезли почти везде в России. Хотя на картах СССР и России и нарисованы «морские пути» типа кораблей «Доброфлота» Одесса-Владивосток, Петербург – Владивосток, но по ним ничего не плавает уже сотню лет. Есть только паромы из Южной Кореи, и довольно дорогие (около 150 долларов с Южной Кореи до Владивостока) и какие-то редкие круизы в приграничную зону КНДР. И летом опять возник паром Корсаков – Вакканай, между Сахалином и северной оконечностью Японии, проезд на нём стоит более 120 долларов. Были годы, когда он вообще не ходил.
Пассажирских пароходов через Тихий Океан нет с давних пор. Нет и пассажирских судов на Магадан, Камчатку, Чукотку и вокруг них. Есть постоянно ходящий пассажирский паром Ванино – Холмск (на Сахалин), пароход на Курилы (с Южно-Сахалинска) и локальные рейсы из Владивостока на соседние острова – Попова и Рейнеке, паром на Славянку. Все они описаны в соответствующих разделах.
На некоторых направлениях внутри России можно и нужно вписаться на грузовое судно, только ходят они редко. На грузовые корабли в Австралию, США, Корею, Гонконг, Японию вас не возьмут, лучше и не беспокоиться.
Состоятельные капиталисты из дальних стран могут купить дорогой круиз с заходом во Владивосток или на Камчатку, Чукотку (бывают иногда и такие), но это не транспорт, а скорее вид удовольствия. Во Владивостоке можно видеть такие суда в определённые дни, 10—15 раз за лето, с них утром вываливаются сотни иностранных туристов, корейцев, японцев… а вечером они обратно уходят на пароход и он уплывает в море. Несколько раз в году круизные суда заходят и в Провидения на Чукотке, и в Петропавловск-Камчатский.
Есть внутреннее пассажирское сообщение внутри некоторых регионов по рекам (самые крупные из них – Лена и Амур), описано в соответствующих разделах. И ещё по северной части Берингова моря вдоль Чукотских берегов из Анадыря до Лаврентия и до Беринговского – с июля по сентябрь.
Севморпуть. Сотни лет люди искали Северный Морской путь, надеясь, что через него из Европы или Западной части России можно попасть в Китай, Корею, Индию. Поиски Севморпути привели к многим интересным результатам, например первое английское посольство попало к нам при Иване Грозном по ошибке – оно плыло Севморпутём в Китай, но застряло в Архангельске. Надёжное плавание по Севморпути стало возможным только в ХХ веке, с изобретением ледоколов. И на многих картах нарисованы морские пути «Мурманск – Владивосток», «Архангельск – Находка». Вроде и «близко», но реально по этому маршруту проходит совсем немного судов, не более нескольких в год: восточная Арктика снабжается с востока отдельно, западная – с запада отдельно. Все суда, которые проходят Севморпуть, не пассажирские, а грузовые, и чтобы пройти с ними с Дальнего Востока в Европейскую Россию или наоборот, нужно быть очень опытным и настойчивым мудрецом, как В.П.Несин, который впервые в истории вольных путешествий сделал это, выбравшись из Певека в Архангельск.
Период, когда что-то ходит по Севморпути – середина июля, август, сентябрь. Всё зависит от ледовой обстановки и многих факторов, которые не будем освещать в книге.
Случается летом или осенью, что водители, проезжающие по трассе на Владивосток, видят идущих пешком пилигримов, странников, путешественников, религиозных людей. Одни из них иногда подъезжают на попутных машинах, другие идут только пешком. Некоторые несут кресты и иконы; другие – флаги политических партий; третьи, обросши бородами, просто идут за мир во всём мире, против ядрёной войны или за экологию Сибири, против ввоза отходов и т.п.. Дорога из Центральной России до Дальнего Востока занимает, у быстрых ходоков, 8—9 месяцев. Некоторые растягивают путешествие на пару лет.
Из людей, про которых известно больше, можно упомянуть Илью Фролова (ВКонтакте: https://vk.com/ilia_frolov) с его пешим походом от Выборга до Владивостока (https://vk.com/vyborgvladivostok), которое заняло даже целых три лета – 2015—2017 (зимой он не передвигался). Есть даже на инвалидной коляске граждане, которые ехали во Владивосток с Запада России, раз в пару лет появляются такие герои.
Можно проехать и на велосипеде, что значительно быстрее – можно управиться и за четыре месяца, если нигде не зависать. Есть такие люди, которые едут не только во Владивосток, но и на Сахалин, и в Магадан, и в Пекин. Для этого нужно иметь достаточный запас времени. И палатку. Дров по дороге достаточно, ручьёв тоже, а вот магазинов может не встретиться целый день, километров пятьдесят на трассе может не быть ни кафешек, ни забегаловок. Полезно брать с собой горелку. С бензином проблем не будет, можно попросить у водителей, если закончился. Если вы на газе, то берите его про запас – потому что между Читой и Благовещенском есть участки, где трудно и негде купить газ и вообще что-либо.
Если глядеть на карту мира, то понятно, что средь зарубежных стран, на российский Дальний Восток можно попасть из Китая. Всего между Россией и Китаем существует более двадцати переходов, все они находятся на территории Дальнего Востока, от Забайкалья до Приморья.
Не все они являются международными – на многих из них пропускают только граждан России и Китая и называются «двусторонними»; а вот граждан, например, Украины или дальнего зарубежья отправят назад, на ближайший международный переход.
Для пересечения границы из России в Китай нужно, как правило, иметь китайскую визу. На некоторых основных переходах, бывает, что китайскую визу продают за $50—70 (только для граждан России). Но всё-таки постарайтесь ехать на границу с визой, потому что получение визы на границе не всегда надёжно – могут давать только пятидневные «челночные» визы, а могут и вообще не давать. Проверьте несколько раз у опытных людей или сделайте визу заранее в консульстве во Владивостоке, Хабаровске или в турфирме.
Ещё, для пересечения границы в ту или другую сторону, как правило, нужны деньги. Все переходы сданы в аренду некоторым ООО и ЗАО, которые «обслуживают» переход и принуждают каждого платить за переход границы. По соображениям «безопасности» переходить пешком в Китай нельзя нигде – всюду надо пересечь границу на транспорте, то есть доехать от российского до китайского КПП на машине, поезде, автобусе или пароме (зимой – на платном автобусе по льду). Принудительный платный переезд границы облегчит ваш кошелёк, как правило, на 1000 рублей – а где-то больше. Более дешёвый переход находится в Забайкальске – около 600 рублей. Впроситься автостопом в проезжающую машину можно, но не очень просто.
Погранпереходы, почти все, не круглосуточные, работают примерно с 9 до 18 часов по российскому или по китайскому времени. У них бывает обеденный перерыв, выходные дни, другие праздники. В праздник Основания КНР (начало октября) мелкие переходы почти наверняка будут закрыты целую неделю, могут закрыться даже основные переходы. Могут быть и другие причины закрытия границы – эпидемия свинского гриппа; эпидемия бюрократизма местных чиновников с той или другой стороны; «реконструкция» перехода.
Каждый россиянин имеет право вывезти из Китая 35 килограммов недорогих вещей в месяц. Всё, что вывозится свыше 35 кило, облагается налогом, довольно большим, или требуется взятка. Некоторые люди на Дальнем Востоке зарабатывают на том, что привозят из Китая всякие вещи и потом перепродают их. Это породило бизнес так называемых «помогаек», которые бесплатно ездят в Китай и обратно, раз в месяц, вывозя вещи «хозяев». С ростом курса юаня относительно рубля, челночный бизнес несколько уменьшился. Ведь юань стоил в 2003 году примерно 3,50 руб., сейчас (2018) – уже примерно 10 руб.
Итак, переходы.
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Все – речные.
1 = Благовещенск – Хэйхэ, каждый день (несколько раз) ходят пароходики. Зимой – автобус по льду. Мост в Благовещенске, уже много лет как запланированный и объявленный, строится, но ещё далёк (2018) от видимости завершения. Это основной переход.
2 = Джалинда (под Сковородино) – Мохэ.
3 = Ушаково (под Шимановском) – Хума.
4 = (юг от Благовещенска) Константиновка – Суньу.
5 = Поярково (под Завитинском) – Сунькэ.
ЕВРЕЙСКАЯ АО. Все – речные.
6 = Пашково (под Облучьем) – Цзяинь, длинный речной.
7 = Амурзет (на юго-западе ЕАО) – Лобэй, короткий речной.
8 = Нижнеленинское – Тунцзян, длинный речной, катер, паром через Амур. 2—3 рейса в день, воскресенье – выходной.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ. два речных.
9 = Хабаровск – Фуюань, длинный речной. Каждый день, без выходных, ходит 4—6 катеров, примерно по 40 мест в каждом. Билеты продаются в многочисленных вагончиках-турфирмах возле речного вокзала. Зимой закрыт.
Обратный переход Фуюань – Хабаровск: 360 юаней, на ракете (в пути 1ч 15 мин). Регистрация на вечерний рейс начинается в 15 часов по Пекинскому времени. В Хабаровск прибывает около десяти вечера.
10 = Покровка (рядом с Бикином) – Жаохэ, речной, двусторонний, паром через Уссури, зимой – по льду.
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ. 2 железнодорожных
11 = Гродеково (пос. Пограничный) – Суйфуньхэ, ежедневно, проезд от 7,6 швейц. франков (от 500 рублей);
12 = Камышовая (Хасанский район) – Хуньчунь (в провинции Цзилинь). Тут в эпоху 2018 года рейсовых пассажирских поездов не наблюдалось.
6 автомобильных.
13 = МАПП Пограничный (к западу от Уссурийска) – Суйфуньхэ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ. Это самый популярный в Приморье переход, обслуживающий тысячи пассажиров ежедневно! Переезд через границу платный, даром впроситься почти невозможно.
14 = МАПП Краскино (Хасанский район) – Хуньчунь (в провинции Цзилинь), МЕЖДУНАРОДНЫЙ.
15 = Полтавка (к западу от Уссурийска) – Дуннин, двусторонний.
16 = Турий Рог (возле оз. Ханка) – Мишань, двусторонний. Автобусы из Камень-Рыболова в Мишань.
17 = Марково (под Лесозаводском) – Хулинь, двусторонний.
Через каждый переход ежедневно (кроме выходных и праздников, а на основных международных переходах без выходных) устремлены большие толпы русских челноков, и, нередко, китайских людей (в меньшем количестве). Так что имеет смысл подходить не вечером, а утром, чтобы со всем разобраться и вовремя переехать на ту сторону.
Забайкальский край
18 = Главный переход, через который идёт основная часть грузов и пассажиров – Забайкальск (РФ) – Манчжурия (Китай). Круглосуточный, большой поток автобусов (платный проезд, рублей 600 через границу).
19 = Железнодорожный, там же. Поезд есть, стоит примерно столько же, но ходит один раз в сутки.
20 = Абагайтуй, в Забайкальском районе – двусторонний
21 = Олочи, Нерчинскозаводской район – двусторонний
22 = Староцурухайтуйский, Приаргунский район – двусторонний
Несколько автобусов каждое утро выходят из Владивостока, Уссурийска, Хабаровска и других основных дальневосточных городов и направляются в Китай (с некоторой задержкой на таможне), в города на китайской стороне границы, вплоть до Харбина.
В Читинской области тоже есть таковые. Особенно популярен дорогой через граничный автобус Манчжурия – Забайкальск.
Плюс существуют чартерные автобусы, заказанные турфирмами, для перевозки русских отдыхающих и туристов. Есть «челночные» автобусы, основная цель которых – возить груз через границу, прикрываясь пассажирами. В них поездка дешевле, чем в обычных (ищите объявления на сайте Farpost).
Железнодорожные перевозки людей с Владивостока и Хабаровска в Харбин выполнялись в прежние годы. Сейчас остались поезда Москва – Пекин, вагоны Чита – Пекин и некоторые другие, но идут они через Забайкальск.